Не оскорбить память невинно убиенных

Беседа с поэтом Юрием Кублановским

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Выставка «Соловки: Голгофа и воскресение», которая проходит в эти дни в Москве в храме Христа Спасителя, по замыслу организаторов, призвана не просто познакомить с историей всемирно известной обители, но и рассказать о том, как и чем она живет сегодня.

Так, 8 декабря 2010 года здесь прошла мемориальная акция – вечер памяти, где собрались родственники узников Соловецкого концлагеря, а также священники, писатели и историки, которые связали свою жизнь с Соловками.

Кульминацией встречи стала премьера документального фильма, в основу которого легли стихи известного поэта Юрия Кублановского. В свое время посещение «островов спасения» полностью перевернуло его мировоззрение и оказало влияние на все дальнейшее творчество. О том, какое место в душе каждого русского человека должна занять соловецкая святыня, Юрий Михайлович рассказал порталу Православие.Ru.

***

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 679 px. Размер файла 119644 b.
 Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
– Вы возвращались на Соловки в разные периоды своей жизни. Что же дали вам острова?

– Впервые я там оказался в 1971 году. Тогда для меня Соловки были некой абстракцией – я просто хотел разобраться в себе подальше от московской тусовки. Наверное, меня вел инстинкт, и, окончив учиться, я поехал туда, чтобы работать экскурсоводом.

И тогда я еще ничего не знал – это было до «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, до «Неугасимой лампады» Ширяева. Литературы о Соловецком концлагере не было. Мне рассказывали о лагере те, кто приходил на мои экскурсии, – сами бывшие узники. Они показывали мне глазки в дверях, решетки, надписи на стенах, нары в окрестных скитах. Поэтому я буквально от свидетелей восстанавливал, нащупывал – что же такое был лагерь. То, что я узнавал, заставляло меня по-другому относиться и к тогдашним реалиям.

На Соловках я впервые прочел серьезно книги по русской истории – Соловьева, Ключевского, Платонова, Забелина. И постепенно почувствовал почву под своими ногами. Так изменили меня Соловки: уехал туда хлыстом московским, а вернулся – русским человеком.

Вновь я возвратился туда уже через двадцать лет – когда узнал о возрождении монастыря. Мне захотелось самому это увидеть. С тех пор раз в несколько лет я обязательно бываю в обители.

– Какие изменения вы увидели?

– Раньше там был лагерь, а теперь монастырь. В первый мой приезд в обитель было впечатление, что зеки только что разбежались по свистку.

Но то, что я испытал тогда, никуда не делось. Это впечатление я и постарался выразить в фильме о Соловках, ведь через соприкосновение с подвигом наших отцов и дедов, душу свою положивших за веру в этих местах, можно преобразить и собственную личность.

– Какие стихи легли в основу фильма?

– Это стихи разных лет о Соловках. Особое место занимает личность Павла Флоренского, который находился там в заключении и был казнен как раз в эти числа декабря в 1937 году. Я выбрал его, потому что это один из моих любимых христианских авторов, один из моих учителей.

– В православной среде иногда можно встретить неоднозначное отношение к философии Флоренского. Почему именно он оказался вам близок?

– Его сочинения привлекли меня удивительно гармоничным соединением философского ряда с религиозно-клерикальным, а это не частое сочетание в русской мысли.

А чтобы преодолеть предубеждение, нужно чтобы труды Флоренского издавались, чтобы их читали. При этом такое чтение требует наличие у человека определенной «культурной оснастки», некоторой образованности – читать ее непросто. Однако Флоренский, как и другие русские философы, может православному человеку дать культурную ориентацию в современном мире, понимание, что такое творчество. Ведь многие, особенно те, которые только приходят в Церковь, сразу же начинают брать творчество, культуру на подозрение. Так вот, русские философы учат равно уважать религию и культуру.

– Сейчас общественность внимательно следит за восстановительными работами, и многие говорят об опасности выхолащивания соловецкого наследия, превращения его в красивую открытку для туристов. Что вы, как очевидец жизни Соловков в разные времена, думаете об этом?

– Считаю, что сейчас опасность такая есть, и не дай Бог превратить то, что осталось от нашего наследия, в неоправославный гламур. И когда я узнаю, что «новые русские» летают туда на персональных самолетах на Крещение, чтобы окунуться в прорубь, – это как-то не радует.

Нельзя все позолотить, залачить и сделать вид, что ничего не было, не было этой чудовищной ГУЛАГовской страницы в истории Соловков. Возрождение должно совмещаться с мемориалом. Но, если на Соловецком архипелаге будет должным образом отмечен советский период истории, установлены памятники, вызваны из забвения имена и могилы погибших, этого не случится. Потому что тогда каждый экскурсант или паломник будет понимать, куда он приехал, он увидит это собственными глазами.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 465 px. Размер файла 115562 b.
 На вечере памяти в храме Христа Спасителя. Фото: Православие.Ru
На вечере памяти в храме Христа Спасителя. Фото: Православие.Ru
– Удается ли сейчас совместить монастырь с мемориалом?

– Соловки сейчас находятся в становлении. Еще многое не отреставрировано, не все приведено в порядок, и трудно сказать, что будет.

Но, например, меня шокировало, что лестницу на Секирку, которая описана у Солженицына, разобрали и заменили другой, построенной, кажется, финнами… Новая лестница нужна, конечно, так как старая обветшала, но ее следовало оставить как память.

Многое будет зависеть, конечно, от личности нового наместника монастыря, от его деликатности, его понимания русской истории. Кроме того, наместник будет теперь и руководить соловецким музеем – и это своего рода эксперимент. В широком смысле такой эксперимент сейчас проводится по всей России, так как Церкви возвращают ее святыни и храмы. А вот справится ли Церковь с таким бременем, как сохранение о восстановление исторического наследия, станет ли достойной преемницей музейного дела, – это покажет будущее. А на Соловках нужно действовать очень аккуратно, чтобы не оскорбить память невинно убиенных.

– А насколько сохраняется память о Соловках в человеческих сердцах?

– Кто-то больше знает, кто-то меньше, но, мне кажется, для православного сердца такие места, как Соловки, Валаам, все же знаковые. Я убежден, что каждый хотя бы один раз должен там побывать. Причем ехать на Соловки лучше через Кемь, на корабле, который ходит в монастырь ежедневно, – тогда лучше можно прочувствовать свою встречу с островами.

С Юрием Кублановским беседовала Антонина Мага

9 декабря 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Людмила13 декабря 2010, 14:54
Спасибо ! Не сложилось посмотреть но вижу вашими глазами и сопереживаю с вами ,все по ком прокатилась страница истории ГУЛага. Низкий поклон вам пережившим все это и не поникшим.
Слава12 декабря 2010, 19:34
Нельзя выкидовать из истории России ее советски период, в частности героическую боьбу и подвиг народа который можно сравнить со 2 Голгофой в великой отечественной.
Пусть даже и были не крещены, Бог приняли окрестил по молитвам живых и святых.
Те кто выкидвает подобен человеку отсекающему часть ствола дерева истории России. Сектанство историческое. Нет Юрий мы русские люди в том числе и советские.
Не все бывшие на соловках святые, много там было и бандитов и прочих и тех кто Россию сравнивал с прост-кой, помните у Шияева. Недобиты власовец,а потом к Гитлеру в холуи, с безумной надеждой вернуть белую Россию.
Да впрочем власов тоже часть истории России, только не идеал а предатель, конформист.
Федор11 декабря 2010, 16:24
Сколько еще таких лагерей по России.В одном из концлагерей находящихся на Дальнем Востоке в Амурской области находился и я с матерью.ее младшей сестрой и двумя моими братьями.В то время как Четыре брата матери и ее сестры воевали.И воевали достойно.Находились мы в этом концлагере восемь лет.Причем первые четыре года за колючей проволокой.Помещены были в этот концлагерь под названием Эльга когда мне было 3года а освобождены когда мне было 11лет.Таким образом все свое детство я пробыл в Гулаговском концлагере.Когда мне было три с половиной года я сильно простыл и заболел.Лекарств не было еды также не было.Но среди заключенных был служитель Церкви сильный Духом и Молитвой.Он лечил меня молитвой.Господь услышал его молитву и я был исцелен.И я это помню.Одновременно я был крещен как православный христианин. Вечная память таким Крестителям.
Жесткова Мария Владимировна10 декабря 2010, 07:26

Дорогой Юра! Очень приятно довольно регулярно читать о Тебе в церковной прессе. Помню как мы встречались с Тобой в Париже и во время моей первой поездки в Советский Союз (в 1985 году) я от Твоего имени передавала подарочки Твоим близким людям. Сама я уже больше семи лет живу в России и никак не сожалею, что сделала этот решительный шаг.
Ты совершенно прав, нельзя стереть с лица земли, все что произошло в те годы. Нужно, чтобы, в частности молодежь (а я и здесь занимаюсь православными скаутами)знала и помнила, что было, чтобы никогда не могло это чудовищное время возобновиться. Ведь на Соловках погибло тоже много наших скаутов.
Да хранит Тебя Господь и Его Пречистая Мать.
Мариша Жесткова
Серафим Григорьев 9 декабря 2010, 21:20
ЦЕРКОВЬ НЕ ПОМИНАЕТ НЕКРЕЩЕНЫХ...

Некрещеные в нашей семье
Умирают, один за другим,
Сестренки идут - в небытие,
Не дарован им Серафим!

В земле мандарины-младенцы,
Зимы суровой леденцы,
Отец белее полотенца,
А мать упала на венцы.

Дарует Бог ему ребенка,
«У нас в роду все крещены!»,
И мальчик плачет звонко,
Отец - ослушался жены,
Не крестит...

Сжигает чернь иконы,
В соседнем селе свинья -
Съела образ исконный,
И стала наша вера ничья.

Упорные били поклоны,
Гнулись в седле слабаки.
На север шли эшелоны,
Ты веруешь – на Соловки!

Поехала бабка хромая
В храм Вовку - крестить,
Буран убил ее в мае,
Помилуй нас и спаси.

Крестная гибла на площади,
С небес летит гривнами град.
К дому примчался лоб лошади,
В телеге – наш Крещеный брат.

Отец вернулся из Берлина
С кринолином в русской душе,
Веротерпимый,
Прощенный уже.

ПРИМ. БРАТ К СТАРОСТИ УВЕРОВАЛ. ОТПЕВАЛИ ЕГО В ЦЕРКВИ!

10 января 2010 года
МАЛОЯРОСЛАВЕЦ
Марина 9 декабря 2010, 16:01
Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×