Мы сами для кого-то — тяжкий крест

Может ли быть конфликт между супругами или детей с родителями в православной семье? Первое, что приходит в голову,— все недоразумения должны гаснуть, едва зародившись, ведь в христианской семье любовь — нелицемерная, жертвенная, терпеливая. Но наши семьи, скорее, пока еще только стремятся стать по-настоящему православными.

Говорят, что православная семья должна жить так, чтобы в любую минуту ей было бы не стыдно пригласить к себе Христа. Это кажется недостижимым, и в то же время не должно быть иначе. Но мы, воцерковляясь, продолжаем ссориться, раздражаться, настаивать на своем…

Нет, есть, конечно, семьи, где уже не в первом поколении живут церковной жизнью,— там не способны даже повысить голос при разговоре друг с другом, там не принято выражать недовольство бытовыми неудобствами. Но о таких семьях чаще приходится лишь читать в книгах: читать… и тихонько завидовать. А у нас, увы, все совсем по-другому. До рукоприкладства и грубых выражений, конечно, не доходит. И из дому мы не уходим (разве оденем пальто и постоим немного в коридоре под вешалкой под увещевания детей: «Не уходи, мамочка, мы больше так не будем»). Конечно, это комично,— но на самом-то деле это очень плохо. Плохо, что нас не слушаются дети, что сами себе позволяем импульсивные поступки. Где же наше смирение? Самое обидное, что образ смиренного человека уже принят нами, принят всей душой — но смиряться все никак не получается, особенно в мелочах.

Иногда я восхищаюсь, как по-христиански вели себя в тех или иных внутрисемейных конфликтных ситуациях люди старшего поколения. И вдруг понимаю — а ведь большинство из них не считали себя православными, жили, как все советские люди, даже крестов не носили. Видимо, дело в том, что их поколение еще не утратило духовную и душевную связь с воспитанными в православной среде предками с их генетическим стремлением избегать конфликтов, уступать ближнему — да и дальнему тоже. И вспоминается мне бабушка моего мужа, мариупольская гречанка, родившаяся в самом начале прошлого века. Она выросла в верующей благочестивой семье, рано осиротела, но помнит, что ее мама сама разносила «субботнее» молоко (у них была своя ферма, мельница, большое хозяйство) по бедным домам.

Жизнь прошлась по бабушке, что называется, «катком»: можно роман писать. Много страшного, чего мы не вынесли бы никогда. Креста я на ней не видела, о Боге она не говорила. Куличи на Пасху, пение пасхального тропаря — это было, но скорее по укоренившейся, очень дорогой привычке, связывающей с безвозвратно ушедшим прошлым. Но по своему образу жизни, поступкам она была настоящей христианкой. Первое, что поразило меня при знакомстве,— ее готовность полюбить меня как родную: сразу, без оговорок и пристального критического изучения — просто потому, что меня выбрал ее горячо любимый внук. Не было человека, в котором Любовь Ивановна не могла бы найти хоть что-то хорошее, а если и говорила о недостатках, то все равно чувствовалось, что она готова терпеть его немощи, заботиться о нем. Нечего и говорить, каким авторитетом она пользовалась; как ее любили и считали родной даже чужие люди. Я всегда поражалась ее изобретательности, когда возникали конфликтные ситуации; можно было даже говорить о некой хитрости, но о хитрости особой, которая скорее — мудрость. Изобретательность эта порождалась горячим желанием сохранить мир в доме, ее любовной и деятельной заботой. О чем-то умолчать, переключить внимание, задобрить вкусненьким, просто промолчать она умела, как никто. При этом она не была беспринципным человеком: обо всем у нее было свое собственное мнение, и она никогда не беспокоилась, совпадает ли оно с мнением окружающих.

Я часто задумываюсь о том, что наша главная сегодняшняя проблема — в оторванности от традиции православного уклада жизни, образа мыслей. Мы пришли в храм, к Богу, часто совершенно неразвитыми душевно (а чаще, именно из-за этой неразвитости, потерпев крах в отношениях с людьми) и восприняли лишь внешнюю сторону церковной жизни. Мы носим платочки и длинные юбки, крестимся на храмы, водим детей в воскресные школы — и при этом не всегда умеем поздороваться по-человечески. То же и в наших семьях: вешаем на стены иконы, говорим и слушаем только «про духовное» — но оно, это «духовное», так и остается лишь на наших языках, не наполняет душу, не меняет нас в чем-то главном. Где-то я прочитала, что человек вначале обязан наполниться душевно — и лишь потом, если Богу будет угодно, Он преобразит наше душевное в духовное. Если Богу будет угодно! Есть о чем задуматься. Может, мне или вам суждено остаться душевными людьми до самой смерти — а мы вообразили себя духовными. Судим, навешиваем ярлыки, в том числе и на своих ближних…

В первую неделю Великого поста я пришла домой после богослужения с чтением «Великого покаянного канона» святителя Андрея Критского. Мы сели ужинать, ребенок попросил чаю, и я вдруг завелась на тему: «Почему это почти 15-летний мальчик ничего не хочет сделать сам — только «подай» да «принеси», «налей чаю», «отрежь хлеба», «подай нож»…Сколько же можно?» Упреки были справедливыми, все это понимали. Но, пока я высказывалась, мой муж молча встал и налил сыну, «почти 15-летнему мальчику», чай. Он, муж то есть, после работы не пошел на покаянную службу, а банально сидел за компьютером — изучал последние новости; да и в храм не так часто ходит, и причащается всего 2–3 раза в год. В общем, не такой «православный», как я. Но, честно говоря, мне было стыдно и перед мужем, и перед детьми. И вдруг вспомнилось, как один невидимый собеседник на православном сайте, неправильно поняв мою реплику о том, что наши кресты легкие (я-то имела в виду: даны нам по нашей немощи), эмоционально ответил мне, что, если я считаю свой крест легким, значит, я сама — чей-то крест. Надо же, я — чей-то крест! Никогда о себе в таком ключе не думала. А ведь, действительно, крест — и для мужа, и для детей. Но мы ведь чаще думаем, что это они — наш крест, разве не так? Может, именно в осознании этого и лежит ключ к преодолению конфликтов в семье?

…А в целом, наверное, все не так уж безнадежно. Потому что, воцерковляясь, мы вряд ли будем «не разговаривать друг с другом» по три дня; не ляжем спать, не примирившись; первыми попросим прощения. Мы прибегаем к молитве, учимся нерешаемые проблемы воспринимать как волю Господа. Смиряемся перед тем, что дети не такие, как нам хотелось бы. Учимся доверять Богу больше, чем себе. И даже, если случаются шумные выяснения отношений, они не ожесточенные и больше похожи на старое доброе итальянское кино, чем на постперестроечный боевик. И это хороший признак, особенно, если сравнить с тем, что было раньше.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга Бармина11 октября 2014, 21:22
Спасибо, что напомнили.
Natasha 5 октября 2014, 00:40
Rustik!Spasibo za ochen waznoe zamechanie...
Виктория 1 апреля 2014, 21:39
Я долго терпела , всем угождала ,трудилась , не спорила не просила для себя .Убирала за всеми .Не обижалась на упрёки .... Но моего терпения не хватило .Я поняла , что всё что я делаю, родные это считают ,так и должно быть . И пришлось оставить их с ихними крестами ,не помогать им нести их груз.Вот тут меня стали упрекать ,ругать со всех сторон все родные.А я почувствовала полную свободу ,как у меня выросли крылья . Только теперь я понесла свой Крест .Могу выполнить свою Миссию на земле .Я не помогаю нести другим ,я только их обучаю и не всех ,а только тех кто этого желает .И пришла ко мне радость....,потому-что у меня один руководитель - сам Господь!
Ольга Бойко 3 октября 2013, 14:01
чудесная запись
Виктория30 апреля 2013, 16:05
Спаси Господи за статью. Все верно, все про нас. Очень понравилась концовка. Да нам еще далеко до настоящей православной семьи, но все же уже не так безнадежно как раньше. Надеемся на Господа и с его помощью будем меняться дальше.
мапгарита18 июля 2011, 14:49
спаси вас всех Господи
Вера 3 июня 2011, 11:28
Спасибо Вам за такое чудесное открытие, меня оно очень поразило. Я все считала, что это мой муж для меня тяжелый крест и совсем не задумывалась какой же крест для него я, пожалуй и потяжелее будет.
Спасибо Вам.
Евгения 1 июня 2011, 20:04
Как все верно! У меня перед глазами пример моей бабушки, хоть и протестантки, но очень мудрой женщины, умевшей сглаживать конфликты, не замечать какие-то недостатки. А если и замечать (когда уже через край), то делать это очень деликатно и не обидно. Моя старшая двоюродная сестра очень похожа на бабушку характером. Очень легко с ней. Стремлюсь поступать так же, но не получается.... И остаешься для близких, и не очень, крестом.
Георгий28 мая 2011, 21:49
Замечания делать нужно, но какие подобрать слова и тон... С любовью. (хотелос бы научиться).
Татьяна28 мая 2011, 15:00
Совершенно верно: в семье мы все - кресты друг друга. И должны их нести, - на то и семья. Даруй, Господи, всем нам для этого любви, терпения, ума и сил!
Светлана27 мая 2011, 21:15
Спаси Господи!Снова и снова будем просить Господа,чтобы простил за осуждение других и исцелил от фарисейства!
Людмила27 мая 2011, 18:48
Одно время я просто "достала" всех домашних своим стремлением "жить правильно" и поучениями.Но один случай меня "отрезвил" и я поняла,что сама далеко "не идеал".Потом мне стало стыдно за себя перед Богом.Что я такая, а Он меня любит и терпит.
И это мне помогло.Раз Он меня любит и терпит,то и я должна любить и терпеть.Теперь многое изменилось к лучшему.Любовь все покроет.Мир вам!
Елена27 мая 2011, 14:04
Спаси Вас Господи!
Светлая память Вашей бабушке Любови!
Как она радуется за Вас, за Вашу исповедь в научение всех, вступающих на путь Православия. Как это пронзительно точно, что я - крест для всех окружающих меня. Какой открылся пласт нового видения. Ведь, казалось бы наша праведность, а какой она может быть мукой для идущего с нами.
Ирина27 мая 2011, 12:09
Я с вами очень согласна!У меня в семье так же...
Людмила27 мая 2011, 11:39
Правильный вы провели анализ всех своих( и наших )поступков, мыслей и т.д. Всё верно подметили. По горделивости своей мы требуем от окружающих "святости", а сами не замечаем "бревна в своём глазу". Согласна, у всех нас безусловно есть свой крест, но и мы - чей-то крест тоже...Хорошее замечание, спасибо вам.
Рустик27 мая 2011, 09:22
В редкие минуты просветления понимаешь насколько же мы боимся потерять врага в себе, того самолюбивого карлика, который занял наше сердце. У меня есть друг, не христанин. Ему звонят с просьбой о помощи (свозить на кладбище, в больницу и т.д.) все матери, погибших товарищей. Вопрос. А почему звонят ему? Эти забытые людьми, но оберегаемые Богом матушки, чувствуют нутром Человека, и к себялюбивым человечешкам не обращаются. Если нас не осаждают "бестолковыми" просьбами сирые и убогие, значит мы уже мертвы и осталось лишь дожить до смерти, чтобы омертветь окончательно.

P.S. Было время, когда они звонили мне, пока я не вспомнил, что у меня есть свои заботы, "своя жизнь".
Леван27 мая 2011, 05:28
Спаси Господи за статью!

Многое описанное так знакомо...

Помогай нам всем, Господи!
Леонид27 мая 2011, 05:03
ужели есть такие мои действа ,что стоит в них не каятся? да мне вольно решать про то что было ... и высказывать надежды о грядущем. когда мне понять что и то, и другое лишь момент настоящего , где каждое "моё" - ошибочно всегда ,кроме покаяния? ... могу ли я сказать что я крест для моих близких... крест коий приведёт их к спасению? по их свободному выбору!!!!!
Леонид27 мая 2011, 04:18
не стыдно пригласить к себе Христа, - особенно понимая что ты так от него удалился, что нет сил для возвращения!
Вера27 мая 2011, 04:13
Как про меня...Спасибо!
Фотиния26 мая 2011, 23:21
Спаси Господи!
Наталия26 мая 2011, 20:47
Отличная статья, спаси, Господи, Вас, Елена! Особенно то, что мы действительно чьи-то кресты. Только нужно суметь выйти из кокона своего эгоизма и очень многие проблемы решаться с Божьей помощью.
лариса26 мая 2011, 19:24
Если это признать,то не буду ли я потворствовать греху своих членов семьи?
Лариса26 мая 2011, 15:19
Все правильно. Четко подмечено автором: каждый из нас для кого-то является крестом. Иду в храм на дежурство. Буду думать
Игорь26 мая 2011, 14:44
Правда
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×