О Положении об управлении Русской Православной Церковью 1945 года

Загрузить увеличенное изображение. 640 x 426 px. Размер файла 53998 b.
 Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г.
Проведенный в январе-феврале 1945 года в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках, Поместный Собор Русской Православной Церкви стал одним из значительнейших событий в жизни Русской Церкви. Его главным деянием было избрание Патриарха Московского и всея Руси – им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). Кроме того, 31 января 1945 года соборяне приняли исторический документ – Положение об управлении Русской Православной Церковью, состоящее из 48 статей.

Собор был созван и проходил в сложных исторических и политических условиях: Великая Отечественная война еще не окончена, и в стране, несмотря на некоторые послабления, господствует атеистическая идеология.

Понятно, что указанное Положение было подготовлено при тщательном контроле со стороны советского правительства, вмешательстве НКВД и личном участии И.В. Сталина.

Положение об управлении Русской Православной Церковью было разработано Московской Патриархией еще осенью-зимой 1943–1944 годов.

Главный его разработчик – архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) – предложил ликвидировать прежнюю практику полной зависимости священников от исполнительных органов и приходских общин (двадцаток), которые допускали превышение своих полномочий, вмешивались в практику совершения богослужения и треб, бесконтрольно расходовали церковные средства, отстраняли настоятеля храма от участия в деятельности исполнительных органов: «Во главе каждой приходской общины православно-верующих стоит настоятель храма, избираемый и рекомендуемый общиною или непосредственно назначаемый епархиальным архиереем из числа священников для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель храма является ответственным пред епархиальным архиереем за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужения и за точное исполнение указаний епархиального архиерея в отношении духовного управления причтом и приходской общиной»[1]. «В случае незаконных действий исполнительного органа в целом или отдельных членов его настоятель храма доносит об этом епархиальному архиерею, который, по расследовании непосредственно или чрез благочинного и по сношении с уполномоченным от Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР, предлагает общине заменить неисправных членов исполоргана новыми лицами»[2].

Предложения владыки были одобрены Священным Синодом и представлены в Совет по делам Русской Православной Церкви, который в начале 1944 года выступил с инициативой разработать проект полноценного устава[3]. Однако эта инициатива не была поддержана церковными иерархами, которые предпочли ограничиться принятием Положения об управлении Церковью. Разумеется, члены Совета по делам Русской Православной Церкви принимали непосредственное участие в подготовке проекта данного документа. 28 января 1945 года он был утвержден постановлением Совета народных комиссаров СССР.

Новые нормы церковно-приходского устройства изложены в IV отделе Положения[4].

Итак, в центре системы приходского управления находится приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В Положении предусмотрено существование четырех органов управления общиной: распорядительный орган – двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный – церковный совет, контрольный – ревизионная комиссия и настоятель храма.

Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием.

В состав церковного совета входят настоятель в качестве председателя совета и избираемые собранием староста, его помощник и казначей.

Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. На его попечении –содержание, ремонт, освещение и отопление храма, снабжение его богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и др. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и епархиальное управление.

В Положении говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма.

Что касается обязанностей старосты, его помощника и казначея, они в целом соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи. На этих лиц возлагается забота о приобретении, хранении и использовании храмового имущества.

Ревизионная комиссия, согласно Положению, состоит из четырех членов прихода. В ее обязанности входит постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов.

Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем.

Настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.

Надо особо подчеркнуть: сформулированные нормативы определялись постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», которое хотя и подвергалось уточнению, редактированию и дополнению, в целом сохраняло свою силу вплоть до конца 1980-х годов. Оно законодательно закрепило мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих преимущественно в пределах молитвенного здания, и что следует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер жизни общества. По сути дела, религиозные общества превращались в некие «резервации» для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения. Одновременно деятельность религиозных организаций и по части удовлетворения чисто духовных потребностей населения была связана с множеством ограничительных и регламентирующих ее условий.

Ревизионная комиссия, согласно Положению, состояла из четырех членов прихода и постоянно наблюдала за церковным имуществом, проводила ревизии имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Во всех церквях были заведены приходо-расходные книги, а все поступающие средства вносились в Госбанк. В некоторых случаях при приеме дел настоятелями от прежних председателей церковных советов была обнаружена большая запущенность делопроизводства по церковному хозяйству. После решений Поместного Собора и принятия Положения была сведена к минимуму текучесть кадров духовенства, оно стало дисциплинированнее, уменьшилось число случаев самозванства.

Понятно, что далеко не везде новое Положение было встречено положительно.

Характерно, что в инструкции Совета по делам РПЦ для его уполномоченных на местах, утвержденной 5 февраля 1944 года, многие положения постановления ВЦИК 1929 года были воспроизведены почти дословно: «Деятельность религиозных общин и служителей культа должна строго ограничиваться культовыми целями… Ввиду того что религиозные общины не пользуются правами юридического лица, им воспрещается какая бы то ни было производственная, торговая, воспитательная, лечебная и иная деятельность. Религиозным общинам предоставляется право: собирать добровольные пожертвования, совершать религиозные шествия вокруг храмов, являющиеся необходимой частью богослужения, если они не нарушают уличного движения, а также производить звон внутри молитвенных зданий, совершать зарегистрированному священнику в пределах его прихода отдельные религиозные обряды и требы в домах верующих».

Кроме постановления «О религиозных объединениях» и производных от него актов, правовое положение РПЦ регулировалось еще рядом нормативных документов: распоряжениями и постановлениями СНК СССР, Президиума ВЦИК и ЦИК СССР и союзных республик, ЦК ВКП(б), решениями съездов Советов, циркулярами и инструкциями НКВД и другими актами союзного и республиканского значения.

Очевидно, несмотря на многочисленные сложности, в годы Великой Отечественной войны положение Русской Православной Церкви укреплялось.

Безусловное значение Положения об управлении РПЦ состояло, прежде всего, в том, что оно поставило деятельность Церкви в советском государстве на правовую основу. Вместе с тем документ, на подготовку которого было отведено не вполне достаточное время, не содержал четких нормативов, регулирующих систему церковного управления, и не давал ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высших иерархов, так и служащего духовенства и мирян.

В Положении 1945 года зеркально отразились все черты советской Конституции: призрачный демократизм и чрезмерная централизация. Стоит признать, что данный документ из-за своей фрагментарности, неполноты и краткости многими воспринимался в качестве временного, который вскоре должны были заменить на постоянный устав, что произошло, однако, только спустя 33 года – в 1988 году.

Таким образом, Положение об управлении Русской Православной Церковью 1945 года являлось первым сводным документом, регулирующим религиозную жизнь в СССР, который не утратил своего историко-канонического значения.


Георгий Битбунов

9 июня 2011 г.

[1] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 2а. Л. 13.
[2] Там же.
[3] См. подробнее: Звонарев Сергий, священник. Проект «Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви» 1943 года – малоизвестный документ истории высшего управления Русской Православной Церкви // Вестник церковной истории. 2008. № 2(10). С. 271–278.
[4] Журавский А.В. Приход в Русской Православной Церкви XX в. // Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 286.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Алексей25 декабря 2013, 08:00
Как то ВЫ, Юра, Сами Себе противоречите.Пишете, что Масленица не имеет языческих корней и тут же пишите про вытеснение Комоедицы. Как тут быть?
юра 9 января 2012, 20:00
Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны). «Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, — это один из элементов борьбы христианства с язычеством. То, что многие люди во время празднования церковной Масленицы не соблюдают строгие церковные установления и предаются пьяному разгулу, ни в коей мере не делает этот праздник языческим, т.е. относящимся к исконной древней религии славян. Масленица (масленичная неделя) — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло;
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке