Католические святые на Британских островах

Отрок Вильгельм Нориджский
Отрок Вильгельм Нориджский
Во всей Западной Европе ситуация с римско-католическими святыми одинаковая: в среднем 85% от общего числа почитаемых римо-католиками святых либо жили в различных частях Африки, Восточной Европы и Азии и всегда были почитаемы православными, либо жили до 1054 года – года великой схизмы.

Большая часть остальных почитаемых католиками святых, которых можно считать «чисто католическими святыми», жили между 1054 и 1200 годами. Лишь около 5% святых, признаваемых Католической Церковью, жили после 1200 года. Разгадка вполне очевидна: после 1054 года источник святости, то есть приобщения Духу Святому, стал вне Православной Церкви быстро иссякать. Ибо, по утверждению нового католического учения, Святой Дух теперь стал как бы «зависим» от Римского папы. Согласно этой идеологии, Святой Дух исходит не прямо от Бога, а, ввиду физического отсутствия на Земле Сына Божия, от Римского епископа – якобы поставленного Самим Богом Его «наместником».

С тех пор святость в Западной Европе в значительной мере стала означать близость к Римским папам, которые полностью взяли на себя канонизацию святых, не давая участвовать в этом процессе ни Церквям тех или иных стран, ни епископам, ни епархиям. Это «подавление действия Святого Духа» становится еще более очевидным, когда мы исследуем жития чисто католических «святых», многие из которых впоследствии были отвергнуты как мошенники самой Католической Церковью.

Характерные примеры того, каких «святых» почитала Католическая Церковь, можно найти на Британских островах, где вскоре после введения католицизма уже имело место основанное на ксенофобии и имевшее политические мотивы «прославление». Как, например, питавшееся антисемитизмом неофициальное почитание нескольких детей из процветающих восточных графств Англии, предположительно убитых евреями: Вильгельма Нориджского (1132–1144; католики почитали днем его памяти 26 марта), Роберта из Бери-Сент-Эдмундса (1171–1181; его почитали 25 марта), Гарольда Глостерского († 1168; день памяти в Католической Церкви 25 марта) и Гуго Линкольнского (1246–1255; его неофициально почитали 27 июля). Или же неофициальное и основанное на ксенофобии почитание двух других «святых», на этот раз убитых французскими пиратами на южных берегах Англии, – это Симон Этерфилдский, который, вероятно, был отшельником (хотя, согласно другим источникам, он был просто убит своей женой), замученным на острове Уайт в 1211 году (ныне местечко Этерфилд-Фарм на острове Уайт; его местно почитали 21 марта), и монах Томас Хейлсский, подвизавшийся в монастыре святого Мартина в Дувре, графство Кент, и убитый в 1295 году (его местное почитание – 2 августа).

Святые островов

Статуя Томаса Мора в Лондоне
Статуя Томаса Мора в Лондоне
В контексте истории четырех стран: Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса – католическими «святыми», то есть святыми, почитаемыми только католиками, являются те «святые», которые жили после 1066 года, когда произошло норманнское завоевание и начался насильственный перевод этих стран в католицизм.

В I тысячелетии, известном как «эпоха святых», когда единственной формой христианства на Британских островах было православное христианство, в этих землях просияло громадное число угодников. В одной только Англии, не считая многочисленных святых в кельтском Корнуолле и мучеников первых веков, за более чем четыре с половиной столетия (от прихода святого Августина в 597 году и до норманнского завоевания) просияло не менее 300 святых.

В кельтских землях, то есть в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, Шотландии и на ряде островов, таких как Гебриды, острова Скай, Мэн, Гернси, Джерси и многие другие, огромную роль в установлении православного христианства сыграло египетское монашество. В этих землях каждые город и деревня имели своего местного небесного покровителя, и примерно за 650 лет там просияли тысячи угодников, известных как «Фиваида святых».

Во II же тысячелетии, в начале которого Британские острова пали жертвой новоизобретенной католической идеологии через профинансированное Римским папой норманнское завоевание, почитаемых «святых» было ничтожно мало. К этим святым можно отнести и 40 католических мучеников, казненных протестантами в XVI и XVII веках, самым известным из которых, пожалуй, является государственный деятель и писатель-гуманист Томас Мор (1478–1535; память в Католической Церкви 22 июня, канонизирован в 1935 году). Эти мученики были канонизированы Римским папой недавно – в 1970 году.

Но даже если мы возьмем в расчет этих святых, то все равно общее число католических «святых», появившихся за II тысячелетие, по численности не превышает 2% от общего числа святых, просиявших в этих землях за последние 650 лет I тысячелетия. Хотя те 40 католиков искренне и порой даже очень трагически пожертвовали жизнью ради своей веры, но они это сделали, исповедуя католическую веру, и никто из них не умер за православную веру Христову.

Не следует также забывать, что не только 300 католиков стали жертвами протестантов и умерли по приказу протестантского правительства, но и примерно столько же протестантов стали жертвами католиков, умерших по приказу католического правительства, особенно при королеве Марии I Тюдор (1553–1558), известной как «Мария Кровавая». Мы видим, что, как протестанты убивали католиков, так и католики убивали протестантов. Иными словами, мы имеем здесь дело с политикой, а не с мученичеством в православном его понимании.

Поразительно то, что, начиная с XVII века, на Британских островах мы видим только одного католического святого – прославленного совсем недавно кардинала Джона Генри Ньюмена (1801–1890; память в Католической Церкви 9 октября) – католического (а сначала англиканского) философа и богослова. Если мы не примем во внимание Ньюмена и тех 40 католических мучеников, поскольку они пострадали по политическим причинам, то окажется, что за все II тысячелетие на этих островах было явлено всего около 40 католических «святых», то есть менее 1% от числа угодников, просиявших здесь за 600 лет I тысячелетия. Итак, в каждой из четырех стран на наших островах явилось следующее количество католических «святых»:

Уэльс – 0,
Ирландия – 3,
Шотландия – 7,
Англия – 33.

Таким образом, если мы не зачтем нескольких валлийцев среди католических мучеников, пострадавших во время протестантской реформации, то получится, что бедный Уэльс не породил ни одного католического святого! А если мы проверим, кто такие эти оставшиеся примерно 40 католических «святых» (не мучеников) и кем они были по национальности, то придем к еще более важным выводам.

Ирландия

В I тысячелетии в Ирландии просияли тысячи православных святых, особенно между 450 и 850 годами, до набегов викингов, и большинство из них почитались местно. Католическая же Церковь в Ирландии породила всего трех «святых», причем все они жили в XII веке: это епископы Кельсий, Малахия и Христиан.

Первый из этих «святых» – Кельсий (также Кельс, Келлах), архиепископ Армаский (с 1105 по 1129 год, память в Католической Церкви 7 апреля). Избранный архиепископом «по наследству» еще в очень молодом возрасте и будучи мирянином, Кельсий известен нам в основном из жития Малахии как реформатор. Он разъезжал по всей Ирландии, собирая налоги и утверждая главенство Армы в Ирландской Церкви. Кельсий распространял новые папские реформы, реорганизовывал епархии, а на собранные им налоги перестроил свой главный кафедральный собор в новом стиле. В 1111 году он возглавил церковный Собор в Рат-Бресайле, решения которого тогда были многими восприняты негативно. Этот архиепископ пытался сделать Ирландскую Церковь похожей на Церковь Западной Европы того периода, уничтожая старые православные кельтские традиции и древние православные литургические практики.

Малахия, архиепископ Армаский (ок. 1094 – 1148; память в Католической Церкви 3 ноября), был ирландским церковным деятелем, уничтожившим старое благочестие и святость «острова святых», как традиционно называли Ирландию; он «реформировал» ее Церковь и ввел новое еретическое учение папы Григория VII Гильдебранда. Согласно этому новому революционному учению, папа Римский вместо Христа становится во главе Церкви, а Святой Дух действует на Земле через наместников Христа, то есть Римских пап. Малахия изменил православную литургию кельтов и с 1121 года систематически вводил в стране римо-католичество, тогда известное как «григорианская реформа». Примечательно, что позднее он уехал в Рим, чтобы и дальше обучаться этой ереси, а закончил свои дни в монастыре Клерво, что в нынешней Франции, где подвизался вместе с еще одним «святым» католическим церковным деятелем – Бернардом Клервоским.

Третий из названных нами ирландских католических «святых» – Христиан, епископ Лисморский († 1186; память в Католической Церкви совершается 18 марта), был учеником Малахии, папским легатом и тоже тесно связан с проповедником пропитанных кровью крестоносцев – Бернардом Клервоским. Таким образом, все трое (а Малахия и Христиан были, к тому же, обучены за границей) принимали активное участие в уничтожении православного наследия Ирландии. На самом деле «святость» их сводится к их административным способностям, благодаря которым они ввели в стране римо-католичество. Конечно, они ни коим образом не могут почитаться как святые в православном смысле этого слова.

Шотландия

Католическая церковь Маргариты Шотландской в Данфермлине, графство Файф
Католическая церковь Маргариты Шотландской в Данфермлине, графство Файф
Первым после великого раскола шотландским «святым», а точнее «святой», была Маргарита, королева Шотландии (1045/46–1093; память в Католической Церкви 16 ноября), вышедшая замуж за шотландского короля Малкольма III. Именно ей, находившейся под сильным влиянием норманнских завоевателей и узурпаторов в Англии, принадлежит введение католицизма в Шотландии.

Хотя Маргарита была англичанкой по происхождению, но воспитывалась и обучалась за границей, и ей было всего 8 лет, когда произошла великая схизма. Маргарита «реформировала» Церковь в Шотландии, учредила на острове Айона с его многовековым православным наследием новый римско-католический монастырь; она была канонизирована Римским папой в 1249 году. Ее сын, Давид Шотландский (ок. 1085 – 1153; память в Католической Церкви 24 мая), тоже почитаемый Католической Церковью святой, продолжил политику своей матери по насаждению папизма в стране. Хотя сам Давид был благочестив, но он ввел в Шотландии новую норманнскую феодальную систему, отказавшись от укоренившейся до этого здесь исконно кельтской системы общинного (родового) землевладения.

Маргарита Шотландская (изображение в часовне св. Маргариты в Эдинбурге)
Маргарита Шотландская (изображение в часовне св. Маргариты в Эдинбурге)
Скажем еще о двух «шотландских» послераскольных святых, которые по происхождению вовсе не были шотландцами, но по духу они ближе Православию. Оба они связаны с Оркнейскими островами. Это Магн, граф Оркнейский (ок. 1075 – 1116, память в Католической Церкви 16 апреля), и его племянник Рогнвальд (Рональд). Магн (по-гречески – Максим) был покаявшимся пиратом («викингом»), который отказался от образа жизни воина, предпочтя ему чтение Псалтыри. Он принял христианство. Магна считают мучеником, поскольку он, будучи христианином, был убит по политическим причинам. Этим он напоминает русских «страстотерпцев». Мощи Магна почивают в кафедральном соборе города Керкуолл на Оркнейских островах по сей день. Рогнвальд (1100 – 1158/1159; память в Католической Церкви 20 августа), тоже граф Оркнейский, был благочестивым христианином. Он начал возведение кафедрального собора в Керкуолле, но был убит в районе Кейтнесс в Шотландии, после чего начало расти его почитание.

Теперь упомянем трех «святых», которые действительно были по происхождению своему шотландцами. Первый из них – Вильгельм Пертский († 1201; память в Католической Церкви 23 мая). Вильгельм, благочестивый рыбак, заботившийся о бедных, после паломничества на Святую Землю был убит в Рочестере в Англии, где его местно почитали. Далее назовем Адама, епископа в Кейтнесс († 1222; его неофициально почитали 15 сентября). Он по чисто политическим соображениям вдвое увеличил десятину, за что и был убит своей разгневанной паствой. Адама никогда официально не почитали даже в Католической Церкви, жестоко относившейся к убийцам и их семьям. После Адама был Гильберт, епископ Кейтнесса († 1245; память в Католической Церкви 1 апреля). Сын феодального лорда, Гильберт был знаменит, прежде всего, как администратор, что вряд ли может служить критерием святости.

Англия

33 английских католических святых, а точнее – католических святых, либо живших в разных частях Англии, либо бывших англичанами по происхождению, можно разделить на несколько категорий:

– те, кто не далеко ушли от православного благочестия,

– норманнские администраторы и законники,

– «мистики».

Те, кто не далеко ушли от православного благочестия

Валдеф Нортгемптонский (статуя в Кроулендском аббатстве, где он был захоронен)
Валдеф Нортгемптонский (статуя в Кроулендском аббатстве, где он был захоронен)
Кроме Магна и Рогнвальда с Оркнейских островов, были и другие – английские – подвижники, что жили и умерли вскоре после норманнского завоевания, сохранившие элементы старого дораскольного и донорманнского благочестия. Интуитивно чувствуется, что они ближе к Православию, чем прочие чисто католические святые. Очень интересен Валдеф (также Валтеоф; † 1076), граф Нортгемптонский и Хантингдонский. Он, последний англо-саксонский граф, сражался против норманнских захватчиков в 1066 году и позднее снова – в Йорке. В 1075 году он еще раз восстал против норманнской тирании, но за это был обезглавлен и с тех пор почитался английским народом как святой (неофициальный день памяти – 31 мая).

Сразу после великой схизмы жил и католический святой Эскил († ок. 1080; память в Католической Церкви 12 июня), английский или англо-датский епископ-миссионер, трудившийся в Швеции. Родственник апостола Швеции святого Сигфрида[1], Эскил, как и он, был замучен в Швеции язычниками.

К другим замечательным фигурам, в значительной мере сохранившим, как нам кажется, дух святости и единства древней Англии, относится и Генрих с острова Кокет († 1127; память в Католической Церкви 16 января). Он родился в Дании, а подвижническую жизнь вел в Англии на острове Кокет близ Тайнмута – этот остров был связан со святым Кутбертом Линдисфарнским († 687; память 20 марта / 2 апреля). Как и великий святой Кутберт, Генрих вел на этом острове отшельническую жизнь и всем приходившим к нему давал наставления в духовной жизни.

Вулфрик из Хейзелбери[2] в Сомерсете (ок. 1080 – 1154; неофициальный день памяти – 20 февраля) тоже был подвижником и пустынником, знаменитым своим даром прозорливости, подобно Генриху и Годрику. Христина[3] из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161; память в Католической Церкви 5 декабря), чудом спасшись от норманнского епископа Ральфа Фламбарда, пытавшегося ее соблазнить, избрала пустынножительство недалеко от Сент-Олбанса, графство Хартфордшир. Подвижница, как и другие, славилась даром прозорливости, и многие верующие стекались к ней за духовным советом.

Изображение св. Эскила в одной из церквей Швеции
Изображение св. Эскила в одной из церквей Швеции
Примерно таким же подвижником был отшельник Годрик Финчейлский (ок. 1065/1069 – 1170; неофициальный день памяти – 21 мая). Он родился в Норфолке, был торговцем, купцом, ездил за границу и в конце концов стал капитаном корабля. Годрик совершил паломничество в Рим и на Святую Землю. Возвратившись на родину в Англию, он, вдохновленный примером святого Кутберта (после посещения острова Линдисфарн), стал вести отшельническую жизнь на северо-востоке страны. Со временем Годрик окончательно поселился в Финчейле[4], недалеко от Дарема. Он вел подвижническую жизнь, непрестанно каясь в своих прошлых грехах. Пустынник носил густую бороду, любил и защищал животных (по преданию, он был покровителем оленей и даже разрешал змеям греться около своего костра), написал гимны в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая, которые сам переложил на музыку. Эти гимны сохранились до наших дней. Годрика глубоко почитали на северо-востоке Англии.

Норманнские администраторы и законники

Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003–1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков – нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени.

Вульфстан Вустерский (витраж)
Вульфстан Вустерский (витраж)
Чтобы управлять страной, которую сами превратили почти что в руины, норманны нуждались в хороших администраторах. Некоторые из них впоследствии были провозглашены святыми. Из их числа в первую очередь стоит сказать о Вульфстане, епископе Вустерском (ок. 1008–1095; память в Католической Церкви 19 января) – единственном английском православном епископе, которому король Вильгельм позволил продолжать служение после норманнского завоевания. Следует отметить, что он был рукоположен в епископы еще до норманнского завоевания папскими легатами и с одобрения Эдуарда Исповедника. Будучи епископом, Вульфстан усердно распространял совершенно новую для Англии практику обязательного священнического целибата, сразу подчинился завоевателям страны и даже защищал их от английских патриотов. Он был канонизирован в 1203 году. Как и Эдуарда Исповедника, Вульфстана многие тоже считали изменником Англии.

Еретик Ансельм (1033–1109, память в Католической Церкви 21 апреля), итальянец по происхождению, был поставлен норманнами архиепископом Кентерберийским. Он, прежде всего, известен как философ и «отец схоластики». В частности, он написал «Книгу об исхождении Святого Духа, против греков» в защиту ереси filioque. Ансельм насильно насаждал священнический целибат в Английской Церкви и старался взять под свой контроль Церкви в Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Возможно, Ансельм был канонизирован в 1165 году.

Норманнский аристократ Осмунд († 1099; память в Католической Церкви 4 декабря), епископ Солсберийский, был типичным норманном-бюрократом. Он, в частности, является основоположником так называемого Сарумского литургического обряда, пользовавшегося в Англии большой популярностью. Осмунда канонизировали по чисто политическим мотивам лишь в 1456 году.

Остров Кокет
Остров Кокет
Архиепископ Йорка Вильгельм Фицгерберт († 1154; память в Католической Церкви 8 июня) тоже был норманнского происхождения. Рукоположенный своим собственным дядей, Вильгельм умер внезапно, возможно отравленным. Канонизирован в 1227 году, но почитание имело место только в Йорке. Все видели как в назначении, так и в канонизации Вильгельма лишь норманнскую политику.

Генрих Финский († 1156; память в Католической Церкви 19 января) – английский миссионер, уехавший в Финляндию и крестивший финнов в римо-католичество после их поражения от шведов. Генрих был убит одним финном, которого крестил. Прославление этого миссионера тоже многими виделось чисто политической акцией. На протяжении веков Генрих был покровителем собора в городе Турку.

Томас (также Фома) Беккет, архиепископ Кентерберийский (1118–1170; память в Католической Церкви 29 декабря), является, пожалуй, самым известным английским католическим святым. Родом из состоятельной норманнской семьи, Беккет обучался в Италии и Франции. Поскольку Беккет был блестящим светским организатором, король Генрих II назначил его и архиепископом Кентерберийским. Но здесь Беккет проявил свои упрямство и бестактность, пытаясь вмешиваться и в государственные дела, что было частью католической идеологии. За это он на шесть лет был выслан во Францию. Однако архиепископ и позднее продолжал вмешиваться в английскую политику, за что по повелению короля был убит прямо в Кентерберийском соборе.

Гуго, епископ Линкольнский (ок. 1140 – 1200, память в Католической Церкви 16 ноября), был по происхождению француз; он приехал в Англию, когда ему было 35 лет. Он был ученым человеком и отличным организатором, знаменитым тем, что всегда стоял за справедливость. Гуго был прославлен в 1220 году.

Эдмунд Рич из Абингдона, архиепископ Кентерберийский (1175–1240; память в Католической Церкви 16 ноября), был сыном богатого торговца. Учился в Оксфорде и Париже. Настоящий «пионер схоластики», Эдмунд, будучи архиепископом, показал себя превосходным администратором и писателем. Он умер во Франции и был причислен к святым Католической Церкви в 1246 году.

Ричард, епископ Чичестера в Западном Сассексе (1197–1253; память в Католической Церкви 3 апреля), обучался в Оксфорде, Париже, Болонье и Орлеане. Ученик Эдмунда Кентерберийского, Ричард был знатоком канонического права и отличным администратором, пытался насаждать священнический целибат и проповедовал крестовые походы. Этот академик был канонизирован в 1262 году.

Наконец, назовем и Томаса Кантелупа, епископа Херефордского (1218–1282, память в Католической Церкви 2 октября). Он происходил из влиятельной норманнской семьи, учился в Париже и Оксфорде, стал энергичным администратором. Устав от постоянных судебных тяжб, Томас скончался в 1282 году; был канонизирован в 1320 году. Его останки до сих пор пребывают в раке собора города Херефорд.

«Мистики»

Иулиания Нориджская
Иулиания Нориджская
Как реакция на то, что папское государство стало абсолютно светским, занимаясь своими бесконечными исками, многие верующие, не удовлетворенные этим, принялись искать «настоящую духовность» где-то на стороне. К сожалению, пребывая вне Православной Церкви, они не могли обрести присущего ей духа трезвения и умеренности. Они стали основывать различные католические монашеские ордена, ошибочно надеясь таким образом вернуться к «простой Церкви».

Одним из самых популярных орденов того времени был орден цистерцианцев. Многие из этих людей были вполне искренними в своих духовных исканиях, но все же далеки от подлинной духовности; по своим устремлениям они оказываются близкими к протестантам. Их даже можно назвать «первыми харизматами». Они практиковали личное эмоциональное переживание, которое возбуждает воображение (фантазию), что приводило к различного рода «видениям», культивировали самоэкзальтацию, в основе которой – движения психики, а не духовный опыт. Это веяние особенно распространилось во Фландрии и Италии (Франциск Ассизский и другие).

Отдельные представители этой школы, такие как Ричард Ролл из Хэмпола в графстве Саут-Йоркшир (ок. 1290 – 1349; обучался в Оксфорде, отказался от схоластических споров и решил жить в простоте и изучать Священное Писание; духовный писатель, переводчик Библии и отшельник; день памяти в Церкви Англии – 20 января) или Юлиания Нориджская из Норфолка (1342 – после 1416; почитаемая многими ее современниками отшельница и мистик, знаменитая духовная писательница, покровительница прихода в Норидже; ее неофициальный день памяти – 13 мая), официально так и не были канонизированы, однако некоторые были признаны святыми Католической Церкви.

К ним относится, например, Стефан Хардинг († 1134; память в Католической Церкви 17 апреля). Он был уроженцем юго-западной Англии, но большую часть жизни прожил цистерцианским монахом во Франции. Стефан стал третьим настоятелем цистерцианского монастыря в Сито и проявил себя как превосходный администратор. Прославлен в 1623 году. Его также почитают в Венгрии.

Гильберт Семпрингхэмский из Линкольншира (1083–1189; память в Католической Церкви 4 февраля) был сыном норманнского рыцаря и тоже тесно связан с цистерцианцами. Гильберт учредил в Англии свой собственный монашеский орден, названный в его честь гильбертинским (единственный английский католический монашеский орден), и основал 13 монастырей. Был канонизирован в 1202 году.

Роберт Ньюминстерский (ок. 1100 – 1159, память в Католической Церкви 7 июня) из Нортумберленда тоже был настоятелем местного цистерцианского монастыря, находившегося в нынешнем городе Морпет. Он обучался в Париже, затем вернулся в Англию и прославился своими мистическими видениями. Его почитание было местным.

Валдеф из Мелроуза шотландского округа Скоттиш-Бордерс (также Валтеоф; ок. 1100 – 1160; память в Католической Церкви 3 августа) родился в аристократической семье и был воспитан при шотландском королевском дворе. Он тоже служил цистерцианским аббатом. Про Валдефа говорили, что он имел евхаристические видения, был простым, скромным и добрым человеком. Официально не канонизирован.

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован.

Изображение Джона из Бридлингтона в церкви всех святых в Твинге
Изображение Джона из Бридлингтона в церкви всех святых в Твинге
К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160–1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было.

Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

***

Вне Церкви нет святости, потому что Церковь есть Тело Христово, в ней действует Дух Святой, Который исходит от Бога-Отца. Без Церкви нет и Святого Духа – источника святости, поэтому вне ее невозможно обрести дух внутренней святости. Однако там можно увидеть много человеческих добродетелей, хотя эти добродетели появляются от чисто внешнего «подражания Христу», что так любимо римо-католичеством. Таким образом, за пределами Церкви Христовой можно найти примеры разной степени благочестия, искренности и праведности.

Тем не менее, как можно понять из приведенных выше примеров, в средние века на Западе было очень мало святых. Некоторые из них не были признаны святыми даже Католической Церковью, а некоторые впоследствии были этой Церковью отвергнуты. Другие же никак не могут быть признаны святыми в православном смысле этого слова. Но есть небольшая группа святых, живших, в основном, вскоре после раскола, сумевших сохранить свои православные корни и являющихся интересными примерами благочестия и праведности. Отметим, что эти святые жили не благодаря, а, скорее, вопреки официальной «церкви», которая, если уж на то пошло, старалась их подавить.

Нам остается только дивиться, какими великими фигурами они могли бы стать, если бы остались в единстве со святой Церковью. Из таких святых мы бы отметили Валдефа († 1076), Эскила († ок. 1080), Генриха с острова Кокет († 1127), Вулфрика из Хейзелбери (ок. 1080 –1154), Христину из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161) и Годрика Финчейлского (ок. 1065/1069 –1170), умершего более чем через 100 лет после норманнского завоевания. После них, как нам думается, живой источник православной святости иссяк. Таков был плод новой идеологии того времени, отрезавшей народ от Церкви Божией.

Протоиерей Андрей Филлипс, Перевод с английского Дмитрия Лапы

«Orthodox England». Vol. 14. № 4.

17 октября 2011 г.

[1] Святой Сигфрид (Зигфрид) – просветитель Швеции († ок. 1045; память 15/28 февраля). Святой Сигфрид был иеромонахом, предположительно, из Гластонбери, в Англии. Он отправился в Швецию для просвещения этой страны, сделав своим центром город Векше. Одним из первых был обращен святым Сигфридом король Олаф Шведский († 1022). Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции. Он был миссионером и проповедником в этой стране около 30 лет, крестил будущую благоверную княгиню Анну Новгородскую († 1050). Согласно Адаму Бременскому, святой Сигфрид прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 году Бремен. Согласно «Легенде о святом Сигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. В других источниках говорится, что святой Сигфрид был предположительно монахом (норвежского происхождения) в Западной Англии и в 995 году прибыл вместе с вождем викингов Олафом I в Норвегию. Затем он миссионерствовал в Швеции, где близ Упсалы крестил короля Олафа. Спасаясь от сопротивления крестьян, святой Сигфрид бежал на Готланд (южная Швеция). Там он основал первое шведское епископство в Сакара (северо-восточнее Гетеборга). В 1030 году святой Сигфрид посетил Бремен. Вероятно, святой принял мученическую кончину. Он был погребен в южной Швеции, мощи были в XVI веке уничтожены. Был одним из самых почитаемых покровителей Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Вместе со святым Сигфридом 15 февраля чтится память и его племянников: святых Винамана, Унамана и Сунамана († 1040) – все они были монахами из Англии, последовавшими за своим дядей в Швецию. Приняли мученическую кончину от рук язычников. – Здесь и далее примеч. пер.
[2] Ныне деревня Хейзелбери-Плакнет графства Сомерсет, где Вулфрик вел подвижническую жизнь с 1125 по 1154 год. На том месте, где он вел отшельническую жизнь, сегодня стоит относящаяся к XIV веку церковь во имя архангела Михаила и прочих небесных сил, в которой некогда пребывали его мощи.
[3] В миру Христина носила имя Феодора. Она родилась в Хантингдоне и еще в юном возрасте дала обет целомудрия. Она покинула родителей, пытавшихся ее насильно выдать замуж, и через некоторое время начала вести отшельническую жизнь сначала во Фламстеде, а затем в Маркьяте под руководством монаха святой жизни Роджера из монастыря Сент-Олбанс. Слава о подвижнице так возросла, что позднее на месте ее отшельнических подвигов еще при жизни Христины был основан женский монастырь.
[4] Вскоре после смерти Годрика, прожившего в Финчейле нынешнего графства Дарем 60 лет, был основан бенедиктинский католический монастырь, просуществовавший до реформации. Руины этого монастыря, а также остатки часовни святого Иоанна Крестителя – точно на месте отшельнической жизни Годрика – сохранились до наших дней и доступны для посещения.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юрий28 августа 2013, 16:56
Самый наглядный пример что только православие истинная вера,только Православному патриарху сходит благодатный огонь,и все остальные религии это понимают и соглашаются,и пускай католиков больше в мире зато у нас православных есть шанс спасти душу а у них его нету.
Алла16 декабря 2012, 22:01
Владислав, я бы на вашем месте постыдилась использовать слова человека, жившего в 11 веке, для того, чтобы указывать как нам, православным, надобно относиться к католикам. Смешно просто считать, что у них нет благодати и святости, а есть она только у нас. Также точно никто, в том числе ни одни святой Православной Церкви не может утверждать, что спастись можно лишь в православии, а другие конфессии ведут людей к гибели. Только немыслимая глупость и гордыня заставляют человека такое говорить. Впрочем, для человека 11 века это простительно, да, но вам?
Владислав 1 ноября 2012, 10:03
Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского написано в XI веке Киевскому великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью.
Владислав 1 ноября 2012, 10:02
Господи, благослови! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа – в чистой и православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью.

Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная.

Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере – в католической или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной.
Владислав 1 ноября 2012, 10:02
Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру – всё равно что свою хулит. Если кто начнёт хвалить и свою, и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского написано в XI веке Киевскому великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью.:

Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за веру, а ныне живут во Христе.
Владислав 1 ноября 2012, 10:02
Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это всё равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если скажет тебе кто из противящихся: "Ваша вера и наша вера от Бога", то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: "Един Бог, едина вера, едино Крещение" (Еф. 4:5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: "Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не якоже мы благовестихом, да будет анафема" (Гал. 1:8).

Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье апостольское и святых отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, ни вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

Тако бо написано: "Воздастся комуждо по делом его".

О Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава. Аминь.
Владимир20 апреля 2012, 10:03
Цифры не показатель святости той или иной конфессии! Гордыня некоторых православных противоречит Св. Писанию. Будьте осторожней с обвинениями, что-бы не потерять того что имеете.
Воитель22 марта 2012, 22:04
По коментариям сразу видна разница между католиками и православными. "И та и другая всегда стремились главенствовать над всем миром, но реальной власти добилась только католическая", - говорит католик. Вот она - наглядная подмена понятий.
Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего"(Иоан.18,36).
К Небесному Царству стремиться надо, а не к земному. В этом и отличие. Не надо менять первородство на чечевичную похлебку.
Да и какая сейчас реальноая власть у католиков? Один смех. Реально правят миром несколько корпораций, их виличество доллар. Кто претендует на главенство в служении доллару подобен евангельскому богачу или Иуде.
А сколько святых дал католицизм миру в ХХ-м веке? И сколько Православие? Христианство там, где дышит Дух Святой. И по этой причине священномученник Илирион (Троицкий) даже не признавал католиков за христиан. И свою святость он доказал исповедничеством и мученнической кончиной. А чем доказали католики? Говорить можно все, что угодно, но лишь по плодам узнается ложь и Истина.
Католик27 декабря 2011, 10:56
Бред!!! Самый настоящий бред!!! Это уже опять противостояние православной и католической церкви.И та и другая всегда стремились главенствовать над всем миром, но реальной власти добилась только католическая, так как она более упрощённая и ближе к людям, нежели православная. Я не пытаюсь сейчас осуждать православие, но я привожу действительно бесспорные факты.
Протоиерей Петр Никольский26 октября 2011, 11:54
Статья, как и некоторые другие работы этого автора, страдает характерной для зарубежников болезнью эксклюзивизма, априорно исключающего благодатную жизнь вне формальных границ Православной Церкви, забывая о том, что Святому Духу указывать никто не может и что Господь ищет спасения человека, а не повода, чтобы перекрыть ему кран благодати. Святитель Феофан Затворник пишет, что искажая веру, человек сам сокращает к себе доступ независтно изливаемой благодати. В католической духовности главная проблема - потеря цельности предания. Это привело к канонизации часто весьма подозрительных мистиков и отвержению многих настоящих.Владыка Каллист (Уэйр)в той же Англии, часто цитирует средневековых западных авторов в качестве иллюстрации православного учения и это правильный путь - непредвзято найти и показать католикам православие в их же собственном предании. Кроме творений Иулиании Норичской стоит упомянуть замечатальном мистическои трактате "Облако неведени", весьма далеком от стереотипа чувственной и эгзальтированной католической духовности.
Автор ловко списал всех католических мучеников, пострадавших от рук протестанто, те мол тоже от католиков пострадаи.Исходя из этой логики нам не следует почитать преподобномученика Афанасия Брестского и других борцов против унии, раз праволавные таки убили Иосафата Кунцевича и Андрея Боболю. В случае мучеников надо смотреть умирали они за Папу Римского или за то, что в католичестве православно.
Роман20 октября 2011, 09:42
Хорошо ёрничать над католиками, канонизирующими "по политическим мотивам", не оглядываясь в этом плане на родное православие в других регионах. Спасибо автору за столь "критичный" подход! Католики бы в подобной статье могли бы потешаться над нашими "политическими мотивами" ещё больше.
Павел17 октября 2011, 15:51
СпасиБо за качественный материал-исследование
иером. Даниил17 октября 2011, 13:49
Очень интересные данные, особено цифры - сравнение с тем, что было до Великого раскола и что стало после.
СпасиБо автору и переводчику.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×