Прорыв

"Крейсер
Крейсер второго ранга «Изумруд»
Ровно сто лет назад, 14 – 15 мая 1905 года в далеких от наших краев водах японского моря развернулось одно из крупнейших морских сражений мировой истории – Цусимский бой. Для русского флота Цусима стала самым значительным поражением за всю его трехсотлетнюю историю. Вторая эскадра Тихого Океана – последнее соединение, способное решить исход русско-японской войны в пользу России была разгромлена  и большей частью уничтожена. Но не только горечь поражения пришлось испытать русским морякам – утром 15 мая на славный Андреевский флаг легла тень позора – командующий остатками эскадры контр-адмирал Небогатов приказал своим кораблям капитулировать. Четыре броненосца послушно исполнили преступный приказ и подняли белые флаги. Большего позора наш флот не знал за всю свою историю. Но даже в этот момент нашлись те, кто защитил честь русского флага и русского флота – самый слабый из уцелевших кораблей Небогатова крейсер второго ранга «Изумруд» отказался подчиниться приказу и прорвался сквозь неприятельский флот. Об этом смелом прорыве и будет сегодня наш рассказ.

Крейсер второго ранга «Изумруд» прожил по корабельным меркам короткую, но славную жизнь. Он был заложен в 1901 году на Невском судостроительном заводе Санкт-Питербурга по улучшенному проекту крейсера «Новик». Это был легкий крейсер, водоизмещением 3200 тонн, предназначенный для несения разведочных функций при эскадре, охраны крупных кораблей от миноносцев противника. По архитектуре корабль напоминал сильно увеличенный миноносец. Паровые машины мощностью 10 000 л.с. позволяли развивать скорость до 24 узлов, что делало «Изумруд»  одним из самых быстроходных крейсеров в мире. Вооружение корабля составляли 8 120-мм пушек, несколько малокалиберных скорострельных орудий и торпедные аппараты.

С началом русско-японской войны работы на строящемся крейсере были ускорены, и уже в октябре 1904 года, на полгода опережая намеченный график корабль вступил в строй действующего флота. И сразу же отправился туда, где уже почти год шла война. В составе отряда капитана 1-го ранга Добровольского крейсер догнал Вторую Эскадру Тихого Океана и вместе с ней проделал путь от Мадагаскара до Цусимы.

"Василий
Василий Николаевич Ферзен
Командовал крейсером сорокашестилетний капитан 2-го ранка Василий Николаевич Ферзен. «Голубоглазый великан, с открытым добродушным лицом» - писал о нем сослуживец. Под стать командиру подобрались и офицеры. Время дальнего перехода было потрачено на интенсивную подготовку команды и корабля к бою.

Согласно приказу командовавшего эскадрой адмирала Рожественского главными задачами «Изумруда» в сражении с японским флотом были передача сигналов с флагманского броненосца на другие корабли эскадры и охрана главных сил в случае атак миноносцев противника.

Нужно отметить, что с обеими задачами крейсер успешно справился – единственный из легких кораблей эскадры он охранял броненосцы адмирала Небогатова в ночном бою. С риском самому нарваться на торпеду крейсер отважно бросался на перехват японских эсминцев и огнем своих орудий отгонял их прочь. Наступило утро. От некогда грозной эскадры в распоряжении адмирала остались только 5 кораблей – 4 броненосца (включая тяжело поврежденный «Орел») и «Изумруд». Выполняя приказ адмирала Рожественского остатки эскадры по-прежнему держали курс NO-23 – на Владивосток.

Первые часы нового дня 15 мая принесли было смертельно уставшим людям облегчение – японские миноносцы при свете дня не рисковали атаковать русские корабли и отстали, казалось еще немного и трагический Цусимский пролив останется за кормой. Но около полудня сигнальщики заметили дымы, окружавшие русские броненосцы со всех сторон. Подавленный зрелищем практически не поврежденного во вчерашнем бою японского флота, разворачивающегося в боевой порядок, контр-адмирал Небогатов принял роковое решение – остановиться и поднять белый флаг. Вслед за флагманским броненосцем послушно капитулировали и остальные корабли, один за другим спускались боевые флаги. Эскадра застопорила ход и сдалась на милость победителей.

Лишь один «Изумруд» отказался выполнить приказ о сдаче. Командир корабля, капитан 2-го ранга Ферзен собрал на скорою руку команду и обратился к ней с речью – Господа офицеры и вы, братцы матросы. Послушайте меня, я решил прорваться, пока японские корабли не преградили нам путь. У противника нет ни одного корабля, который сравнился бы по быстроходности с нашим крейсером. Попробуем! Если не удастся уйти от врага, то лучше погибнуть с честью в бою, чем позорно сдаваться в плен.

По другим воспоминаниям речей барон Ферзен не произносил – некогда было, просто обратился к офицерам с приказом – сигнал о сдаче спустить, машине полный ход!

 Спустив, поднятый было вслед за флагманом сигнал о сдаче, крейсер на предельном ходу ринулся в промежуток между японскими кораблями. В первый момент японцы не поняли намерений русского корабля, а когда спохватились, было уже поздно, пустившиеся было в погоню, японские крейсера отвернули, не выдержав меткого огня русского крейсера. Матросы и офицеры сдающихся броненосцев с горьким восхищением смотрели вслед «Изумруду». Так в один и тот же миг русскому флоту довелось пережить и тягчайший позор сдачи исправных кораблей врагу, и момент удивительный во всей истории войны на море – прорыв легкого корабля через весь неприятельский флот. Позор и подвиг. О сдаче кораблей адмирала Небогатова не упомянул только ленивый, беспримерный прорыв «Изумруда» оказался же в стороне от внимания, как общества, так и последующих историков.

Оторвавшись от противника, крейсер на экономической скорости шел к Владивостоку. Бой и прорыв на полном ходу почти полностью опустошили угольные ямы корабля. Однако, идти прямо в порт «Изумруд» не мог. На крейсере не было карт минных заграждений, выставленных перед Владивостоком, и риск подорваться на собственной мине был слишком велик. К тому же командир обоснованно предполагал, что японцы могут атаковать корабль непосредственно в близи порта, а угля для боя «Изумруд» не имел. Поэтому решение зайти в пост Ольги, получить уголь, связаться с Владивостоком, и действовать уже по указаниям оттуда.

Но здесь удача оставила крейсер. Сначала из-за навигационной ошибки «Изумруд» проскочил пост Ольги и был вынужден укрыться в заливе Владимира. «Подходя ко входу в бухту в первом часу ночи, выскочил на конец гряды у мыса Орехова»  - писал в рапорте о произошедшем командир крейсера. Все попытки команды снять корабль с камней успеха не имели. Трагизм ситуации усугубляло то, как застрял крейсер – в направлении входа в бухту могло стрелять лишь одно орудие, «Изумруд» был полностью беззащитен перед лицом неприятеля. А радио засекло приближающиеся переговоры японцев….

В этих условиях капитан 2-го ранга Ферзен принял жесткое решение – выбросить орудия за борт, а сам крейсер взорвать, чтобы не достался врагу. Так и было сделано. Прогремел мощный взрыв и красавец «Изумруд» превратился в груду искореженного металла. Команда пешим порядком отправилась во Владивосток.

Потом следственная комиссия придет к выводу, что реальной угрозы захвата корабля не было и крейсер можно было спасти, решение о взрыве было признано преждевременным, но это стало ясно потом. Главной мыслью барона Ферзена было любой ценой не допустить захвата крейсера японцами. И своей цели он добился – гибель «Изумруда» можно счесть нелепой, но никак не позорной. Честь Андреевского флага не была посрамлена.

«За прорыв сквозь неприятеля в свой порт» барон Ферзен был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и произведен в капитаны 1-го ранга. Получили награды офицеры и матросы крейсера.

Со времени героического прорыва «Изумруда» прошел век. Единственным памятником беспримерному подвигу  в России являются скромный обелиск на берегу залива Владимира в поселке Тимофеевка, да в музее Тихоокеанского флота хранятся поднятые со дна моря орудия крейсера.

Александр Музафаров

Автор приносит искреннюю благодарноть Николаю Манвелову за помощь в подготовке материала

27 мая 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×