Русская Православная Церковь ХХ век
5 апреля

"К
К П Победоносцев
1905 год – К. П. Победоносцев официально передал государю императору Николаю II всеподданнейший доклад Святейшего Синода.

К этому докладу был приложен и проект высочайшего указа Святейшему Синоду, который, по мнению иерархов, государь император вполне мог одобрить. «С сердечным сочувствием соизволяя на постановление Святейшего Синода о поставлении строя церковного управления в соответствие с применением к оному соборного начала, – говорилось в проекте указа, – не оставлю в благопотребное по нынешним обстоятельствам время созвать для сего по древнему примеру православных императоров Поместный Собор всероссийской Церкви». Наличие проекта высочайшего указа говорит само за себя: подготовившие его иерархи надеялись на утверждение своего доклада.

1918 год – Незадолго до роспуска на пасхальные каникулы Поместный Собор принял постановление о канонизации священномученика Иосифа, архиепископа Астраханского, и святителя Софрония, епископа Иркутского.

1924 год – Святейший Патриарх Тихон отлучил от Церкви «митрополита» Евдокима (Мещерского) и других лидеров обновленчества.

«...Объявляем: бывш[его] архиепископа Евдокима, епископа Антонина и других запрещенными в священнослужении и находящимися вне общения со всею Православною Русскою Церковью; предаем их, как и других главарей обновленческого раскола, каноническому суду Православного Собора».

1925 год – Святейший Патриарх Тихон отслужил Божественную литургию в храме Большого Вознесения на Большой Никитской.

Это была последняя служба святителя, последняя его литургия.

1942 год, апрель – Всенародное празднование 700-летия Ледового побоища.

"Ледовое
Ледовое побоище
5 апреля 1242 г. благоверный князь Александр Ярославич (нареченный за победу над шведами на берегах Невы Невским) на льду Чудского озера, близ урочищ Узмень и Вороний камень, дал сражение против немецких рыцарей, совершавших набеги на новгородские земли. Немецкие завоеватели были разбиты наголову. После этого поражения отказались от своих притязаний на русские земли.

Русская Православная Церковь причислила благоверного князя Александра Ярославича Невского к лику святых; память его совершается дважды в год – 30 августа и 23 ноября по церковного  календарю).

Еще в 1938 г. на экраны вышел фильм режиссера С. М. Эйзенштейна «Александр Невский». На всю страну прозвучали прекрасные слова: «Кто с мечом к нам придет, – от меча и погибнет… На том стояла и стоять будет Русская земля».

"Орден
Орден Александра Невского
29 июля 1942 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского.

Из статута ордена Александра Невского

1. Орденом Александра Невского награждаются командиры Красной армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей.

2. Награждение орденом Александра Невского производится Указом Президиума Верховного Совета СССР.

3. Орденом Александра Невского награждаются – командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов.

Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени.

""1942 год – В пасхальную ночь жестокой бомбардировке подвергнут Ленинград.

От снарядов и бомб пострадали в первую очередь безоружные верующие. Варварски обстрелян был Князь-Владимирский собор. Непоколебимая стойкость и активизация патриотического движения церковных общин осажденного города приводили захватчиков в неистовую ярость.

Израненный и голодный город неуклонно продолжал сборы средств в Фонд обороны. К середине второй блокадной зимы они составляли по соборам: Князь-Владимирскому — 1 млн... 67 тыс. руб., по Никольскому — 980 тыс. руб., по Спасо-Преображенскому — 72 тыс. руб.; по церквам: Больше-Охтинской — 811 тыс. 211 руб., Волкова кладбища — 155 тыс. 332 руб., коломяжской — 45 тыс. руб., Серафимовского кладбища — 60 тыс. руб. На подарки бойцам ко дню Красной армии в 1943 г. верующие Ленинграда передали дополнительно еще 539 тыс. 200 руб. К этому времени в госпиталя города и войсковые лазареты от храмов поступило св. 600 дефицитных в то время полотенец.

"«Аз
«Аз есть с вами, и никтоже на вы». Келейная икона старца Серафима Выррицкого
Церковь сражалась не только пожертвованиями.

Одним из величайших молитвенников в военные годы был иеросхимонах Серафим Вырицкий. Когда немцы вошли в город, старец успокаивал многих растерявшихся, говоря, что ни одного жилого дома не будет разрушено. (И действительно, в Вырице были разрушены только вокзал, сберкасса и мост.) Тысячу дней стоял он на молитве о спасении страны.

О. Серафим взял особый подвиг поста: съедал в день одну просфору, немного тертой моркови и пил святую воду. Он возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камне перед устроенной на сосне иконой преп. Серафима Саровского, кормящего дикого медведя. Этот уголок старец называл Саровом. В 1942 г. о. Серафим писал о своих бдениях:

"Преподобный
Преподобный Серафим Вырицкий
И в радости, и в горе монах, старец больной,

Идет к святой иконе в саду, в тиши ночной.

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей

И старцу поклониться о Родине своей.

Молись Благой Царице, великий Серафим,

Она Христа десница, Помощница больным.

Заступница убогим, Одежда для нагих,

В скорбях великих многих спасет рабов Своих...

В грехах мы погибаем, от Бога отступив,

И Бога оскорбляем в деяниях своих.

Есть сведения и о том, что его как св. старца чтили и немцы. Отдельные офицеры даже приходили к нему. Старец увидел Победу, которую он приближал своими молитвами. Не прекращал о. Серафим принимать людей и после войны. Их стало еще больше. В основном это были родственники пропавших без вести воинов...

Молитвенником был и сам местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). По воспоминаниям его келейника архимандрита (впоследствии митрополита) Иоанна (Разумова), особенно горячо владыка молился о победе русского воинства в дни решающих боев за Сталинград. Недуг заставил его тогда слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 г., пересилив болезнь, он поднялся с помощью келейника с постели, с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу. Когда о. Иоанн помогал ему лечь в постель, митрополит Сергий сказал: “Господь воинств, сильный в брани, низложил восставших против нас. Да благословит Господь людей Своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом”. Утром радио передало сообщение о разгроме немецких войск под Сталинградом.

"Всем
Всем миром, с Божией помощью одолеем врага
В Красной армии не было полковых священников, но были священники, надевшие гимнастерку и шинель и взявшие в руки оружие. И остались воспоминания священнослужителей и мирян о войне, о своем отношении к ней, об участии в боевых действиях. Они бесценны не только как источник, но и как доказательство нравственного отношения православного человека к войне, выполнявшего свое ратное дело незаметно, кропотливо, с одним желанием — приблизить день освобождения Родины.

Из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева: “У меня отец был священником, дед и прадед были священниками. Четыре класса окончил сельской школы. Пошел служить псаломщиком... В 1938 г. был рукоположен в сан диакона... Перед самой войной служил диаконом в Костромском кафедральном соборе. Оттуда меня и взяли в армию. Призвали, когда началась Великая Отечественная война. Увезли сразу на окопы. Подходит ко мне офицер, видит, я человек грамотный, спрашивает: “Вы где учились?” — “Я окончил четыре класса”. — “Не может быть! А дальше?” — “Я — диакон”. — “Все ясно. Вы служили у священноначалия. Принимайте все бригады под ваше руководство”.

"Военный
Военный совет — под иконами
Два дня я руководил всеми бригадами. Потом приезжает генерал. Просит показать диакона. Подводят ко мне. Генерал Шеволгин спрашивает: “Вы согласны ехать в офицерское училище?” Я: “Согласен”. Меня отправили в училище в Великий Устюг. Там я проучился шесть месяцев. Всем присвоили звание младшего лейтенанта. Мне присвоили звание лейтенанта, потому что я очень хорошо знал все, наизусть. Окончив училище, я сразу попал под Сталинград, командиром взвода разведки...

Немцы шли в бой — у них у всех было написано по-немецки: “С нами Бог”. Немцы давили танками женщин, стариков, детей. На гусеницах были волосы, кровь, мясо. Но мы-то шли со знаменами — там была красная звезда. Но была еще иконка в кармане и крест. У меня до сих пор хранится “Святитель Николай”, пробитый пулей”.

После Сталинграда о. Борис Васильев становится заместителем начальника полковой разведки. Участвует в разработке и осуществлении операций на Северском Донце и Юге Украины.

“...Нас выбросили на самолете в 18 км от Запорожья, чтобы узнать, где находится штаб противника. Мы два дня наблюдали за действием этого штаба. Двое из нас вернулось. А Смирницкий, тоже сын священника, был хороший человек, в разведке был отчаянный, моряк-штрафник, — погиб там. Я сам видел своими глазами: немцы его распяли на сарае. Прибили руки гвоздями. Ничего нельзя было сделать. Я сидел в колодце в 40 м...”

Это было 16 августа, а уже 17-го началось наше наступление по всему фронту.

Разведоперация под Запорожьем стала последней для о. Бориса Васильева: он, в новом звании капитана, был отправлен в тыл на лечение, а затем его оставили в Саратове готовить кадры.

Нельзя без волнения слушать воспоминания протоиерея Бориса Пономарева, призванного на фронт 23 июня 1941 г.

“На второй день войны я был призван на защиту нашей Родины. Причастился в Николо-Кузнецком храме и на другой день был направлен на Ленинградский фронт... У меня не было родителей, меня благословила старушка 92 лет, дальняя родственница, и сказала: “Ты будешь жив, люби и защищай Родину...”

В самое тяжелое время блокады Ленинграда я получил от нее письмо:

“Дорогой Боря, как вам приходится переживать, но мы молимся и надеемся на милость Божию. Бог милостив, а враг будет изгнан. Вчера у нас во дворе упала бомба, стекла все выбиты. Мы также переносим тяжесть войны. Я часто бываю в храме и молюсь за воинов и шлю тебе материнское благословение”.

Меня спрашивают: какое ваше самое сильное впечатление от войны?

В самое тяжелое время блокады Ленинграда... недалеко от входа на кладбище мы увидели девочку лет тринадцати, склонившуюся и стоявшую на одном колене. На ней была шапка-ушанка, и вся она была немного занесена снегом, а сзади на санках был труп женщины, умершей от голода, — видимо, мать девочки, которую она не успела похоронить (и замерзла сама). Эта страшная картина потрясла меня на всю жизнь...

В первые дни войны я видел сон — большое изображение иконы Покрова Божией Матери. После этого у меня появилась уверенность в том, что нас защищает Царица Небесная.

Мальчиком восьми лет я прислуживал в храме Покрова Божией Матери, а когда (после войны) принял сан священства, то был назначен священником в храм Покрова Божией Матери в с. Карасево Коломенского р-на. Через два года я был переведен митрополитом Николаем в другой храм. Для меня была большая радость: храм опять был во имя Покрова Божией Матери в с. Хомутово Щелковского р-на. Я всю жизнь ощущаю заступление Божией Матери...

"Ленинградец-блокадник
Ленинградец-блокадник с пайкой хлеба
В 1942 г. в Ленинграде (после госпиталя) у меня была возможность побывать в Никольском соборе. В храме в это время читали часы и находились истощенные от голода люди... Я спросил: “Когда совершает богослужение митрополит Алексий?” Мне ответили, что владыка находится в алтаре...

Митрополит Алексий очень милостиво благословил меня и спросил: “Вы, наверное, прислуживали в храме?” Я сказал, что да, и сказал где. Владыка заметил, что хорошо помнит служившего там владыку и его мать. Я дерзнул предложить митрополиту Алексию свою порцию хлеба, а он ответил: “И вам также трудно переносить блокаду и голод. Если можете, передайте матушке алтарнице”.

Владыка меня спросил: когда война кончится, буду ли я служить при храме? Я ответил: “Владыка, у меня призвание с детства не оставлять храм”.

Я положил земной поклон перед престолом, и владыка меня благословил и дал служебную просфору, очень маленькую, размером с пуговицу.

"Ленинградцы
Ленинградцы — жертвы артиллерийского обстрела на Невском проспекте. Сентябрь 1941 г.
После снятия блокады у меня бывали увольнительные, и в будничные дни мне доводилось читать в Никольском соборе часы... В первый день Пасхи верующие приносили освящать маленькие кусочки хлеба вместо куличей. Какое было утешение для всех ленинградцев, что в храмах осажденного города ежедневно совершалось богослужение”.

Сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной? Сколько погибло? Нет этих цифр. Никто в свое время не вел такого учета. Да и многие иереи к началу 1940-х гг. попросту остались без прихода, без паствы... Без наперсного креста, без рясы ходили они в атаки... Среди священнослужителей есть кавалер солдатских орденов Славы всех трех степеней. Это заштатный диакон храма в с. Бровары Борис Крамаренко.

Орденом Славы третьей степени и медалью “За победу над Германией” награжден протоиерей Стефан Козлов, он служил пулеметчиком с момента призыва — с июля 1944 г. В последние годы своего служения он был клириком храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге.

Сержант Коноплев, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (до войны он был священником), был призван в армию в октябре 1941 г. Служил пулеметчиком. Когда в 1943 г. вернулся к священнослужению, на груди его была медаль “За боевые заслуги”. Награжден он и грамотой маршала Советского Союза Л. А. Говорова.

Памяти и уважения поколений заслуживает ратный подвиг женщин-христианок. Военным врачом с 3-м Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии прошла монахиня Серафима (Зубарева). Награждена медалью “За победу над Германией”. Медсестрой участвовала в боях на ростовском и харьковском направлениях монахиня Антония (Жертовская), награждена медалью “За боевые заслуги”. Игумения Анатолия (Букач) в военное лихолетье была настоятельницей одесского Михайловского монастыря; вместе с сестрами активно помогала Красной армии продовольствием, медикаментами, теплыми вещами; награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

На оккупированной территории священники являлись подчас единственным связующим звеном между партизанами и местными жителями и получили славное прозвание “партизанских попов”. Медалью “Партизану Отечественной войны” была отмечена деятельность священника-партизана из с. Бродовичи-Заполье на Псковщине о. Феодора Пузанова. Во время карательной операции по доносу старосты немцы сожгли сельский храм. О. Феодора укрыли от немцев местные жители и затем переправили к партизанам. В течение 1943 г. о. Феодор Пузанов собирал между прихожанами средства на строительство колонны им. Димитрия Донского. В Фонд обороны были сданы деньги, куски золотых окладов и риз, кадила и подсвечники из сожженного храма.

После освобождения Псковщины в 1944 г. о. Феодор Пузанов был вызван митрополитом Алексием, который отметил заслуги священника перед Родиной крестом.

“Партизанским попом” был и о. Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского р-на на Пинщине.

"Партизанский
Партизанский батюшка
С начала войны о. Василий совершал богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным немцами. Пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, с посланиями митрополита Сергия. Позже о. Василий стал партизанским связным (он был им до начала 1943 г., после того как фашисты сожгли храм и дом настоятеля, узнав о связях с партизанами). Семью священника и его самого удалось переправить в партизанский отряд. Его патриотическая деятельность была отмечена медалями “Партизану Великой Отечественной войны”, “За победу над Германией”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

Полесский священник протоиерей Александр Романушко участвовал в боевых Летом 1943 г. родственники убитого партизанами полицая попросили о. Александра отпеть покойного. На кладбище пришло много народа, была выставлена и полицейская вооруженная охрана. Все приготовились слушать отпевание. О. Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и “Со святыми упокой” заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо “Вечной памяти” произнесем же “Анафема”». Люди стояли как громом пораженные. А о. Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников». Эти простые слова пронзили сердца людей. Они говорили: «Если священники взялись за оружие, так и нам Бог велит идти в партизаны». И в самом деле, в тот день прямо с кладбища в партизанский отряд пришло пополнение.

С партизанами о. Александр сотрудничал по июль 1944 г. (до момента освобождения Белоруссии). А потом стал временно управляющим Полесской епархией. В своем отчете на имя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Алексия в конце 1944 г. он сообщал, что число священников, преданных Патриархии, уменьшилось на 55% в связи с расстрелом многих из них немцами за содействие партизанам. О бесстрашном “партизанском попе” Александре Романушко помнят в Полесской земле и поныне...

"Крестный
Крестный ход и водосвятный молебен на Днепре
В многострадальной Белоруссии в Отечественную войну погиб каждый четвертый. Самые крупные карательные операции против партизан немцы предприняли в феврале 1943 г. в Пинской обл. — центре партизанских соединений: 70 сел и деревень было сожжено, а в них — 14 православных церквей. Гибло мирное население: женщины, старики, дети. Штаб партизанского движения принял решение о выходе из немецкого кольца без боя, взяв с собой большую часть местных жителей.

Одним из тех, кто остался с больными, калеками, старикам, и был о. Иоанн Бойко. Священник Иоанн Семенович Бойко был настоятелем церкви во имя Покрова Богоматери в с. Хоростово, ныне Сторобинского р-на, Минской обл. В ночь на 15 февраля, перед Сретением Господним, оставшиеся в селе слышали пулеметные очереди, одиночные выстрелы, разноцветные вспышки ракет. Никто не знал, что ждет их... “Богослужение началось, как принято здесь, около шести часов утра. Через некоторое время послышались близкие выстрелы. Всем стало понятно, что немцы окружили село. После утрени началась исповедь. А народ все шел и шел. О. Иоанну передали, что фашисты приказывают всему населению деревни идти в церковь на молитву... Вскоре храм был переполнен, но из храма никого не выпускали. Почувствовав недоброе, о. Иоанн в кратком слове призвал всех присутствующих усердно помолиться и всем причаститься Святых Таин. Во время народного пения “Верую” в храм ворвались вооруженные фашисты и стали силой выводить из церкви женщин... О. Иоанн обратился с просьбой к офицеру дать возможность окончить богослужение.

"На
На белорусской земле
В это время здоровенный фашист, выталкивающий с клироса молодых певчих, сзади схватил о. Иоанна и бросил его на царские врата. Они открылись, и священник упал перед Божиим престолом... Стоящие вокруг видели, как в двери храма вбивали гвозди, а к погосту подъезжало несколько саней, груженных соломой... Из показаний местных полицейских, принимавших участие в этой расправе и судимых военным трибуналом Белорусского военного округа после войны, известно, что из объятой пламенем церкви они слышали всенародное пение молитв: “Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите...”

В подпольной газете “Полесская Правда” за 1943 г. рассказывалось: “Более 300 обугленных трупов зарыто в сожженном с. Хоростово. В одной из могил – заживо сожженный немцами хоростовский священник И. С. Лойко, крестьянка Анастасия Корж вместе с тремя малыми детьми, из которых один грудной. Там же похоронена семья Константина Козловского из пяти душ, 90-летний дед Данилевич, 80-летний Степан Корж и много других невинных стариков, женщин и детей... Много таких могил в Белоруссии”.

О. Иоанн по долгу пастырской совести разделил до конца со своими пасомыми их земную юдоль.

"Святитель
Святитель Тихон
1992 год – Св. мощи святителя Тихона торжественно перенесены Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении 93 архиереев из Малого собора в Большой собор Донского монастыря.

5 апреля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×