Русская Православная Церковь ХХ век
18 апреля

1918 год – Опубликовано определение Поместного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь.

1923 год – «Председатель по делу быв. патриарха Тихона» А. В. Галкин отдал распоряжение взять святителя Тихона под стражу.

"Митрополит
Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский)
1926 год – Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) заявил о своем вступлении в права местоблюстителя патриаршего престола.

Этому заявлению предшествовала поездка в Пермь лично Е. А. Тучкова, который познакомил митрополита Агафангела с тяжелыми политическими обвинениями, выдвинутыми против митрополита Петра, и предложил ему возглавить центральное церковное управление, уверяя, что ему будет просто добиться легализации этого управления.

Митрополит Агафангел был назван в завещательном распоряжении патриарха Тихона одним из кандидатов на пост местоблюстителя патриаршего престола. Это распоряжение и имел в виду Тучков, предлагая владыке Агафангелу встать у руля церковного корабля. Власть руками Тучкова хотела инициировать еще один внутрицерковный конфликт, противопоставив двух митрополитов — Агафангела и Сергия. При этом обнаружилась вся сложность ситуации с преемством высшей церковной власти, зафиксированной в завещании патриарха Тихона. Не было ясного понимания, является ли арест местоблюстителя основанием для вступления другого указанного в завещании кандидата в права патриаршего местоблюстителя. Вместе с тем митрополит Агафангел не был в курсе всех событий а также переписки митрополита Сергия и митрополита Петра.

В результате еще в Перми 18 апреля 1926 г. митрополит Агафангел  написал “Послание к Церкви”, в котором известил верующих о своем вступлении в должность местоблюстителя патриаршего престола, ссылаясь на завещание патриарха Тихона. В результате возникла переписка между митрополитами Агафангелом и Сергием (от 30 апреля, 16 и 23 мая).

Свидетельством того, что гражданская власть была прямо заинтересована в продолжении внутрицерковного раскола, стало решение Антирелигиозной комиссии. На своем заседании 24 апреля 1926 г. АРК сформулировала тактику ОГПУ в отношении Церкви: “Вести линию на раскол между митрополитом Сергием (назначенным Петром временным местоблюстителем) и митрополитом Агафангелом, претендующим на патриаршее местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию — Временный высший церковный совет во главе с архиепископом Григорием, как самостоятельную единицу”. Дальнейшие события показали, что ОГПУ весьма успешно поддерживало противостояние между авторитетными иерархами Русской Церкви.

В начавшейся переписке между митрополитом Сергием и митрополитом Агафангелом поднимались самые острые вопросы. Митрополиту Сергию удалось объяснить митрополиту Агафангелу, что в распоряжении патриарха Тихона нет ни слова о том, что местоблюститель Петр принял власть временно, до возвращения старейших кандидатов. Приняв власть законно, он может быть лишен ее только на законных основаниях, т. е. в случае добровольного отхода или по суду архиереев. Не соглашаясь с митрополитом Сергием внутренне, владыка Агафангел ради церковного мира отказался от своих прав, уведомив об этом Сергия телеграммой в июне 1926 г

1961 год – Священный Синод Русской Православной Церкви по «государственной рекомендации» принял решение об отстранении священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности в приходе.

Так «церковными руками» начало проводиться в жизнь ключевое направление хрущевской «церковной реформы».

"Митрополит
Митрополит Владимир (Сабодан)
1973 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод выразил согласие с тем, чтобы первая всеправославно-англиканская встреча прошла в Лондоне 6–13 июля 1973 г.

Был определен состав делегации Русской Православной Церкви для участия в Третьих богословских собеседованиях представителей Русской Православной и Католической Церквей.

Синод удовлетворил прошение архиепископа Леонтия (Гудимова), освободив его от должности архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, патриаршего экзарха Средней Европы, с предоставлением ему месячного отпуска на лечение, после чего иметь суждение о назначении его на кафедру. Архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы, Синод назначил архиепископа Дмитровского Филарета (Денисенко), викария Московской епархии, ректора Московской Духовной академии и семинарии. Ректором Московской Духовной академии и семинарии, епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, назначен епископ Черниговский и Нежинский Владимир (Сабодан).

"Свято-Введенская
Свято-Введенская Оптина пустынь
1993 год – Весь православный мир был потрясен трагическим событием, происшедшим во Введенской Оптиной пустыни: в пасхальную ночь были зверски убиты насельники обители: иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татаринов).

Пасхальная служба в Оптиной началась, как и обычно: крестный ход, по сложившейся традиции, завершался шествием в Иоанно-Предтеченский скит, который находится в 300 м к востоку от монастыря, и обратно; звучал торжественный пасхальный звон с монастырской и скитской звонниц. Стечение народа было огромным – до 10 тыс. человек (так сообщила позже милиция, которая охраняла монастырь во время праздничного богослужения). По окончании Божественной литургии монахи пошли в трапезную разговляться. После трапезы двое звонарей – инок Ферапонт и инок Трофим – вернулись на звонницу и стали совершать пасхальный звон. Было десять минут седьмого. Вдруг звон начал сбиваться и вскоре совсем прекратился. На звоннице было совершено страшное преступление – монахов злодейски убили ударом ножа.

Инок Ферапонт скончался тотчас. Инок Трофим после удара громко вскрикнул: «Господи, помилуй!» и «Помогите!»; приподнявшись, ударил в колокол – и упал.

Убийца побежал к скиту, куда для совершения исповеди направлялся о. Василий. Преступник тем же ножом ударил в спину иеромонаха.

"Иеромонах
Иеромонах Василий (Росляков)
Убийца  перелез через монастырскую стену и бросил окровавленный самодельный обоюдоострый нож длиною 60 см, шириной 5 см, похожий на меч. На лезвии было выгравировано: «666» и «сатана». Та же надпись была и на ноже, найденном в кармане брошенной убийцей шинели.

В иноке Трофиме, казалось, еще теплилась жизнь. Его перенесли во Введенский собор; через несколько минут монах скончался.

О. Василий, несмотря на страшную рану, жил дольше всех, глядел на окружающих, даже пытался приподняться. Его тоже перенесли в собор и положили напротив мощей преп. Амвросия Оптинского, а затем на «скорой помощи» отвезли в районную козельскую больницу. Там  он вскоре скончался.

18 апреля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×