События церковной жизни 1923 года и Сретенский монастырь

Обновленческий раскол 1922–1923 годов

Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре
Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре
Предшествующий 1922 год был временем начала обновленческого раскола, который коснулся жизни всей Церкви. Он стал развиваться со времени ареста патриарха Тихона в мае 1922 года и уже значительно укрепился ко времени освобождения патриарха в июне 1923 года. За это время было создано обновленческое Высшее церковное управление, захватившее и подменившее законную власть в Церкви; епархиальные архиереи и епархиальное управление менялось на обновленческое, был проведен и подготовлен обновленческий поместный собор (май 1923), в решениях которого упразднялось патриаршество, уничтожалось монашество, утверждался женатый епископат и проводились другие преобразования в Церкви. Ряд архиереев, священников и монашествующих перешло на сторону обновленчества.

Ситуация стала коренным образом меняться с освобождением патриарха и возвращением епископа Илариона (Троицкого) из ссылки. 14 (27) июня 1923 года патриарх Тихон был перевезен из внутренней тюрьмы ГПУ на Лубянке в Донской монастырь и освобожден из-под стражи[1]. Святейший Патриарх Тихон в своем послании от 2 (15) июля 1923 года описывал происшедшие события:

«Более года по обстоятельствам, всем известным, мы были отстранены от нашего пастырского служения и не имели возможности стоять лично у кормила правления, чтобы хранить освященные веками предания Церкви. Посему, как только наступили эти обстоятельства, в точном соответствии с постановлением Собора, установившего порядок патриаршего управления Российской Церкви, и с определением состоявшегося при нас Священного Синода от 7 (20) ноября 1920 года, признали мы за благо передать на время нашего удаления от дел всю полноту духовной власти назначенному нами заместителю нашему митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), с тем чтобы им был созван Второй Поместный Собор Российской Церкви для суждения о высшем правлении Церковью и о других церковных нуждах, против чего, как нам было сообщено, не возражала и гражданская власть. Митрополит Агафангел изъявил согласие принять на себя возложенное нами поручение. Но по причинам, от него не зависящим, митрополит Агафангел тоже был арестован, он не мог приступить к выполнению своих обязанностей. Этим воспользовались честолюбивые и своевольные люди, дабы войти “во двор овчий не дверьми, но прелазя инуде” (Ин. 10: 1) и восхитить не принадлежащую им высшую власть Православной Российской Церкви.

5 (18) мая истекшего года к нам, находящимся тогда в заключении на Троицком подворье, явились священники Введенский, Белков и Калиновский, недавно сложивший с себя сан, и под видом заботы о благе Церкви подали нам письменное заявление, в котором, жалуясь на то, что вследствие сложившихся условий церковные дела остаются без движения, просили нас вверить им канцелярию нашу для приведения в порядок поступающих в нее бумаг. Сочтя это полезным, мы уступили их домогательствам и положили на их заявлении следующую резолюцию: “Поручается поименованным ниже лицам (то есть подписавшим заявление священникам) принять и передать высокопреосвященнейшему Агафангелу по приезде его в Москву синодские дела при участии секретаря Нумерова”. По силе этой резолюции им было поручено лишь дела принять и передать их митрополиту Агафангелу, как только он приедет в Москву. О том же, как должны поступить они с принятыми делами, если бы митрополит Агафангел совсем не явился в Москву, никаких распоряжений нами сделано не было, потому что самой возможности этого мы тогда не могли предвидеть, а на то, что они сами в таком случае должны были бы заменить митрополита Агафангела и стать во главе церковного управления, в резолюции благословения быть не могло, так как полномочия, связанные с саном епископа, не могут быть переданы пресвитерам. Тем не менее, эту резолюцию нашу они объявили актом передачи им церковной власти и, согласившись с епископами Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобеевым), образовали из себя так называемое Высшее церковное Управление (ВЦУ). Чтобы оправдать это самочинное деяние, они неоднократно и в печати, и на публичных собраниях утверждали, что приступили к управлению Церковью по соглашению с патриархом (“Правда” от 21.05.1922), что они состоят членами Высшего церковного управления “согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона” (Прот. Введенский. “Революция и Церковь”. С. 28) и “приняли из рук самого патриарха высшее управление Церкви” (“Живая Церковь”. № 4–5. С. 9). На собрании 12 июня 1922 года по поводу предложения одного священника не проводить в жизнь никаких церковных реформ, иначе с благословения патриарха, председатель этого собрания епископ Антонин (Грановский) заявил: “Так как патриарх Тихон передал свою власть ВЦУ без остатка, то нам нет надобности бегать за ним, чтобы брать у него то, чего в нем уже не имеется” (“Известия”. 16.06.22. № 132).

Ныне же торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что все эти столь решительные заявления о соглашении с нами и о передаче нами прав и обязанностей Патриарха Российской Церкви ВЦУ, составленному священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белковым, – не что иное, как ложь и обман! И что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами нашей Церкви законных полномочий. На таковых святая Церковь изрекает строгие прещения: по 16-му правилу Антиохийского Собора, епископ, отступивший от указанного порядка и самовольно вторгнувшийся в чужую епархию, хотя бы об этом просил его и весь народ, изгоняется из нее и извергается из сана за грех нарушения церковных законов. Лица, учредившие самозваное ВЦУ в Москве и повинные в этом перед Церковью, отягчили свое положение еще посвящением епископов и в незаконно захваченные области, так как поставили себя под действие 35-го правила святых апостолов, угрожающего лишением сана как посвящающим в чужой епархии, так и посвященным ими.

Патриарх Тихон благословляет святителя Петра на митрополичье служение
Патриарх Тихон благословляет святителя Петра на митрополичье служение
И как воспользовались они захваченной церковной властию? Они употребили ее не на созидание Церкви, а на то, чтобы сеять в ней семена пагубного раскола; чтобы лишать кафедр православных епископов, оставшихся верными своему долгу и отказавших им в повиновении; чтобы преследовать благоговейных священников, согласно канонам церковным не подчинившихся им; чтобы насаждать всюду так называемую Живую церковь, пренебрегающую авторитетом Вселенской Церкви и стремящуюся к ослаблению необходимой церковной дисциплины; чтобы дать торжество своей партии и насильственно, не считаясь с соборным голосом всех верующих, осуществлять в жизни ее желания.

Всем этим они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого все распоряжения не имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в наше отсутствие, недействительны и ничтожны! А все действия и таинства, совершенные отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе.

Сильно терзалось сердце наше, когда доносились до нас смутные известия о церковных нестроениях, возникших в Церкви после нашего устранения, о насилиях самочинного и самозваного “живоцерковного” правительства, о возникновении и борьбе партий, о духе злобы и разделений там, где должен веять дух любви и братского единения.

Но мы ничем, кроме молитвы, не могли содействовать умиротворению Церкви и уничтожению в ней этой пагубной распри, пока не получили свободы. Ныне же, выйдя из сети заключения и ознакомившись подробно с положением церковных дел, мы снова восприемлем наши первосвятительские полномочия, временно переданные заместителю нашему, митрополиту Агафангелу (Преображенскому), но им по не зависящим обстоятельствам неиспользованные, и приступаем к исполнению своих пастырских обязанностей, моля усердно Владыку Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, да подаст нам силы и разумение к устроению Церкви Своей и к водворению в ней духа любви, мира и смирения. Вместе с этим мы призываем всех епископов, иереев и верных чад Церкви, которые в сознании своего долга мужественно стояли за богоустановленные порядки церковной жизни, и просим их оказать нам содействие в деле умиротворения Церкви своими советами и трудами, а наипаче молитвами Создателю всех и Промыслителю Богу. Тех же, которые волею или неволею, ведением или неведением поползнулись в настоящем веке лукавствия и, признав незаконную власть, отпали от церковного единения и благодати Божией, умоляем сознать свой грех, очистить себя покаянием и возвратиться в спасительное лоно Единой Вселенской Церкви.

Благословение Господне да будет со всеми вами, молитвами Богородицы и Приснодевы Марии, святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена, святителей Московских и чудотворцев, и всех святых Российской земли, от века Богу угодивших. Аминь»[2].

События церковной смуты 1922–1923 года коснулись и московского Сретенского монастыря. А. Левитин-Краснов и В. Шаров в книге «Очерки по истории русской церковной смуты» писали, что обновленческий епископ Антонин (Грановский) рассказывал о себе, как он (в 1922 году) «служит по субботам в Заиконоспасском монастыре, по новому, среди храма. А по четвергам и пятницам в Сретенском монастыре, по-старому»[3].

О служениях епископа Антонина в Сретенском монастыре свидетельствуют и два заявления, поданные в ВЦУ «пострадавшими» (живоцерковными владыками и батюшками): «Мы, епископы из белого духовенства, выражаем свой протест против образа действий митрополита Антонина в отношении к нам 6 сентября в Сретенском монастыре. За всенощным бдением митрополит Антонин выразился так: …попы закрывают монастыри, сами садятся на жирные места; пусть знают попы, что пропадут монахи – пропадут и они»[4]. На обновленческом поместном соборе 1923 года епископ Антонин признает и женатый епископат, и закрытие монастырей с созданием вместо них союзов и братств христианско-трудовых общин[5].

Покаяние духовенства Сретенского монастыря в июне 1923 года

С освобождением патриарха из-под ареста в июне 1923 года началось его служение по разным храмам и монастырям, освящение их после осквернения обновленцами, началось и покаяние духовенства, вступившего с ними в общение.

В июне 1923 года совет общины Сретенского монастыря направил духовенству Сретенской обители следующее письмо:

«Ввиду получения сведений, что Святейший Патриарх Тихон служит исключительно в храмах, духовенство которых в полной чистоте духа Православия сохранило свое пастырское назначение, и имея указания по отношению таких нарушений со стороны некоторых священнослужителей Сретенского монастыря, совет его общины, руководствуясь данными наставлениями, предлагает отцам Виталию и Гермогену принести в храме народное сердечное покаяние в допущении личных сношений с представителями ныне существующего Церковного управления, с ясными признаками сочувствия целям и направлению красной церкви и категорическое раскаяние и подтверждение, что они решительно отмежевываются от так называемого обновленческого движения, не соответствующего духу истинного Православия, и ничего общего с разными народившимися церковными группами иметь не будут. Этот акт, долженствующий быть облечен в форму протокола, должен быть совершен сего 30 июня за всенощной (в вечер субботы) или в крайнем случае 1 июля за обедней.

В случае отказа от этого предложения совет общины в качестве ее представителя должен будет признать означенных лиц не соответствующими своему назначению в качестве служителей истинной Православной Церкви вообще и церковнослужителей в храмах обители в частности и считать их устраненными, так как при создавшихся условиях совет не может причинить глубокую скорбь общине и всем чтущим обитель и ее храмы услышать отказ Святейшего Патриарха служить в обители, лишить их благословения его и, наконец, подвергнуться возможности признания духовенства отступниками.

Подпись: Председатель общины Трусевич»[6].

Сохранился протокол показаний указанных выше иеромонахов:

«Показания иеромонаха Сретенского монастыря Виталия: Я был в новом Церковном управлении по вызову епископа Леонида, совместно с представителями других монастырей, для обсуждения монастырских дел, но никаких исполнений распоряжений не производил. Ни разу не относился к новой церковной власти по своему делу или влечению. Да, я служил в храме Сретенского монастыря с епископом Антонином, который против общего нас – духовенства и богомольцев – желания явился служить как официальное лицо в прошлом году, в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, но я принужден был служить в силу необходимости, а также из нежелания в такой праздник создавать инцидент и боязни, что будут приняты репрессивные меры в виде закрытия храмов, как об этом… говорилось. Ни душою, ни сердцем, ни помыслами не был сочувствующим обновленческим движениям, выразившимся в образовании Живой церкви и других церковных групп, но в том, что содеял, искренне и всенародно раскаялся и категорически подтверждаю, что я не был с новоцерковниками и никогда не буду.

Нижайший послушник иеромонах Виталий.

Показания иеромонаха Сретенского монастыря Гермогена: Я никогда не принадлежал к обновленческой церкви и не принадлежу, оставаясь верным своей обители и исповеданию истинного Православия в точном его смысле, также не имею с Живой или иной церковной группой никакого общения. Действительно, служил три дня в Серафимовской часовне по просьбе патриаршего архидиакона Авти… (неразб.), но не из сочувствия или подчинения новой церкви, а в силу моей нужды и необходимости в заработке, с одной стороны, а с другой – ввиду того, что часовня стояла почти месяц закрытой, что мешало богомольцам исполнению их духовных потребностей. Что касается до креста, то оный получил от епископа Кашинского Иоасафа 31 октября <19>22 года за мои старания по сбору пожертвований на нужды Калязинского монастыря. Это было в то время, когда епископ Иоасаф[7] не переходил на сторону Живой церкви, что было им сделано лишь в мае месяце… 1923 г<ода> перед собором. В прошлом году при службе еп. Антонина я лишь управлял, как и обыкновенно, хором, но был, как и прочее духовенство общины, против этого служения. Подтверждаю, что никогда не принадлежал и не сочувствовал новоцерковникам, оставаясь внутренне всегда в чистоте исповедования православной веры, и от всей души и сердца раскаиваюсь всенародно в своих поступках и категорически заявляю, что к новоцерковникам не принадлежал, не принадлежу и не буду принадлежать.

Смиренный послушник иеромонах Гермоген (Дегтерев).

30 июня 1923 года составлен сей протокол в присутствии совета общины, который подтверждает всенародное раскаяние указанных выше иеромонахов и прочего… духовенства монастыря в соборном храме его того же 30 июня 1923 года.

Подписи: Председатель совета общины Трусевич, церковный староста о. Преображенский, Фокина»[8].

Служение Святейшего Патриарха Тихона в Сретенском монастыре и освящение собора обители

Июль-август 1923 года – время высшего расцвета популярности патриарха Тихона. «Его теперь в Москве на каждом углу засыпают цветами, – нехотя признавал обновленец А.И. Введенский, – никогда до ареста он не пользовался такой популярностью»[9]. Ближайшим помощником патриарха в это время становится епископ Иларион (Троицкий).

26 июня 1923 года святитель Иларион, находившийся в ссылке, получил удостоверение (от 23.07.1923) «о том, что он по отбытии срока ссылки в Архангельской губернии направляется Архгуботделом ГПУ в город Москву с обязательством явиться в 6-е отделение СОГПУ, что и удостоверяется»[10]. А 5 июля 1923 года сообщалось, что из Архангельска прибыл (в Москву) известный епископ Иларион[11].

В тот же день, 5 июля, состоялось первое переосвящение храма обители. Епископ Иларион освятил собор Сретенского монастыря, перешедший от обновленцев к патриарху Тихону. «Освящение производилось по великому чину. Храм как бы освящался заново (все, начиная с престола) – случай невиданный в истории Русской Церкви. Этим подчеркивалось, что обновленчество оскверняет храм, подобно безбожию и ереси. Вслед за тем начались публичные покаяния священнослужителей»[12].

Сохранились некоторые сведения об этой службе.

«В Сретенском монастыре, д. 19 по Большой Лубянке, сего 05.07.1923 года в 18 часов происходило служение Илариона… где находилось около тысячи народа молящихся, так что полная церковь и также заполнен двор. Народом в толпе велись разговоры о том, что церковь освящается от самозванцев, а завтра, то есть 6.07 с.г., будет служить обедню патриарх Тихон; ожидается сильное скопление народа» (Рапорт от 05.07.1923)[13].

«В храме Сретенского монастыря 05.07.1923 года совершалась всенощная епископом Иларионом, известнейшим проповедником, по своим способностям превосходящим известного проповедника Храповицкого. Иларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистой тихоновщиной. Вокруг храма и на дворе было много кучек, рассуждающих о Тихоне и других. Известили, что Тихон будет служить почти ежедневно в разных храмах, как то: 6.07 – в Сретенском, 7.07 – на Трех горах, 8.07 – на Полянке, в церкви Козьмы и Дамиана, 9.07 – в Лужниках за Девичьим монастырем и так далее без конца… Епископ Иларион произнес проповедь, в которой обратился к священству, вступившему в обновленческие группы, чтобы они покаялись в Церкви всенародно, иначе он не допустит их к службе и в алтаре. Присутствующее духовенство публично покаялось, и Иларион освятил церковь от осквернения еретиков. Во время же службы Тихона там же 6.07 производилась киносъемка, присутствует милиция. Идут разговоры, что власти не управиться, что такая масса верующих и духовенства идут за Тихоном. Идут слухи, что скоро будет священнодействовать архиепископ Никандр, будто его тоже освободили. В кучках ведется агитация, чтобы верующие постановили изгнать из хр<ама> Хр<иста> Спасителя Красницкого с его кликой… Тут же на дворе монахи продают образки, крестики и духовную литературу старого издательства. В воскресенье 1 июля в Донском монастыре продавалась брошюра Иоанна Кронштадтского и его портреты с портретом какой-то женщины, очень давнишнего издательства» (Доклад от 06.07.1923)[14].

«В праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре служил патриарх. Народу собралось столько, что храм не мог вместить всех, и многие стояли в монастырской ограде. В проповеди владыка (Иларион) говорил о празднике, о современной церковной жизни, об обновленчестве, о самозванцах-епископах. Впечатление от проповеди было такое, что люди стали выкрикивать, что признают только патриарха Тихона, многие плакали. Служба, начавшаяся утром, закончилась только в 6 часов вечера, после того как патриарх благословил весь народ»[15].

23 июня (6 июля) 1923 года патриарх Тихон служил литургию в Сретенском монастыре[16]. На этом богослужении побывал Н.П. Окунев и оставил запись в своем дневнике: «Патриарх постарел, пожелтел, похудел. Когда он приехал в Сретенский монастырь, мне его лицо показалось настолько исстрадавшимся, что я, грешный человек, подумал: а не посидел ли он на электрическом стульчике?»[17].

Через несколько дней (9 июля) один из руководителей обновленческого движения священник Владимир Красницкий написал в ГПУ: «Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую контрреволюционную деятельность тихоновского ассистента Илариона. 6 июля, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь, что в толпе в ограде и на улице произошли физические столкновения, и дело окончилось арестами. За пережитые десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держат себя вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское – создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковных обновленцев»[18].

Газета «Известия» от 13 июля 1923 года (№ 155) в заметке «Тихоновцы против обновленцев» писала: «Везде, где служит Тихон, раздаются громкие голоса против церковных обновленцев и за восстановление старых церковных порядков. “Святейший наш патриарх Тихон, – говорят они, – гонит от себя всех обновленцев и привлекает к себе только оставшихся верными ему священнослужителей, с которыми он вскоре и начнет управлять Церковью, образовав из них Святейший Синод”, – который, как слышно, уже и сформирован. Вражда Тихона и тихоновцев к церковным обновленцам доходит до того, что они считают оскверненными те храмы, в которых служили обновленцы, и потому, будучи приглашенными для службы в этих храмах, Тихон и его сослуживцы предварительно окропляют их святою водой и только потом уже служат в них. Так это было 6 июля[19] в Сретенском монастыре, который был окроплен епископом Иларионом».

В середине июля 1923 года проходила демонстрация кинофильма «Тихон после раскаяния», в котором запечатлены его служение в Сретенском монастыре, панихида на Ваганьковском кладбище по архидиаконе Розове и ряд других служений[20].

Жизнь насельников обители

Сведения о братии Сретенского монастыря в этот период сохранились в Книге расходов денежных сумм на жалование церковнослужителям. Среди братии обители в 1923 году упоминаются[21]:

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах

Владимир

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника иеромонах Виталий

И.д. наместника игумен Виталий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеродиакон Георгий

Иеромонах Георгий

Иеромонах Георгий

Иеромонах Георгий

Иеромонах Георгий

Иеромонах Георгий

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Послушник Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Игумен Виталий (Ясаков (?). 9 августа 1923 года член общины церкви Богоявления Господня, что на Елоховской площади, бывший смотритель 320-го полевого госпиталя Семен Федорович Зернов, проживавший по Большому Демидовскому переулку, писал Святейшему Патриарху Тихону: «Зайдя в церковь Сретенского монастыря помолиться, увидел своего бывшего священнослужителя на фронте иеромонаха Виталия, служившего на Северном фронте (война с Австро-Германией) в 320-м, 325-м госпиталях. Зная со своей стороны отца Виталия как отзывчивого священнослужителя, преданного ко святой Церкви и отдавшегося совершенно духовному воспитанию как больных и раненых, так и команды служащих госпиталей, за что награжденного военным начальством к сану игумена, последний чин его, то есть сан, до сего времени не утвержден, и отец Виталий и по настоящее время остался таким же, каким он был и раньше. Со своей стороны могу подтвердить, что отец Виталий со дня мобилизации и со дня открытия госпиталя и приема больных и раненых всегда был близко к больным и раненым, успокаивая, утешая и подавая последнюю священною рукою помощь, весьма близко был ко всем, как я знаю, оставшимся в живых, и по настоящее время его вспоминают как доброго, отзывчивого человека. А потому на основании вышеизложенного осмеливаюсь просить Ваше Святейшество утешить нашего уважаемого священнослужителя наградой, представленной военным начальством в сан игумена, за понесенные труды на фронте в войну с Австро-Германией. Отец Виталий находится в Сретенском монастыре, что на Сретенской улице.

Подпись: Зернов»[22].

Благочинный московских монастырей архимандрит Анемподист 9 (22) декабря 1923 года писал: «Препятствий к возведению в сан игумена иеромонаха Виталия не встречается как потрудившегося на пользу Церкви Божией и своим ближним раненым воинам»[23]. 22 декабря 1923 года он был награжден саном игумена с возложением палицы[24].

Иеромонах Георгий. 31 июля 1923 года иеродиакон Сретенского монастыря Георгий подал прошение епископу Илариону, управляющему Московской епархией, о рукоположении его в сан иеромонаха[25]. В ставленническом деле находим следующие сведения: 13 августа 1923 года иеродиакон Сретенского монастыря Георгий перед рукоположением его во иеромонаха в присутствии члена Московского при Святейшем Патриархе епархиального совета прот. С.М. Садковского[26] показал, что он родился 23 марта 1971 года (52 года), уроженец Московской епархии, сын крестьянина Московской губернии, Звенигородского уезда, Пятницкой волости, деревня Татищево; холост[27].

Духовник Чудова монастыря игумен Никифор исповедовал и приводил к присяге 3 (13) августа 1923 года иеродиакона Георгия. 6 (19) августа иеродиакон Георгий был рукоположен в сан иеромонаха епископом Иларионом, управляющим Московской епархией, при служении его в Спасском во Спасском храме[28].

Иерей Александр Степанов. Среди ставленнических дел также указывается, что 14 (27) августа 1923 года диакон Сретенского монастыря Александр Григорьевич Степанов подал прошение управляющему Московской епархии епископу Илариону о рукоположении в сан иерея «с причислением к Сретенскому монастырю». Он указывал адрес: 3-я Мещанская улица, дом 53, квартира 35. 25 августа (7 сентября) он прошел ставленническую исповедь у духовника Чудова монастыря игумена Никифора[29]. 26 августа (8 сентября) архиепископ Иларион служил в Сретенском монастыре и рукоположил в сан иерея Александра Григорьевича Степанова, диакона обители[30].

Диакон Василий Шаронов. Исполняющий должность наместника Сретенского монастыря игумен Виталий в декабре 1923 года обращался к преосвященнейшему Петру, архиепископу Подонскому, управляющему Московской епархией, о рукоположении в сан диакона послушника Сретенского монастыря Василия Шаронова. В своем прошении он указывал, что Василий Шаронов проживал в Сретенском монастыре с 1902 года, усердно нес все возлагаемые на него монастырским начальством послушания в течение более 20 лет. За это время он был часовником, помощником свечника, в настоящее время несет послушание пономаря. В 1923 году ему исполнилось 57 лет (род. 25 марта 1866 г.). Он происходит из крестьян Московской губернии, Бронецкого уезда, Троицко-Лобановской волости, села Авдотино; был женат. «Человек он очень трудолюбивый и исполнительный по службе, но человек, не очень одаренный внешними качествами, по какой причине и не был до сих пор награждаем, несмотря на все свое усердие, но теперь же я считаю нужным – за его службу перед Церковью, а также и для православного общества – за необходимость довести до Вашего сведения о вышеуказанном послушнике и просить о возведении его в чин диакона – как бы в награду и утешение для его преклонных лет, о чем и прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, вместе со братией.

Подписи: Игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан»[31].

28 декабря 1923 года архиепископ Петр поставил резолюцию: «Согласен, к допросу»[32]. Василий Шаронов был исповедан и приведен к присяге духовником московского Сретенского монастыря иеромонахом Димитрианом[33]. Рукоположение состоялось 3 января 1924 года при служении Святейшего Патриарха Тихона в храме Введения в Барашах высокопреосвященнейшим Петром, архиепископом Подонским[34].

Иеродиакон Высокопетровского монастыря Анастасий обращался 19 (31) августа 1923 года с прошением к преосвященному Илариону, епископу, управляющему Московской епархией, с просьбой зачислить его в братию Сретенского монастыря[35].

Состояние обители

Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса, ссылаясь на декрет об охране памятников искусства и старины от 16 октября 1918 года и декрет об отделении Церкви от государства от 28 января 1918 года, извещал в январе 1923 года приходской совет Сретенского монастыря: «Древние здания монастыря с находящимся в них старинным убранством как памятник старины состоят на учете и под охраной отдела и без его разрешения не могут подвергаться ремонту или переделкам, изменяющим их облик»[36].

Совет общины Сретенского монастыря в октябре 1923 года обратился в Главмузей разрешить «не терпящий отлагательства ремонт крыши на Никольской церкви с покраской»[37].

Святитель Иларион, управляющий Московской епархией

Деятельность епископа Илариона по управлению Московской епархией, по восстановлению законного церковного управления была высоко отмечена патриархом. В РГИА (Ф. 831) найден документ о времени возведения владыки Илариона в сан архиепископа.

«Святейший Патриарх и временное Высшее церковное управление при нем, принимая во внимание ревностное и усердное служение Церкви Божией преосвященного Илариона, управляющего Московской епархией, постановили:

– наградить преосвященного Илариона, управляющего Московской епархией, саном архиепископа 27 августа 1923 года.

Подписи: патриарх Тихон; Серафим, епископ Тверской, и архиепископ Уральский Тихон»[38].

В августе 1923 года священник Сергий Павлов церкви святителя Петра села Петровского Звенигородского уезда писал: «24 августа наш приход чтит память святого Петра. В 1920 и 1921 году принимал участие в нашем духовном торжестве Иларион, епископ Верейский. Его истовое служение и поучительное слово сохранились в сердцах верующих на многие, многие лета. 1922 года, когда уважаемый нами владыка находился в заключении, прихожане нашей церкви, по примеру прошлых лет, пожелали устроить 24 августа архиерейское служение. Пригласить архиерея поручили мне. Вначале мое приглашение было обращено к преосвященному Гурию, управляющему Покровским монастырем, но он, боясь быть арестованным, отклонил мое приглашение. Вернувшись в приход, я объявил народу, что архиерейского служения 24 августа не будет, – эти слова сильно опечалили верующих, которые так привыкли в этот день видеть в своем родном храме архиерея и молиться с ним. Некоторые из прихожан посоветовали тогда пригласить архиерея из живоцерковников. Я, по своему неведению и не зная их учение, будучи вполне уверен, что власть живоцерковникам передана Его Святейшеством, пригласил архиерея Николая. В последующее время, ознакомившись с учением живоцерковников, я сознал, что совершил величайший грех как перед Богом, так и перед своими духовными чадами, введя их в заблуждение, пригласив для служения еретика. В настоящее время я приношу искреннее раскаяние в своем прегрешении и прошу преосвященнейшего Илариона не отказать посетить наш приход 24 августа, освятить храм и своим поучительным словом укрепить блуждающие умы верующих»[39].

В ноябре 1923 года к архиепископу Илариону обращаются одновременно и как к временно управляющему Гороховицкой епископией[40].

20 ноября 1923 года патриарх Тихон обращался в отдел культов Наркомюста к Красикову: «В ночь с четверга на пятницу 15–16 ноября сего года был арестован агентами ГПУ мой ближайший помощник по управлению Московской православной епархией архиепископ Иларион (Троицкий). Мне хорошо известно, что по возвращении его в Москву, происшедшем с разрешения ГПУ в июне текущего года, и до дня ареста ему не предъявлялось никаких серьезных конкретных обвинений, и я совершенно уверен, что он не совершил никаких преступных действий против государственных законов; между тем мне, по моему возрасту, состоянию моего здоровья, его помощь, как епископа энергичного и высокообразованного, крайне необходима и незаменима. Наконец, не могу не опасаться, что ввиду его особо ответственного и выдающегося церковного положения как управляющего Московской епархией, пользующегося широкой известностью и авторитетом не только в Московской епархии, но, как кажется, и во всей Русской Церкви, его арест, в особенности если он не вызывается серьезной государственной необходимостью, может создавать без всякой нужды совершенно нежелательное тревожное настроение среди верующего населения. Ввиду сего обращаюсь с усерднейшим ходатайством неотложно войти в расследование причин ареста архиепископа Илариона и в связи с сим учинить распоряжение об его освобождении, по крайней мере до суда»[41].

22 ноября 1923 года заведующий V отделом Наркомюста Красиков обращался с письмом в ГПУ к Тучкову с просьбой «срочно сообщить о причинах ареста епископа Илариона, положении его дела и возможности его освобождения из-под ареста до суда»[42].

30 ноября 1923 года заместитель начальника секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник VI отделения секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков сообщали: «Гр. Троицкий арестован за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в антисоветской агитации на устраиваемых им диспутах, лекциях и в распространении провокационных слухов с контрреволюционной целью. Дело его находится в производстве следствия. Считаясь с серьезностью состава преступления, удовлетворить ходатайство быв. патриарха Тихона Белавина СООГПУ не находит возможным»[43].

Автор благодарит за помощь В.Абросимова, А. Осипову, Г.Степанову.

[1] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004. С. 353.
[2] Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 157–161.; Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М., 2008. С. 261–263.
[3] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. М., 1996. С. 113.
[4] Там же. С. 132.
[5] Там же. С. 265, 289.
[6] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 196. Л. 2.
[7] Епископ Иоасаф (Шишковский) в 1923 году принесет покаяние патриарху Тихону.
[8] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 196. Л. 3.
[9] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. С. 319.
[10] Центральный архив ФСБ. Р-43193. Т. 2. Л. 102.
[11] Там же. Л. 129.
[12] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. С. 319.
[13] Центральный архив ФСБ. Р-43193. Т. 2. Л. 130.
[14] Там же. Л. 131.
[15] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 415.
[16] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. С. 354.
[17] Окунев Н.П. Дневник москвича. 1917–1924. М., 1997. Т. 2. С. 268.
[18] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. С. 416.
[19] Храм был окроплен 5 июля во время всенощного бдения.
[20] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. С. 320.
[21] Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 257–262.
[22] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 240. Л. 13. Стиль подлинника сохранен. – Ред.
[23] Там же. Л. 13 об.
[24] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 185.
[25] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 38.
[27] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 36.
[28] Там же. Л. 37.
[29] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 230. Л. 259.
[30] Там же. Л. 254.
[31] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 269. Л. 14.
[32] Там же.
[33] Там же. Л. 15.
[34] Там же. Л. 15 об. – 16.
[35] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 34.
[36] Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 5.
[37] Там же. Л. 6.
[38] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 242. Л. 38.
[39] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 94.
[40] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 260–261.
[41] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. Новосибирск, 1998. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 67.
[42] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 68.
[43] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 69.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Сщмч. Иларион (Троицкий): Полемика с инославием Сщмч. Иларион (Троицкий): Полемика с инославием Сщмч. Иларион (Троицкий): Полемика с инославием Полемика с инославием священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Андрей Горбачев
Полемическая заостренность богословских работ архиепископа Илариона (Троицкого) была нацелена, прежде всего, на вразумление православных, сочувственно относящихся к западным религиозным идеям. Сочувствие это в среде православных нередко простиралось до того, что многие были «серьезно готовы католичество и протестантство считать Поместными Церквями».
Сретенский монастырь в 1921 году Сретенский монастырь в 1921 году
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Московский житель Николай Окунев писал 19 апреля / 2 мая 1921 года в своем: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается …»
Комментарии
С.И.29 июля 2012, 00:28
Очень ярко представлена жизнь тех страшных лет, дай Бог, чтобы раскол никогда не коснулся Русской Церкви! Очень интересная подборка икон. Батюшка, ждем продолжения публикаций и издания книги с Вашими статьями по истории Сретенского монастыря!
Макеенкова Юлия28 июня 2012, 17:17
Спаси Господи! Очень интересна информация касающаяся Сретенского монастыря в 1920-е годы. Но источники перечислены не все. Наверное, у Сретенского монастыря есть свой монастырский архив? Очень интересно. Помоги Господь, всем кто трудился над сбором сведений!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×