Русская Православная Церковь ХХ век
27 мая

В мае 1928 года – В Киеве состоялся съезд Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).

На съезде выступил с докладом секретарь “всеукраинской рады” Коляда. Он заявил, что УАПЦ — это не что иное, как политиканство, нездоровый национализм и явная антисоветчина, которыми руководил Липковский. С подобной же речью выступил и “архиепископ” Малюшкевич. “Митрополит” Николай Борецкий также сказал, что “первородным грехом украинской автокефальной церкви является ее противосоветская политика, но все же будущее принадлежит только ей, украинской национальной церкви, так как ее созидает сам народ...”

Вскоре в печати появились заметки “епископов” Ромоданова, Кротевича, Дахивника, Грушевского и Пивоварова, в которых они объявляли, что порывают связь с украинской контрреволюцией, снимают с себя “епископский сан” и идут трудиться на благо советской страны. “Митрополита” Борецкого ГПУ склоняло последовать примеру снявших с себя сан, но он отказался. Вскоре он был арестован и заключен в ярославский изолятор, где провел долгие годы и, по показаниям сидевших вместе с ним, сошел с ума. Его место на короткое время занял “архиепископ” Малюшкевич, который затем также объявил через советские газеты о том, что снимает с себя сан. Ему предоставили место в одном из советских учреждений; во время ежовского террора он был расстрелян. “Сложившим сан” Ромоданову и Говядовскому также предоставили работу. За ними по пути отречения последовали “священник” Лапчинский, секретарь “всеукраинской рады” Коляда и многие другие “священники”-самосвяты.

"Митрополит
Митрополит Харьковскийму и Богодуховский Никодим (Руснак)
1992 год – Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) провел и возглавил Собор Украинской Православной Церкви (27–28 мая).

По месту проведения этот Собор вошел в новейшую историю Церкви как Харьковский.

«Были разосланы телеграммы, – вспоминал архиепископ Херсонский и Таврический Иларион, – что в Харькове должна состояться встреча архиереев. И сразу же начались звонки с Пушкинской от Филарета с требованием, чтобы я срочно ехал в Киев на какую-то конференцию под его руководством. Он говорил, что все архиереи приезжают в Киев, хотя это была неправда. Я ему ответил, что должен посоветоваться со своими благочинными, а также, что люди против того, чтобы я ехал в Киев. Я собрал епархиальное собрание, и все духовенство решило, что я должен ехать в Харьков. Об этом решении старший по хиротонии священник и сообщил на Пушкинскую, 36».

Первоначально Собор предполагалось провести в Киеве. Но Филарет, во время очередного звонка владыки Никодима, просившего о созыве Собора, продолжал угрожать. «Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева», – говорил он митрополиту Никодиму. Именно это обстоятельство и послужило единственной причиной того, что было принято решение собраться епископам в Харькове. Исходившие с Пушкинской угрозы были небезосновательны. Все хорошо помнили события первого Софийского побоища, которое показало, что для непримиримо настроенных западных националистов, водворившихся в Киеве, нет ничего святого. Зная о тесных связях владыки Филарета с политическими структурами и соответствующими государственными службами, от него можно было ожидать любых провокаций.

На Собор в Харьков прибыли 17 архипастырей. Епископ Волынский Варфоломей телеграммой из Польши, где он пребывал в то время, сообщил, что согласен с решением большинства архиереев, к которому и просил присоединить свой голос. Не прибыл на Собор только Львовский владыка Андрей (Горак), сославшись на болезнь, но и он принял решения Собора и был назначен постоянным членом Священного Синода от Западного региона Украины.

Не стоял в стороне от происходящих событий и официальный Киев, всеми способами явно и тайно поддерживавший митрополита Филарета. «Собор длился двое суток, – вспоминал митрополит Никодим. – После его окончания официальная пресса от лица правительства заявила, что Никодим созвал Собор, но никто об этом якобы не знал. Так с первого дня началась фальсификация».

В продолжение работы Собора через каждые два часа митрополита Никодима вызывали на телефонный разговор с администрацией президента Л. М. Кравчука, с уважением относившегося к Харьковскому владыке. Из администрации передавали: «Никодим Степанович, Леонид Макарович надеется на добрую дружбу и просит не трогать Филарета».

«Собор проходил в атмосфере всеобщего духовного подъема, – вспоминал пять лет спустя архиепископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий. – Хотя были и телефонные звонки с угрозами из наивысших инстанций. И вызовы, после которых владыка Никодим возвращался бледный как бумага; но он вновь садился, брал себя в руки и продолжал вести Собор».

Первое, что необходимо было сделать, это внести изменения и дополнения в Устав УПЦ, который владыка Филарет, на момент принятия этого документа Собором УПЦ 25–27 октября 1990 г., во многих пунктах подстраивал под себя. Во-первых, в пункте 2 раздела V было упразднено положение о том, что предстоятель Украинской Православной Церкви избирается «на всю жизнь» и только «из числа украинских архиереев». В пункте 6 раздела III «Собор епископов», где речь идет о процедуре избрания митрополита Киевского, были удалены слова: «из числа епископата Украинской Православной Церкви». До упразднения этими пунктами митрополит Филарет в зримом им будущем обеспечивал исключительно для себя пожизненное управление Украинской Православной Церковью, а также патриарший титул — в случае дарования Украинской Церкви канонической автокефалии. Отцы Харьковского Собора, принимая данное решение, руководствовались св. канонами Православной Церкви, здравым смыслом и практическими примерами церковной истории.

Наученные горьким опытом филаретовского произвола и диктата, епископы-соборяне внесли поправку в пункт 1 раздела IV, сделав управление Украинской Православной Церковью более демократичным. Отныне, говорилось в Уставе, Священный Синод, возглавляемый митрополитом Киевским, составляют семь архиереев, четыре из которых — постоянные члены Священного Синода. Согласно Уставу, до внесения изменений, Синод состоял из пяти членов, включая митрополита Киевского, причем тех, кого в избирательном порядке вызывал председательствующий.

И наконец, последняя поправка в пункте 4 раздела I, говорила о том, что Украинская Православная Церковь несет теперь свою миссию в условиях нового государственного строя, т. е. после распада Советского Союза в независимом государстве Украина. Слова Устава «Украинской ССР», определявшие ранее территориальные границы Украинской Церкви, были заменены словом «Украина».

"Митрополит
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир
В своих действиях, внося вышеизложенные изменения и дополнения в Устав «Об управлении Украинской Православной Церкви», Архиерейский Собор руководствовался пунктом 2 раздела XIV действовавшего ранее Устава и гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви». Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста предстоятеля Украинской Церкви, данного на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор Украинской Церкви и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого  на основании пунктов  12 и 13 раздела V Устава «Об управлении Украинской Православной Церкви» состоялось избрание нового состава  Синода: тайным голосованием не менее чем из 3 выдвинутых Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви кандидатов». Этим обеспечивалась свобода и демократичность выбора. Каждый член Собора подавал записки с именами трех кандидатов. В первом  туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) – 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) – по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) – 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела (Саввина) и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) – по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и главой Украинской Православной Церкви.

«Мы избрали нового предстоятеля нашей Украинской Церкви, высокопреосвященнейшего Владимира Ростовского и Новочеркасского,  большинством, можно сказать, абсолютным большинством – 16 голосами против 2. Да будет в этом воля Божия и благодать Всесвятого Духа», – такими словами объявил митрополит Никодим результат голосования, после чего новоизбранному главе Украинской Православной Церкви было провозглашено многолетие.

1992 год – Святейший Патриарх Алексий II посетил Псковскую епархию (27–31 мая).

Первосвятитель принял участие в праздновании 750-летия победы русского воинства под водительством св. благоверного князя Александра Невского в битве на Чудском озере – Ледовом побоище.

"Иеромонах
Иеромонах Серафим (в миру – Петр Иванович Макаров)
1999 год – Освобождены из плена два священнослужителя Русской Православной Церкви, захваченные на территории Ингушетии в марте — апреле 1999 г.

Освобождение прошло в результате операции сотрудников Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России при содействии их коллег с Северного Кавказа и спецслужб.

Протоиерей Петр Макаров был захвачен в ночь на 27 марта 1999 г. В начале апреля та же участь постигла священника Сергия Потапова, назначенного на его место. Сразу же после получения известия о пленении пастырей Святейший Патриарх Алексий II выступил с заявлением, в котором решительно осудил это злодеяние и призвал сделать все возможное для скорейшего освобождения заложников.

28 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×