Русская Православная Церковь XX век
7 ноября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1917 — Большевики и левые эсеры захватили власть в Петрограде.

Образовано советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком) в главе с В. И. Ульяновым (Лениным).

В этот же день — Декретом ВЦИКа в России отменены гражданские и сословные чины.

1918  — К годовщине Октябрьского переворота Святейший Патриарх Тихон выпустил грозное послание, адресованное непосредственно СНК.

Святитель упрекал власть в пролитии рек крови «братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву... Отечество вы подменили бездушным интернационалом, — писал патриарх народным комиссарам, — хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.

Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете?

Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войны, так как вы стремитесь руками рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела... Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не виновных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюционности”. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего, предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Вы обещали свободу... Великое благо — свобода, если она правильно понимается как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой свободы вы не дали... Все проявления как гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно... Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен; печать, кроме общебольшевистской, задушена совершенно».

Далее шла речь о жестоких нарушениях свободы в делах веры. Послание заканчивалось следующими словами: «Не наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога попущенная, привлекла бы на себя наше благословение, если бы она воистину явилась “Божиим слугой на благо подчиненных и была страшна не для добрых дел, но для злых” (Рим. 13, 3). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 51), и от меча погибнете вы сами, взявшие меч (Мф. 25, 52)». При всей резкости этого послания патриарх Тихон в нем явно не призывал к участию Русской Православной Церкви в какой-либо борьбе против советской власти, предложив последней проявить элементарнейшие признаки гуманности в политике.

1919  — Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии «имели суждение о неполноте личного состава высшего церковного управления вследствие продолжительного отсутствия некоторых его членов, вызванного чрезвычайными обстоятельствами переживаемого момента».

Было принято постановление: «Не замещая отсутствующих членов ВЦУ по избранию Священного Собора их кандидатами и не вызывая вновь очередных иерархов в Священный Синод, ограничить временно состав Священного Синода и Высшего Церковного Совета наличными членами этих учреждений». Из той половины членов ВЦУ, которые остались в его непосредственном распоряжении — 13 человек, — постоянно участвовали в работе органов высшей церковной власти не более 9. Такое положение объяснимо тем, что правящие архиереи, входившие в состав Синода, должны были время от времени выезжать в свои епархии; кроме того, почти постоянно кто-либо из членов ВЦУ находился в отпуске.

1942  — На первых полосах центральных газет опубликованы юбилейные приветствия И. В. Сталину в связи с 25-летием Октябрьской революции.

Приветствия поступили: от местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе), митрополита Киевского Николая (Ярушевича) и обновленческого «первоиерарха» Александра Введенского.

1962 — Скончался Антоний (Романовский), митрополит Ставропольский и Бакинский.

1994  — В Москве состоялось собрание Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя.

Дерзновенная мечта о восстановлении храма согревала сердца верующих москвичей в течение многих десятилетий, превратившись после крушения коммунистического режима в надежду.

Заместителем председателя наблюдательного совета, коим ранее единодушно был избран Святейший Патриарх Алексий II, стал мэр Москвы Ю. М. Лужков. Восстановление храма началось.

1997  — Состоялось освящение и первое после 60-летнего перерыва богослужение в восстанавливаемом храме Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Санкт-Петербурге.

Храм был построен в конце XIX в. в память о российском императоре Александре II.

2 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×