Русская Православная Церковь XX век
21 ноября

1917 — На Поместном Соборе выработано обращение к Совету Народных Комиссаров (СНК), всем политическим партиям и всему вооруженному населению России.

В обращении говорилось: «Победители, кто бы вы ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждующих. Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь хотя бы во имя человеколюбия. Собор взывает и к вам, руководители движения: употребляйте все свое влияние на обуздание кровожадных стремлений тех, кто слишком упивается своей братоубийственной победой».

1921 21 ноября — 2 декабря — Состоялся I Русский всезаграничный церковный Собор.

Собор проходил в Сремских Карловцах.

Резолюция, названная соборным «Посланием чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим» (Карловацкий съезд, назвавший себя вначале «церковным собранием», переименовался единогласным решением его членов в «Русский Всезаграничный церковный Собор) имела в заключительной части следующие слова: «Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли... да вернет на всероссийский престол помазанника, сильного любовью народа, законного православного царя из Дома Романовых».

Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал, что перед голосованием соборного «Послания чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» велись «долгие и жаркие дебаты в продолжение двух-трех заседаний». Сам владыка Евлогий уговаривал наиболее влиятельных монархистов — членов Собора: «Поберегите Церковь, патриарха. Заявление несвоевременно... А как мы отягчим его положение! Патриарху и так уже тяжело». Однако при голосовании 2/3 участников Собора высказались за предложенное обращение к русскому народу, 1/3 — против. 34 члена Собора, в том числе и владыка Евлогий, остались при особом мнении и подали мотивированное заявление, в котором отмечалось, что «постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного собрания не подлежит, посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие».

Резолюция Карловацкого Собора как бы возлагала ответственность за ее принятие на патриарха и органы ВЦУ в Москве. В положении о Карловацком Соборе прямо указывалось, что это церковное собрание во всех отношениях признает над собой полную власть Святейшего Патриарха Московского. Кроме того, все постановления Собора начинались словами: «По благословению Святейшего Патриарха Тихона», хотя на деле ни один из документов этого собрания не был послан на утверждение патриарху.

Карловацкое собрание образовало Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, которому Собор усвоил звание заместителя патриарха. ВРЦУ состояло из архиерейского Синода и Высшего Церковного Совета и претендовало на возглавление церковной жизни всего Русского зарубежья. Оно составило послание, адресованное Генуэзской конференции, направив его от имени уже закончившегося Карловацкого Собора. В послании содержался призыв не допускать на эту конференцию представителей Советского государства.

1944 21–23 ноября — Состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Собор проходил в здании Московской Патриархии в Чистом пер. В его задачу входило подготовить грядущий Поместный Собор, на котором должно было состояться избрание патриарха.

В Соборе участвовали уже 50 епископов, а не 19, как чуть более года назад. Г. Г. Карпов, выступая перед архиереями, отметил, что явления, которые происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях ее с государством, не представляют чего-то случайного и временного, а носят характер одобрения властью позиции, которую Церковь заняла в отношении государства в предвоенное десятилетие и в военные годы. Планы по внешнеполитическому использованию авторитета Церкви действительно были долговременными.

1946 Состоялось переосвящение Троицкого собора Лавры. Чин освящения совершил священноархимандрит обители Святейший Патриарх Алексий I.

В конце года власти смогли показать Лавру сыну покойного президента США Эллиоту Рузвельту с супругой. С тех пор стало традицией возить в Троице-Сергиеву обитель высокопоставленных гостей из-за рубежа, очевидно, чтобы показать им, что Церковь не испытывает гонений и притеснений и пользуется совершенной свободой.

1965 — Московский священник Николай Эшлиман и дмитровский священник Глеб Якунин направили «Открытое письмо» Святейшему Патриарху Алексию.

Это обращение затрагивало ряд вопросов: о «беззаконных действиях руководителей и уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви, преступно нарушающих принципы социалистической законности и основные законодательные установления советской власти, определяющие отношение советского государства к Церкви; о насильственном закрытии храмов в 1959—1964 гг.; о неправомерном вмешательстве представителей государственной власти во внутрицерковную жизнь. Письмо было обращено к патриарху как правящему архиерею Московской епархии и заканчивалось словами: «…Просим заступничества… недостойные богомольцы Вашего Святейшества». Приложение к письму содержало перечисление закрытых храмов в епархиях.

1973 — Скончался митрополит Антоний (Кротевич).

1985 — Скончался Филарет (Вознесенский) первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

20 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×