Она – настоящая

Размышления о смерти, вызванные тем, что так называемый «Манифест» Дмитрия Виноградова, утром 7 ноября расстрелявшего нескольких человек, собрал на странице убийцы в сети «В контакте» несколько тысяч «лайков».

В моем советском детстве смерть выглядела так. Сначала мы узнавали – от бабушек на лавочках, или друзей, или родителей, обсуждавших на кухне эту новость, – что баба Лиза, или Виктор Петрович, или вот Миша из четвертого подъезда – надо же, такой молодой! – умер.

Затем у дверей квартиры усопшего водворялась крышка гроба, в подъезде появлялся запах хвои и краски – от венков, а за неплотно прикрытой дверью в квартиру усопшего, куда продолжали прибывать родственники, неплотным гулом звучали голоса, и слышался женский плач. Покойного если и забирали в морг, то за день до похорон все равно привозили домой – а как же! И вот наступали похороны.

Женщины в черных платках с опухшими красными глазами сновали туда-сюда, на табуреточки ставился гроб, какая-нибудь бабушка, накануне уже сбегавшая в церковь и тайком заказавшая заочное отпевание, держала в руках тарелку с кутьей. Рыдали во дворе медные трубы захудалого оркестрика, дети робко заглядывали в плохо узнаваемое лицо бывшего соседа, витал тонкий запах формалина, нервически всхипывали литавры, мужики поднимали гроб на плечи и несли – обычно до торца нашего длинного-длинного дома.

Для всего я все это так подробно описываю – для того, чтобы напомнить: даже в атеистические времена смерть все-таки была. Вот такая – безысходно материалистическая, но все же заметная, ощутимая, настоящая. А теперь ее нет – человек просто берет и куда-то исчезает. Перебирается на другой уровень матрицы, может быть. Неизвестно. Вчера еще встречались в лифте, а теперь – как в антиутопии: фюьить – и расщепился. Современное общество делает все возможное, чтобы подальше спрятать смерть.

Недавно мне случилось быть на большом подмосковном кладбище. Мы шли по нему, чавкая осенней глинистой грязью, с одним монахом – впереди он, в скуфейке и с рюкзаком, позади я. Было скользко. Справа и слева простирались казавшиеся бескрайними просторы, усеянные черными крестами свежих могил. Я смотрела на них и почему-то думала об «Ашане» – что, вполне возможно, с кем-то из этих людей в прошлые выходные я сталкивалась тележками, например, у полок с крупой. Хронологически кто-то из них вполне мог сегодня уже оказаться здесь – под одним из этих крестов, возвышающихся над рыжей могильной глиной.

А пока я думала об «Ашане», монах думал, разумеется, о другом. «Представляешь, – вдруг сказал он, – Страшный Суд, Воскресение, и все эти могилы раскрываются…»

На смерть полезно смотреть. Хотя бы для того, чтобы помнить: она – настоящая.

Современное общество вытеснило смерть из своего сознания, как невротик вытесняет неприятные воспоминания.

Смерть теперь неприлична. Ее будто бы нет. Тема смерти табуирована – вместо смерти публике предлагается «заменитель вкуса»: компьютерная или телесериальная, или блокбастерная смерть, позволяющая бесконечно «проигрывать» смерть и тем самым как бы делать ее не страшной.

Чтобы не бояться смерти, современные люди стараются к ней привыкнуть своим, материалистическим способом – они все время смотрят на смерть-light, какую-то комиксовую версию настоящей.

Сегодня психиатры говорят, что Дмитрий Виноградов, которого уже назвали «русским брейвиком», скорее всего, вменяем. Не психиатру – например, мне, – в четкой последовательности его действий мерещится размеренный ритм синопсиса компьютерной игры.

Около 8.30 утра человек с сумкой, в которой лежит оружие и камуфляж, входит в офис, поднимается на третий этаж, переодевается, достает из сумки и заряжает карабин «Сайга» и ружье «Бенелли», входит в отдел, здоровается с коллегами и начинает стрелять. Стреляет спокойно – целится в голову, – с обеих рук. Выходит из комнаты, стреляет в коридоре. Патроны кончаются – game over, но на replay не нажать, – героя скрутили.

Почему он это сделал, он рассказал сам в «Манифесте», выложенном на его странице «В контакте». Как только сообщение о случившемся попало в новостные выпуски, «Манифест» начал собирать «лайки».

Их ставили – и, наверное, продолжают ставить – в основном совсем молодые люди, целевая аудитория многочисленных компьютерных игр, о коих, например, архимандрит Рафаил (Карелин) говорит, что вступая в этот виртуальный мир, человек в прямом смысле вступает в демонообщение. Хотите проверить, так это или не так, загляните в монитор юноши, уже третий час с красным лицом смотрящего в экран и периодически говорящего в гарнитуру «скайпа» партнеру по сетевой игре что-то вроде «ну что, вселился?»

Впрочем, мы отвлеклись.

«Манифест» убийцы, который так понравился сетевой аудитории, поражает на самом деле одним. Даже не тем, что Виноградов сравнивает человечество с раковой опухолью, поразившей землю, – а своим полным, стопроцентным атеизмом. В этой системе координат, из которой не нашел выхода убийца, нет даже попытки поиска Бога.

«У нас слишком много энергии тратится на то, чтобы остановить апостасию, но у нас не тратится столько энергии, чтобы спасти людей. Действительно, пытаться остановить апостасию невозможно. Отступничество, мятеж человечества против Бога неостановим. Это правда. Но вспомните, что древние христиане не боролись с языческим грехом, с языческим блудом. Древние христиане не боролись даже с гладиаторами, они спасали язычников. Они их собирали, говорили о том, что не должно кланяться идолам, надо поклоняться Единому Истинному Богу. И вот тогда, когда язычники становились христианами, они бросали и блуд, и гладиаторские игры, и так далее. А потом, когда их стало много, были запрещены и разврат, и гладиаторские игры. А у нас все перевернулось. У нас борются с тем, что нельзя победить, а между тем тех, кого можно спасти, игнорируют. Это ошибка».

Удивительно совпадение: сегодня в ленте новостей «В контакте» мне вдруг попалась на глаза эта именно эта цитата из отца Даниила Сысоева.

Анастасия Рахлина

9 ноября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить
«Господи, пошли мне память смертную», — повторяем мы за Иоанном Златоустом в вечерней молитве. И что же — есть она в нас, эта самая смертная память? И что она такое и почему она нам так нужна? Для того, чтобы мы боялись ответа за свою жизнь и старались поменьше грешить? Да, но не только для этого. О памяти смертной как обязательном условии духовной жизни христианина мы беседуем с главным редактором журнала «Православие и современность» игуменом Нектарием (Морозовым).
Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах
Прот. Андрей Ткачев
Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира»
Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах
Протоиерей Андрей Ткачев
Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.
Старость, смерть и иллюзии Старость, смерть и иллюзии
Прот. Андрей Ткачев
Старость, смерть и иллюзии Старость, смерть и иллюзии
Протоиерей Андрей Ткачев
Блажен старик, который не пляшет оттого, что повзрослел для пляски. Горе старику, который рад бы плясать, но радикулит – помеха. Тогда он действительно мертв и в своих глазах, и в глазах молодежи.
Слово о смерти в первую неделю Поста Слово о смерти в первую неделю Поста
Свт. Илия (Минятий)
Слово о смерти в первую неделю Поста Слово о смерти в первую неделю Поста
Святитель Илия (Минятий)
Первая истина, которую неложно подтверждает наш ежедневный опыт, заключается в том, что все мы непременно умрем. Мы это видим, признаем, но не хотим этому верить. Причина заключается в том, что мы хотим жить вечно и надеемся на то, чего желаем; не хотим никогда умирать и отвращаемся от того, чего не желаем. Я говорю, это великое заблуждение, в силу которого сильная любовь к жизни уничтожает всякую мысль о смерти. Но прииди и виждь.
Комментарии
около25 декабря 2012, 06:37
Патроны кончились, скрутили!!!Как вы представляете себе разоружение безоружными? Все было совсем не так, чтобы остановить Виноградова погиб человек. Его имя Никита Стрельников. Он, ценой своей жизни не позволил стрелять дальше. Осталась жена.
Валентин21 ноября 2012, 18:47
Наивные комментарии. Не должно ему быть в храме. Никто не задался вопросом: "Кем были его предки: дедушки, бабушки,папа, мама Виноградовы, какая атмосфера царила была у них в семье, в которой вырос он?" Яблоко от яблони далеко не падает.Как правило, в воровских династиях рождаются воры. Спаси Господи и вразуми чад своих.
Мария14 ноября 2012, 18:11
Поражает жестокость некоторых православных комментаторов этой статьи. Один пишет, что такое "добро", как женщины, не стоит смерти за них, другой винит мать убийцы (у него, кстати, имеется и отец), третий заявляет, что коллеги убийцы - эгоисты, четвертый пишет, что современное развращенное атеистическое человечество действительно напоминает раковую опухоль. И это говорят православные??? Разве Господь не за этих самых грешников на Крест пошел? Разве здоровый человеческий (не говоря уже - христианский) взгляд не увидит в другом человеке ближнего, а не "компост"? Ведь это так нормально, когда внутри у тебя нормально. Значит, он был болен душевно, психически, не знаю... Не проникся за всю жизнь ощущением человеческого общежития. Воспринимал людей умозрительно и "виртуально". Какой смысл в его речах? Он за всю жизнь за порог собственного "я" не вышел. Он ничего не знает о жизни и людях, чтобы всерьез говорить о них. Эта "ачеловечность" давно к нам подбирается. Она присутствует уже на картинах сюрреалистов, изображающих людей монстрами, выплывшими из неведомых глубин. Важно любыми способами приобщать себя к жизни, чтобы избежать этого небывалого прежде зла, - к вере, людям, природе, культуре. Культивировать в себе буквально "человечность", "неотмирность". Иначе скатывания к "ачеловеческому" (постороннему жизни) состоянию не избежать.
Антоний14 ноября 2012, 14:19
Те, кто ставил лайки, принадлежат к глобальной виртуальной субкультуре. Они "человеки виртуальные", в каком-то смысле не вполне люди, расчеловеченные гуманоиды. Об этой субкультуре читайте в статье: http://goo.gl/iC9Jk , http://goo.gl/Qy8qb
krasotagore13 ноября 2012, 01:16
Вопрос уважаемому посетителю сайта Алекс: - Вы православный христианин? Если да, то познавайте свою Веру, а если нет, то Ваша правда.
Наталия11 ноября 2012, 19:03
Андрею: "если бы те люди, которых этот парень встречал в жизни и кого он расстрелял, действительно были бы нормальными людьми"... - а если человек воспринимает людей не просто так, а еще и через себя. По себе судит. Может были и нормальные, только он "не заметил".
Алекс11 ноября 2012, 17:12
Я обращаюсь к автору. Мне интересно : вашу неокрепшую детскую психику не защищали в детстве? Мне вот родители не давали присутствовать на похоронах и даже смотреть на них через окошко не советовали. И я видел их но только издалека а не во всех деталях. За что и благодарен своим родителям. Сейчас я взрослый человек и я не боюсь смерти. Читать подробное ее описание было занятие скажем не из приятных. У меня богатое воображение. Может не стоит травмировать психику посетителей сайта? Да, я помню о смерти, скажет вам любой православный. Но зачем мне в деталях переживать это?
Нина11 ноября 2012, 13:00
Иногда кажется: мы все такие же, как этот Виноградов, благочестивые, кроткие, приличные...серийные убийцы. Начнем с того, что все "понимающее" человечество в Пасхальную Ночь приходит к одному Гробу...Это не мы...?
Андрей10 ноября 2012, 15:34
Почему автор статьи считает, что лайки ставит целевая аудитория многочисленных компьютерных игр, может их ставят такие же офисные работники, испытывающие похожие чувства к своим коллегам... Поймите, что если бы те люди, которых этот парень встречал в жизни и кого он расстрелял, действительно были бы нормальными людьми, честными, искренними, отзывчивыми, а не зацикленными на удовольствии эгоистами, то этой трагедии не произошло бы...
Полина10 ноября 2012, 13:14
"У нас борются с тем, что нельзя победить, а между тем тех, кого можно спасти, игнорируют. Это ошибка" Точно! Нельзя путать грешника и его грех, соответственно, и осуждать можно только грех, а грешника - ЛЮБИТЬ, несмотря на его заблуждения. Только видя эту любовь, он может исправиться.
Милла10 ноября 2012, 06:54
К сожалению,это всё последствия воинствующего атеизма в семьях, и идет он не только из СССР. Моя мама гордилась тем,что она атеистка в 4м колене...о Боге у нас запрещено было даже упоминать, как в семье К.Маркса(( А теперь, в 55лет ,только путем страданий, я иду к Богу и понимаю,что моя жизнь , жизнь моего сына , да и мамина тоже сложилась бы иначе, если бы была в нас Вера... Вот и у Дмитрия не было бы этой гордыни и отчаяния, если бы с ним был хотя бы духовник, которому можно было излить свои страдания ( а ведь он страдал,агрессия-это акт отчаяния,самозащита). А тут,похоже, и друга рядом не было.....
Марина10 ноября 2012, 00:50
Неужели конец так близок?
наталья 9 ноября 2012, 22:04
О любви. Нас очень трудно любить. Вы все как никак при церкви. Посмотрите, как препарирует Виноградова Соловьев. Церковь учит любить. Общество учит думать только о себе. Я думаю ему было очень одиноко, он был горд. А люди действительно теряют человеческий образ.Я надеюсь ему будет оставлена жизнь и найдется батюшка, который сможет привести его к Богу. Помолимся за него.Наталья
Василий Правдолюбов 9 ноября 2012, 20:44
Дорогая Анастасия, Вы совершенно правы, если человек атеист-безбожник, то он верит, что человек произошел от обезьяны, а убить обезьяну, то же, что заколоть поросенка или теленка: и бесполезно ему объяснять, чем человек отличается от обезьяны... А если научить язычника-безбожника вере,то он поймет, что человек - это образ Божий, а Бог дал заповедь: "Не убей", "Не прелюбодействуй". Но самое удивительное, что Дмитрий Виноградов прав: действительно безбожное человечество - есть раковая опухоль на лице земли,но конечно же не нам это человечество уничтожать, так как Господь блюдет (хранит) их на день Страшного Суда, то есть долготерпит о всех нас. Ему же Слава честь и поклонение во веки веков. Аминь
Максим 9 ноября 2012, 19:25
Что-то вы, уважаемые, про духовных советских людей заладили и бездушное молодое поколение. Тем не менее, именно советский человек, конкретно в данном случае мать Дмитрия не смогла ему дать понимание смысла жизни.
Вячеслав 9 ноября 2012, 19:04
хотел спросить: Ребят, почему в каждом сообщении заходит слово про Бога. посмотрел на название сайта-догнал да, человек запутался. жаль. он очень сильно заблудился, сам узнал себя-подростка в его манифесте. Но я повзрослел, многое осознал и понял,что всегда есть выход и выбор: вниз, вверх или дальше по течению. Вопрос в другом: как решить для себя какой выбор будет правильный и не факт, что выбор, сделанный тобой, как правильный, будет на самом деле правильным. Я вижу путь свой и других людей только в любви, уважении, осознании. Всех мыслей словами, к сож-ию, не передать, слова очень ограничивают в передачу сути.
Савва 9 ноября 2012, 18:43
Да, если Бог остается за скобками нашей жизни- тогда позволено все.Классика- Ницше. Памятование о смерти- это важнейшая добродетель христианина, и так старательно нечистый прячет от нас смерть , чтобы не думали и о жизни. о.Даниил Сысоев. Чем дальше тем больше его наследие становится актуальным."Инструкция для безсмертных"- пособие для тех, кто знает, что жизнь не заканчивается смертью. Скоро годовщина его гибели, 19 ноября. Помните, братья православные, убиенного иерея Даниила, и убиенных в этой бойне людей.
Марина 9 ноября 2012, 18:10
За эти страшные поступки в ответе мы, родители! Самим не справиться с воспитанием своего чада. На своем опыте, знаю, что когда я сказала Пресвятой Богородице, "спаси моего сына, я не знаю как правильно воспитывать я страшусь будущего", жизнь плавно , незаметно потекла по другому. Сейчас у меня нет уже этих панических страхов перед неизвестностью. Когда не знаешь, что делать, становишься на колени и поручаешь всё ГОСПОДУ! Слава тебе, Господи, Слава Тебе!
Наталия 9 ноября 2012, 16:39
Очень страшно за это поколение молодых людей - людей без совести и чести. Хотя я и принадлежу к послевоенному поколению, но мы не были так бездуховны. Бабушки нас хотя и редко, но водили в храм, отцы воевали. Мы все это ценили, как ценили и саму жизнь,а то что она в руках Божьих, мы узнали в 40-45 лет. По-видимому, таким людям, как этот, не доступно не только понимание Божественной воли над нами, но и самой ценности жизни.Храни всех Господь!
храмко григорий 9 ноября 2012, 15:49
Это протестное преступление -протест против мира "потребления" -протест против того место, "несправедливо -низкова",почему Я не сын депутата и.......-протест против места которое Ему выделил БОГ- и попытка сделать СВОЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД. Ни грамма смирения и принятия ВОЛИ, а ГОРДЫЙ САМАСУД у Дмитрия Виноградова стекляные глаза, как зеркало Его стекляной души. "Она меня отвергла-какая БЕЗУМНАЯ, она пожелет об этом" Любовь(тварная)самолюбие-мне,мне,мне(ревность) - страсть сильнейшая толкающая на преступление против жизни, а источник жизни- БОГ. Вспомните как Соломон установил какая мать настоящая.
ВЛАДИМИР 9 ноября 2012, 15:22
Да, человек без Бога в душе, пропащий человек. В любой ситуации боящийся Бога всегда прибегнет к Нему и Он поможет, наставит, поддержит - только нужно верить, и страшное дело - человек с пустой душой он не видит выхода из ситуации и принимает фатальное решение. Где то читал, что (кажется в Лондоне) в метро в противоположной стороне к выходу было написано: "Нет выхода" и очень много было самоубийств людей кидающихся под мимо проходящий поезд. И ситуация в корне изменилась когда поменяли вывеску и написали: "Выход с противоположной стороны".
Козьма Л. 9 ноября 2012, 15:20
прочел его манифест и если откровенно я этого парня не совсем понял ...вернее понял ,но субьективо по смыслу получается что лучше себе пустить пулю(но это было в старые времена-когда топились и вешались "любвестрадальцы"),а он про эволюционизм видов ...,т.е жизнь ему не в кайф" стала потому, что его не полюбили и он пошел на крайние меры доказывать своё животноподобие:меня не полюбили- значит любить не будете вообще:никого,никогда...а в итоге он себя заживо похоронил.Куда денется человек сотворивший такое зло?Вот так-то товарищи,был человек венцом творенья,а сатана сделал его раковой опухолью(как он сам выразился) на теле прочего творенья.
Дмитрий 9 ноября 2012, 14:25
Когда мы в детстве играли "в войнушки" и с радостью "убивали" друг дружку мы и не думали что жизнь без Бога может так обесценить жизнь человеческую. Может быть он еще раскается. Не приведи меня Господь к Себе я бы тоже был таким нигилистом, а уж страха перед наказанием людским никогда и в помине не было... Что меня уберегло? Божий промысел, а еще то что в моем детстве отец смеялся над самоубийцами из-за неразделенной любви, считал их идиотами, всегда повторял, что "из-за этого добра" (из-за женщин) лезть в петлю или лишать жизни кого бы то ни было это глупость несусветная. Отец открыто презирал таких страдальцев. И сам, в то время будучи атеистом, приговаривал: таких бы раньше даже с людьми на кладбище не положили. Советские люди ценили жизнь, отец моего отца отдал ее на фронте за Родину, свою жизнь мой отец посвятил людям. Второе атеистическое поколение по инерции еще сохраняло остатки Истины хотя уже и не осознавало этого. А мы бледные тени своих родителей но и у нас есть надежда- мы же раскаялись и возвращаемся в Отчий дом. Помилуй Бог!
Ирина 9 ноября 2012, 12:26
Я считаю,что этот убийца мог бы им не быть ,если бы он не был так одинок в этом мире и даже в своей семье.Если бы этот молодой человек проводил свободное время в храме, а не в компьютере все было бы хорошо.
Виктория 9 ноября 2012, 11:48
Спаси Господи Анастасию, что опять поднимает очень важную и нужную тему. Всегда с большим интересом читаем ее статьи. Бог в помощь!
Владимир 9 ноября 2012, 11:09
Утрата духовного суверенитета нации пострашнее экономического и политического. Как рекомендация для офисной жизни: влиять на руководство с целью - ставить иконы, молитвы творить за страх уберечься от вышеописанного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×