Лики Афона

Часть 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах

Части 1, 2

О змеях

Зимой змей на Афоне нет, а весной, начиная с апреля, они все вылезают из своих дыр. Пока солнце ещё не такое сильное, и земля холодна, они греются на тропинках. А уж летом, когда потеплеет, уползают в лес. Ты натыкаешься на них каждые десять-пятнадцать шагов. Встречаются и гадюки. Вначале я испытывал перед ними животный страх, но быстро привык и спокойно перешагивал через них. Гадюку легко узнать: она большая, серая, клетчатая, на голове имеет «рожок». Она может прыгнуть на несколько метров. Гораздо опаснее маленькие зелёно-синие змейки. Их по-гречески называют «триавимата» (досл. «три шага»А.Н.), столько шагов сделаешь после укуса, и тебе конец. Но и к ним привыкаешь. Они на самом деле не такие агрессивные, нападают только, когда сами испытывают страх.

Монах очищает сад от камней. Фото: Трейвис Дав / National Geographic
Монах очищает сад от камней. Фото: Трейвис Дав / National Geographic
Мелхиседек рассказывал, как его искусил помысел. Весной и летом он ходил босой. И вот однажды перед ним выползает гадюка с «рожком», а помысел ему внушает: «Ты же читал в Евангелии, что «наступиши на аспида и василиска, попереши льва и змия», и ничего тебе не будет». Он стал с помыслом бороться, но помысел настаивал: «Ты боишься, значит, не веришь Евангелию». Мелхиседек легонько наступил на голову гадюки. Гадюка не шевелилась. А помысел продолжал: «Сильнее-сильнее!» Мелхиседек надавил посильнее, гадюка юркнула и скрылась. Мелхиседек испытал такое ощущение восторга, что «победил», но понял, как это опасно. Больше к себе таких помыслов он не допускал и Бога не искушал.

Рядышком с Симеоном жил диакон то ли из богатой деревни, то ли из богатой семьи, но его келья была вся завалена вещами. Симеон ему часто помогал, когда тот болел, приносил пищу. И диакон просил: «Когда я умру, забери всё себе. Раздай, кому хочешь». Диакон умер, его похоронили. Прошло несколько дней, и Симеон пошел посмотреть: что за одежда, что за предметы, которые диакон велел ему забрать? Пришёл в комнату, загрузил два мешка на плечи и пошёл. Не прошёл и пятидесяти метров, как вокруг него зашипели зелёные змеи с рубиновыми глазами. Симеон спохватился, повернул назад: «Первый раз я пришёл в эту келью и не зашел в церковь, не зажёг лампады, а сразу кинулся к тряпкам!» Он вернулся в храм, помолился, покадил и тогда уже забрал мешки и ушёл восвояси.

Зимой помогал я Симеону в огороде. Поднимаем камень, а там гадюка с «рожком» лежит. И спит: зимний сон. Симеон: «Что же делать? Если камень назад положим, можно её задавить. Никогда не положишь камень точно так, как он лежал. А если так оставить, погибнет от холода». Взял Симеон змею, положил её в карман пальто, пока она немножко не согрелась. Потом зашевелилась и уползла. Ещё птички у него гнездились. Снаружи возле дома стоял стол, с вилками и ложками. Его ящик всегда был немного приоткрыт. В один прекрасный момент Симеон обнаружил, что там птичка сидит на яйцах. Он дождался, чтобы маленькие подросли, а до того к ящику не подходил и приборами не пользовался.

О тюленях и дельфинах

Под Карулями есть пещера. В ней живет большой тюлень. По вечерам слышно его фырканье. Впервые я его увидел, когда грешным делом пошёл купаться. Плаваю я за скалой и вдруг почти что нос к носу встречаю громаднейшее чудовище, в три раза больше меня, двести пятьдесят кило. Посмотрел он на меня своими круглыми глазками, и мы разошлись. Но такая в нем радость, в этом тюлене, когда он с фырканьем прыгает в море по вечерам, незабываемая!

Однажды зимой старик на лодке приплыл к Карулям и бросил якорь в двухстах-трехстах метрах от берега. Его быстро заприметили дельфины и стали плавать вокруг лодки, выпрыгивать из моря. На лодке, кроме старика, была собачка. Она выходила, лаяла на дельфинов, что возбуждало их ещё больше, дельфинов собиралось всё больше и больше. Этот спектакль любви между стариком, собакой и дельфинами длился пару дней. у

Дельфины
Дельфины
Дельфины очень любопытны и любят общаться с людьми напрямую. Они часто сопровождают катер, следующий из Урануполиса к Афону, ныряют так, что видны их спинки. Как-то в шторм казалось, будто они играют: прицеливаются попасть из одного гребня волны в другой, подпрыгивают на метр-полтора над водой. «Представление» закончилось тем, что один дельфин высоко-высоко подпрыгнул и медленно упал вниз. После чего все дельфины уплыли.

Живя на Афоне, я заметил, и мне это показалось символичным, что очень часто три дельфина плавали вместе. И я говорил себе: это не может быть случайностью! Природа сама нам показывает, где мы и какая существует связь между нами и творениями мира.

О кошках

Есть на Афоне монах, который заботится о кошках. Все считают (в Греции, по крайней мере, и в Сербии), что домашнее животное должно служить. Кошка – ловить мышей, собака – сторожить. У нас в Каракальском монастыре было 30–40 кошек. Большинство монахов отдавало им остатки трапезы, которые монахам второй раз подать было уже невозможно. А отец Ириней, иеромонах, раньше живший в Эссексе у старца Софрония, наполовину русский, вот он вёл себя не по-гречески. Он собирал хлебные мелкие куски, макароны, картошку, овощи, смешивал их с остатками рыбы в одну массу, чтобы было повкуснее, и отдавал кошкам. Кошки видели его издали, и где бы он ни был – следовали за ним. Он и меня ввёл в «кошачье дело». Так что я поступал так же, как он. И все время получал за это замечания (мне, послушнику, их было делать легче, чем иеромонаху). Летом, когда я заходил в церковь, то в открытые двери за мной вбегали пять-шесть кошек. Вот уж искушение! Мне строго-настрого наказали следить за своим поведением и за тем, чтобы кошки не лезли за мною в церковь.

Фото: Трейвис Дав / National Geographic
Фото: Трейвис Дав / National Geographic
В тетрадках у старца Силуана написано насчёт кошек: кошка – хорошо, но ласкать её, гладить – нехорошо, потому что отвлекает от главного.

О лисах и ласках

Однажды утром, после литургии в Симонопетре я с балкона смотрел в сторону моря. Там есть место (совсем недалеко от монастыря), куда выбрасывают съестные остатки из кухни. Вижу: снизу подбирается лиса. А сверху, с двух сторон, независимо друг от друга, два кота. Лиса подошла первая, начала кушать. За ней подошли коты, которые гораздо меньше её по размеру. Но они были вдвоём, скооперировались, выгнули спины гребнем, и лиса стала ретироваться. Скалы там обрывистые, ей пришлось маневрировать. Лиса ушла. Коты победили. А так, когда один на одного, лиса может кота и утащить. Это на Афоне часто случается.

Шакалы не особо опасны, но когда зимой их много, могут напасть на человека. А летом есть другая пища, и они не осмеливаются. Еще есть кабаны. Мне много раз приходилось на тропинках встречать их (их узнаешь по свиному запаху). Как-то передо мною в нескольких метрах пробежали маленькие полосатые поросята – я немножко испугался. Свинья не трогает человека, но когда сопровождает малышей, пойдёт и в атаку. Но, слава Богу, обошлось.

Ласка ест ягоды. Фото: Манфред Данеггер / PhotoShot.Com
Ласка ест ягоды. Фото: Манфред Данеггер / PhotoShot.Com
Часто встречаются ласки. У Старого Руссика в Почаевской келье живёт иеродиакон Пахомий. Он развёл большой огород: там много всего, есть помидоры. Прихожу как-то и вижу: ласка кушает помидоры. Говорю: «Отец Пахомий, у Вас гость». А он отвечает: «Оставь. Эта ласка очень хорошая. Она знает, как себя вести: один помидор начинает кушать сегодня, завтра приходит и продолжает кушать его же. Раньше другая была, так та каждый раз на новый помидор набрасывалась. А эта очень аккуратная. Такую ласку и любить можно».

Когда я был послушником в Каракале, в тот год с февраля по ноябрь не было дождей. Стояла страшная засуха. Иссякли все источники земные. Вода оставалась лишь в глубинных прожилках, откуда стекала в цистерну, стоящую при входе в монастырь. Туда по вечерам, когда монастырские ворота закрывались, приходили дикие лошади. Когда-то эти лошади работали на Афоне у угольщиков на очень тяжёлых работах – волокли деревья. Но угольщики, достаточно заработав, бросили работу, бросили и лошадей. Так лошади одичали и очень опасались, чтобы их кто-то не поймал. Но из-за засухи уже в начале июля они стали приходить к нам и пили воду. Иногда мы после монастырских послушаний выходили пособирать лечебные травки, возвращаемся – а лошади уже там. Они настолько жаждали, что перестали нас бояться. И это такая радость: когда доверие животного возобновляется к человеку!

Я тут вспоминаю рассказ моего духовника (он был близок к старцу Паисию). Один неглубокий журналист пришёл и у старца Паисия спрашивает, есть ли Бог? Старец Паисий тут зовет: «Иеремия, иди сюда». Из какой-то щели появляется змея, и старец Паисий ее спрашивает: «Иеремия, он хочет знать: есть ли Бог?» Иеремия ответил: «Есть». «Ну, хорошо, иди теперь».

(Продолжение следует)

С Павле Раком беседовала Александра Никифорова
Фотографии – из альбома «Χαρίτων μοναχός, Ματιές στον Αθω. Ι.Μονή Βατοπεδίου, 1997» и из открытых интернет-источников

30 ноября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лики Афона. Ч. 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский Лики Афона. Ч. 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский Лики Афона
Часть 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский
Павле Рак
Как-то отец Никодим сказал: «Когда-то я был крепким человеком, всё мог, много читал, много знал. А сейчас ничего не знаю, Господь всё взял, все слова, кроме одной маленькой молитовки: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Только её и помню».
Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор Лики Афона
Часть 1. Отцы Иоаким и Исидор
Павле Рак
Есть Афон, сокрытый от посторонних глаз, Афон отшельников и аскетов. О нем рассказывает Павле Рак, перелистывая страницы альбома монаха Харитона и вспоминая дорогие лица, изображенные на фотографиях.
Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем
Митрополит Иерофей (Влахос)
Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Сегодня мы публикуем отрывок из книги владыки Иерофея, в котором он рассказывает о своей встрече с великим старцем и подвижником нашего времени – Паисием (Эзнепидисом).
Афонские истории отца Савватия. Часть III Афонские истории отца Савватия. Часть III
Ольга Рожнёва
Афонские истории отца Савватия. Часть III Афонские истории отца Савватия. Часть III
Ольга Рожнёва
Представьте себе, что вы крепко уснули. Второй час ночи, самый глубокий сон. А вам нужно вставать и идти на службу в храм. Молиться всю ночь: полунощница, утреня, а потом Литургия, которая заканчивается около семи утра. Час отдыха и нужно идти трудиться на послушании. И так каждый день, из года в год – всю жизнь.
Комментарии
Иоанна 1 февраля 2014, 01:13
Читая житие преподобного Амфилохия Почаевского,очень запомнилась такая вот история. Однажды в келию к старцу пришла одна женщина с малолетним сыном. Мальчик был слепой от рождения и мать пришла просить помощи у старца. Но старец ей сказал,что когда ей, (матери) было девять лет,она вылезала на дерево и выкалывала маленьким птенчикам глазки,а мама-птичка при этом кружилась над гнездышком и не могла ничем помочь.Преподобный говорил:"она (птичка) тоже плакала"..Поэтому у матери мальчика такой тяжелый крест,говорил старец. И еще преподобный сказал,что нельзя издеваться над животными ни в коем случае,даже над мухами,а у кого есть такой грех,то надо принести покаяние. Вообще,святые очень нежно относились к животным,а те в свою очередь дарили им свою любовь.
Слава11 декабря 2012, 10:22
Что касается животных. Чтобы судить преподобных может стоит самому сначала стать преподобным? Здесь же на сайте - http://www.pravoslavie.ru/put/4041.htm архимандрит Иоанн Крестьянкин:"Многие из нас грешат против первой заповеди Закона Божия тем, что любят кого из людей больше Бога. А иногда можно услышать и такие слова: «Я животных больше люблю, чем людей». Какое безумие! Сказано, правда: «Блажен, иже и скоты милует», но отдавать всю свою привязанность животным — это грех". Мудрая фраза: «Блажен, иже и скоты милует» - неужели "И" не заметно: научись людей миловать, тогда и жалостью к скоту хвались. Или Господь тоже жесток: Он (Господь) же сказал в ответ: "нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:26).
ирина10 декабря 2012, 12:43
Спаси Господи!
Сгорели душу .
екатерина 4 декабря 2012, 19:42
Спасибо большое,чудесные образы того,что и на Земле можно жить в Раю.Екатерина.
Ольга 4 декабря 2012, 13:44
Дорогой Павел, спаси Господи за чудесные рассказы о животных на Афоне. Каждое простое и правдивое слово этих рассказов дышит добротой, теплом и любовью, и эта энергия добра и любви распространяется в мире, ведь слово несет в себе энергию... Как детски прекрасны, непосредственны и мудры наши меньшие братья, как нужны им наше бережное сердечное внимание и забота. Как они согревают наши сердца и как мы должны быть благодарны им, оттого что они посланы Богом, напоминают о Нем и приближают к Нему.
Наталья 3 декабря 2012, 02:10
Читая эти добрые истории, я вспомнила истории из своего деревенского детства. Бабушкин дом был на опушке леса и многие лесные жители посещали и двор, и дом: уж ел манную кашу со мной, еж ловил мышей прямо в доме. С устатку мог уснуть, пробравшись в шкаф. А однажды приползла лиса с огромным нарывом на лапе и бабушка лечила ее. Чудны дела твои, Господи!
Елена 1 декабря 2012, 14:36
прекрасные истории...
Татьяна30 ноября 2012, 22:38
Очень люблю животных, поэтому прочитала эти воспоминания с огромным удовольствием. А рассказ о Иеремии просто потрясающий! "Всякое дыхание да хвалит Господа!"
Павле Рак30 ноября 2012, 21:12
Добавлю пару слов о глажении кошек. Если так оставить, вред получится, православние будут опасаться прикоснутсья к кошкам и вообще, любить животных. А на самом деле, старец написал про глубоких подвижников, которыие уже отрешились от мира, чтобы в мир не возвращались и привязывались к чему-бы то ни было. Но кто уже стал на такой путь и достиг такой высоты, тот не должен не только гладить кошек, но и не доставлять себе никакого другого удовольствия, ни в пище, ни в одежде, ни в разговорах, вообще ни в чем, ведь все "отвлекает от главного". Нам, бедним, это не по зубам, нам еще можно, да и нужно, любить тварь, гладить кошек.
горичева татьяна30 ноября 2012, 20:09
Дорогая редакция! Огромное спасибо за публикацию Павле Рака о райских Ликах Афона. Это, пожалуй, впервые "монашествующий" с такой нежностью, глубиной, проникновенностью и любовью приоткрывает великую Тайну райской жизни, той, что сохранилась в лучших монастырях, среди святых и животных. Животные обаняют запах рая, поэтому приходят к подвижникам. (св.Исаак Сирин).
Одно замечание - Мы говорили с Павле Раком о словах отца Силуана (по поводу того,что не надо гладить кисок). И Павле, и я думаем, что здесь старец был не совсем прав. Можно ли представить себе отца Нектария (Оптинского) или отца Николая с Залето, не ласкающих своих котов? Можно было бы сохранить первоначальный текст Рака и не сокращать его, не согласившись с автором? Еще не поздно поправить все. А то некоторые наши не совсем адекватные батюшки и котов и собак запрещают иметь в своих квартирах. Стоит ли им давать пищу для их злобы?
С благодарностью - Татьяна Горичева.
Ольга30 ноября 2012, 20:01
Спаси Господи.
Леван30 ноября 2012, 18:54
Спаси Господи за увлекательный рассказ.

Прямо душой отдохнул, читая.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×