В христианство не играют

К 100-летию со дня преставления святого праведного Александра Вологодского

Ровно 100 лет назад, 10/25 марта 1913 года, в тихой провинциальной Вологде было непривычно многолюдно и непривычно же для такого многолюдства торжественно и спокойно. Из разных мест России собрались тысячи людей для того, чтобы проститься с умершим священником Александром Баданиным. Когда умирает человек, проведший жизнь с Богом, день его похорон, как замечают многие, не наполнен безысходной скорбью и горем. Наоборот: есть, конечно, печаль, но печаль эта светлая, соединенная с надеждой на молитвы ушедшего к Богу и с верой в его святость.

Протоиерей Алексий Сорокин с прихожанами у могилы св. прав. Александра Вологодского (Баданина)
Протоиерей Алексий Сорокин с прихожанами у могилы св. прав. Александра Вологодского (Баданина)
100 лет прошло – целый век, и за это время, принесшее России горы страданий и моря слез, многие потомки тех, кто прощался с отцом Александром, смогли не только убедиться в силе молитв и заступничестве святого, но и в радости, которую приносит жизнь по заповедям Евангелия.

Когда в Вологде гостил святой праведный Иоанн Кронштадтский, он часто говорил приходившим к нему за советом и молитвой людям: «У вас есть свой молитвенник – к нему обращайтесь: к отцу Александру Баданину!» Вряд ли отец Иоанн, всероссийский пастырь, отказывался от молитвы за других людей – думается, он призывал их быть повнимательнее к священникам собственной земли, присмотреться к их жизни.

О жизни святого праведного Александра Баданина мы беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя праведного Лазаря Четверодневного, ректором Вологодского православного духовного училища.

Святой праведный Александр Баданин
Святой праведный Александр Баданин
– Отец Алексий, что отличает служение отца Александра Баданина?

– Скорее не отличает, а показывает нам, каким должно быть настоящее служение Богу. Духовные дары, которыми обладал отец Александр: молитвенность, прозорливость, утешение, – это, я думаю, следствие искренности его служения. Любая добрая христианская жизнь, то есть жизнь по заповедям Христа, приводит человека в Царствие Божие. Этим, кстати, и объясняется та светлая печаль и радость, которую мы испытываем, когда прощаемся (или общаемся) с праведниками. Будь то учитель, священник, полицейский, банкир или еще кто-нибудь – если человек во главу угла своей жизни ставит следование Христу, то Господь не оставляет такого человека без Своей благодатной помощи. У каждого свой путь к Богу; отец Александр достойно прошел путь священника. И как достойно! Сам образ жизни и служения отца Александра является добрым примером для пастырей – настоящих и будущих – это я говорю как ректор духовного училища.

Священник твердо верил в то, что жизнь без Христа ведет к смерти и таковой уже является задолго до гроба, в то, что только легкое бремя заповедей Христа имеет живительную силу – об этом он говорил людям, приходящим к нему за помощью, советом. Отсюда, из его веры, – и бескомпромиссность отца Александра в следовании Христу.

– Бескомпромиссность?

– Да. Понимаете, он не заигрывал с миром, не пытался «приспособить христианство к новым требованиям времени». Батюшка просто всерьез относился к Православию и Церкви. Конечно, он не мог не переживать за состояние духовного образования, за церковные нестроения, видел в них огромную опасность для духовной жизни нашего народа. Как показала практика, совершенно справедливо. Например, священник призывал к тому, чтобы с малолетства дети знакомились с житиями святых, считая, что это раннее знакомство с ними – условие добропорядочной и добродетельной жизни человека. Однажды он встретил в Вологде тогдашнего обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и вступил с ним в разговор. Отец Александр говорил горячо и долго, говорил искренно, не страшась за слова правды, говорил и о непорядках церковной жизни, указывал недостатки во взглядах самого Победоносцева. «Россия читает, и скоро будет читать вся. Невозвратимо важный исторический момент, переживаемый Россией. Как в жизни ребенка, первое, что видит и слышит он, имеет решающее влияние на всю его жизнь, так истово и в жизни многомиллионного народа. Что будет читать этот колоссальный младенец ныне, то он будет и в близком будущем. Скажи мне, что ты читаешь, что ты любишь читать, и я скажу, кто ты, и не только ты, но и друзья твои. И не теперь только, но и в будущем, и даже каков род от тебя произойти имеет. История народов воочию доказывает эту правду. “Мне бы Божественного чего почитать”, – слышится еще от дельных и лучших из народа. Пока живо это в сердце народа, привейте к живому жизнерадостное чтение житий святых, Четьих-Миней, и непременно на церковном языке. И хотя бы целый сонм восстающих восстал против сего, ни на что не зрите и ничтоже сумняся совершите это великое дело. Последствия его в веках, перспектива в вечности. Хотя исподволь устраните те книги, которые хотя отчасти и полезны, но вредны тем, что разбивают цельность направления, расслабляют сосредоточенность внимания и драгоценную, паче видимой пользы, ценность коренного истинного православного мировоззрения. Дайте отпор этой, хотя тихой, но опасной, замаскированной деморализации народа…» – это строки из письма отца Александра К.П. Победоносцеву, эти же слова отец Александр говорил обер-прокурору Святейшего Синода и при встрече.

А. Маковский. Портрет обер-прокурора Св. Синода Константина Петровича Победоносцева. 1899 г.
А. Маковский. Портрет обер-прокурора Св. Синода Константина Петровича Победоносцева. 1899 г.
– Что было следствием этой встречи?

– Несмотря на просьбы обер-прокурора, батюшку наказали – на две недели отправили в монастырь на богомолье. Проявили усердие, так сказать. Но, не проявив усердие в действительном просвещении народа, получили следующие 70 лет, о которых нет нужды говорить подробнее, я думаю. Однако и сегодня слова отца Александра злободневны: мы должны уметь и любить читать (и смотреть и слушать – XXI век все-таки!) то, что созидает душу, а не разрушает ее. Урок духовной безграмотности века XX-го не должен пройти незамеченным Церковью.

Не заигрывал отец Александр с миром. Еще один случай очень для него характерен. Бывая у вологжан, он держал себя как истинный пастырь; когда было необходимо, он обличал и словом и делом. Во время Рождественского поста, в праздник святителя Николая, он заехал в дом высокого чиновника. Тот был именинником, по этому случаю у него были гости, в числе их архиепископ Вологодский. На столе были поставлены вина, яства разные, в том числе и скоромные. Гости сидели в другой комнате. Вдруг послышался звон посуды: это отец Александр бросал под стол тарелки со скоромными яствами: туда полетели ветчина, сыр и прочее. Сделав это, он своим звучным тенором запел вместе с диаконом «Правило веры и образ кротости…». Хозяева, кстати, не высказали своей досады по поводу поступка священника – они получили хороший урок на будущее: не нарушать церковного устава о посте. То есть их, как людей церковных, священник призывал относиться к Церкви всерьез – как относился и он сам.

– Если следовать этому правилу нашим современным священникам, то большинство нынешних мероприятий «с высокими гостями» обречено на «ветчинно-яичное уничтожение»?

– Думаю, в этом случае слова игумена Никона (Воробьева) вполне актуальны: «В такие дома, где в пост намеренно предлагают скоромное, нечего и ходить». Нельзя играть в христианство – отец Александр Баданин учил нас серьезному отношению к собственной вере и Церкви. Все есть в Церкви для того, чтобы мы обладали «мерою утрясенною, нагнетенною и переполненною»[1], чтобы мы, несмотря на различные испытания и скорби, были счастливы. Для чего же глупые игры с миром?

– Кстати, об испытаниях и скорбях. Даже представить себе те скорби, которые переживал отец Александр, и то жутко. Страшная болезнь, издевательства учеников (в духовном училище), смерть любимой дочери, бедность – как можно выдержать все это, да еще с благодарностью Богу, да еще людям помогать быть к ближе к Христу?

– В вопросе и ответ: правильное, христианское восприятие страданий делает самого человека другом Божиим. И, напомню, именно кротость Баданина помогла многим ученикам духовного училища исправиться – большинство из них вспоминали своего учителя с благодарностью и благоговением. Скорби, воспринимаемые по-христиански, помогли отцу Александру стать пастырем, умеющим и стремящимся помочь всем приходящим к нему за помощью. Будь то семейные неурядицы или пьянство, другие жизненные испытания и трагедии – люди знали, что в отце Александре они всегда найдут помощника и молитвенника в их преодолении.

Вологда. Фото начала XX века
Вологда. Фото начала XX века
– К лику местночтимых святых Александр Баданин причислен в 2000 году. Знают ли о святом в Вологодской епархии?

– Дни памяти святого праведного Александра – 9/22 февраля (день прославления) и 10/23 марта (день преставления) – торжественно отмечаются как в Лазаревском храме Вологды, так и в духовном училище. Конечно, о нем знают на земле Северной Фиваиды. Могилка праведного на Горбачевском кладбище Вологды никогда не была забыта народом – еще в годы советского лихолетья здесь молились вологодские архипастыри. Говорить о многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам праведного Александра, можно много. Но мне кажется, что главное чудо – это христианское просвещение нашего народа. Очень надеюсь на помощь нашего святого.

[1] См.: Лк. 6: 38: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы нужны Мы нужны
Игумен Игнатий (Бакаев)
Как закваска квасит тесто, так и нам необходимо себя вести в обществе – всё наполнить любовью, чтобы за каждого душа болела, ни один крик боли не остался без ответа.
Важнее воздуха Важнее воздуха
Прот. Андрей Ткачев
Важнее воздуха Важнее воздуха
Протоиерей Андрей Ткачев
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
Патриарх Павле: Да не будем рабами греха! Патриарх Павле: Да не будем рабами греха! Патриарх Павле: Да не будем рабами греха! Да не будем рабами греха!
Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
Отказ христианина нести крест есть отречение от Христа. Невозможно быть Христовым учеником без готовности к трудностям. Важно, чтобы мы не устраивали трудностей другим, а трудности, происходящие от мира, который «во зле лежит», сознательно принимали как путь, как крест свой.
Комментарии
Александр26 марта 2013, 12:03
На меня статья произвела сильное впечатление. Просто помогла определиться в своих размышлениях по поводу "игры в христианство". И сейчас вижу повсюду эту игру, и как самому к этому относиться - помогает ваш рассказ о святом праведном Александре.
ludmila toll26 марта 2013, 07:59
Святый праведный Александре Вологодский моли Бога о нас.
Дивен Бог во святых своих!
вера25 марта 2013, 16:31
Святой праведный Александре моли Бога о нас!
Валентина25 марта 2013, 15:36
Дивен Бог во святых Своих.
Татьяна25 марта 2013, 13:41
Спаси,Господи! Очень интересно знакомиться с новомучениками и исповедниками российскими. Наши современники-святые и праведники!!! Слава Богу за всё! Примером их святой жизни хочется исправляться и быть лучше. Св.прав.Александре моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×