Смысл поражения православной монархии

14 марта 1613 года Михаил Романов был призван на царство – 400-летие этого исторического события падает на 27 марта 2013 года по новому стилю. Для некоторых историков и журналистов эта знаменательная дата – 400-летие дома Романовых, отмечаемое в нынешнем году, – стала поводом обратиться не только к началу самодержавного правления Романовых, но – и прежде всего – к его концу: в событиях 1917 года им видится некая закономерность, подтверждающая несостоятельность и обреченность самой идеи православной монархии. Так действительно ли неизбежно поражение православной монархии? И было ли «поражение»? Как попытку ответа на эти вопросы сайт «Православие.ру» публикует отрывок из новой книги протоиерея Александра Шаргунова «Царь».

За минуту перед казнью
За минуту перед казнью
После всего, что произошло, должны ли мы заключить, что православная монархия в целом потерпела поражение? Да, по отношению к идеалу христианской цивилизации и культуры, которые православная монархия хотела осуществить. Но будем справедливы: это следует измерять только согласно человеческим меркам. Ибо все человеческие дела, и среди них устроение жизни государства и общества на христианских началах, в конечном счете с неизбежностью обречены на поражение. Никогда не существует совершенного успеха в рамках земной истории. В искушении осуществить христианский идеал здесь и сейчас – на земле и во временной истории – всегда присутствует тень Вавилонской башни. Как если бы судьба человечества могла завершиться на этой отпавшей от Бога земле, как если бы его история могла найти свою цель и свой смысл во временном. Всякий земной град, и даже православная монархия, – непрочное соединение Иерусалима и Вавилона, Града Божия и града зла. Часто соблазняются словами блаженного Августина о «земном граде» и делают из этих слов неправильные выводы. Ясно, что взятый по существу «земной град», временный град, не есть что-то проклятое Богом. Это нормальное место, где живет человек, созданный Богом, благословленным Им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Это земля, где мы должны умножать таланты, вверенные нам. Одно дело создать теоретическую модель общества, где царствуют правда, порядок и мир, заповеданные творению, предназначенные для нашего земного существования, – то, без чего не может обойтись наша временная жизнь. Ничто иное, как православная монархия, не может содействовать созданию и сохранению этих ценностей. Но после этого следует тотчас же добавить, что не сюда должен быть направлен наш духовный взор или, если угодно, идеальный замысел, обозначающий цель, к которой должна устремляться наша деятельность. Если бы такой замысел был действительно осуществим, временная деятельность человека прямо соответствовала бы его возрастанию в вечном. Но вот то, что реально существует: мы имеем не только доброе естество, которое восхотел даровать нам благой Творец, – в истории и в жизни постоянно обнаруживает себя наше падшее естество, ослабленное и искаженное грехом.

Среди как будто самых благоприятных обстоятельств мы видим повсюду неистребимое и многообразное присутствие греха и зла. Только на краткие мгновения траектория человеческой деятельности становится единой с идеальным путем, ведущим к Богу. Человек постоянно уступает своим страстям, и даже во граде справедливости покоряется прежде всего воле власти. Мир, как правило, – торжество силы, а то, что именуется порядком, основано не на согласии и любви, и этот порядок – не более чем «упорядоченный беспорядок». Каждое благо и каждую ценность этой земли, именуются ли они родиной, искусством или наукой, даже если они устремлены к высшей цели, следует воспринимать как промежуточную цель, как ступени восхождения к Богу, как то, через что человек достигает высшего блага. Увы, в наших руках эти блага, эти ценности нередко разрушаются в самой своей сущности, превращаясь в чудовищные карикатуры. Здесь не следует сразу же говорить о пессимизме историков-атеистов, выносящих приговор всякой политической системе, в особенности православной монархии. Они констатируют повсюду торжество греха, зла, решительно побеждающего силы добра: православная монархия для них в обозреваемом периоде истории, с точки зрения провозглашаемого ею идеала, – только насмешка над ним. Сознавая слепоту этих историков там, где они добросовестно заблуждаются, не видя главной – светлой – стороны жизни, мы, христиане, не можем не признавать их частичной правоты. В коллективной истории мы находим тот же горький опыт поражения, что и в личной жизни в нравственном плане: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19). То, что было вначале прекрасной мечтой, благородным предприятием, по мере того как теоретический его образ уточнялся, все более вызывало разочарование. Все яснее обнаруживался разрыв между тем, чем люди хотели бы быть, и тем, чем они остаются и фактически становятся. Наступает день, когда это расстояние становится слишком большим, и перед нами разверзается бездна.

Но всякое поражение во временной жизни, каким бы оно ни было, не должно приводить нас в отчаяние, как это бывает с не знающими Бога людьми, когда они видят, что все их возможности исчерпаны. Ибо наша надежда устремляется дальше и выше. Да, все земное приговорено к исчезновению и зло возрастает. Но Бог никогда не обещал нам, что мы будем непременно успешными в земных делах. Вот почему православное богословие – снова и снова будем повторять эту мысль – отвергает как иллюзию надежду тысячелетнего царства, царства праведников со Христом на этой подчинившейся злу и смерти земле и во временной истории. Скорее мы должны ждать противоположного. Мы знаем, как судит Бог лжепророков, вдохновляемых подобным воображением. «Пусть никто, – говорит блаженный Августин, – не обещает того, чего не обещает Евангелие. Наше Священное Писание не возвещает в веке сем ничего, кроме испытаний и мук, несчастий, страданий и искушений» (Толкование на псалом 39).

Икона святых царственных страстотерпцев
Икона святых царственных страстотерпцев
Но мы узнали, что подлинная история – та, которая имеет смысл, – не завершается в обозримом пространстве времени, «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14). После Первой мировой войны, а также после Второй люди в большинстве своем хотели надеяться, что это страшное явление навсегда уйдет из человеческой истории. Хотя удобная и наивная вера многих в идущий по прямой линии прогресс рассеялась навсегда как иллюзия. Революция 1917 года в России и ее конвульсии – гражданская война, голод, концлагеря, безжалостное уничтожение миллионов людей, а на Западе ни с чем не сравнимый кошмар нацистской Германии, когда великие культурные народы уступили небывалому коллективному безумию, – говорят сами за себя. Мир, который был достигнут, – и чем дальше, тем это становится очевидней – лишь передышка, достигаемая равновесием страха и взаимных угроз атомной или химической смерти, время от времени нависающей над всеми. И мы помним слово Писания: «Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, и не избегнут» (1 Фес. 5: 3). Где найти ответ в этом идеологическом Вавилоне, который представляет собой сегодняшний мир? После разрушения православной монархии никогда и нигде тирания не была столь жестокой, как в тех странах, где люди верили, что они осуществляют судьбу человечества. Но для нас, христиан, необходимо, прежде всего, задавать себе вопрос: вера, которую мы исповедуем в служении Откровению, – просвещает ли она нас пониманием тайны?

В адрес православных христиан нередко звучат обвинения в алармизме, в апокалиптическом восприятии всего происходящего, в сгущении красок. Но поскольку участие каждого человека в земной истории, по крайней мере видимое, находит свой конец в час смерти, очень важно для нас не допустить, чтобы искажение христианского идеала в мире не сопровождалось атрофией апокалиптической надежды. Конец света, как обычно это называют, – определение с разным значением. Ибо если верно, что «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 31), то, как говорят святые отцы, исчезает только его образ, форма, но не сущность. Чудесно преображенный, мир станет новым и лучшим – и это будет последним днем всеобщей истории. У многих же, увы! даже среди именующих себя христианами, этот день удерживается в сознании как образ катастрофы, исполненный отчаяния и страха. Как если бы этот день Второго пришествия Господа не должен быть для нас всепревосходящей надеждой, как если бы христиане не должны были жить в ожидании победоносного возвращения Христа, «избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1: 10), как если бы Священное Писание не заканчивалось словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20). Но есть у великих катастроф исключительные преимущества, когда кровь невинно убиенных и кровь мучеников вопиет к небу: «Доколе, Владыка Святый и Истинный?» (Откр. 6: 10). И здесь ответ на вопрос о смысле истории.

Смысл истории – глубокое испытание веры. Прогресс в христианстве – не линейный и не горизонтальный, он – вертикальный. Он измеряется вечностью, не продолжительностью времен. Христианство всегда требует от нас решительного и полного обращения. «Покайтесь!» – первое слово проповеди святого Иоанна Предтечи (Мф. 3: 2) и Самого Спасителя (Мф. 4: 17), а также апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2: 38). Это то, что требуется от нас сегодня не только в личном плане, но и в подлинном видении решающих событий истории. И столь же важно другое ключевое слово, непрестанно звучащее в Евангелии: «Не бойтесь!» – уверенность, что среди самого беспросветного мрака всегда есть решение и что здесь источник ничем не омрачаемой радости. Увы, чаще о христианстве говорят, желая возвеличить или унизить его с точки зрения чисто земной: содействует ли оно внешнему процветанию или, наоборот, ведет к упадку. Чтобы познать подлинную человеческую историю в ее целостности, в ее полноте или хотя бы в какой-то ее период, надо быть Богом – Тем, «Кто был, Кто есть и Кто грядет» (Откр. 1: 4). Или надо быть с Богом, Божественным – тем, кто по дару Христа знает, куда мы идем.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Град и Город Град и Город
К 400-летию Дома Романовых
Град и Город Град и Город
К 400-летию Дома Романовых
Михаил Филиппов
«Современные дома, в которых большинство из нас живет, – это и есть сетка из “черных квадратов”, взятых в каком-то количестве и поставленных друг на друга», – считает известный архитектор Михаил Филиппов. Мастер убежден: в царственную эпоху создается одухотворенная красота.
В безбожном состоянии «черни» В безбожном состоянии «черни»
К очередной годовщине убиения великих страстотерпцев Русской земли
Диакон Георгий Малков
Отрекшийся император, его жена, сын, дочери и фрейлина были вызваны из спален под предлогом немедленной эвакуации из Екатеринбурга. Когда все они вышли, им объявили, что все немедленно будут расстреляны… В комнате, длиной в 8 и шириной в 6 аршин, жертвам некуда было податься: убийцы стояли в двух шагах.
О вступлении России на путь мученичества за веру Христову: 1917 год О вступлении России на путь мученичества за веру Христову: 1917 год
Диак. Георгий Малков
О вступлении России на путь мученичества за веру Христову: 1917 год О вступлении России на путь мученичества за веру Христову: 1917 год
(Заметки накануне очередной годовщины коммунистического злодеяния – убиения великих страстотерпцев земли Российской)
Диакон Георгий Малков
«России не хватало крепкого и верного монархического правосознания. Правосознания – не в смысле “рассуждения” только и “понимания” только, но… правосознания – чувства, правосознания – доверия, правосознания – ответственности, правосознания – действенной воли, правосознания – дисциплины, правосознания – характера, правосознания – религиозной веры», – писал о причинах катастрофы 1917 года Иван Ильин.
Пушкин как монархист Пушкин как монархист
Диакон Георгий Малков
Пушкинская трезвая государственническая позиция неоднократно вспоминалась позднее в трудах наших философов, политологов, патриотов-публицистов.
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиеп. Алексий (Фролов)
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Православие, в течение более чем 900 лет цементировавшее русскую жизнь, перестало быть ценностью, из онтологической потребности было превращено во внешнюю традицию, которой ради приличия сохраняли сдержанную лояльность вплоть до февральской революции, но как будто ждали момента, когда же с этой традицией можно будет покончить. И действительно ставили задачу – покончить.
Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II
Юлия Комлева
Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II
Юлия Комлева
В этой статье приводится ряд наиболее распространенных мифов, которые можно было встретить еще в старых учебниках советского периода и которые, несмотря на свою полную безосновательность, до сих пор повторяются в устах некоторых людей в силу их нежелания знакомиться с новыми исследованиями современной науки.
Комментарии
Владимир13 октября 2013, 16:59
И весь этот бред несут православные христиане, Евангелие читайте прежде чем подобную чушь высказывать перед всем миром! Не про всех говорю на этом форуме, соглашусь с братьями Андреем Васиным, Сергеем, читателем для Семена. Но более всех вины на священниках и на цензорах.
Маргарита 3 октября 2013, 22:59
Смотри-ка, среди нас и Русский обнаружился.... Надо полагать, по кумеканью этого "русского", кто не за Квачкова, тот не русский? Самонадеянно, однако! Уверена, при ближайшем рассмотрении этот "русский" окажется совсем не тем, кем подписывается в интернете. Много вас, "русский", званых, да мало избранных! И с чего бы нашей Русской Православной Церкви подписываться за революционера и террориста?
Димитрий21 апреля 2013, 00:56
Православная монархия - кто придумал такое сочетание? Сколько не читал про Николая II, нигде не встречал, что он хотел построить "православную монархию". Другое дело, его личностное служение Христу, как и его супруги, его стремление до конца нести свой крест, как человека, а не как царя. Господь скрылся от людей, желавших сделать его царём, показывая нам, что он пришёл не как политик и не как лидер, не с целью изменить общество, а с целью изменить каждого человека лично, насколько каждый человек способен. А 17 год, нужно, на мой взгляд, увязывать не с личностью царя или политическим строем, а с состоянием Церкви нашей, а об этом почти ничего не слышно. Если бы всё было благополучно, уберёг бы Господь и царя и монархию.
Игорь 6 апреля 2013, 12:15
Русский:
Если РПЦ так ратует за православную монархию, почему тогда она не оказала поддержку Квачкову и Хабарову?

Хороший вопрос.
Василий31 марта 2013, 00:40
Читатель, согласен с вами.
Мария 30 марта 2013, 15:35
Те,кто старается в жизни исполнять заветы Христа, всегда в глазах мира выглядит дураком.
Мир не может любить святых.
Победителей,героев - да.
А , между прочим, в РПЦ первые святые - не военные герои, не правители, а Борис и Глеб - отказавшиеся от междуусобной войны .
Николай28 марта 2013, 15:52
"Смысл истории – глубокое испытание веры. Прогресс в христианстве – не линейный и не горизонтальный, он – вертикальный."Эти слова отец Александр,счиаю пожалуй главными в этой статье.Да,да,да,как смысл истории это ипытание веры,так и жизнь каждого из нас это тоже испытание веры каждый день,это подвиг каждый день,в каждом поступке.Порой тяжело,очень тяжело,но в этом для себя вижу главную радость.Радость меняться,а не плыть по течению своих страстей и эмоций.Радоваться своим маленьким и большим победам и благодарить за это Господа,чуствовать его помощь.Но,человечество к сожалению,как камень он может миллионы лет лежать в воде,а она в него непопадает.Так и вся наша история,Евангелие пропаведано по всей Земле,а по настоящему оно в сердца людей так и не попало.
Ольга28 марта 2013, 08:46
Вот что меня больше всего поражает в этой теме, так это суждения людей, далеких от веры (даже, если они себя считают верующими). Откуда вы все знаете ту ситуацию, чтобы судить Царя? Откуда вы знаете, что ему могло быть открыто (и скорее всего так и было) непосредственно или через святых? Он с детства был православным христианином, вы это хоть понимаете? Сами можете этим похвастаться? Вам не лучше ли было думать о том, что вы сами Бога предаете ежедневно и стремиться к исправлению своей жизни?
Спаси Господи! О. Александр! Обязательно прочту Вашу книгу.
Юлия28 марта 2013, 08:28
Семену: посмотрите фильм "Обрекшие на смерть" http://www.youtube.com/watch?v=au2fQMCO_3o из цикла История России ХХ век. Желательно все фильмы цикла посмотреть. Многое становится понятно.
Русский28 марта 2013, 08:24
Если РПЦ так ратует за православную монархию, почему тогда она не оказала поддержку Квачкову и Хабарову?
oligarh28 марта 2013, 06:38
Жизнь вообще вещь сложная - пытаешься обмануть кого-то за счёт полученный знаний из книг, так это зло тебе же опять и возвратится. На детском сайте "Кремля" (uznay-prezidenta.ru) есть ответ про БУДУЩЕЕ МОНАРХИИ! - это важно знать, ведь этому учит детей сам сайт. ___________Там есть тесты._____________ И в одном из них про монархию чётко сказана, что НЕ ВСЕ НАСЛЕДНИКИ - ДОСТОЙНЫ БЫТЬ ВО ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА, а потому лучшая форма правления - это демократия. ____________Не хотелось бы говорить что-то ещё. Этого вполне достаточно для понимания смысла не только будущего, но и прошлого...


ВЫСКАЗЫВАНИЕ:

"...Каждый православный грешен. Православный патриот может умереть за Родину из-за двух причин: Первая - ради своего "Я"(значит служа дьяволу). Вторая - ради Бога, "за други своя"(служа Христу)..."


"Если человек крещён и носит крестик - это не значит, что он уже христианин", как и всякий человек, он может жить не стремлением к Богу - на деле, а желанием быть успешным - а значит умным, хитрым, лицемерным и т.п. Если среди учеников Христа нашёлся один Иуда, который его предал, так нет ничего удивительного, если с желанием быть "успешным" могут быть люди - священники и другие служители Церкви..."


Согласитесь - "слаще" и приятнее всё делать ради себя самого любимого! Это ещё один повод задуматься. Ведь любовь к себе - рождает ошибочное мнение о себе, а ошибочное мнение о себе - может приводить к неправильным поступкам...
владимир28 марта 2013, 02:15
клялись не 1603,а в 1613году.это клятвопревтупление перед Богом.клялись до второго пришествия.НО почему то никто не настаивает на проведении исторического процесса, с вынесением историко-политическо оценке весему периоду советского богоборчества.более того из всего совдеповского "СРОКА" выдергиваются контексты о славном джугашвили.такой вот ужасающий современный синтез продолжателей дел отцов своих.
читатель для Семёна28 марта 2013, 01:42

Истинный Помазанник -- это Христос. Истинный Царь -- это Христос. Когда человек принимает крещение, то он исповедует Царём -- Христа.

Священник глаголет :
"Сочетался ли еси Христу?"
Крещаемый (или крестный младенца) отвещает:
"Сочетахся".
И паки глаголет:
"И веруеши ли Ему?"
И глаголет:
"Верую Ему, яко Царю и Богу".

То, что делали Ваши предки, Вас вообще не должно волновать, так как христианин должен следовать за ХРИСТОМ, а не за предками и не за монархами. И каются в личных грехах, а не за чужие. Все эти монархические политические игры не имеют отношения к христианству.
Сергей27 марта 2013, 23:48
Грустная статья.
Православие - это радость, а не грусть.
Семен и я не нахожу ответа на твой вопрос и на отказ избрания Патриарха до 1917 г.
Василий Правдолюбов27 марта 2013, 23:40
С самого начала в Ваших рассуждения ошибка: Вы хотите богословски оправдать гибель Российской Империи, тем, что эта гибель, как будто предопределено каким-то законом, что невозможно на земле создать Царство Божие. Но не Бог сделал недоступным создание Царствия Божия на земле, а люди своими грехами препятствуют Богу царствовать на земле. И подобно тому, как Бог сказал пророку Самуилу, что не его, пророка, отвергли, но Бога, так и император Николай 2 мог заявить , что не его отвергли но Бога, но в этом не было никакого предопределения со стороны Бога и никакого закона о невозможности Царства Божия, а злоупотребление людьми своей свободой, данной им Богом.
Андрей Васин27 марта 2013, 21:49
Один Царь у нас - Господь и Бог наш Иисус Христос! И не было никогда другого, и нет, и не будет!
Спаси Христос!
ludmila toll27 марта 2013, 21:24
Cвятые царственные страстотерпцы молите Бога о нас !
Владимир27 марта 2013, 15:43
Эмоционально вектор анализа направлен верно, по направлению которого детерминированность речи автора можно опустить. Автор связал подвиг Николая ІІ все таки не с отречением (фактологически протеворечивым и не главным в принципе), а с внутренним подвигом своей жертвы -передать власть Богу над Россией. Но нет ли излишней предопределенности в высказываниях автора, без особой значимости для хода истории в жизни царя как человека с ошибками или без них? История - не гильотина, а торжество веры. Автора страшат и связывают позиции и реалии активности в России нынешней? Так не желает русский народ во гроб ложиться, но и как святой царь батюшка лицом к врагам ошибаясь тактически стратегически верует в созидательную десницу Вышняго в стране нашей, а не в торжество разрушительной врага всех человеков, осознает долг – но не перед князем мира сего, а перед царем православным, перед Богом, перед Церковью, т.к. он - русский народ, Русь Святая и рождена удерживающей. Убаюкать не возможностью лучшей участи для русских преступно по отношению к cвятому Николаю Страстотерпцу в земном долге своем - жизнь за други своя положившего.
Семен27 марта 2013, 15:13
Нигде не нахожу ответ на вопрос:как быть с клятвой, данной давними предками за нас в 1603 г., и нарушенной не столь давними же предками в 1917 г.
Помогите, укажите ответ.
Спаси Господи!
Катерина27 марта 2013, 14:25
Спасибо! Обязательно прочту всю книгу. Jчень интересные размышления.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×