Гвоздяная дорога

Разговоры с внуками

Вечерняя беседа

Перед сном, когда Коля с Ваней вытягиваются во весь свой коротенький рост под одеялом, у нас начинается маленькая беседа о том, что случилось за день важного и интересного, плохого и хорошего, грустного и смешного. Всё пошло с минувшего лета, обильного на свободное время и всяческие происшествия, и происходило примерно так:

– Знаешь, бабушка, сегодня у нас приключилась беда: мы целый день строили шалаш, а вечером он рухнул, – озабоченно говорит Коля. – Ваню даже немножко ветками завалило.

– Да, меня даже немножко жавалило, – печально вторит Ваня, высунув нос из-под одеяла.

– Может быть, вы допустили ошибку в конструкции? Давайте мы завтра вместе посмотрим, как вы крепили каркас, – нарочито профессиональным языком предлагаю я, как-никак конструктор с 25-летним стажем.

Мальчикам это явно нравится, они тут же включают в свой лексикон слова: конструкция, каркас. Разговор некоторое время крутится вокруг шалаша. Но тут мимо Колиного носа пролетает муха и садится на потолочную балку. Коля с интересом смотрит на расхаживающую вверх ногами муху и задает «вечный» вопрос:

– А почему мухи ходят по потолку и не падают?

Ваня выдвигает свои соображения:

– Потому сто их так сотворил Бог!

Чуть помолчав, он тихонько просит:

– Бабуска, расскажи мне про Боженьку.

Такой вопрос дорогого стоит. Я предельно сосредотачиваюсь – рассказывать надо просто, чтобы было понятно маленькому Ване, но и с некоторой новизной, чтобы не наскучить старшему Коле, и торжественно начинаю:

– Бог всемогущ. Это значит, Он всё может. Он сотворил солнце и луну. Небо и землю. И всё, что на земле.

– И медведя? – это существо, которое Ваня считает самым могущественным на земле.

– И медведя, и всех животных.

– И человека, – подает голос Коля.

– Да, человек – это самое любимое творение Божие. Бог – это Святая Троица.

– Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, – чеканит Коля.

– Правильно. Только надо знать, что Святая Троица – это не три Бога, а Единый Бог. Понять это невозможно. Это великая тайна. Надо просто верить, что это так.

Бог-Отец послал Своего возлюбленного Сына на землю, чтобы Он спас людей от греха. Поэтому Его называют Спаситель. Это – Иисус Христос.

– Его гвоздиками прибили, а Он всё равно воскрес! – радостно добавляет Ваня, который тоже уже кое-что знает.

Я одобрительно киваю ему и продолжаю:

– Бог – Он везде. Он всё видит: и хорошие дела, и плохие. Он очень добрый, поэтому не сразу наказывает за злые поступки, а долго-долго ждет, что мы покаемся. Но если мы не исправляемся, то Он нас вразумляет. Сначала через людей. Вот, например, вас бабушка ругает, ставит в угол, вчера даже за крапивой пришлось идти, – я плавно спускаюсь с небес на землю, – надо понимать, что это действует Господь Бог через бабушку. А если вы всё равно не слушаетесь, то тогда Бог Сам наказывает таких упрямцев. Кто знает, как Бог может наказать?

– Землетрясением или вулканом, – для Коли, видно, не прошли впустую наши прошлые разговоры.

– Ну, в общем, да, только, по счастью, вулканов у нас тут поблизости не наблюдается и землетрясений не бывает, а вот заболеть строптивый грешник вполне может или упасть в лужу. Уж лучше потерпеть наказание через бабушку. Правда?

– Плавда, – со вздохом соглашается Ваня.

Обо всём сразу сказать невозможно, да и не нужно, и я, нашаривая рукой выключатель, предлагаю:

– Ну а теперь давайте спать!

Коля вскакивает на постели:

– Бабушка, а помолиться? Ты забыла?

Я спохватываюсь, хвалю Колю за то, что он вспомнил о Боге. Коля без паузы и даже с некоторым удивлением отвечает:

– Я каждую минуту о Нем помню!

«Ах вы мои маленькие смешные мальчишки, – думаю я. – С чем вам придется столкнуться в жизни? Как сохранить вас от соблазнов мира? Да и что я могу, если мне самой недостает мудрости, терпения, так что частенько и “солнце заходит во гневе моем”…»

Все спят, я остаюсь один на один со своими думами, сомнениями, вопросами, привычно беру с полки книгу писем преподобного Макария Оптинского, и – случайно ли? – на глаза сразу попадаются удивительные строки о воспитании детей, написанные немного старомодным стилем: «Нынче время тяжко и дни лукавы, попадут в обращение со светом, то много насыплется плевел на доброе семя, так что иногда при всходе и подавят хороший плод… Наши дела без помощи Божией ничего не стоят; а потому мы должны просить оную от Бога и смиряться в своей нищете, ибо Он на смиренные призирает и недоумения наши и ошибки в чем-либо Своим тайным вразумлением и помощью исправит. Говоришь о непослушании их и не знаешь, чем исправить? – Вразумлением, терпением и помощью Божией… Сей доброе семя, а Господь ниспослет благорастворенный дождь и принесет плод. А ежели что и неудачно кажется, то оставить непостижимому для нас Промыслу Божию».

Жития святых

– А кто такой Гарри Поттер? – задает Коля вопрос, от которого у меня внутри все холодеет.

«Ну вот, уже и до детского садика докатилась эта заморская чума», – скорбно думаю я, начитавшись броских заголовков с брошюр против Гарри Поттера.

На Колин вопрос я стараюсь ответить как можно более скучным голосом:

– Кажется, так называется книжка про одного мальчика. По-моему, она совсем неинтересная…

Моя немудреная уловка не приносит желаемых результатов:

– Нет, бабушка, – с жаром говорит Коля, – Артемка сказал, что это очень интересная книжка, а Андрей с мамой даже смотрели спектакль про Гарри Поттера!

Я неприятно удивляюсь: «Ничего себе, уже и со спектаклем подсуетились!»

Поразмыслив, решаю: врага надо знать в лицо, и в ближайший свободный день отправляюсь в библиотеку за знаменитым детским бестселлером.

– Ну что вы, – удивляется моей наивности библиотекарша, – весь «Гарри Поттер» на руках. Я могу вас только в очередь записать.

Я записываюсь в очередь на «Гарри Поттера»… Неожиданное препятствие подогревает мое желание поскорее заполучить книгу. Вспоминаю случай из моего детства. У нас дома была довольно-таки большая библиотека, из которой мне разрешалось брать всё, что я захочу, кроме почему-то шеститомного собрания сочинений латышского писателя Вилиса Лациса. На него мама наложила запрет. Надо ли говорить, что все шесть томов Вилиса Лациса были мною тайно прочитаны в первую очередь…

Наконец я приношу домой долгожданную книгу и придирчиво вгрызаюсь в текст. Да, действительно, читается легко, написано увлекательно, много волшебства, приключений – это как раз то, что нравится детям… Однако я довольно-таки злорадно отмечаю и другое: примитивный язык, дешевые шуточки, нагромождение надуманных сюжетных поворотов. Очень низкий художественный уровень. И вообще я как-то запуталась с этим Гарри Поттером… Если в русских сказках добро и зло всегда противостоят друг другу, то здесь что же получается? Баба Яга с метлой в ступе – это прообраз Гарри Поттера? Или Гарри Поттер в ступе с метлой – это и есть замаскированная Баба Яга? Впрочем, это одно и то же, никакой разницы… Но где же, в таком случае, здесь добро?

Пытаюсь рассмотреть проблему с другой стороны. Хочу ли я, чтобы мои внуки читали Гарри Поттера? Нет, это чтиво привьет им, как минимум, дурной вкус, запутает их представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Запретить читать, когда все только об этом и говорят? Я вспоминаю Вилиса Лациса…

Что же противопоставить Гарри Поттеру? Может быть, ничего и не надо противопоставлять, а просто воспитывать в детях хороший вкус? Читать, как читали, русские народные сказки (конечно, не подряд, а с рассуждением), Пушкина, Ершова, Андерсена, Паустовского, Носова… Да мало ли хорошей детской литературы! До всех этих книг мои благодарные слушатели очень охочи.

Не всё гладко было у нас с житийной литературой, хотя мне очень хотелось, чтобы дети ее полюбили. Даже переложениям житий святых для детей внуки предпочитали «Приключения Незнайки» или «Барона Мюнхгаузена». Пожалуй, действительно, многие из этих переложений страдают тяжеловесностью слога, написаны скучно, как будто не для детей… Дело пошло лучше, когда я стала просто пересказывать жития святых своими словами или читать их выборочно, с большой осторожностью упоминая о мучениях, стараясь избегать излишних жестоких подробностей.

Чтобы отыскать интересные для детей моменты из жизни святых, я прочла множество патериков, отечников, лавсаиков, миней, настольных книг для священнослужителей. И, надо сказать, с огромной пользой для себя. Как много встречается в них ярких, запоминающихся, поучительных, без скучного назидания сказаний о послушании, честности, трудолюбии, терпении; как много в них смешного и парадоксального, особенно если сравнивать с нашими современными привычками и представлениями!..

Вот далеко не полный перечень самых любимых у обоих мальчиков житий:

– житие святого Илии Пророка (о том, как ворон приносил ему хлеб и мясо, как Бог не принял жертву волхвов, а жертву святого Илии попалил вместе с водой и камнями);

– как святой великомученик Георгий победил змия;

– как святая Екатерина жениха выбирала;

– как святую Варвару отец воспитывал в неприступной башне, а она всё равно поняла, что Бог есть, и приняла христианство;

– о сорока мучениках, в Севастийском озере пострадавших (про баню; про воина, сторожившего мучеников, и про венцы, с неба сошедшие);

– о дружбе святого Никифора с Саприкием и о том, почему Саприкий не стал святым;

– как святой князь Владимир веру выбирал; как он ослеп, а потом прозрел; как он преобразился после крещения;

– как святитель Алексий Московский исцелил ослепшую жену хана Тайдулу;

– житие святого блаженного Николая Кочанова (как он побежал по реке Волхов, как посуху, за мнимым противником блаженным Феодором и бросил в него кочан капусты);

– как святой блаженный Прокопий Устюжский спас город Устюг от каменной тучи;

– из житий преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Кронштадтского о том, как им не давалось учение, а потом они стали первыми учениками;

– житие праведной Иулиании Лазаревской (как во время голода она кормила людей хлебом с корой и лебедой, а он был вкуснее, чем хлеб из чистой муки);

– из «Достопамятных сказаний о подвижничестве святых и блаженных отцов»: об авве Евпрепии и ворах, об авве Агафоне и прокаженном, о послушании Марка, любимого ученика аввы Силуана, о честности аввы Агафона, о плоде послушания аввы Иоанна Колова, молитва о дожде аввы Ксоя.

Смешные случаи со святыми отцами, их шутки и юмор представляют для нас особую ценность, мы даже собираем такие вырезки и выписки в отдельную папку и достаем ее, когда нам бывает грустно.

Попутно я обратила внимание на то, что дети с большим интересом слушают жития, в которых упоминаются животные. Теперь уже не я предлагала, а мои внуки просили почитать им про льва преподобного Герасима, про медведя преподобного Серафима, про кота старца Нектария. И я неутомимо отыскивала во всех православных магазинах и на всех выставках книги, в которых бы рассказывалось о дружбе святых людей и зверей.

Особенной любовью у Коли и Вани пользуется довольно толстая книга с прекрасными цветными иллюстрациями о жизни и чудесах святителя Николая Чудотворца. Когда они принесли мне ее для прочтения в пятый раз подряд, мне показалось, что мы всё же одержали маленькую победу в невидимой битве с Гарри Поттером и иже с ним.

Гвоздяная дорога

Как-то раз я читала Коле с Ваней отрывок из воспоминаний православного москвича о своем детстве. На всю жизнь остался в его памяти яркий, имеющий глубокий смысл рассказ няни Пелагеи о том, как в жизни найти правильную дорогу, ведущую в рай: «Перед тобой будут две дороги. Одна дорога – красивый мягкий ковер, на ковре много цветочков и конфет. Другая дорога вся утыкана остриями ржавых гвоздей. Тебя подведут к красивой дороге и скажут: “Иди, это дорога хорошая. Собирай и нюхай цветочки, ешь конфеты”. Ты их не слушай. Иди по гвоздяной дороге. Будет страшно – не бойся, молись Богу. Эта дорога ведет в рай. А мягкая, конфетная дорога идет прямо в ад».

Закончив чтение, я спрашиваю мальчиков:

– Ну, а вы какую бы себе выбрали дорогу: конфетную или гвоздяную?

– Конфетную, – легкомысленно отвечает маленький Ваня, видимо, не вникнув глубоко в суть дела.

Но тут у меня появляется неожиданная поддержка со стороны Коли:

– Нет, Ваня, если есть много конфет, то потом доктор будет зубы сверлить, – он недавно испытал на себе неприятные последствия сладкой жизни. – Бабушка, а почему с этими дорогами всё наоборот: красивая дорога ведет в ад, а гвоздяная – в рай?

– Это значит, что кто-то хочет нас запутать, чтобы мы не нашли правильную дорогу. И этот кто-то – дьявол со своими помощниками-бесами. На дороге, которая ведет в ад, они постелили ковры, насыпали конфет, цветов…

– А на дороге в рай натыкали ржавых гвоздей! – подхватывает Коля.

– Да, поэтому правильная дорога всегда трудная. Трудно маму слушаться? А надо. Не хочется утром постель заправлять? А ты пересиль себя. Хочется конфету взять, когда мама не разрешает? А ты скажи себе: «Не буду!» Это и есть трудная гвоздяная дорога. Вот она-то и ведет в рай, где все всегда радуются. Так и в Евангелии написано: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их».

Я встаю, чтобы поставить книгу на место. За моей спиной слышатся голоса:

– А ты, Ванька, хотел по конфетной…

– Нет! Я по гвоздяной…

Эхом откликаются в моей душе горькие евангельские слова: «тесны врата и узок путь… и не многие находят их…»

Трудный разговор

Бабушка с внуком. Фото: Виктор Грицюк Бабушка с внуком. Фото: Виктор Грицюк
– Я не люблю своего папу, – угрюмо глядя в одну точку, сообщает Коля.

Мне известно, откуда дует ветер. Накануне папа наказал его за серьезную провинность. Конечно, папа погорячился… Мне кажется, что вполне можно было бы обойтись без ремешка, но когда отцы берутся за дело воспитания своих чад, мамы и бабушки не должны соваться в этот процесс. Папа всегда прав, даже если он не прав… Нам в этом случае остается только молитва. Но сейчас надо что-то делать, нельзя, чтобы Коля оставался озлобленным.

– Ну, во-первых, ты вчера сам был виноват. Во-вторых, то, что папа тебя наказал, доказывает, что он тебя любит.

– Как это – «любит»? Когда любят, то не бьют, – убежденно говорит Коля.

– Если бы папа тебя не любил, ему было бы всё равно, какой ты вырастешь. А папе не всё равно. Он хочет, чтобы его сын вырос хорошим человеком. В-третьих, даже в Библии написано, что отец не должен жалеть розг для воспитания сыновей.

– В Библии написано? – изумляется Коля.

– Да, в Библии, – подтверждаю я, – сейчас найду… Вот, смотри: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». И дальше: «…кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его».

По Колиному лицу видно, что это для него открытие, которое перевернуло весь ход его мыслей. Я понимаю, что больше ничего говорить не надо, и только сочувственно спрашиваю:

– Больно было?

– Нет, – расплывается Коля в улыбке до ушей, – совсем не больно, я как раз надел очень толстые джинсы!

Мы оба весело смеемся.

И снова трудный разговор

– Бабушка, – печально говорит Ваня, – у нас папа – плохой.

– Почему это? – удивляюсь я.

– Он пьет вино и курит.

– Когда это было, чтобы папа пил вино? – я тяну время, чтобы собраться с мыслями.

– К нам вчера приходили гости, и папа пил вино и курил, – доверительно сообщает Ваня.

– А что, когда приходят гости, то нельзя пить вино?

– Нельзя, вино пьют только пьяницы, – убежденно говорит Ваня.

Вижу, что Коля оторвался от игры и напряженно прислушивается к разговору.

– Нет, Ванечка, взрослым можно пить вино, но только немного, в меру. А папа никогда не пьет много вина.

Тут в разговор вступает Коля:

– А Бог разрешает пить вино?

– Да, Бог разрешает пить вино. Самое первое чудо, которое Бог совершил на земле, было превращение воды в вино.

– А зачем пьют вино? – это опять Коля.

– Для радости и веселья. Это чудо как раз и произошло, когда люди веселились на свадьбе в Кане Галилейской.

– А детям можно пить вино? – похоже, Колю не на шутку волнует проблема винопития. С чего бы это?

– Детям пить вино ни в коем случае нельзя, – я судорожно размышляю, что бы такое сказать весомое, что может произвести впечатление. – Например, если малыша, который только-только родился, накормить… борщом! Что с ним будет?

– Наверное, он умрет, – говорит Коля.

– Правильно, ему можно давать только молочко из сосочки. Так и с вином. Вино разрешается пить только взрослому, а дети от этого могут даже умереть. А папа у вас очень хороший. Он вас любит и заботится о вас. Кто купил вам новые велосипеды?

– Папа.

– Кто возит вас на машине в деревню?

– Папа.

– Кто ездит с вами за грибами, берет с собой на рыбалку? Опять папа. Такого папу поискать надо! Но вы должны знать, что у каждого человека, который живет на земле, обязательно есть какие-нибудь недостатки. Конечно, это неправильно, что папа курит, он очень вредит этим своему здоровью. Но осуждать папу за это нельзя. Можно только молиться о том, чтобы Бог помог ему бросить курить. И всё. Или, например, другой случай: папа вас наказывает, а вам кажется, что это неправильно. Как тут надо поступить?

– Надо потерпеть, – со вздохом говорит Коля, у которого уже была возможность поразмышлять на эту тему.

Лариса Калюжная

17 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бабушка, а почему? Бабушка, а почему?
Педагогические заметки
Бабушка, а почему? Бабушка, а почему?
или Разговоры с внуками

Педагогические заметки
Лариса Калюжная
– А почему, бабушка, когда соврешь, то радуешься, а когда скажешь правду, то хочется плакать?
Смотреть на все по-христиански Смотреть на все по-христиански
О детском воспитании
Смотреть на все по-христиански Смотреть на все по-христиански
Мысли о воспитании детей
Священник Сергий Бегиян
Если мы задумаемся, то уверенно сможем любому фильму или книге отвести место по ту или иную сторону баррикад. Потому что у нас есть то, чего не было у Понтия Пилата – ясный критерий истинности, ключом к которому является душеполезность того или иного произведения.
Как не потерять контакт с ребенком Как не потерять контакт с ребенком
О. Павел Гумеров
Как не потерять контакт с ребенком Как не потерять контакт с ребенком
Беседа со священником Павлом Гумеровым
Ребенок должен чувствовать и знать: у родителей он всегда найдет понимание, сочувствие и поддержку. Ведь иногда побег подростка из дома и другие вызывающие, неадекватные поступки – это способ достучатсья до родителей.
Чудо Митрофана о винтике. Рассказ Чудо Митрофана о винтике. Рассказ
Родион Юрьев
Чудо Митрофана о винтике. Рассказ Чудо Митрофана о винтике
Рассказ
Родион Юрьев
В нашей жизни очень много чудес. Стоит только оглянуться вокруг, как можно заметить разные сверхъестественные события. Но часто мы либо не хотим давать места чуду, либо просто не замечаем его. Митрофан у нас – из сомневающихся.
«Семя, посеянное в душах детей, принесет плод» «Семя, посеянное в душах детей, принесет плод»
Репортаж из православного детсада
«Семя, посеянное в душах детей, принесет плод» «Семя, посеянное в душах детей, принесет плод»
Репортаж из православного детского сада «Святой Иоанн Новый Сучавский» (Румыния)
Детский сад «Святой Иоанн Новый» в румынском городе Сучавы – подлинная солнечная поляна в мрачных джунглях современного мира. Здесь прививается детям православный образ мысли и жизни. Дети все вместе часто молятся в храме на литургии, причащаются; они учатся добру и состраданию, посещая вместе с родителями детские дома и дома престарелых. Их воспитатели убеждены: взрослея, эти дети будут примером для многих.
Воспитание детей Воспитание детей
Свящ. Павел Гумеров
Воспитание детей Воспитание детей
Священник Павел Гумеров
На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: «Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей.
Комментарии
Ольга 1 сентября 2016, 22:22
Спасибо, за статью! Мне сама автор представляется человеком царских времён. Люди тогда были богобоязненные. И не важно какой строй в семье царил, не важно какого сословия люди, не важно грамотны или образованы, важно, чтобы понимали, что за всё ответ держать...Может благодаря таким бабушкам, прорастут те росточки, которые советская власть так рьяно вырывала.
И ещё в статьях между строк чувствуется характер человека, сдаётся мне, что внучата добрую память по жизни пронесут о своей бабушке.
Екатерина Смирнова27 марта 2016, 19:08
Среди моих знакомых произошел следующий случай:верующая и ревностная по благочестию свекровь рьяно взялась воспитывать внуков. Читала им взрослое правило на ночь,в церкви,увидев игрушку собачку говорила с ужасом "собаку-в церковь",про внуков ,двух мальчиков,говорила,что вырастит их монахами.Мама мальчиков не религиозный человек,не пьяница, ушла из семьи.

Георгию - меня в этом подходе тоже что-то смущает. может напрасно,конечно. но не вытесняют ли маму?
Ведь рядом с такими столпами веры и благочестия не втиснешься уже со своими разговорами,будет перебор. То есть воспитывает только бабушка. Я бы не согласилась с таким воспитанием,сама верующая с юности,сама будущая свекровь. Лучше ослаблю влияние,но не буду мешать родителям.
Иулия 9 апреля 2015, 20:31
Спаси Господи автора этих замечательных рассказов!

Прочитала один из них своей младшей сестренке (пять лет), ей очень понравилось. Даже немного жаль, что их так мало. Если Вас не затруднит, то пишите пожалуйста еще. Не зарывайте Ваш талант.

С уважением, Юлия.

P.S. А еще моя сестренка передает привет Коле и Ване.
Елена20 октября 2014, 10:49
На 100 % согласна с Мариной: "К сказанному Еленой хотелось бы добавить, что Гарри Поттер умел прощать врагов, смог пожертвовать собой в конце книге, создал крепкую семью с тремя детьми, да он не идеален, но ведь и в Хрониках Нарнии, есть персонажи совершавшие ошибки, но сумевшие исправить их."
Создается впечатление, что люди с негативным мнением о "Гарри Поттере" (имею в виду комментарии) не читали эту книгу - подозреваю, что и автор (Лариса Калюжная) тоже. В рассказе отзыв об этой книге уж больно штампованно-поверхностный. Я не призываю всех читать её. Я сама влюбилась в "Гарри Поттера" уже будучи матерью двоих детей.Зацепила она меня тем,что зло там не рядится в красивые одежды: зло - это зло, добро - это добро(ребёнку легче разобраться). И война между ними, как и в реальной жизни - не на жизнь, а на смерть. И добро побеждает. И очень нелегка эта победа - очень нелегка! - не Змею-Горынычу три головы отрубить. Сама боялась этой книги и с батюшкой советовалась.Пришлось прочитать все семь томов, чтобы понять не навредит ли книга детям.Вывод: прятать книгу от детей нет причины(лично моё мнение).
Василий Н.24 мая 2014, 12:37
Люди, да оставьте вы уже "Гарри Поттера" в покое. Это сказка, понимаете? Сказка! А в сказках должно быть волшебство. И в "Гарри Поттере" магия играет ту же роль, что и в других сказках. Когда в русских народных сказках герой побеждает врагов с помощью магических предметов, никто не возмущается и не говорит о вреде этих сказок для детей. А тут...
Бычкова Евгения13 декабря 2013, 20:42
полностью солидарна сЛарисой не стоит читать книги о Гарри
Мария28 ноября 2013, 16:16
Лариса Калюжная,отличные статьи!я мама двух девочек погодок и для меня остается открытым вопрос,как уберечь девочек от безумных мультиков,уродливых кукол и т.д.,в то время как большинству сверстников родители дозволяют все
ТаняСем28 ноября 2013, 14:51
Статья очень поучительная!И очень хочется,чтоб и моя доченька также шла к Боженьке по правильной дороге!Хоть ей всего еще 2,5 годика,но креститься умеет,хотя и путается иногда,но вот как ее оградить от "современностей"Запада незнаю,я одна ее воспитываю(родила поздно в 43 года) и сил на все не хватает,хорошо,хоть родители еще живы и здоровы слава Богу!!!Но,ведь они уж пожилые обоим чуть за 70 и могут лишь за ней приглядеть(в смысле накормить,одеть,из садика забрать),а уж про духовную жизнь...я целыми днями на работе,остаются выходные...Понимаю,что не одна я такая мать-одиночка в мире,но стараюсь молить Бога,чтоб дал сил жить по его Законам!Буду стараться хоть по чуть-чуть читать ей духовную литературу и очень буду надеяться на Божий Промысел в воспитании моей чадушки!Помоги нам Господи!!!
Лариса Калюжная 3 ноября 2013, 21:24
Уважаемый Георгий, я автор этих маленьких рассказов. Прочла Ваш комментарий и удивилась: с чего это Вы взяли, что в нашей семье "стращают" детей. О "тотальной религиозной среде" можно тоже только мечтать: из шести членов нашей семьи (двое из них - мои внуки) только двое взрослых регулярно посещают храм, еще двое взрослых - совершенно не церковные, хотя и крещеные в православии люди. Как видите, воспитание детей идет в сложных, далеко не стерильных условиях.
Георгий28 октября 2013, 13:27

ЗЫ. В интернете как-то один парень написал - в детстве его не стращали вредом сигарет и алкоголя. Но не разрешали за компьютером много сидеть. В итоге вырос непьющим и некурящим программистом. Ещё несколько человек сразу же подтвердили, что у них точно так же.
Большинство воинствующих атеистов выросли в очень, очень религиозных семьях. Некоторые даже в семинариях отучились.
Апостол Павел говорил - "мне пришлось стать всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Воцерковленные родители сегодня, напротив, выращивают бомбу замедленного действия, которая рванёт как только ослабнет родительское влияние. Потому что моральный конфликт у подростка "родители vs общество" на моей памяти ещё никогда не разрешался в пользу родителей.
Можно (и нужно) привить определённые ценности. Это удастся, если прививать их в ненавязчивой форме. Нельзя привить желания и образ жизни.
Если от ребёнка прятать "Гарри Поттера" и вместо этого подсовывать жития святых, до поры он будет ангелочком. А потом в первых рядах пойдёт с метлой на хэллоуин. А на жития святых будет писать в интернете грамотные и красивые пародии, т.к. хорошо их знает.
Вероятность этого не 100%, но очень велика.
К сожалению, очень многие православные взяли в привычку во время молитвы разбивать лоб. Причём, не только себе, но и своим детям.
Георгий28 октября 2013, 13:26
Конечно же, этот комментарий цензура не пропустит, но хотя бы редакции хочу сказать:
Это только в детстве такое воспитание детей умиляет, и кажется, что они растут подвижниками. Так можно воспитывать детей только тогда, когда нет конфликта между семьёй и обществом. Т.е., в тотально религиозной среде.
Здесь же данный конфликт налицо. Также налицо ситуация "всем можно, а мне нельзя". Если до определённого возраста мама может внушить детям, что весь мир дружно топает по конфетной дороге в ад, а наша семья - малое стадо, то как только ребёнок вырастет, он с большой степенью вероятности пойдёт во все тяжкие.
Ольга22 сентября 2013, 14:23
Очень понравилась статья как раз искала что читать детям спасибо.
Маргарита19 сентября 2013, 20:40
Весёлые и серьёзные рассказы одновременно.Написаны легко,но затрагивают действительно серьёзные темы. Спасибо!
Просто Мама19 сентября 2013, 07:26
Спасибо за статью! Полностью согласно насчет "Гаррей Потеров". Есть много наших, современных правослвных писателей, полезных детям и взрослым, да и конечно же - Жития Святых. Вот на этом-то и надо детей наших воспитывать, а не заморской чушью. Оч. хорошие книги - И. Ковальчук "Ваня Жуков против Гарри Потера", "Дети против волшебников","Димыч -Сказка для детей от 14 до 114 лет" и многое другое. Там просто, по-детски ставятся вопросы добра и зла, даже прохождения мытарств,детей это не пугает, а вот согрешить после прочтения книг уже страшно. Ведь уже давно известно, что Россию специально заваливают именно детской литературой о колдовстве! Дети начинают подражать главным героям, вот и прыгают с многоэтажек, в надежде полететь как любимый Гарри.
Марина18 сентября 2013, 23:02
Полностью согласна с Еленой. Не стоит забывать, что Гарри Поттера рекомендуют читать лет с 8ми, так как многие аспекты книги могут быть не понятны детям дошкольного возраста, не говоря уже о более поздних книгах, где речь идет о первых романтических увлечениях. Почему-то многие ассоциируют волшебный мир представленный в книгах обязательно с чем-то негативным, если исходить из этого, то все произведения детской художественной литературы вредны. Карлсон, Мери Поппинс,добрые волшебницы из сказок Волкова, Питер Пэн, Хоттабыч и другие литературные герои обладают теми или иными волшебными качествами, получаются, что все они не хороши? Может просто помочь ребенку осознать, что жития святых, Евангелие и т.д. - истина, а художественные произведения - вымысел, но и из них можно почерпнуть хорошее.
К сказанному Еленой хотелось бы добавить, что Гарри Поттер умел прощать врагов, смог пожертвовать собой в конце книге, создал крепкую семью с тремя детьми, да он не идеален, но ведь и в Хрониках Нарнии, есть персонажи совершавшие ошибки, но сумевшие исправить их.
Елена18 сентября 2013, 15:55
Лариса, добрый день!
Вижу, что вы замечательная, любящая бабушка и рассказы ваши очень интересные. Вопрос как воспитывать детей в современной культуре очень сложный. С одной стороны хочется оградить их от всего плохого, с другой - надо понимать, что когда-то им придется делать собственные шаги в этом мире и необходимо научить их жить в нем.
Вопрос о Гарри Потере - дискуссионный и культура Запада сейчас переживает не лучшие времена. Однако, отрывать детей от коллектива или, наоборот, противопостовлять их ему - тоже может быть не совсем верно. Противопоставить себя обществу можете вы, имея житейский и духовный опыт за плечами. Но могут ли в такой степени отстранится ваши внуки?
Если не Гарри Поттер, то есть фильмы, другие книги, компьютерные игры. От всего не закроешься. Значит, надо рассматривать эти произведения с христианской точки зрения.
М.б. я обращу ваше внимание на такие аспекты: Гарри Потер был сиротой, но не озлобился, а сохранил сострадание и сочувствие к людям; его родители любили друг друга и любили его; он был старательным и неленивым учеником; у него были настоящие друзья и он борется со злом. Слышала подобное высказывание о. Андрея Кураева об этой книге.
Не поймите меня неправильно, так как вопрос сложный и, конечно, жития святых и особенно, нашего светильника - Николая Чудотворца, немало украшают нашу жизнь. Но м.б. моя заметка поможет вам до некоторой степени примирить два мира - духовный и светский - для себя и для внуков.
Ольга18 сентября 2013, 14:04
спасибо, у меня как раз возраст почемучек:) только есть вопрос: Евангелие вы детям пересказываете или читаете сразу взрослый вариант?
Юрий18 сентября 2013, 12:55
Статья полезная и подборка житийных историй пректрасная. Можно еще пореокомендовать святочные рассказы Н.Лескова, на мой взгляд детям будет интересно, причем на разные возрасты есть рассказы. А не рассматривали в качестве альтернативы Гарри Поттеру - Хроники Нарнии? И волшебство и элемент фантастики есть, но добро в книгах К. С. Льюиса остается добром?
Анна18 сентября 2013, 11:58
Спаси Вас Господи, Лариса! От Ваших рассказов становится теплее на сердце, и вопрос воспитания детей в вере в современном мире кажется не таким уж и неразрешимым.Буду с нетерпением ждать Ваших новых статей.
Татьяна18 сентября 2013, 11:13
Спасибо за статью, очень мне помогла!
мария18 сентября 2013, 08:08
Боьшое спасибо за рассказ. Спаси Господи.
Игорь18 сентября 2013, 00:33
Лариса Ильинична, очень здорово. Спасибо.
Елена17 сентября 2013, 19:39
Мне очень понравилась статья. Спасибо. В моей семье растет тоже Коля, которому исполнилось 6 лет. Я много думаю о том, как в наше непростое время, воспитать ребенка в вере, в любви, в понимании добра и зла. Как самой быть верным примером, быть терпеливой, мудрой мамой? Всем-всем, кто воспитывает деток, и себе тоже, желаю помощи Божией и покрова Царицы Небесной!


Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×