Русская церковная музыка – это незабываемые встречи

Образ Богородицы «Клиросная»
Образ Богородицы «Клиросная»
Образ Богородицы «Клиросная»

Во время моего трехнедельного паломничества в Россию в сентябре 2006 года мне удалось побывать в 35 приходских и монастырских храмах Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Пскова и Валаама. Одиннадцать раз я была на вечерних богослужениях и десять раз – на литургии и смогла увидеть возрождение Русской Православной Церкви. За последние пятнадцать лет в России вновь зазвонили колокола в закрытых и полуразрушенных в советское время храмах и стали возводиться новые церкви и соборы. Как регента, меня в первую очередь интересовала церковная музыка, в особенности старинное знаменное пение. В Японии сложилось представление о том, что в русской церкви поют единообразно, потому мне и захотелось рассказать о многообразии русского церковного пения.

Если в Японии в основном используется обычный обиход, то в России можно услышать и византийское пение, и знаменный распев, причем последний – как в традиционном, так и в современном переложении. В кафедральных соборах крупных городов России церковное пение обычно совершается на высокопрофессиональном уровне: ведь здесь часты архиерейские богослужения и сам чин службы воспринимается как образец для остальных приходов. Я побывала на литургии в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и на всенощном бдении в московских Сретенском и Свято-Даниловом монастырях.

В Александро-Невской лавре пели два хора: мужской на балконе, а женский – на клиросе справа от иконостаса. Почти все храмы Петербурга построены в пышном византийском стиле с величественными куполами, поэтому «Херувимская» Бортнянского очень органично воспринималась именно при таком расположении двух хоров в соборе.

Свято-Данилов монастырь – старейший в Москве. Правый и левый хор стояли за массивными колоннами, расположенными в центре Троицкого собора. Каждый певчий праздничного мужского хора пел сильным и густым голосом. По словам регента хора Георгия Сафонова, «со времени крещения Руси церковное пение было уделом профессионалов. Очень важно, чтобы певчие воспринимали свое участие в богослужении именно как работу».

Больше всего мне запомнилось всенощное бдение в Сретенском монастыре в престольный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Это было в самый первый день моего паломничества в Россию. Недавно храм был расширен и у него появился просторный левый придел и большая галерея, но на службу собралось столько прихожан, что пришлось попросить стоящих впереди людей передать свечку к иконам. Мужской хор из десяти человек пел на клиросе – возвышении, находящемся сразу после притвора Владимирского собора. Меня поразила сила голосов певчих: казалось, что высокие волны бьются о берег во время прибоя. Запомнилось и участие всех прихожан в богослужении: многие пели тропари, некоторые имели перед глазами раскрытые молитвословы или тексты службы. После шестой песни канона был полностью прочитан акафист Пресвятой Богородице перед Владимирской иконой Ея, и весь храм пропел акафист вместе с хором. Участие прихожан в богослужении и пение многих молитв во время всенощной и литургии я наблюдала и в других московских храмах.

Мне посчастливилось познакомиться с основами преподавания церковного пения в России. Во многих приходских храмах существуют вечерние курсы для всех желающих научиться петь вне зависимости от возраста и наличия музыкального образования. Такие группы я видела в Петербурге на Леушинском подворье и в Московском университетском храме святой мученицы Татианы. Во многом курсы такого рода стали естественным откликом на необходимость возобновления церковного пения во вновь открывающихся приходских храмах. На Леушинском подворье есть и группы, изучающие старинное пение, в том числе и «крюки» знаменного распева.

Русские хоры поют несколько быстрее, чем японские: только-только успеет священник произнести возглас или закончить молитву – и тут же слышен голос певчих.

Я побывала в единственном в Москве храме святителя Николая Японского, который находится в Бибирево, на самой окраине города. Здесь на солее, справа, перед иконостасом, пел небольшой хор из двух мужских и двух женских голосов. Во время богослужения я смотрела на большую икону святого равноапостольного Николая, и в какой-то момент мне показалось, что я нахожусь у себя на родине, в Нагоя, а не в Москве.

Загрузить увеличенное изображение. 600x616px. Размер файла 125,53kb После занятий регентской школе. Справа  руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский
Загрузить увеличенное изображение. 600x616px. Размер файла 125,53kb После занятий регентской школе. Справа – руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский
После занятий регентской школе. Справа – руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский

Руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский пригласил меня на занятия только что начавшегося осеннего семестра. В первую очередь здесь изучали обиход. Евгений Сергеевич энергично и громко наставлял небольшие группы из четырех – пяти учеников, практиковавшихся в пении простых стихир и тропарей. Регентская школа занимается выпуском богослужебной литературы и нот специально для нужд церковных хоров. Существует и Интернет-библиотека на собственном сайте школы. В феврале этого года материалы этого сайта очень помогли мне при подготовке к лекции о церковном пении в рамках семинара Западно-Японской епархии.

Загрузить увеличенное изображение. 600x585px. Размер файла 109,31kb Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря
Загрузить увеличенное изображение. 600x585px. Размер файла 109,31kb Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря
Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря

Особенно меня удивил старинный знаменный распев, услышанный в Спасском соборе бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Во время богослужения в Спасо-Андроникове монастыре антифонно пели мужской и женский хоры, а во время «Херувимской» оба хора сошлись вместе в центре собора. О важности сохранения традиций знаменного пения стали говорить еще в конце XIX века, и перед революцией специалисты смогли систематизировать и восстановить многие ноты. Однако в советское время исследования не продолжались. В Андрониковом монастыре я познакомилась с Борисом Павловичем Кутузовым – регентом Спасского собора и одним из ведущих русских специалистов в области знаменного пения.

Около четырех лет назад усилиями архимандрита Матфея Мормыля знаменный распев был возрожден и в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Мне удалось услышать это пение на ранней литургии в Троицком соборе, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского.

Хочется рассказать и о посещении Валаама, который поразил меня больше всего.

Загрузить увеличенное изображение. 450x600px. Размер файла 139,95kb На Валааме
Загрузить увеличенное изображение. 450x600px. Размер файла 139,95kb На Валааме
На Валааме

Валаамский распев – это достаточно простое одноголосие вместе с исоном (основой). Исон поддерживает развитие мелодии и делает музыку более глубокой. Служба начинается в 4.30 утра: полунощница, часы, проскомидия и литургия. К литургии как раз потихоньку встает солнце. Когда во время Великого входа открываются Царские врата, лучи солнца падают на Евангелие, как будто являя верующим небесный свет, осеняющий Христа. Музыка, солнце, священнодействия в ходе богослужения – все это соединяется в одну силу, возвышающую сердце к Невидимому миру. Во время причастия я не смогла сдержать слез.

Я попросила о встрече с регентом хора Валаамского монастыря иеромонахом Давидом. Прежде всего он спросил: «Используются ли собственно японские мелодии в японских православных церквях?» Я была сильно смущена вопросом и ответила: «В Японии удалось сохранить преимущественно российские распевы XIX века, привнесенные к нам святителем Николаем Японским». На это отец Давид сказал: «Молитесь Христу так, как свойственно вашей культуре. Так считали и святитель Николай, и святитель Иннокентий, и сибирские миссионеры. Молитесь Богу на своем языке в рамках своей культуры. Христос Един». Отцу Давиду пришлись по сердцу слова о том, что атмосфера Валаама схожа с японской с точки зрения музыки и внутреннего устройства храма. На прощание он подарил мне свои диски и ноты.

Мне хочется поблагодарить всех русских людей, которые помогали мне во время моего паломничества. В России я встречалась со многими регентами и священниками, и они были рады поделиться свои опытом и дать практический совет по поводу богослужения и пения. Все говорили мне: «Поначалу вы можете использовать русскую музыку, но постепенно находите свой собственный, японский подход к церковному пению».

Пер. с яп. Г. Е. Бесстремянная

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×