Кто лучше: гастарбайтер или нобелевский лауреат?

Иллюстрация: OFTO, www.flickr.com Иллюстрация: OFTO, www.flickr.com
    

Все мироздание создано и поддерживается в бытии по воле Божией; но нам важно избежать некоторых ложных ассоциаций - с механизмом, или чем-то вроде огромного автоматизированного завода, который Бог запустил - и дальше все крутится само собой, без Его надзора и участия. Такая точка зрения была популярна среди образованных людей где-то в конце XVIII столетия, и называлась она деизмом. Но мы исповедуем теизм - Бог не просто создал мир, но и активно участвует в его жизни, направляя мироздание к предначертанным Им целям. И это внимание Бога относится не просто к общей картине, но к каждому конкретному творению.

Как говорит Господь Иисус, "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего" (Матф.10:29)

Это тем более так в отношении каждого человека. Как говорит псалмопевец,

"Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:13-16)

Вы - не продукт конвеерного производства. Вы у Бога один такой. Ваша жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Вы созданы для уникальных, глубоко личных отношений с Богом. Люди говорят о великих художниках, поэтах или композиторах, что их вклад в культуру уникален. Весь наш мир был бы другим - и был бы гораздо беднее - если бы их не было. Откровение говорит, что каждый человек - не только гениальный - уникален и вносит в мироздание свой неповторимый вклад. Бог призвал каждого человека - Вас и меня - в Его мироздание с определенной целью, потому что без Вас, меня, Вашего соседа, Вашего случайного попутчика в метро, Его мироздание не полно.

Это значит, что каждый человек обладает достоинством и ценностью в очах Бога.

И тут с христианством - и еще раньше, с Ветхозаветной верой в единого Бога-Творца связан настоящий переворот. В языческом мире достоинство человека - dignitas, как говорили римляне, определялось тем, как он выглядел в глазах других людей. Почтенный отец семейства, украшенный подвигами на поле брани, приобретший влияние в обществе, богатый, сильный, верный своему слову, имел много dignitas. Его почтительно приветствовали на улицах, внимательно выслушивали, сажали на почетные места. Какой-нибудь раб или бедняк не имел dignitas - никто не относился к нему с уважением, ни закон, не обычай не признавал за ним никаких прав. Рабов обязательно пытали, когда допрашивали по судебному делу - считалось, что рабы по природе своей лживы и без пытки правду говорить не станут.

Одним из сильнейших стремлений в жизни для римлянина было приобретение dignitas - уважения, престижа в глазах сограждан. Ради этого люди шли на войну, убивали и умирали, тратили личные состояния на общественные постройки.

Но такое языческое представление о достоинстве существует до сих пор. Оно проявляется в том, что людей считают более или менее ценными и достойными, в зависимости от их качеств или достижений; считается, например что человек, страдающий олигофренией и едва способный к членораздельной речи – менее ценное и достойное человеческое существо, чем нобелевский лауреат. Этот подход говорит (или подразумевает “по умолчанию”), что люди обладают разной ценностью и достоинством. Разделение на более и менее ценных может проводиться по признаку расы, нации, интеллектуальных способностей, внешней привлекательности, социального статуса, или каким-нибудь еще.

Библия видит человеческое достоинство иначе. Любой человек создан по образу Божию; именно как носитель этого образа он обладает достоинством. Он может быть бедным, больным, некрасивым, лишенным каких-либо талантов, занимать самое низкое положение в обществе - и обладать всей полнотой человеческого достоинства. Неважно, как на человека смотрят люди, и неважно, как он сам на себя смотрит - важно, как на него смотрит Бог. Дитя во чреве матери, старец на пороге вечности, академик, простец, богач, гастарбайтер, телезвезда, уборщица, атлет, инвалид, белый, желтый или черный - любой человек обладает неустранимым достоинством, которое налагает на нас обязательство признавать и уважать его.

Даже когда человек грешит и падает, он сохраняет этот образ - "Образ есть неизреченной твоей славы, хотя и язвы ношу согрешений", как говорится в церковной молитве. Поэтому с каждым человеком следует обращаться так, как если бы у него было много dignitas - как с кем-то почтенным. Мы проявляем нашу веру в творение, когда делаем именно это - почитаем образ Божий в каждом из наших ближних.

Наш ближний достоин уважения, признания, служения его нуждам, не потому, что он умен, или красив, или имеет заслуги - но потому, что он создан по образу Божию.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

25 февраля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь27 марта 2014, 11:00
У меня есть сестра которая раньше меня пришла в церковь....она говорит вы жили в свое удовольствие а я жила по другому....Господь не только справедлив, но и правосуден.А еще бог наделил каждого человека разной мерой талантов и качеств.Я поняла что человеку не слишком умному нужно признать себя таковым.. И ВСЕ!!! дурнушек не перекроят в красавицы, глупых в умницы...надо благодарить Бога за то что есть а то как бы не стало хуже так что ли?
Какая то рабская психология...а зачем тогда у человека некрасивого мечта о красоте? знай сверчок свой шесток...Коммунисты как то ближе были к человеколюбию, простите, если кому то это не нравиться..Сейчас хотя есть церковь и она активно действует масса людей невостребована никак
Галина Б.28 февраля 2014, 08:09
К.
Разбойнику раскаявшемуся мы тоже не молимся, но знаем, что Христос взял его с собой. Таких как чикатило, гитлер и пр. Господь попускает, чтобы еще резче оттенить добро и зло. Тема эта бесконечная, лучше читать святых отцов.
К26 февраля 2014, 05:16
Сергей Худиев,
Что хотел сказать автор? Статья мяго скажем "запутанная". Если считать выводом последний абзац, то "наш ближний достоин уважения, признания, служения... не потому, что имеет заслуги ... , но потому, что создан по образу Божию."
Да все по рождению равны и отражают образ Божий, но лишь по рождению, а потом - жизнь, которая все меняет.
Иначе Иуда Искариот, Андрей Чекатило, Адольф Гитлер - достойны уважения, признания, служения?
Может, все же заслуги и антизаслуги ВАЖНЫ? Может люди неодинаковы?
Что, ж мы Серафиму Саровскому молимся, а Иосифу Сталину нет? Может потому, что церковь считает их НЕРАВНЫМИ пред лицом Божьим?
Думаю надо поменьше времени тратить на "раскрашивание гробов", и другие "ответственные" и "компетентные" занятия, тогда останется больше времени на анализ написанного.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×