Слово Патриарха

Неделя 3-я Великого поста

Даниил Московский служил Богу молитвой

Мы живем в мире, где события происходят стремительно – гораздо быстрее, чем человеческий ум может осознать и проанализировать. Необходимо быстро принимать решения, причем речь идет не только о государственных деятелях, – люди, работающие в бизнесе, в сфере информации, во многих иных сферах, хорошо понимают, как быстро нужно действовать, чтобы что-то не упустить. У некоторых людей есть великий дар – быстро мыслить. А у других такого дара нет, хотя по силе мысли вторые могут не уступать первым. Одни физически быстры, у других этой физической силы нет, но это не значит, что они не могут достигнуть той же точки, что и быстро идущий. Господь всех нас создал очень разными, но всех нас предназначил к одной цели: мы жизнью своею должны Ему служить.

    

Святой благоверный преподобный князь Даниил Московский служил Богу молитвой, молчанием, смирением и любовью в то время, когда вокруг все другие князья поступали иначе – были динамичными, воинственными, быстро принимали решения о вступлении в войну, достигая побед или обрекая себя на поражение. Князь Даниил в молчании и молитве стал созидать небольшой город на холмах, именуемый Москвой, и мы знаем, что его труды обернулись великим историческим успехом: именно Москва стала первопрестольным градом, центром Русского мира, столицей России.

В наше время, когда люди обращают особое внимание на скорость принятия решений, на динамизм, мы должны проповедовать необходимость для человека сочетать все это с серьезным анализом самого себя и окружающей действительности, с тем чтобы динамизм был прочным, чтобы, делая шаги вперед, мы не двигались назад, чтобы Господь через молитву входил в наше сознание и укреплял нас в правоте принимаемых решений. Вот такой пример дает нам святой благоверный князь Даниил Московский.

<…>

Святой благоверный князь Даниил принял монашеский постриг, будучи князем, главой большого удела, – видимо, потому, что он понимал самое главное, прозревая то, что многие другие князья прозревать не могли. Потому и меч из ножен он не вынимал так быстро, как все его соседи. Потому и народ свой не терзал пытками и мучениями, как это иногда делалось в то непростое время. Он вошел в нашу историю как любвеобильный отец, который не захотел и внешних почестей, воздаваемых князьям, и принял монашеский постриг. Оставаясь принципиальными, отстаивая свою позицию, когда мы уверены в том, что эта позиция соответствует Божией правде, мы должны не забывать, что наши деяния нужно всегда сопровождать молитвой и тишиной, чтобы деяния эти были действительно праведными.

Руку Божию видно в истории

Сегодня ветхозаветное чтение (Быт. 6: 9–22) касалось очень интересной и важной темы. Это история Ноя. Господь принимает решения потопить человеческий род, уничтожить его, стереть с лица земли, потому что это род развращенный. Люди давно оставили истинного Бога и впали во множество грехов, так что эти грехи захватили сознание и стали разрушать природу личности и человеческие отношения. Никакого возрождения этого сгнившего плода уже быть не могло – по тогдашней, такой небольшой вселенной, заселенной разумными людьми, зло распространилось с такой силой, что обратного хода не было. Человечество прошло точку невозврата и устремилось к своему саморазрушению, потому что зло всегда завершается небытием, если не останавливается смертью и разрушением. И Господь принимает Божественное решение уничтожить падшее человечество, кроме тех, кто сохранил веру, кто еще живет по Божиему закону. Таковых было очень немного – одно семейство праведного Ноя со своими сыновьями и женами.

    

Многие подвергают сомнению факт всемирного потопа. Однако мы находим научные подтверждения того, что был период, когда земля, по крайней мере большая ее часть, покрылась водой, – именно с этим связывают последующие изменения климата и исчезновение различных экзотических животных. Действительно, следы потопа присутствуют на земле, так же как и в эпосах древних народов. Но самым ярким словом о потопе является рассказ Библии о том, как Господь истребляет зло.

А истребляет ли Он зло сегодня? После потопа Бог обещает никогда больше не наводить на людей потоп, не уничтожать их водой. Но вторгается ли Бог в человеческую историю? Уничтожает ли Он зло? Или Он предоставил роду человеческому действовать совершенно свободно, в том числе умножая зло? Руку Божию видно в истории. Не каждый ее видит, но, если повнимательнее присмотреться, она присутствует.

Когда в нашей стране произошли революционные события, когда десятки и сотни тысяч расстреливались без суда и следствия, когда закрывались храмы и монастыри, когда в храмы врывались люди с оружием, останавливали богослужения, выводили священника и тут же, на глазах прихожан, его расстреливали, некоторым казалось, что это конец света. Одни думали: «Это всё, конец, такое невозможно пережить». А другие теряли веру и говорили: «Где же Бог? Почему же Он не пошлет легионы ангелов, чтобы защитить правду, защитить нашу многострадальную Родину от очередного разрушения? Почему не пошлет силы Свои, чтобы немедленно наказать этих страшных людей?» Господь не посылал легионы ангелов, но зло стало перемалывать самоё себя. Зло, уничтожающее злых, для многих представлялось полным безумием, торжеством тирании, но ведь как много в годы тирании было уничтожено тех, кто разрушал храмы и монастыри, кто расстреливал священников! А потом грянула Великая Отечественная война, и мы понесли огромные потери. До сих пор мы оплакиваем эти потери и задаем себе вопрос: «Что это было за испытание для народа нашего?» И отвечать можно только так: «Ни одно испытание Бог не дает напрасно». Мы кровью своей, великой кровью, искупили беззаконие народа нашего – без всякого всемирного или локального потопа. А те, кто пришел к нам с неправдой, те, кто уничтожал наш народ, тоже до конца испили страшную чашу наказаний за свое зло и за свою неправду.

Что же совершает с нами Господь? Ведь Он рядом с нами, Он присутствует в истории, мы видим Его руку. Мы не можем сказать, что все происходящее с родом человеческим напрасно, – нет, Господь попускает одним наказывать других за грехи. А если наказующий сам преступает Божественные законы, то он и будет наказан.

Бог присутствует в истории, Он присутствует в нашей жизни. Нужно только снять очки, протереть глаза, взглянуть не столько физическим зрением, сколько своим умом, своими очами сердечными на то, что происходит в мире, и понять, что с нами Бог. О чем мы и говорим, воспевая великие слова: «С нами Бог – разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других. И как наказание за грехи не приходит немедленно, так и поддержка нас происходит не моментально – мы нередко проходим через скорби для того, чтобы увидеть в жизни своей руку Божию.

Из слова по окончании богослужения
в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы
в день памяти благоверного князя Даниила Московского
17 марта 2014 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста

Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий

Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.

На Кресте совершилось нечто другое – Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить незаслуженно к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества. Их просто зверски прибивали к крестам. Это была не просто казнь – это была казнь и издевательство одновременно. Это была казнь и пытка. Это была казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь.

Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту бесславную казнь? Для того чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди – тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, – как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти?

Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает: воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.

Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи

Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения быть не может: преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму.

Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни – чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

Крест – постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность

Крест – это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность, почему Господь и говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя» (см.: Мк. 8: 34). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, – отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой – не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, и следуй за Мной.

Что означают эти слова? Они означают только одно – что крест, несение скорбей и страданий без ропота, с терпением, мужественно, с верой в Бога, спасает человека. Как тот самый Голгофский Крест, так и наши с вами кресты нас спасают, если мы несем их с верой в Бога, мужественно, терпеливо, без ропота. Как Голгофский Крест помог спасти весь род человеческий, снять с него ответственность за общечеловеческие прегрешения, сохраняя ответственность каждого пред Богом за личные дела, так и наши кресты, которые мы несем, нередко спасают других.

Крест, который несут воины, спасает жизни тысяч людей

27 марта 1811 года Государь Император Александр I своим указом создал вооруженную охрану России, то, что теперь мы называем Внутренними войсками. Сегодняшний день является памятным для всей нашей страны, а для воинов Внутренних войск – их профессиональным праздником. И сегодня вместе с нами молились эти воины, во главе с главнокомандующим Внутренними войсками России.

    

Если продолжить рассуждение о кресте, то можно сказать, что крест, который сегодня, в мирное время, несут воины Внутренних войск России, спасает жизни тысяч и тысяч людей. Несение этого креста помогает нашему Отечеству жить в мире, не давая враждебным силам изнутри и извне разрушать наше Отечество. Мы знаем, что именно Внутренние войска Российской Федерации, как ни один иной род войск, сегодня несут потери в живой силе, и все это в мирное время. Этот крест несут на себе молодые люди, сильные, подготовленные, я бы сказал, элита нашего народа – как говорит командующий Внутренними войсками России, подлинно золотая молодежь страны. Какую другую элитную группу можно поставить рядом с вами? Кто еще готов жизнью своей защитить жизнь другого человека в мирное время? И сегодня, когда мы слышим о том, что уничтожена или захвачена группа террористов, что в том или ином боестолкновении погибли наши ребята, очень часто речь идет именно о военнослужащих Внутренних войск России.

Поэтому с особым чувством я совершал сегодня богослужение. Я молился о стране нашей, о властях и воинстве, но особо – о Внутренних войсках Российской Федерации. Пусть Господь даст вам силы, дорогие братья. Вы приносите в жертву свое здоровье, а нередко и жизнь, для того чтобы защитить других. Вы поднимаете на себя крест, который спасает других, и за это вам наша благодарность.

Пусть благословение Божие пребывает на всех нас, дорогие мои, на всей исторической Руси, на державе Российской, на властях и воинстве ея, дабы тихое и безмолвное житие могли проводить миллионы и миллионы людей, которые объединяет Русская Православная Церковь, миллионы и миллионы людей, проживающих на просторах исторической Руси. И для того чтобы было так, кто-то должен иметь мужество и силу защитить свой народ даже в мирное время.

Из слова после литургии
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя
в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную,
23 марта 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
амый главный и правильный путь к богопознанию – это любовь к Богу в сердце, которая предпочтительнее, чем путь ума. Путь ума тоже нужен, но он никогда не соединит человека с Богом, если человек не чувствует Бога сердцем, если он не чувствует к Нему любви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святитель Николай воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа. И с ответом святителя на нашу молитву мы связываем избавление Отечества от многих и многих исторических катастроф.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами – рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви, кто через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь – по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой.
Комментарии
Елена26 марта 2014, 00:47
Нашему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу желаем здоровья , мудрости и помощи просим и заступления ,молитвами для ГОСПОДА НАШЕГО и БОГОРОДИЦЫ о право-бережной Украине .Им сейчас там очень тяжело.Помолитесь и за нас россиян и за наш братский народ ,чтобы восстановился порядок , мир и спокойствие в душах наших людей ,чтобы не пролилась кровь и остановить захвативших власть бандеровцев .СПАСИ НАС ГОСПОДИ И ПОМИЛУЙ !!!
ксения25 марта 2014, 19:54
Теперь точно понятно, что имели в виду Русские прославленные святые и о чем повествуют последние главы Нового Завета, Россия понесет Крест Иисуса и пойдет на Галгофу, в нас будут плевать, нас будут бранить, мы будем уничижаемы мы будем высмяены, потому что мы- ХРИСТИАНЕ и до самого второго великого ЕГО пришествия наша святая Церковь будет стоять за правду и мы будем страдать, спаси Господи нашего Патриарха и всех людей ,кто служат на благо церкви. Времена скорбей, как бальзам ваши слова и поддержка и молитвы. Господи помилуй и не оставь нас. нельзя рвать на части святую Русь. Наревутся еще , наревутся от своих "освободителей" наши братья- соседи
Владимир24 марта 2014, 22:37
Патриарх Кирилл очень проникновенно несет слово Божие в народ,дар красноречия несомненно пожалован Отцу Кириллу свыше.Я бы назвал патриарха Златоустом нашего времени.Прости Господи р. Б. Владимир
Евгений24 марта 2014, 21:28
Многая Лета нашему Патриарху Кириллу. Спаси Господи!
Ольга Александровна24 марта 2014, 12:45
Наш Патриарх умнейший, грамотный,мудрый.Желаю доброго здравия и многая лета. Р.Б. Ольга Александровна
lyudmila t24 марта 2014, 04:26
Nizkei poklon, Spasi Boje!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×