Епископ Пантелеимон: Умножение любви — главный эффект социального служения

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
    

27 марта 2014 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, посетил московский Сретенский монастырь. Владыка выступил на духовном Соборе братии с речью о том, какими делами милосердия можно было бы заняться в монастыре.

Епископ Пантелеимон (Шатов) в Сретенском монастыре Епископ Пантелеимон (Шатов) в Сретенском монастыре
    

Архимандрит Тихон, представляя братии Преосвященного владыку, отметил, что многим режет слух словосочетание «социальное служение»: «Не “социальным же служением” занимались наши святые», и предложил говорить о «попечении нуждающихся». Епископ Пантелеимон согласился с отцом Тихоном и заметил, что главным эффектом попечения о нуждающихся или социального служения — как его не называй — должно стать умножение любви — и в том, кто занимается делами милосердия, и в том, на кого эти дела направлены.

Говоря о том, кто более всего нуждается в нашей помощи, Владыка особое внимание уделил многодетным семьям, которые, несмотря на провозглашенную государством политику поддержания рождаемости, находятся в самом уязвимом положении и более других нуждаются в сторонней поддержке. Многодетные семьи чаще всего испытывают проблемы с жильем и другими материальными ресурсами. В многодетной семье родители не могут уделять всем детям достаточное внимание, из-за чего дети часто отстают в учебе, ведь современная система образования устроена так, что если родители не занимаются с детьми дополнительно, те отстают. Также в многодетных семьях часто наблюдаются проблемы с летним отдыхом для детей.

***

Заседание духовного Собора братии Заседание духовного Собора братии
Перейдя к вопросу о том, какими делами милосердия можно было бы заняться в монастыре, епископ Пантелеимон в первую очередь упомянул создание странноприимного дома для тех людей, которые стоят на пороге бродяжничества, но пока ещё его не переступили и являются «приличными людьми». Так, многие люди, приезжающие в Москву из провинции ради лечения детей, сталкиваются с тем, что в больницах готовы вылечить их ребенка, но их самих при больнице разместить не могут, а значит, им приходится искать себе в течение длительного времени кров над головой со всеми вытекающими из этого проблемами и искушениями.

Мужской монастырь мог бы заняться реабилитацией бездомных, 80% которых по статистике составляют мужчины. Таким людям в первую очередь нужен труд и благочестивая компания. Не секрет, что в большинстве ночлежек, где бездомные получают кров, пропитание и деньги, они духовно деградируют, поскольку теряют потребность в труде, привыкая ко всему готовому. В качестве доброго примера Преосвященный владыка указал на святого праведного Иоанна Кронштадского, благодаря деятельности которого по созданию «домов трудолюбия» около 75% бездомных Кронштадта были буквально им спасены, вернувшись к труду и нормальной жизни.

При монастырях можно было бы организовать общества трезвости и бесплатные больницы или больничные пункты, наладить книгоиздание, создать видеостудию, выпускающую эффективные ролики социальной рекламы.

Особое внимание владыка Пантелеимон уделил проведению летних лагерей для мальчиков, нуждающихся в настоящем мужском воспитании, острый дефицит которого испытывает наша страна.

Много времени Владыка посвятил теме волонтерства, которое способно сплотить приход и даже привлечь в него новых активных членов из числа неравнодушных людей, пока ещё далёких от Церкви, но готовых поучаствовать в ее проектах. Так, через волонтерское движение при храме святого благоверного царевича Димитрия уже прошло около 1500 человек. Многие из них спустя какое-то время осознанно пришли в храм, крестились, стали вести церковную жизнь. Волонтеры сами выбирают то, что близко их сердцу и соответствует их навыкам и способностям. Так, они могут помогать одиноким, ездить в больницы и психоневрологические диспансеры, заниматься с детьми, собирать вещи для малоимущих, а также, обладая соответствующими навыками, организовываться в строительные бригады и производить ремонты в домах малообеспеченных граждан.

Важную роль в социальном служении отводится священнослужителям. Священники могут окормлять больницы и хосписы, самый дух которых заставляет больных и тем более находящихся при смерти людей вспоминать о смерти и вечности. Важно ходить по домам прихожан и всех тех, кто желает исповедоваться, собороваться или причаститься. Здесь нужно проявлять максимум милосердия и снисхождения, не требуя справок о том, насколько серьезно болен человек. Остро не хватает священников, готовых разговаривать по «телефону духовной помощи». Любой человек, находящийся в непростой жизненной или психологической ситуации, может позвонить в такую службу, и часто именно голос священника способен разрешить ситуацию, вселить надежду и утешение в унывающего, а иногда и стоящего на пороге самоубийства человека.

Свой рассказ епископ Пантелеимон закончил призывом дарить радость друг другу, подчеркнув, что одно это уже является социальным служением.

В заключение встречи братия монастыря обсудила, что из предложенного Владыкой Пантелеимоном можно было бы реализовать в отдельно взятой Сретенской обители.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) и архимандрит Тихон (Шевкунов) Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) и архимандрит Тихон (Шевкунов)
    

Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Иов (Гумеров)
    

Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков)
    

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
    

Антон Поспелов
Фото автора

28 марта 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Где должен быть поп? Где должен быть поп?
Петр Давыдов
Где должен быть поп? Где должен быть поп?
Петр Давыдов
Должно ли служение священника ограничиваться исключительно пределами церкви, или же его деятельность может простираться за пределы храма?
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Как поступать тогда, когда ты не уверен, что помощь твоя будет употреблена должным образом? А если ты сам стеснен в средствах, то как подавать милостыню другому? И есть ли различие в делах милосердия?
Служение отца Антония Служение отца Антония
Фраджиска Мегалоуди
Жизнь в Луверо (Уганда) жестока: уровень безработицы достигает 80%, и большинство жителей не могут рассчитывать на то, что каждый день у них будет еда. Многие дети, не дожив до 5 лет, умирают от болезней, которые можно было бы вылечить. Здесь, в этом забытом всеми уголке Африки, проходит служение отца Антония Мутьяба, православного священника, отдающего все свои силы тому, чтобы облегчить жизнь детей из бедных семей.
Комментарии
Валерий Ивкин21 мая 2015, 00:15
Братия монастыря, как мне кажется, и так загружена "по самые уши" главным служением. Не надо забывать, что это монастырь. Для того, чтобы потянуть работу по попечению нуждающимся надо привлечь мирян и наладить общинную жизнь... Извините, если что-то не так сказал и вмешиваюсь, просто жаль, если силы будут распыляться на вторичное, хотя и очень важное дело.
светлана балишян30 марта 2014, 22:39
Здравствуйте! Меня зовут Светлана. Я прихожанка храма святого Антония (Смирницкого)в г. Воронеже. Все программы будут очень востребованы. У нас с мужем сын Александр и дочь Дарья 11 лет. Я не работаю, ухаживаю за сыном(у него родовая травма). И хотя никто не сделает за меня домашнюю работу, никто не уделит должного внимания дочери(муж эти 5 лет работает в Москве - обеспечивает нас и надеется купить жильё), никто не посетит за меня разные инстанции, я порой чувствую себя человеком праздным. Многим "таким" родителям нужна работа по силам и по ситуации - надомная или вне дома, оплачиваемая и неоплачиваемая. Другая проблема - храм посещаю крайне редко - только для исповеди и причастия, если сын "позволит", а мама заменит меня у его постели. Дочь учится в воскресной школе. Летом некуда вывезти сына подышать, а дочери преподать уроки работы на земле (я их в детстве каждое лето получала, и слава Богу) да и самой получить уроки духовного труда... Может быть монастыри или настоятели храмов в заброшенных сёлах поспособствовали бы? Я думаю, что "такие" родители откликнуться и примут участие и в жизни монастыря, и прихода, "напитавшись духовной пищей и надышавшись свежим воздухом. Спаси вас Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×