Слово Патриарха

Неделя 2-я по Пасхе

Святость как нравственный идеал

У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы – то, к чему устремлены желания и помыслы народа. Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? И я хотел бы привести замечательные слова Владимира Сергеевича Соловьева – самого выдающегося, я считаю, русского философа конца XIX – начала XX века:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на службе в Архангельском соборе московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на службе в Архангельском соборе московского Кремля
    

«Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси». Вот идеал, подчеркивает философ, – не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то мы и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи.

Я высоко ценю высказывания о русском народе, которые произнес наш президент Владимир Владимирович Путин на недавней встрече с представителями средств массовой информации. Это была, на мой взгляд, очень важная речь. Впервые глава государства говорил о фундаментальных, ценностных основаниях национальной жизни. И если перевести всё это на язык, которым я сейчас обращаюсь к вам, то речь идет действительно не о либеральном, не политическом, не эстетическом, а нравственном, духовном и ценностном основании нашего национального бытия.

Именно святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Дмитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе через литературу – как средневековую, так и классическую; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.

«Любовью и единением спасемся»

Преподобный Сергий являл своим современникам живой образ того, как забота о спасении, как она описывается в учении Церкви, может стать делом общественно-значимым. Ведь вокруг такого человека, делящегося своим богатым духовным опытом с окружающими, спасается множество людей. А что значит спасаются? Они идут тем же путем. А если люди идут одним путем, это не что иное, как система национальной солидарности. И сила нашего народа в том, что идеей, формировавшей национальную солидарность, была высочайшая идея нравственного совершенства человеческой личности, которую мы называем словом «спасение».

Благодатным воспитателем народного духа назвал преподобного Сергия историк Василий Осипович Ключевский. В непростое для нашего Отечества время Преподобный вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовно пробудил народ, который после многолетнего изнурительного ига начал терять всякую надежду на освобождение, поддаваться отчаянию, унынию, безразличию, подозрительности, пытаясь создавать локальные системы безопасности, что и усугубило междоусобное феодальное дробление Руси. Ведь что можно было сделать в условиях, когда практически все русские княжества были вынуждены покориться врагу, платить унизительную дань, когда почти вся страна была разграблена и сожжена, когда князья должны были за продлением своих властных полномочий и разрешением спорных вопросов ехать к хану и искать у хана поддержки для борьбы со своими братьями?

Конечно, можно было смириться с такой участью, привыкнуть, принять эти правила игры, а значит, надолго остаться в рабстве на своей собственной земле – или, наоборот, не подчиниться сильному противнику и начать процесс освобождения. В конце концов, привыкнуть можно даже к плохому. В какой-то исторический момент, действительно, требовалось выждать, чтобы восстановить силу и собраться с духом. Но всегда так продолжаться не могло, потому что если слишком долго привыкать к плохому, то плохое начинает формировать образ жизни, образ мысли и окончательно поработит не только личность, но и общество, народ.

Святой Сергий не только вернул людям надежду, вдохновив князя Дмитрия противостать объединенному войску хана Мамая на Куликовом поле. Лаврский наставник показал, что послушание воле Божией заключается не в безусловной личной пассивности, не в чувстве обреченности, безысходности, в равнодушии к происходящему, но в готовности и решимости мужественно защищать правду Божию, оставаясь до конца верным Евангелию. Ведь политическая сила по-настоящему прочна и крепка, когда основывается на силе нравственной, на силе Божественного закона, ибо Бог не в силе, а в правде.

Как часто сегодня говорят о необходимости связывать нравственность с политикой! Но всё это остается пустым звуком, если не преломляется через внутренние убеждения – те самые убеждения, которые реально определяют поведение человеческой личности.

«Любовью и единением спасемся» – звучат из глубины столетий слова преподобного Сергия Радонежского. Этот совет Игумена земли Русской актуален и в наше время. Только единением и любовью можно преодолеть ненавистную рознь мира сего. Бережно хранить это духовное единство призваны и народы – наследники исторической Руси. Хранить, невзирая на сложность и запутанность политической конъюнктуры, внешних противоречий и неоднозначных обстоятельств.

Из выступления на совместном заседании рабочей группы при Президенте РФ
и Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению
празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского,
29 апреля 2014 года

Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал

Одна из самых важных сегодня забот нашей Церкви – это молитвы и труды, связанные с происходящим на Украине. Мы близко к сердцу принимаем сложную ситуацию и реальные страдания, через которые проходят люди на Украине. Вы знаете, что позиция нашей Церкви остается той же, что была на протяжении последних почти 25 лет. И когда гражданская конфронтация имела место в России, в городе Москве, и когда подобные конфликты возникают на всей территории постсоветского пространства, наша Церковь не поддается ни на какие политические соблазны и отказывается от обслуживания каких-либо политических позиций.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
    

Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата – того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал.

То, что сегодня происходит на Украине, свидетельствует о том, что такую позицию разделяет только наша Церковь. Практически все остальные оказались захвачены этими событиями и потеряли ту устойчивость, которая и проистекает от четкого, честного и последовательного исполнения церковного предназначения.

Я еще раз хочу сказать, что Церкви очень непросто в этих обстоятельствах. Вспоминаю критику, которая звучала в адрес нашей Церкви в начале 1990-х годов, когда требовали, чтобы Церковь выходила на Манежную площадь, чтобы она непременно выступала с политическими заявлениями, поддерживая тех, кто тогда казался победителем. А ведь кто-то из церковных представителей действительно пошел по такому пути. Не будем сейчас вспоминать имена, но в памяти людей сохраняются образы безумных священников, которые, выступая на митингах, подстрекали толпу к тем или иным действиям. Но Церковь в ее совокупности отвергла такую позицию, хотя находилась в то время под очень сильной критикой тех, кто как бы победил.

Жизнь показала, что это была единственно правильная позиция, потому что и правые, и левые принадлежат Церкви. У Церкви не может быть политических врагов. Я об этом говорил еще в 1990-е годы и сейчас, отталкиваясь от всего накопленного опыта, с особой силой настаиваю на том, что у Церкви не может быть политических врагов. Враги Церкви – только те, кто выступает против Бога, против Божественного закона и при этом употребляет силу, потому что даже человек, отрицающий Бога, но не прибегающий к силе, не является врагом Церкви. Поэтому то, что мы сегодня делаем для умиротворения ситуации на Украине, я считаю очень правильным и важным.

<…>

В нескольких заявлениях, касающихся Украины, мы выражали озабоченность и опасения в связи с возможным захватом храмов, принадлежащих нашей Церкви. Как известно, такие попытки были, но по милости Божией успехом не увенчались, и мы можем констатировать, что на сегодняшний день никаких захватов не происходит. Дай Бог, чтобы так было и впредь, потому что употребление силы всегда приводит к возникновению встречной силы, а значит, к разжиганию конфликтов. И если к существующим проблемам Украины добавится еще и религиозный конфликт, то, думаю, это будет слишком много для украинского общества и украинского народа. Мы будем, конечно, отслеживать всё, что происходит в этой сфере, будем защищать законные права тех, кто может подвергнуться какому-то давлению, но сегодня мы должны констатировать, что по милости Божией захват храмов на Украине не происходит.

Из выступления на заседании Высшего Церковного Совета
Русской Православной Церкви в зале Высшего Церковного Совета
храма Христа Спасителя 30 апреля 2014 года

Подвиг святой праведной Матроны Московской был востребован людьми

А почему возникло такое почитание Матроны после ее кончины? Да потому что это почитание было уже при жизни. К ней стекались люди из многих уголков нашей страны, и не только из России, чтобы встретиться с ней, передать ей свою скорбь, попросить ее молитв, и получали просимое. Поэтому, когда возник вопрос о канонизации святой праведной Матроны Московской, не потребовалось никаких особенных процедур, потому что общенародное почитание было налицо. И в основе этого почитания не какие-то личные способности Матроны, не ее какие-то особенные таланты, а ее жизнь, преданная Господу, страстотерпческая жизнь, в которой не было ничего личного, ничего радостного с точки зрения обычной человеческой жизни и обычных оценок этой жизни, – была только одна скорбь.

    

Она родилась слепой, она не могла передвигаться, она была лишена всего, что так вожделенно для человека. И находясь в этом тяжелейшем с внешней точки зрения положении, она жила полной и радостной жизнью во Христе, потому что радость происходит от Бога, счастье проистекает от Бога, и даже человек, который не может видеть и передвигаться, живя вместе с Богом, обретает эту радость и эту внутреннюю силу, которую дает благодать. И нередко такие люди способны делиться этой радостью, этой силой с окружающими их людьми.

Удивительным образом к Матроне приходили совсем разные люди. Существуют какие-то не совсем правдоподобные истории, а существуют очень даже реалистические истории, о которых мы имеем множество свидетельств, как к ней приходили и знатные, и совершенно простые, и люди духовные, и падшие грешники. И она ведь принимала всех – и славных, и бесславных, и благочестивых, и грешных. Она молилась за всех, кто к ней приходил и кто просил ее помощи, и ведь помощь получали почти все.

Может быть задан такой сложный вопрос: а как же с грешниками? Приходили к ней грешные люди, которые жили беспутной жизнью, у которых с точки зрения порядка, закона – и гражданского, и церковного – всё было неправильно. Приходили, просили – и Матрона помогала.

Для того чтобы понять как это происходило, нужно обратить внимание на то Евангельское чтение, которое полагается на сегодняшний день (Лк. 7: 36–50). Чтение удивительное. Там есть повествование о том, как в доме Симона прокаженного, который был прокаженным, но потом был исцелен Спасителем, женщина блудной жизни, грешная женщина, подошла и стала целовать ноги Спасителя и плакать. И поскольку слезы текли обильно, вытирала своими волосами Его ноги, а потом возлила на голову Его драгоценное миро. И тогда те, кто был рядом, подумали: «Если бы Он был пророком, то Он ведь точно знал бы, что эта женщина блудница, грешница. Разве бы Он допустил ее к Себе? Разве бы Он допустил, чтобы она Его ноги прилюдно целовала, да еще волосами отирала эти ноги? Никакой Он не пророк».

И тогда в ответ на эти мысли, в том числе и те, что постигли Симона прокаженного, исцеленного Спасителем, Он рассказывает притчу о том, что было два должника, один имел 500 денежных единиц долга, а второй 50. И господин простил и одному, и другому. И спрашивает Господь Симона: «Как ты думаешь, кто будет более благодарен тому, кто простил долг?» И Симон отвечает: «Думаю, тот, которому простил больше». Это и был ответ всем тем, кто недоумевал, почему же Господь допустил к Себе грешную женщину.

А разве не то же самое происходило в той маленькой коморке Матроны Московской, когда к ней приходили в большинстве случаев грешные и грешницы и просили ее? И она помогала. Она обращалась к Господу, к Тому Самому, Который простил эту блудную женщину, Который допустил до Себя ту, которой брезговали и которой сторонились люди. Потому что Матрона совершала то, что совершил Господь. И это есть великий пример спасающей Божественной силы.

Господь может спасти любого грешника, даже того, которого общество не способно простить. Господь спасает преступников, которых общество изолирует. И мы знаем случаи, когда, освободившись из заключения, люди меняют свою жизнь настолько, что становятся примером для других. Сила Божия простирается на всех, ибо, по Его слову, дождь проливается и на праведных, и на грешных, и солнце сияет и над праведными, и над грешными (см.: Мф. 5: 45). И сила угодников Божиих в том, что они помогают грешным людям увидеть милость и любовь Божию, которую часто мы с вами не способны передать другим людям. Мы можем говорить о любви, а когда нужны усилия, то появляется огромное количество отговорок, в том числе таких: а достоин ли этот человек вообще, чтобы с ним разговаривать или ему помогать, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним его скорбь?

Подвиг святой праведной Матроны Московской, который отображает в себе служение Спасителя, потому и был так востребован людьми, потому и сегодня так востребована людьми святая праведная блаженная Матрона Московская, что не так много праведников, но много грешников, которые и сегодня приходят к ней и просят ее молитвы. И ведь получают просимое, потому что великая угодница Божия эти молитвы передает Тому, Кто Сам прощал грешников и исцелял их недуги. В этом и причина святости праведной Матроны, в этом и источник ее чудодейственной силы, потому что она жила по заповедям Христовым, а проще сказать – делала то, что делал Христос Спаситель, обращаясь и к тем, кто праведен, и к тем, кто грешен, принося дары исцеления и для одних, и для других.

И, наверное, самый главный урок, который каждый из нас должен вынести, соприкасаясь с праведной Матроной, состоит в следующем: и мы должны быть способными прощать грешников и не осуждать людей, и мы должны быть способными, невзирая на лица, делать добро не только тем, кто нам делает, не только тем, кто выглядит праведником, но и тем, кто таковыми не выглядит. Это и есть исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в Божественную жизнь, не прерывающуюся с жизнью земной, но простирающуюся в вечность. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит нас Господь от всякого зла.

Из проповеди по окончании Литургии в храме Воскресения Словущего
Покровского ставропигиального женского монастыря
у Покровской заставы г. Москвы 2 мая 2014 года,
в день памяти блаженной Матроны Московской,
в 62-ю годовщину ее преставления и 15-ю годовщину канонизации

Горячая моя молитва – об умирении вражды

На Украине вновь льется кровь. Столкновения в Донецкой области и трагические события в Одессе привели к гибели десятков людей, к дальнейшей дестабилизации ситуации в стране. Многие переживают отчаяние, опасаются за свою жизнь и жизнь близких.

В это тяжелейшее время мое сердце с Украиной, с каждым ее сыном и дочерью, переживающими боль, скорбь, недоумение, негодование, отчаяние. Молюсь о упокоении всех жертв кровопролития, о спасении жизней пострадавших, о скорейшем выздоровлении раненых. Горячая моя молитва – и об исцелении страны, об умирении вражды, о том, чтобы более не проливалась кровь и чтобы насилие навсегда прекратилось.

Ответственность за происходящее ныне ложится в первую очередь на тех, кто вместо диалога прибегает к насилию. Особую обеспокоенность вызывает применение в гражданском противостоянии тяжелой военной техники. Причиной применения силы нередко становится приверженность политическому радикализму, отрицание за гражданами права выражать свои убеждения.

В условиях современной Украины не может объявляться единственно возможной и общеобязательной лишь одна из политических позиций. Это гибельно для страны. Убежден, что от попыток утвердить свою точку зрения силой следует отказаться раз и навсегда. Призываю все стороны воздерживаться от применения оружия, решать все вопросы путем переговоров. В краткосрочной перспективе Украине нужно по крайней мере перемирие, в долгосрочной – прочный и неотъемлемый мир.

Украина может исцелиться и идти по пути созидания достойной жизни своих граждан лишь, будучи общим домом для людей разных политических убеждений, во многом отличающихся друг от друга. Альтернативы диалогу нет. Необходимо, пока еще есть такая возможность, услышать друг друга и постараться не только разрешить нынешние противоречия, но и обновить верность христианским духовным и нравственным ценностям, которые сформировали народ Украины, обогатили его мудростью и правдолюбием. Верю: именно эти ценности помогут сегодня найти путь к миру и справедливости, без которых немыслимо достойное будущее страны.

Боже великий, единый! Русь-Украину храни!

Из заявления в связи с новым обострением
гражданского противостояния на Украине,
3 мая 2014 года

Мое сердце с Одессой, оплакивающей своих детей

Ужасающая весть о людях, сожженных заживо в Доме профсоюзов в Одессе, перевернула мою душу, пронзила ее глубочайшей болью. На глазах всего мира совершено чудовищное преступление, с которым не могут смириться ни сердце, ни разум.

Трагические события в Одессе привели к гибели многих десятков людей. Миллионы переживают горе и отчаяние. Люди страшатся за своих близких, за свою жизнь, за будущее страны.

Мое сердце с Вами, владыка, с Вашей паствой, с Одессой, оплакивающей своих детей. С Украинской Православной Церковью, со всеми теми, кто изо дня в день призывает к миру, к отказу от насилия на Украине.

Возношу горячую молитву о упокоении душ убиенных, о спасении жизней, за которые сейчас борются врачи, о выздоровлении всех раненых. Молюсь о спасении и исцелении Украины, о прекращении кровопролития, об умирении враждующих, о том, чтобы люди, занимающие противоположные политические позиции, оказались, по милости Божией, способны услышать друг друга и понять, что попытки навязать другим свое мнение силой ведут лишь к гибели прекрасной, благословенной страны.

Страшное испытание, пережитое в святые пасхальные дни, да укрепит нас в верности пути наших святых – равноапостольного Владимира и преподобного Сергия Радонежского, Киево-Печерских угодников и преподобного Серафима Саровского, бесчисленных новомучеников Церкви Русской и преподобного Кукши Одесского; в верности тем христианским духовным и нравственным ценностям, которыми только и может быть спасен народ Украины.

Будем черпать силу и утешение в непреходящей благой вести о том, что Христос Спаситель победил смерть, ложь и вражду, и врата ада не победят Его Церковь.

Из соболезнования митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу
в связи с трагическими событиями в Одессе,
3 мая 2014 года

Виновные должны быть выявлены и понести наказание

Всем сердцем скорблю о произошедшей в Одессе страшной трагедии, в результате которой погибли десятки людей и множество ранено.

Молюсь о вечном покое для убиенных, о здравии раненых и о водворении правды и мира в древнем городе, известном традициями гармоничной совместной жизни людей разных вер, убеждений и национальностей.

Прошу передать мои от сердца идущие соболезнования родным и близким тех, кто погиб страшной смертью в подожженном Доме профсоюзов. Да не повторится никогда эта ужасающая трагедия, напоминающая о самых страшных страницах истории человечества.

Считаю крайне важным, чтобы виновные в убийстве своих сограждан, а также те, кто попирал святыни в разрушенной молитвенной палатке, были выявлены и понесли заслуженное наказание.

Господь да дарует Свою милость и Свое мудрое водительство всем жителям Одессы.

Из соболезнования и.о. Одесского городского головы,
секретарю Одесского городского совета О.Б. Брындаку
в связи с трагическими событиями в Одессе,
3 мая 2014 года

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нам часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. А ведь присутствие Бога в человеческой истории и является самым существенным фактором, сохраняющим мир от самоуничтожения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Главное заблуждение современной цивилизации в том, что достоинство и права человека отрываются от его нравственной природы и нравственной ответственности. Предполагается, что каждый, обладая правами и достоинством, совсем не ответственен перед своей совестью.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриаршее служение, даже лишенное на десятилетия самого Патриарха, продолжало осуществлять великую миссию объединения нашего верующего народа и сохранения Церкви в тяжелейших исторических условиях.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Никаким средствами сегодня невозможно закрыть уста Церкви! Мы будем провозглашать Божию правду. Ведь если мы не достучимся до человеческих умов и сердец, то все может вновь кончиться катастрофой. А никаких смут, никаких революций, никаких конфликтов в России быть не должно.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести человека. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, становится даже вреден для человеческого общества.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Христианское послание, обращаясь к человеческой душе, к разуму, к сердцу, требует перемены разума и сердца. Но очень многие неспособны принять это. Поэтому слово, обращенное с призывом к человеку изменить жизнь, возбуждает ненависть, агрессию.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×