Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

К 90-летию со дня рождения старца

10 сентября исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых любимых румынских духовников, одного из самых пламенных современных проповедников – архимандрита Иакинфа из монастыря Путна. Приведем краткие сведения о его жизненном пути.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Отец Иакинф (Унчуляк), настоятель монастыря Путна, родился 10 сентября 1924 года в селе Мэнэстиря[1] неподалеку от Ясс. Его родители, Антон и Анета, были благочестивыми христианами, и батюшка с малых лет был научен церковным законам и любви к Святыне. В Крещении младенцу было дано имя Иоанн.

В 1947 году Иоанн уже служил в армии старшим сержантом, помощником командира взвода (унтер-офицером) 4-го зенитного полка в местечке Роман Нямецкого уезда. По свидетельствам знавших его в те годы, этот молодой человек проявлял достойную воинскую подготовку.

Однажды командир полка дал приказ выбросить из солдатских казарм все иконы, а вечернюю молитву запретить. Старший сержант Иоанн Унчуляк воспротивился распоряжению, шедшему из Центрального Комитета, о чем и было доложено командиру. Когда будущего старца привлекли к ответственности, он перед всем полком сказал такие слова:

«Здравия желаю, товарищ полковник! Я старший сержант Унчуляк, минувшей ночью вернувший святые иконы на их место во всех казармах полка…»

– Здравия желаю, товарищ полковник! Я старший сержант Унчуляк Иоанн из 4-го зенитного полка, минувшей ночью вернувший святые иконы на их место во всех казармах полка. Этим святым иконам мы, православные христиане, поклоняемся две тысячи лет. Эти святые иконы носили с собой румынские солдаты и на Первой мировой войне, когда немецкие захватчики хотели оккупировать нашу страну – нашу румынскую землю, которую ценой стольких жертв отстояли наши великие воеводы: Штефан Великий, Михай Храбрый, Мирча Старый и другие. Благодаря этим иконам, носимым с собой румынскими воинами, Благой Бог помог нам – мы победили и сегодня являемся независимыми.

Хотя командир и оценил его смелость, но, подчиняясь требованиям времени, пристыдил молодого человека перед всем полком, запер его в карцере на целый день, а затем посадил на гауптвахту. В итоге Иоанн Унчуляк был лишен воинского звания и отправлен домой.

В местечке Роман он поступил в школу церковного пения. В 1951 году, окончив ее, в возрасте 27 лет он направил свои стопы в монастырь Слатина Сучавского уезда. Тогда настоятелем там был отец Клеопа (Илие) из Сихастрии. Иоанн был принят им в монастырь и направлен на обучение в богословскую семинарию при Нямецком монастыре.

В период учебы в семинарии, в 1951–1956 годах, он подвизался в братстве монастыря Сихастрия, где его духовником был иеросхимонах Даниил (Санду Тудор). В 1955 году, закончив три курса семинарии, он остался в монастыре Сихастрия и был назначен помощником настоятеля, отца Иоиля (Георгиу).

В начале 1956 года по решению митрополии отец Иакинф вместе с группой 20 лучших монахов был направлен в монастырь Путна, в котором оставалось всего несколько престарелых монахов. Отец Иакинф поселился в скромной келье в старом здании настоятельских покоев, где сегодня располагается музей.

В 1957 году отец настоятель Досифей (Мурариу) вынужден был оставить монастырь. Спустя какое-то время братия избрали настоятелем отца Иакинфа. Однако, поскольку у него было только семинарское образование, настоятелем был назначен другой.

1 января 1958 года отец Иакинф был рукоположен в иеромонаха и духовника. Несмотря на все препятствия, чинимые коммунистами, отец Иакинф стал прославленным духовником, и все богомольцы, приходившие в Путну, искали его, чтобы исповедаться или хотя бы взять благословение.

В 1959 году, когда вышел декрет № 410[2], отец Иакинф смог остаться в монастыре Путна лишь благодаря тому, что у него было богословское образование. А многим монахам-подвижникам пришлось разбрестись кто куда, чтобы укрыться от ярости коммунистов, решивших, что ни один трудоспособный человек не должен оставаться в монастыре.

Вскоре после принятия декрета № 410 отец Иакинф отправился к Преосвященному Иустиниану (Кире), чтобы испросить благословения на переход в монастырь Рохия. В ответ епископ категорически, но с великой любовью ответил ему:

– Ты вернешься назад, в Путну, и будешь печься о настоятельстве, слышишь?! Хоть умри там, на пороге монастыря. Но не ходи мне тут… Возвращайся в монастырь.

Главный храм монастыря Путна — собор Успения Пресвятой Богородицы (1466 г.) Главный храм монастыря Путна — собор Успения Пресвятой Богородицы (1466 г.)
    

Спустя много лет тот же епископ скажет:

– Подумайте, братство ваше, какую ошибку я мог совершить, если бы принял его. Вы представляете себе? Он вернулся назад и стал Иакинфом – святым! Вот так вот!

Отец Иакинф был иеромонахом и духовником, и ему удавалось сполна утешать как насельников монастыря Путна, так и паломников, проделывавших долгий путь, чтобы поклониться могиле святого Штефана Великого. За свою ревность и любовь к святыне батюшка был назначен екклесиархом и экономом монастыря. Впоследствии отец Иакинф поступил на Бухарестский факультет православного богословия, чтобы завершить свое образование.

Когда возникали трудные ситуации, батюшка говорил: «Ради нашего спасения стоит претерпеть и это».

Когда возникали трудные ситуации, батюшка говорил: «Ради нашего спасения стоит претерпеть и это».

Многие золотые слова, сказанные отцом Иакинфом, запомнились людям, слышавшим его, и принесли обильный плод в их сердцах. Приведем лишь малую часть этих высказываний:

«Большие люди больше живут для других, чем для себя.

Стяжем тот мир, который один только Бог может дать и которого никто у тебя отнять не может, что бы тебя ни постигло.

Думая, что стоим, будем заботиться о том, чтобы не упасть.

Мы не приходим в мир и не уходим из него, когда захотим.

Если ты еще можешь принести кому-нибудь пользу, жизнь еще имеет смысл.

Будем стараться быть как можно полезней!

Будем и мы делать всё, что делали наши отцы в прошлом: они непрестанно молились Богу – будем молиться и мы; они читали Священное Писание и святых отцов и подвизались, чтобы исполнить всё, чему учили отцы, – потрудимся и мы знать, делать и читать священные книги, ибо они в будущем останутся нашими единственными путеводителями ко Христу.

Из послушания рождаются смирение, кротость, терпение, беспопечительность, упование спасения, молитва со слезами, небоязнь смерти, радость духовная и мир в сердце. Каких еще даров, больших, чем эти, мы хотим для себя в жизни? И кто душевно богаче любящего послушание Христу и Церкви, отцам и духовнику? Самый легкий и надежный путь спасения – это путь того, кто всю жизнь живет в послушании, то есть делает всё с совета и благословения, с молитвой и вопрошанием. И самый трудный путь спасения – путь того, кто живет на земле по своей воле, без Церкви, без отцов, без духовника, без священных книг, без молитвы и радости духовной в сердце. Жизнь такового уже на земле является адом».

В 1973 году отец Иакинф был избран и назначен настоятелем монастыря Путна – служение, которое он будет исполнять со многой любовью и верой в течение почти двух десятков лет. После 1980 года батюшка исполнял также работу монастырского гида. Как гид отец настоятель использовал каждую встречу и каждую минуту для того, чтобы проповедовать и наставлять паломников на духовный путь, – из-за чего его много раз притесняли и огорчали коммунисты.

В 1992 году, в возрасте всего 68 лет, отец Иакинф отказался от настоятельского служения и еще больше предался безмолвию и молитве. При всем том он до самой кончины никогда не отказывался исповедовать и наставлять приходивших к нему.

23 июня 1998 года, в канун рождества святого Иоанна Крестителя, в возрасте 74 лет архимандрит Иакинф (Унчуляк) из монастыря Путна почил в Бозе прямо у аналоя, за которым исповедовал людей. Закончив исповедь, батюшка всё продолжал сидеть на своем стуле, тихо родившись в жизнь вечную.

Теодор Даналаке
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Creştin Ortodox

10 сентября 2014 г.

[1] Мэнэстиря (рум.) – монастырь.

[2] Этот декрет предписывал всем монашествующим, не достигшим пенсионного возраста и не имеющим богословского образования, покинуть монастыри и вернуться в свои семьи, к общественно-полезному труду.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Душепопечители румынского народа Душепопечители румынского народа Душепопечители румынского народа Душепопечители румынского народа
Беседа с настоятелем монастыря Путна архимандритом Мелхиседеком
Если почитать румынский патерик, то можно узнать имена большого числа отцов, которые стали светом румынского народа. Все они одной закваски и имели одно попечение – принести Христа людям и привести людей к Нему. Это и преподобный Даниил Отшельник, и преподобный Василий – иеромонах из Пояна Мэрулуй, и преподобный Никодим из Тисманы, и те, которые ближе к нашим временам… И сегодня в Румынии много отцов имеют попечение о христианских душах. Молитва старцев служит основой и поддержкой всему миру.
Монастырь Путна — румынский Иерусалим Монастырь Путна — румынский Иерусалим
Игорь Зыбин
Насельники монастыря Путна называют свою обитель Иерусалимом румынского народа. Основанная святым Стефаном, легендарным воеводой и строителем румынского государства, обитель действительно является самым посещаемым местом для верующих людей, приезжающих поклониться его могиле. Для румын это место не просто символ святости, но и те врата, за которыми начинается путь в Горний Иерусалим.
Фотогалерея. Паломничество в монастыри Румынии Фотогалерея. Паломничество в монастыри Румынии
Избранный в начале сентября 2007 года новым Предстоятелем Румынской Церкви Патриарх Даниил еще совсем недавно возглавлял митрополию Молдовы и Буковины. Ясская кафедра (главная кафедра митрополии) считается самой почетной в Румынии – именно оттуда вышли два предшественника Патриарха Даниила. Летом этого года корреспондент Православия.Ru посетил митрополию и предлагает посетителям сайта воочию убедиться, что последние предстоятели Румынской Церкви являются выходцами не только из самой благочестивой, но и из самой монашеской части страны.
Комментарии
Геннадий 2 октября 2014, 21:59
У святости нет национальности. Странно что у вас вызывает сомнение святость румынских монахов!
Сергей М.13 сентября 2014, 11:26
Почему постоянно здесь на сайте пишут о румынских монахах, чья праведность вызывает сомнение? Неужели на русской земле перевелись праведники? Заходя сюда я хочу узнать больше из жизни русских подвижников, а такое впечатление будто зашел на румынский сайт . А ведь Румыния и во второй мировой воевала против Ссср , и в Приднестровье русских убивала , и сейчас против нас мирных жителей Донбасса ( как член Ес поставляет оружие карателям) ...
Мария13 сентября 2014, 00:11
"нашу румынскую землю, которую ценой стольких жертв отстояли наши великие воеводы: Штефан Великий, Михай Храбрый, Мирча Старый и другие"
Позволю себе заметить, Штефан Великий (tefan cel Mare)- молдавский, а не валашский (румынский) господарь. Он с Валахией (Румынией) даже воевал несколько раз. A Михай Храбрый (Mihai Viteazul), Мирча Старый (Mircea cel Btrоn) были как раз валашскими (румынскими) господарями (воеводами).
р.Божия Ирина11 сентября 2014, 19:31
Таки люди и спасают наш грешный мир.
Своими молитвами и подвигами удерживают нашу планету от гибели.
Царство Небесное батюшке!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×