Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова

П.Ю. Малков. Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 880 с. П.Ю. Малков. Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 880 с.
Эта книга, как пишет П. Малков, — «результат целого ряда безуспешных попыток... обнаружить в современной христианской литературе ясные и развернутые ответы на те вопросы, что неизбежно возникают при вдумчивом обращении к одному из самых загадочных библейских текстов — книге Иова. Автор приглашает читателя вместе попытаться обнаружить основные интуиции древних церковных писателей, которые раскрывают духовный смысл подвига Иова».

СОДЕРЖАНИЕ

  • От автора
  • I. Введение в святоотеческие толкования на книгу Иова
    • Книга Иова: недоумения и вопросы
    • Авторство книги Иова, происхож дение Иова, место его жительства: обзор святоотеческих мнений
    • Древние библейские переводы и их влияние на содержание святоотеческих комментариев на книгу Иова
    • К вопросу о так называемом «библейском богословии»
    • Основные святоотеческие принципы и методы библейской экзегезы
    • Комментарии древних церковных писателей на книгу Иова: обзор источников
  • II. Был человек в земле Уц... Иов: от земного благополучия к страданию (1, 1–2, 13)
    • Личность Иова (1, 1–5)
    • Бог и сатана: первый диалог (1, 6–12)
    • Первые несчастья Иова: утрата имущества и детей (1, 13–22)
    • Бог и сатана: второй диалог (2, 1–6)
    • Новые несчастья Иова: болезни и искушения (2,7–13)
  • III. Открыл Иов уста свои... Речи Иова и его друзей (3, 1–31, 40)
    • Первый монолог Иова (3, 1–26), дальнейший спор Иова с друзьями (4, 1–27, 23) и завершающие монологи Иова (28, 1–28; 29, 1–31, 40): особенности святоотеческой интерпретации
    • Первый монолог Иова (3, 1–26). Погибни день, в который я родился...
    • Библейские образы друзей Иова: святоотеческая интерпретация
    • И вот, ко мне тайно принеслось слово... Первая речьЕлифаза(Иов4,1–5,27)
    • ...Стрелы Вседержителя во мне. Первый ответ ИоваЕлифазу(6,1–7,21)
    • Богословские позиции Елифаза, Вилдада иСофара:единствоилисвоеобразие?
    • ...Спроси у прежних родов. Первая речь Вилдада (8,1–22)
    • Нет между нами посредника... Первый ответ Иова Вилдаду(9,1–10,22)
    • Пустословие твое заставит ли молчать мужей... Первая речь Софара(11,1–20)
    • Вот, я завел судебное дело... Первый ответ Иова Софару(12,1–14,22)
    • Он зачал зло и родил ложь... Вторая речь Елифаза (15, 1–35)
    • И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Второй ответ Иова Елифазу(16,1–17,19)
    • ...Свет у беззаконного потухнет. Вторая речь Вилдада (18, 1–21)
    • А я знаю, Искупитель мой жив... Второй ответ ИоваВилдаду(19,1–29)
    • Он пошлет на него ярость гнева Своего... Вторая речь Софара (20, 1–29)
    • Часто ли угасает светильник у беззаконных?.. Второй ответ Иова Софару(21,1–34)
    • Разве может человек доставлять пользу Богу? Третья речь Елифаза (22, 1–30)
    • О, если бы я знал, где найти Его... Третий ответ Иова Елифазу(23,1–24,25)
    • Держава и страх у Него... Третья речь Вилдада (25,1–6)
    • ...Доколе не умру, не уступлю непорочности моей.
    • Третий ответ Иова Вилдаду (26, 1–27, 23)
    • Но где премудрость обретается? Речь Иова о Премудрости(28,1–28)
    • Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне... Монолог Иова, завершающий его спор с друзьями (29, 1–31, 40)
  • IV. ...Тогда... воспылал гнев его. Речь Елиуя (32, 1–37, 24)
    • Личность Елиуя: святоотеческая интерпретация
    • ...Пред тобою — совершенный в познаниях. Речь Елиуя (32, 1–37, 24)
  • V. И отвечал Господь Иову из бури... Бог и Иов: диалог (38, 1–42, 6) Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне...
    • Первая речь Бога (38, 1–39, 32). Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Первый ответ Иова Богу (39, 33–35)
    • Не искажай определения Моего... Вторая речь Бога (40, 1–41, 26)
    • Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя... Второй ответ Иова Богу (42, 1–6)
  • VI. ...Раб Мой Иов: окончание страданий Иова (42, 7–17)
    • Покаяние друзей Иова, прекращение страданий праведника и итог библейской книги (42, 7–18): святоотеческая интерпретация
  • VII. Прообразовательный и духовный смысл святоотеческих толкований на книгу Иова: основные итоги
  • Справочный аппарат
  • Библиографический указатель основных источников
  • Принятые сокращения наименований патристических серий
  • Именной указатель древних христианских писателей

​Купить книгу "Возлюбивший Христа" в интернет-магазине "Сретение"

Петр Малков

13 января 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий31 октября 2016, 10:48
Всеволоду Титову 5 февраля 2015, и вообще всем:"на мой взгляд ,любая трактовка Книги Иова с современных позиций может оказаться ущербной..."
"ВОЗЛЮБИВШИй ХРИСТА. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ НА КНИГУ ИОВА" Петр Малков.
Это не Петра Малкова, а святых отцов толкования,собранные ,для ленивых, под одной обложкой П.Ю. Малковым,за что ему большая благодарность.
Всеволод Титов 5 февраля 2015, 12:16
на мой взгляд ,любая трактовка Книги Иова с современных позиций может оказаться ущербной. Слишком много потеряно в духовности,тем не менее любая попытка проникнуть в суть Книги может быть весьма достойной. Надо бы почитать.
dmitri kuznetsov21 января 2015, 12:56


"Вот он убивает меня,но я буду надеяться"(Иов13:15).Надежда-это вера в осуществление чего либо радостного благоприятного.Но на что чистое,светлое и доброе в сатанинских концлагере внешнего наваждения и застенке помыслов мог испытуемый Иов молиться и надеяться,кроме как на очередную боль,грядущее искушение,неминуемую муку?Всецелое,все с каждым новым отеческим подзатыльником(нам то видятся они накаутирующими ударами) возрастающее пуще и пуще доверие творцу и вершителю судеб,безусловно,многое об'ясняет,но несколько прес но.И,может быть,соль в том,что не столько столп праведности Иов жил-был-надеялся,сколько каждым днем своего безумно выхолащивающего и насквозь иссушающего бытия подавал надежды.Надежды на исправление,на преобразование,на преодоление ветхости.Надежды Господу...Ведь богу тоже нужно на чтото надеяться.И на что,коли не на нас?
иеромонах Авель14 января 2015, 12:27
Читал Ф.Н.Козырева "Богоборчество (Искушение и победа Святого Иова; Поединок Иакова)", на мой взгляд очень хорошая попытка увидеть проблему целиком. Хотелось бы и предложенную книгу прочитать.
Илья14 января 2015, 06:33
Интересно будет прочитать эти толкования! Книга Иова действительно очень не обычна и вызывает очень много вопросов. Хорошо, что появилось такое исследование.
Арбайтер Гаст13 января 2015, 19:31
Важно заметить,что если бы Иов согласился со своими друзьями,то утвердил бы абсолютную власть закона. Бог оказался бы им детерминирован,как сатана - отказавшийся от благодати и милости и подпавший под его абсолютную власть - то,что святые называют "стал обезьяной Бога". Иов-то милости Божией не отвергал и уповал только на нее,потому что законом перед Богом не оправдается никакая плоть и вообще никто,ибо "Он и в Ангелах Своих усматривает недостатки"... И милует даже их. Ибо кто,как Бог?! Он интуитивно боролся за образ Божий в человеке и недопущение безраздельной власти сатаны; боролся со зверем и превозмог благодатью Воскресения,ибо знал,что Искупитель его всегда жив! Подобная борьба предстоит последним христианам,поэтому книга Иова,его подвиг и молитвы теперь особенно необходимы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×