Дыхание жизни

Великий пост как путь пробуждения

Однажды, будучи студентом Московской духовной академии (по-моему, я был тогда уже в священном сане), возвращаясь на электричке из Москвы в Сергиев Посад, я стал невольным свидетелем разговора нескольких женщин. Приближался Великий пост, и разговор у них как раз зашел о том, кто будет или не будет соблюдать приближающийся пост. Мне особенно запомнилась реплика одной из беседующих: «Не могу сказать, что мы прямо-таки постимся, но скидку все же делаем – мясное не едим».

Есть или не есть – не вопрос

Для большинства людей Великий пост, да и любой другой пост, ассоциируется именно с отказом от так называемой скоромной, то есть мясной и молочной, пищи. Наверное, каждому священнослужителю в преддверии и в продолжение поста задают вопрос о том, какой календарь поста более правильный: тот, в котором в такой-то день предписано сухоядение, или тот, где в тот же день варение с елеем.

Конечно, «гастрономический» аспект поста важен. Но порою в погоне за строгим соблюдением календарных предписаний мы начинаем забывать о главном – духовном значении великопостного подвига.

Удивительная глубина духовной стороны поста раскрывается в богослужебных песнопениях Постной Триоди, богослужебной книге, по которой совершаются все великопостные службы. Одна из самых знаменитых стихир, раскрывающих смысл постного подвига, звучит так: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне, вечерня в понедельник первой седмицы Великого поста). В русском переводе эта стихира будет выглядеть так: «Будем поститься постом, достойным приятия, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева,разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный». (Интересно, что церковно-славянское слово «приятный» оказывается из разряда «ложных друзей переводчика». Приятный – не тот, который нравится, а тот, который принимается, становится достойным приятия.)

Как мы видим, стихира умалчивает о скоромной пище, но зато говорит о том, от чего действительно человеку следует воздерживаться, чтобы постный подвиг был принят Богом, был угоден Ему. Прежде всего нужно воздерживаться от всего того, что нарушает заповеди любви к Богу и любви к ближнему: пороков, грехов языка (многословия, сквернословия, осуждения), гнева, вожделений, злословия, лжи, клятвопреступлений. Все это должно оскудеть в человеке. Слова стихиры не означают того, что вне Великого поста человек может спокойно предаваться вожделению и порокам, изливать гнев на ближних, лгать и злословить… Нет. Просто Великий пост – совершенно особое время, когда нужно оставить все и задуматься: «Как я живу? Оскудевает ли во мне грех и возрастает добро или, напротив, добро настолько оскудело, что я уже и забыл, когда делал что-то действительно доброе?».

Мне вспоминается история из Древнего Патерика (патерик – сборник кратких поучительных историй из жизни подвижников, а также из высказываний и духовных наставлений): «Однажды Епифаний, епископ Кипрский, послал за аввой Иларионом и просил его так: «Приди, повидаемся прежде разлучения нашего с телом!». Когда пришел авва Иларион, они обрадовались друг другу. За трапезою принесена была птица, и епископ, взяв ее, подавал авве Илариону. Старец сказал ему: «Прости мне! С того времени, как принял монашеский образ, не ел я ничего закалаемого» (то есть заколотого ножом – мяса животных и птиц. – В.К.). «А я, – сказал Епифаний, – с того времени, как принял монашеский образ, не допускал, чтобы кто-либо заснул, имея нечто против меня, и сам не засыпал, имея что-либо против другого». Старец сказал: «Прости мне! Твоя добродетель больше моей».

И ведь правда: простить обиду или самому признать свою вину и попросить прощения бывает гораздо сложнее, чем отказаться от мяса.

Пост не должен превращаться в диету. Но почему же, если акцент ставится именно на духовном аспекте поста, воздержание от пищи тоже имеет столь большое значение?

Отказ от определенных видов пищи помогает в преодолении греховных страстей, ведь пресыщение часто становится причиной лени, расслабления, возбуждения вожделения и похоти. Именно для этого мы ограничиваем себя в еде. Голод же никогда не являлся самоцелью.

Есть и еще один важный момент – ограничение в пище ради дел милосердия. Древнецерковный автор по имени Ерма в своем произведении «Пастырь» писал: «Я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу /./: воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному».

То, в чем мы ограничили себя, необходимо отдать нуждающимся. Тогда пост станет жертвой и Богу, и ближнему.

А еще во время Великого поста особенно важно участие в храмовом богослужении, хотя бы потому, что именно в Великой пост совершаются особенные чинопоследования, учащие нас покаянию и изменению жизни.

Предчувствие Воскресения

Во-первых, все великопостные богослужения носят сугубо покаянный характер: уходит торжественность, пение сменяется чтением, а большая часть всех чтений – фрагменты Ветхого Завета (некоторые ветхозаветные книги прочитываются полностью: Бытие, Исход, Притчи, Книга пророка Исайи; дважды за каждую неделю поста прочитывается вся Псалтирь). Ветхий Завет – это время ожидания обещанного Мессии-Спасителя, время приготовления к встрече с Богом. Для верующих таким временем становится Великий пост.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста вечером во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это потрясающее произведение, содержащее более двухсот тропарей (кратких песнопений), основная тема которых – покаяние. Используя образы людей, имена которых мы можем встретить на страницах Библии, автор Великого канона показал всю тяжесть человеческих греховных падений и необходимость покаяния как изменения жизни и возвращения к Богу.

С понедельника по четверг первой седмицы Великий канон совершается по частям, а на пятой седмице поста, вечером среды, канон будут прочитан еще раз полностью.

За каждым великопостным богослужением звучит молитва преподобного Ефрема Сирина, во время которой совершаются четыре земных (с коленопреклонением) и двенадцать поясных поклонов. В этой молитве мы просим Господа оградить нас от праздности, уныния, любоначалия (любви к властвованию и господству над другими); даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, любви и, главное, помочь нам увидеть свои согрешения и не осуждать братьев, то есть тех людей, которые окружают нас каждый день.

По средам и пятницам каждой седмицы поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Обычные литургии в будние дни поста не совершаются. Верующие причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей воскресной литургии.

Литургия – самое торжественное богослужение Церкви. В Великой пост полная литургия совершается только по субботам и воскресеньям.

Каждое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию важных церковных событий или святых: Торжество Православия (победа над ересью иконоборчества и утверждение православного вероучения о почитании святых икон), память святителя Григория Паламы, Крестопоклонная неделя (крест Христов выносится на середину храма для укрепления верующих в подвиге поста и молитвы), память преподобного Иоанна Лествичника, память преподобной Марии Египетской.

Кроме этого, традиционными для Русской Православной Церкви стали особые чинопоследования, совершающиеся великопостными воскресными вечерами, – пассии. Пассия – особое богослужение, посвященное воспоминанию крестного подвига Спасителя, ведь Великий пост – путь к Пасхе, Воскресению Христову, а Воскресению предшествовали крестные страдания и смерть во искупление грехов человеческого рода.

Надеюсь, что каждый сможет провести Великий пост с пользой для себя, для своей духовной жизни. А участие в великопостных богослужениях помогут каждому из нас почувствовать дыхание жизни Церкви, оживотворяющее и укрепляющее, помогающее нам возрастать в любви и добрых делах.

Газета "Саратовская панорама" № 7 (986)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«И будеши великий купец» «И будеши великий купец»
Игумен Тихон (Борисов)
«И будеши великий купец» «И будеши великий купец»
Игумен Тихон (Борисов)
Вот и прошли первые четыре дня Великого Поста, в которые на повечерии читался Великий Покаянный канон Андрея Критского. Этот канон - некий аккорд, прелюдия, камертон, по которому мы должны настроить свою душу на покаянный, сокрушенный, постный лад. Очень важно, чтобы мы сохранили звучание этого канона в своем сердце в течение Поста, и не случайно на 5-й седмице он будет читаться целиком, и мы опять покаянно будем входить в его глубину.
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Бытовая апология поста Бытовая апология поста
Прот. Андрей Ткачев
Бытовая апология поста Бытовая апология поста
Протоиерей Андрей Ткачев
Я хочу хвалить пост, хочу, чтобы число людей, постящихся «Отцу, Который втайне», умножилось. И примеры для похвалы буду брать отовсюду, поскольку вижу их везде.
Комментарии
Андрей Воробьев 5 марта 2015, 15:41
Спасибо за объяснение слов "Постимся постом приятным"!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×