Аудитории, музеи, домашние библиотеки

Беседа 2-я о русской литературе (+ВИДЕО)

Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым, теоретиком и историком литературы и культуры Древней Руси, преподавателем Сретенской духовной семинарии, проректором Литературного института им. Максима Горького.

(продолжительность: 10:33)

***

– Александр Николаевич, вы читаете лекции во многих учебных заведениях, различные слушательские аудитории прошли перед вашими глазами. Какую из аудиторий вы для себя выделяете особо в качестве наиболее благодатной почвы для взращивания вот этой самой нравственности?

– Конечно, каждая лекция зависит от аудитории – вы здесь абсолютно верно подметили. Поскольку в общем-то ориентируешься на аудиторию и на ВУЗ, в котором преподаешь, и в общем-то знаешь, чего недостает... Скажем, недавно я читал лекции в МИФИ – это Московский инженерно-физический институт. Там готовят ядерщиков, прикладных ядерщиков, скажем так, и меня сначала удивило, почему они попросили прочитать им лекции. Потом, пообщавшись с этой очень большой аудиторией, – потому что на лекцию пришло более ста человек, и вот те вопросы, которые мне задавали, – я понял, что тут есть определенная лакуна, которую нужно непременно заполнить. Если она не будет заполнена чем-то духовным, то, естественно, она будет чем-то безнравственным заполнена – у человека пустоты не бывает, не бывает ни в сознании, ни в его душе пустоты.

Для них была одна лекция – я больше говорил о времени и пространстве, то есть о тех категориях, которые, казалось бы, ближе им, особенно время – это какая-то философская категория или это физическая категория. А дальше уже пошла речь о сознании древнерусского книжника, о его отражении мира, о его понимании мира. Оказывается, что древнерусский книжник больше понимал, чем современные физики, в мироздании – если посмотреть, как он его описывал, как он его воспринимал и так далее. Это для них было очень интересно, потому что то, что они в формулах отражают, те отражали в символах. А что такое формула? Это тоже своеобразный символ.

Сейчас можно сказать и донести гораздо больше, чем это возможно было прежде. Поэтому происходит новое прочтение хорошо известных произведений

Другая аудитория – это, скажем, учительская аудитория. Учителя закончили школы и ВУЗы в советское время и, естественно, у них был определенный багаж знаний. Им нужно сейчас как-то перестраиваться, потому что они прекрасно понимают, что сейчас можно сказать гораздо больше и донести больше, чем это возможно было прежде. Поэтому, по сути дела, происходит новое прочтение хорошо известных им произведений. Скажем, в «Шинели» мы в Акакии Акакиевиче открываем не просто мелкого чиновника, как прежде представляли, а духовно нищего человека, потому что он копит земные богатства, а не небесные. И это во всем происходит.

Если бы мы по-настоящему изучали древнерусскую словесность и труды святых Отцов, у нас был бы совершенно другой духовный фундамент для понимания произведений XIX века

Скажем, «Гроза»: мы видим, как раскрывается теория прилога – все пять стадий греха. Или та же «Анна Каренина» – те же самые пять стадий греха, от прилога и, собственно, до самой страсти, до самоубийства. Понимаете, если бы мы когда-то по-настоящему изучали древнерусскую словесность и были знакомы с трудами святых Отцов – того же Василия Великого, например, да, теория прилога, или Нила Сорского, который у нас уже, на русской почве разрабатывал это, то это был бы совершенно другой духовный фундамент, духовное основание для понимания произведений XIX века. Но, конечно же, самая благоприятная для меня аудитория – это не комплимент – это Сретенская семинария, или же Высшие богословские курсы. Почему? Потому, что я говорю с единомышленниками, то есть я могу откровенно говорить о своих взглядах православного человека. Я и там откровенно, естественно, говорю, но тот подход, который я применяю на лекциях, здесь идет в унисон мировосприятию слушателей, поэтому мне не нужно очень многое объяснять – эта аудитория уже подготовлена. Мне приятно с ними беседовать именно как с единомышленниками и единоверцами, потому что все попадает на такую благоприятную почву. Так что семинаристы – это моя любимая аудитория, и Высшие богословские курсы. В Златоустовском центре (там я публичные лекции читаю, для людей православных или которые только приходят к вере), конечно, свой подход, потому что в какой-то степени это катехизаторские курсы, и можно использовать и русскую литературу, через нее объяснять многие вещи.

Профессор Александр Николаевич Ужанков. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Профессор Александр Николаевич Ужанков. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
    

– Существуют различные способы воспитать в себе интерес и любовь к какому-либо делу. И в этом плане столица, наверное, находится в более выигрышном положении, чем многие другие города нашей необъятной Родины. Здесь сохранилось много домов- или квартир-музеев, в которых жили и творили русские писатели и поэты. Знакомство с этими достопримечательностями помогает не только соприкоснуться с творчеством русских классиков, но и узнать больше об их жизни. Какие места вы посоветовали бы посетить молодым людям, стремящимся приобщить себя к русской литературе, полюбить ее?

– Ну, прежде всего, это те дома, которые сохранились с тех времен, когда там кто-то проживал. Например, музей Горького на Малой Никитской. Это замечательный особняк в стиле русского модерна начала XX века, принадлежавший Рябушинским, очень интересный памятник архитектуры. И, что немаловажно, почти весь интерьер, антураж, даже можно сказать, запахи сохранились с тех пор, как там жил Горький. Конечно, великолепна его библиотека… Не всем ее дают потрогать, посмотреть, но, скажем, коллекцию нэцкэ, которую он собрал, можно увидеть. Это поражает – как босяк смог собрать такую великолепную коллекцию нэцкэ! Мало кто знает, что Горький этим увлекался.

Мне очень нравится музей Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Это, опять же-таки, дом, который прекрасно сохранился с тех времен, когда он там проживал и писал уже свои поздние произведения. И эта его дальняя угловая комната – кабинет. Он изображен на картине Крамского, если я не ошибаюсь, в этом кабинете. Там тоже все предметы не восстанавливали, а именно личные предметы Льва Николаевича, даже сапоги, которые он сам тачал, чтобы, наверное, специально, в витрине стояли. А потом приходили студенты и смотрели, и говорили: надо же, граф сам себе стачал сапоги.

Еще замечательный музей – он сейчас вот открылся, как раз, к юбилею – Михаила Юрьевича Лермонтова, на Молчановке. Этот небольшой домик с мезонином бабушка, любимая бабушка снимала для своего любимого внука, когда он учился в пансионе, а потом и на первом курсе Московского университета. Три года он прожил здесь, на Молчановке. И вот сейчас открылся этот музей, замечательный совершенно. В нем тоже можно почувствовать атмосферу того быта, старомосковского быта начала XIX века. То есть я говорю о том, что можно посещать любой музей.

Для Горького самообразование было важнейшим делом – он учился всю жизнь. Это для каждого из нас замечательный пример

Вот в Старой Руссе дом-музей Достоевского. Наконец-то, уже лет 20 назад, даже больше уже, как выкупили, восстановили – тоже немаловажно. Скажем, в Петербурге можно пройтись по литературным местам. Есть даже такая большая экскурсия по литературным местам Петербурга. Там музеи очень хорошо сохранились – того же Достоевского, Блока, многих других русских писателей. Так что вот такие музеи, усадьбы, скажем, как Ясная Поляна, как Тарханы, как Михайловское, ну и так далее – они, в какой-то степени, позволяют, наверное, приобщиться к писателю и на бытовом уровне даже. Просто посмотреть, в какой скромной обстановке они жили. У нас вот свое представление о них, а оказывается – совсем другое. Скажем, вот мы о Горьком говорили сегодня. Знаете, а ведь значительную часть всех заработанных денег он тратил на книги. Почему? Потому что для него, не закончившего никакой университет, самообразование было важнейшим делом – он учился всю жизнь. Это, в принципе, для каждого из нас совершенно замечательный пример. Собственно, вот если говорить о той эпохе, в которой я рос, скажем, советской эпохе – ведь немаловажным было то, что в каждом доме была библиотека, хотя бы маленькая, хоть этажерка с книгами, но непременно стояла. А то и один или два книжных шкафа, а это, извините, где-то 500–700 книг. Вот такая минимальная библиотека в каждом доме была – я это подчеркиваю. Мы обменивались книгами, читали, мы перечитывали все, что было, потом уже кто-то начинал собирать собственную библиотеку. Ну, скажем, если это был я, то я уже знал, чем буду заниматься, я уже собирал профессиональную библиотеку, но начиналось все именно с домашней библиотеки. Дома непременно должны быть те книги, к которым «в минуту жизни трудную» протянул руку, взял и почитал, или же те, которые постоянно подпитывают наше сознание, наш интеллект, потому что без чтения книг интеллект чахнет. Это то же самое, если из колодца не брать воду – колодец быстро песком покроется, его нужно чистить, несомненно. И точно также наш интеллект – если его не подпитывать книжным чтением, то он быстро зачахнет.

С Александром Ужанковым беседовал Иван Ишмухамедов
студент Сретенской духовной семинарии

13 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО) «Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО) «Древнерусская книга — беседа Бога с человеком»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым.
«Русский писатель не может не быть православным» «Русский писатель не может не быть православным»
Валерий Ганичев
«Русский писатель не может не быть православным» «Русский писатель не может не быть православным»
Беседа с писателем Валерием Ганичевым
Наша культура всегда остается в православном поле. Даже в своих заблуждениях русские писатели всё равно не выпадают из религиозного поля. И представители советской литературы тоже.
ВРЛ ВРЛ
Прот. Андрей Ткачев
ВРЛ ВРЛ
Протоиерей Андрей Ткачев
Великая литература в России это незаконнорожденный плод молчащего духовенства. Если бы не появилась литература (та самая – Великая Русская), то очевидно пришлось бы камням завопить. Или – народу умереть от немоты и неестественности. Третьего не вижу. То, что уже сказано, тянет на предисловие к диссертации.
Комментарии
Вадим16 марта 2015, 09:47
более чем странно, упоминание имен горького и льва толстого на какой то ностальгической ноте
Ольга15 марта 2015, 15:06
Андрею: Андрей, я сказала о знании, соединенном с любовью к Богу и ближнему. По поводу «Анны Карениной» в статье сказано - видимо, Вы так «внимательно» её читали. Я согласна с Автором. Я очень сомневаюсь, что найдется хотя бы один человек, который, прочитал хотя бы один роман Ф.М. Достоевского или Л. Н. Толстого «от корки до корки» в интернете. В интернете много сокращенных вариантов произведений классической литературы. Нужно читать первоисточники - книги. О каких творениях Святых отцов может идти речь, если многим не под силу даже литературная классика?! А «бессмысленную муть», которой сейчас, к сожалению, немало, читать, конечно, не стоит. Но это не о классике.
Андрей15 марта 2015, 00:59
Ольга, воспитывать нужно любовь к Богу и его творению, а не к бумаге с написанными буквами. Ведь этими буквами написаны и изданы в виде книги горы такого, что лучше бы не читать никаких книг, чем такие книги. К вашему сведению в интернете книг гораздо больше, чем во всех книжных магазинах вместе взятых... Вопрос не в том, как читают, а ЧТО читают. Ведь честно говоря прочтение скажем "Анны Карениной" относительно любого произведения Святых Отцов Церкви принесет только отрицательное влиняние на духовное состояние читающего. Так что книга - эта как оружие - может служить добродетели, а может и убивать. Все зависит от целеполагания. Лучше не читать ничего, чем читать бессмысленную муть.
Ольга14 марта 2015, 14:29
Надо с детства воспитывать любовь к книге, как это было в советское время. Сейчас, в век интернета, молодежь стала информированной, но практически не читающей книг (отсюда – и неграмотной), в массе своей не знающей ни истории, ни классической литературы. И люди старших поколений уже предпочитают интернет книге. Но у них есть багаж: уже многое прочитано в молодые годы. А вот молодежь жалко. Пусть 2015 год, Год литературы в России, пройдет под девизом: «Любите книгу – источник знания» (А.М. Горький). И пусть это знание будет соединено с любовью.
раба Божия Татиана14 марта 2015, 12:14
Спасибо за напоминание про необходимость подпитки интеллекта чтением. Когда-то, до эры интернета моя жизнь была наполнена чтением, потом интернет дал мне возможность прочесть то, к чему раньше не имела доступа. А сейчас проповеди и беседы батюшек на ютюбе как-то отодвинули классическую литературу на второй план. Еще раз спасибо за напоминание, что и беседы батюшек много значат, но и художественную литературу нужно опять включить в свою жизнь. Не совсем быть может кстати, но задам вопрос, норма ли теперь ТОЧАТЬ сапоги, было ведь ТАЧАТЬ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×