«Любить свою Родину – значит быть готовым стать у ее рубежей»

Беседа с тренерами клуба «Патриот» при Федерации рукопашного боя

Трое наших собеседников – председатель правления клуба «Патриот» Владимир Хулапов, а также тренеры Юрий и Василий – как раз из тех людей, которых так не хватает с правой стороны наших приходских храмов, где по старой традиции должны молиться православные воины, герои, мужчины, а видны всё больше женские платочки.

Но все трое работают над тем, чтобы ситуацию эту исправить, – потому что воспитывают патриотов.

    

– Многие сегодня обеспокоены тем, как в современном мире, среди всего того, что мы видим вокруг, воспитать детей патриотами, чтобы они служили Богу и Отечеству. Но давайте с главного начнем: что такое патриотизм?

Василий: Патриотизм – это, прежде всего, любовь. А любовь – это, прежде всего, вера. И веру, и любовь всегда нужно защищать и бороться за них. Быть их надежным щитом.

У нас на Руси всегда так было: мы никогда не нападали, всегда только защищались.

И задача нашего клуба «Патриот» не только в том, чтобы подростки не болтались по улице – а у нас и трудные подростки есть, – но чтобы показать им: их помнят, любят, и вокруг живут порядочные люди, и эти порядочные люди должны быть вместе и должны быть сильными.

А для чего быть сильным? Для того, чтобы по-настоящему любить свою Родину, быть готовым встать у ее рубежей, а если нужно, то и за ее пределами, как наши деды, совершившие подвиг во время Второй мировой войны.

    

– А вот есть такая точка зрения: люди православные не должны заниматься боевыми искусствами, никакими рукопашными боями, потому что они должны подставлять другую щеку. Не раз приходилось такое слышать.

Василий: Для тех, кто так говорит, существуют две очень хорошие книжки. Одна – преподобного Иосифа Волоцкого, который, активно занимаясь борьбой с ересью жидовствующих, писал, что враги государства, Отечества нашего должны нас трепетать – то есть реально бояться. Это первое.

Чтобы противостоять злу, нужна физическая сила

Второе. У Ивана Ильина тоже очень хорошая книга на эту тему – «Сопротивление злу силой», – в которой он раскритиковывает теорию непротивления Льва Николаевича Толстого и говорит, что если ты активнейшим образом не противостоишь распространению зла, то тем самым ты потворствуешь его распространению.

Так что заблуждаться по этому поводу православные не должны. Не должны думать патриоты Отечества, что христианство – это религия рабов, поставляющая смиреннейших овец на скотобойню греха. Этого быть не может. Пересвету сказали: «Знаешь что, Пересвет! Копье у тебя короче, чем у твоего противника, поэтому ты поезжай и умри сразу же». А Пересвет ответил: «Да, копье у меня покороче, поэтому я сниму с себя кольчугу, пускай Челубей меня пробьет насквозь, но и я его тогда тоже пробью своим копьем».

– Иначе говоря, чтобы противостоять злу, бывает нужна физическая сила.

Василий: Именно. Если ты не противостоишь, то ты злу потворствуешь. Это как если ребеночек тянет два пальчика в розетку, а ты говоришь: «Не надо мешать гармоничному развитию личности», – и, не применяя физического усилия, не останавливаешь его. Ты наблюдаешь и думаешь: «Убьет или не убьет? Убило? Значит, мало молился».

Я считаю, что такие эксперименты недопустимы над своими собственными детьми – а мы к своим воспитанникам относимся так же, как к собственным детям. И они должны очень четко понимать, что добро и что зло, и в соответствии с этим должны реагировать. И если человек принял решение среагировать, то он должен иметь к этому все физические возможности.

А потом не надо забывать, что мы живем в городе, а город не предусматривает физической активности. Наши детишки, живя в комфортабельных домах, не нося, например, воду – даже ванну им родители наливают – и не занимаясь никаким физическим трудом, лишены возможности реализовывать свой потенциал.

Человек в принципе создан для того, чтобы жить в труде. И если у него нет такой возможности, то он должен укреплять свое тело физическими упражнениями.

– Расскажите теперь про клуб: как и когда он был организован, сколько детей занимается и что тут вообще происходит.

Василий: Как юридическое лицо клуб был создан в 2006-м. А сама Федерация рукопашного боя, при которой он работает, создана в 1994 году. С тех самых пор с детьми и занимались, но более акцентированная работа пошла в 2003/2004 году, и к 2006 году мы пришли к тому, что необходимо создавать юридическое лицо, специализацией которого было бы развитие рукопашного боя среди детей и юношей в возрасте от 8 до 20 лет.

Председатель правления клуба Владимир Хулапов Председатель правления клуба Владимир Хулапов
А вообще сам «Патриот» своими истоками уходит в 1970-е, когда рукопашный бой стал развиваться в силовых структурах нашей страны.

Но вот именно как вид спорта рукопашный бой сформировался в начале 1990-х в системе правоохранительных органов и органов безопасности, после чего уже получил динамичное развитие и популяризацию в гражданском обществе.

– Что является основным в деятельности клуба?

Василий: Это определяется самим названием: воспитание молодежи. Каким образом оно осуществляется? Через развитие прикладных навыков, при занятии рукопашным боем.

Не можем мы чужих детей ремнем хлопнуть, а заставить, например, раз тридцать отжаться – можем. И многие родители, зная, что в данном месте осуществляется здоровое воспитание – извините, не сопли вытирают, а действительно развивают необходимые качества, – с радостью приводят к нам своих детей и другим советуют.

– А бывает, что дети уходят?

Юрий: Бывает, и тоже из-за родителей. Родителям почему-то кажется привлекательным занятия современными видами спорта, такими как каратэ, тайский бокс, капуэйра, айкидо, айки-после…

– Я даже не понимаю, о чем вы сейчас говорите.

Юрий: О, прекрасно! А вот рукопашный бой – вам всё ясно! Правильно? Им кажется, что их дети должны заниматься современными видами спорта. Сегодня они возникают как грибы – яркие, привлекательные секции, и мамам и папам кажется, что, если ярко, значит, соответственно, и полезно.

Но я вам вот что скажу. Я сам начинал заниматься каратэ, когда в моде были фильмы про Брюса Ли… У нас в секции висел портрет основателя каратэ, и в начале каждого занятия следовало ему поклониться и совершить еще ряд ритуальных поклонов. Это, конечно, «интересно», но японцы, как я понимаю, до сих пор с нами в состоянии войны находятся – со Второй мировой, а мы им кланяемся…

– Важный момент вы затронули. В секциях, связанных с восточными единоборствами, имеется и духовная, скажем так, составляющая.

Владимир: Совершенно верно. У меня есть один знакомый. Он как-то сдавал на очень высокий дан (черный пояс). Ему нужно было поехать в Японию. Он с детства занимался каратэ. Но когда он стал немножко жить жизнью духовной, церковной, то понял вот что.

Когда ты сдаешь на дан, ты должен отречься от того, что имеешь в Православии, и принять дух… Понятно какой

Оказалось, что, когда ты сдаешь этот дан, ты должен отречься от того, что ты имеешь в Православии, и принять дух… В общем, понятно какой. И когда он спросил батюшку, что ему делать, тот не благословил ехать сдавать этот дан.

Поклоны учителям, их почитание – это всё противоестественно для нашей традиции. Мы, соответственно, если хотим кланяться – идем в церковь и кланяемся. Если хотим кого-то почитать – почитаем своих родителей, тем самым исполняя заповедь.

Если говорить про наш клуб, то, наверное, неправильно, что мы не молимся с детьми до и после занятия. Но мы, в любом случае, говорим детям следующее: «Вы, занимаясь у нас, можете получить общий уровень подготовки. Но если вы хотите стать былинными поединщиками, обратите внимание на былинных поединщиков. Одним из самых ярких былинных поединщиков в наше время является Федор Владимирович Емельяненко, который никогда не стеснялся демонстрировать свое упование на Господа Бога и перед соревнованиями молился. Поэтому если ты хочешь иметь определенный уровень подготовки, ты у нас его получишь. Но если ты хочешь возрастать, то возрастать ты должен и духовно».

А духовно возрастать вне нашей Русской Православной Церкви, мне кажется, невозможно.

Мастер спорта, судья Всероссийской категории Юрий Корякин Мастер спорта, судья Всероссийской категории Юрий Корякин
Юрий: А еще, чтобы человек стал духовно сильным, семья должна ему в этом помогать. Не каждый Федором Емельяненко рождается или каким-то выдающимся спортсменом. Но мы помогаем людям стать действительно сильнее, но не выше других.

И родители должны делать свою родительскую работу по воспитанию своих детей, и мы должны им помогать – у нас есть свои дети, мы это хорошо понимаем.

Владимир: Только сообща можно выжить в этом мире. Мы вместе с родителями, вместе с детьми, а не по отдельности.

Мы не просто обучаем приемам рукопашного боя. Цель наша – не сделать из них воинов, чтобы они выступали на мировых турнирах, а сделать их крепкими, сильными, чтобы они в обществе жили, обществу служили, чтобы уважали друг друга, любили нашу Родину, веру правую и старались укрепляться.

А если они захотят выступать на больших турнирах, мы всё сделаем, чтобы им помочь, подсказать, направить. Потому что, если мы знаем, что человек идет в ногу с нами, мы будем за него переживать и идти рядом.

А семья есть семья. У меня три сына. Я пытаюсь с ними заниматься тоже. И все они занимаются у нас в клубе.

Юрий: Смысл еще в чем? Я вот что скажу. У меня отец умер в 2013 году. Однажды у меня случился с ним разговор. Был у меня тогда тренер, Андрей Анатольевич Тимофеев. Отец много работал и часто проводил время в поездках. Время тяжелое было – 1990-е, денег ни у кого нет, в магазинах тоже ничего нет. Работа-забота поглотила его… что сказать, он старался, я имел возможность заниматься спортом, одет, обут был не хуже, чем другие. А перед смертью он мне сказал: «Тебе Тимофеев (так он тренера называл) дал больше, чем я».

Я действительно проводил много времени с тренером, а отец – в командировках.

Сейчас у меня тоже дети, двое… и не хочется на те же грабли наступать. Чтобы мне однажды не сказать им или от них не услышать, что кто-то дал им больше, чем я.

Поэтому я считаю, что мы с родителями должны делать всё вместе.

Чтобы дети наши стали действительно сильными. А сильными надо быть – для нашей страны это надо. И мы стараемся так жить и за это бороться.

    

– Интересно ли вам, как ваши дети успевают в школе?

Владимир: Дневники мы не смотрим еженедельно, потому что это обязанность родителей. Но раз в месяц их проверка обязательна. Если там будут двойки, тройки и колы, то до свиданья, вы не с нами. То есть, с нами, конечно, но надо исправляться.

– Насколько сегодня маленькие дети отличаются от вас маленьких? Заметно ли влияние на них современного мира?

Владимир: Конечно, заметно. Эти планшеты-телефоны… они как «больные». Какое там заниматься! Им всё время надо что-то посмотреть, скачать, отправить…

Со своими у меня борьба идет каждый день. Я вам честно скажу, как у нас: уроки не сделал – не получаешь. Совсем запретить, сказать, что этого нет, – тоже неправильно. Но вот именно сдерживание должно быть.

Я рос без отца, у меня не было игрушек каких-то особенных. Никто со мной не возился. Мама на трех работах работала, чтобы нас прокормить, – у меня еще две сестры. Нос не вытирали. И я хочу сказать, что это укрепило меня. Но и любовь тоже очень важна. До пяти лет у меня был отец. Родители должны заложить любовь детям, особенно в малолетнем возрасте. Если заложили любовь, то ребенок не вырастет негодяем, он знает, что такое любовь.

– Чему еще вы учите своих воспитанников?

Нужно прежде всего научить детей терпеть трудности. Если не будет терпения – никаких достижений в жизни не будет

Владимир: Задача для маленьких ребят – научить их терпеть какие-то трудности. Прежде всего научить терпению. У нас есть определенные упражнения на устойчивость, на терпение, на выносливость.

Потому что если они не будут терпеть в жизни, то ничего не достигнут. Ты терпел – соответственно, получил.

На соревнованиях перетерпел – занял первое место.

В любом случае, нет людей, которые не боятся. Или ты перебарываешь внутренний свой страх и идешь вперед, или сдаешься.

Тут еще с какой стороны можно посмотреть? Вот возьмем верхушку нашей государственной власти. Нет ни одного человека сейчас, который не занимался бы каким-нибудь видом спорта. Владимир Владимирович Путин – пример.

    

Если человек дает результаты, он будет давать результаты во всем. Если он привык терпеть и преодолевать трудности, то ему будет открыта дорожка. А если привык бегать за мамой и папой…

Любых святых наших взять: Сергия Радонежского, Серафима Саровского… Никто из них просто так не садился. Постой-ка день, другой!.. Поклоны попробуй поделать, тысячу поклонов…

– Что вы считаете успехами клуба?

Юрий: Понимаете, успехи бывают разные. У меня, как у тренера, есть несколько воспитанников, которые выиграли первенство России по рукопашному бою. А есть ряд воспитанников, которые, как у нас говорят, выиграли первенство двора. Но для ребенка такая победа может быть настолько важна, будто он первенство планеты выиграл.

Победы клуба – не только тренерские. Вот, например, наши воспитанники несут военную службу и параллельно находят время для тренировок, в том числе выступают и на профессиональной спортивной арене.

Народ остается с нами – мы вместе растем, вместе взрослеем, вместе становимся сильнее. И я думаю, что это тоже успех нашего клуба.

Владимир: Хочу добавить. Есть дети, которые, придя к нам, вообще ничего не могут делать. Или боятся, или трусят, или не хотят заниматься. Не просто подраться с кем-то, а вообще всё это для него тяжело, больно и плохо. Но, получив от нас заряд бодрости, в чем-то отцовской заботы, они перебарывают себя и потом говорят нам спасибо.

И когда мы видим, как они себя переломали, свою эту «женственность», трусость какую-то, и стали нормальными людьми, ребятами, которые могут и маме помогать, и за сестру заступиться, – это тоже успех.

Один наш воспитанник – много лет он с нами, сейчас женился, у него ребенок родился – с нами стал другим. Я с ним в храме встречаюсь – он даже стоит по-другому. Не в развалку, а как воин, как мужчина. Я это заметил и подумал: «Слава Богу!»

Сколько лет мы с ним ходили, толкали, молились… Вот такие примеры. И они очень радуют.

    

Юрий: Пришел юноша, имя и фамилию не буду называть. Он сейчас оформляется на службу. Для того, чтобы начать оформление, он должен был сдать экзамен по физической подготовке. Пришел к нам. Сегодня мы научили его подтягиваться, а завтра, встав в строй, он, может быть, подвиг совершит – кто знает.

Среди воспитанников нашего клуба есть и такие, кто награжден боевыми наградами

В числе воспитанников нашего клуба есть и такие спортсмены, которые награждены боевыми наградами, один из них носит на груди три ордена Мужества, две медали «За отвагу», медаль Жукова, медаль Суворова и ряд других ведомственных медалей. Другой пример: Алексей Исаев, он сейчас ведет передачу на RenTV, тоже от нас вышел, освобождал заложников «Норд-Оста» и в Беслане.

К несчастью, некоторые наши друзья выполнили свой долг до конца и ценой своей жизни спасли жизнь другим. А спасенные даже не знают об этом. Живут и не знают о том, что совсем незнакомый им человек погиб, спасая их жизнь.

А другой, видя, что гибнет товарищ, жертвует собой и, пытаясь его спасти, тоже погибает, спасая друга. Это Игорь Панин и Роман Лашин. Они похоронены на Николо-Архангельском кладбище – есть там, к сожалению, такая аллея Героев. Два сотрудника спецподразделения «Альфа», которые погибли в мирное время. Парадокс: мы сейчас ни с кем не ведем войн, но гибнут люди, которые стоят на страже нашего мирного неба.

Владимир: Вот говорят: как вы воспитываете любовь? как мордобоем можно воспитать любовь? – Очень просто. Занятия по рукопашному бою не делают человека совершенным орудием убийства. Нет. Они воспитывают в нём, прежде всего, характер, психологическую устойчивость.

Среди наших воспитанников, среди наших соратников трусов, предателей нет. Поэтому вернемся к тому, что рукопашный бой – это, прежде всего, психология воина, который не надрывается, чтобы сделать плохо своему противнику, а совершенствуется сам и в принципе готовится к подвигу. Потому что вся жизнь наших соотечественников – это подготовка к подвигу. И какой подвиг он совершает – на ратном поле, или в трудовом секторе, или просто ежедневно качественно выполняя свои обязанности – это не важно. Важно то, что наши воспитанники к подвигу готовы, – а те, кто не очень, тех подтянем.

Беседовала Анастасия Рахлина

13 мая 2015 г.

Клуб «Патриот»:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сергей Астахов: «Мы воспитываем защитников Отечества» Сергей Астахов: «Мы воспитываем защитников Отечества» Сергей Астахов: «Мы воспитываем защитников Отечества» «Мы воспитываем защитников Отечества»
Беседа с Сергеем Астаховым, президентом Международной федерации рукопашного боя
Что такое рукопашный бой как вид спорта? Чем его идеология отличается от той, на которую опираются восточные единоборства? И почему этот российский вид спорта популярен в Латинской Америке?
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Свящ. Димитрий Шишкин
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Священник Димитрий Шишкин
Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина.
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу Православие.Ru.
Комментарии
Ирина Бородкина (Шестопалова)16 марта 2016, 22:50
Молодцы.
курилов18 мая 2015, 21:04
Начиная любое дело(даже гвоздь забить) ты думаешь,как бы не навредить, в первую очередь самому себе,потом ты должен жить так ,чтобы не доставлять никому никаких неудобств,а в случае ,если просят помощи-приходить незамедлительно.
Василий Н.16 мая 2015, 18:02
Присоединяюсь к тем, кому непонятны нападки на каратэ.
Стас16 мая 2015, 13:04
Уважаемый Турист, доги, кимоно. Сейчас это не важно. Визуально этот вид спортивной одежды связан как с каратэ, так и с другими видами японских единоборств. Но по Вашей логике и В.В. Путин тоже должен жить в Японии раз занимается дзюдо. И к сожалению, Ваше привитие детям неприязни к другим видам единоборств может распространиться и на чужой народ.
Ксения15 мая 2015, 12:52
Спасибо ребятам! Жаль, что далеко живу, а то бы отвела своего пацана к ним на подготовку.
Armo Gulliani15 мая 2015, 10:24
Муха меня не кусала, просто не во всем согласен с героями статьи, и, я думаю, это нормально, мы же не зомби (надеюсь), и у каждого может быть свое мнение, и вовсе не обязательно подгонять всех под одну гребенку..) Я очень рад и благодарен ребятам за их труд, за помощь подросткам, но я бы не стал смешивать понятия и называть спорт и занятия боевыми искусствами проповедью православия, тем более, так вольно трактовать такие непростые духовные понятия, как непротивление злу, религия рабов и т.д и т.п. Насчет физической активности полностью согласен, ребятам нужны активные физические занятия и спорт. Но за духовной пищей и православным воспитанием я бы предпочел обратиться к более компетентным источникам.) Всем радости.)
ПАВЕЛ Д14 мая 2015, 23:20
Спасибо порталу за статьи на мужские темы.
Споры, что лучше - рукопашка или каратэ? - неуместны. Нездоровый мистицизм встречается и в секциях каратэ, и в рукопашных секциях, это от тренеров зависит. Спасибо хорошим тренерам,что православную молодежь учат самозащите и защите ближнего своего - без ложного мистицизма.
НН14 мая 2015, 16:25
Анастасия Рахлина:
..."Что за муха вас, Стас, и вас, Armo, укусила?".

Анастасия, спасибо Вам за материал. Отрадно сознавать, что "есть ещё порох в пороховницах!".
Стасу и Armo я бы задала вопрос: А за что Каин Авеля убил? и посоветовла бы "не отцеживать комара", а засучить рукава - и вперёд, заниматься с ребятнёй: православие проповедывать и тренировать, к армии пацанов готовить. Простите!
ТаняСем14 мая 2015, 14:55
ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ понравилась беседа Анастасии с этими мужчинами-тренерами клуба "Патриот"-МОЛОДЦЫ!!!!Дай Бог,чтоб порядок в этом клубе стал образом жизни всей молодежи,а особенно мальчиков только вступающих во взрослую жизнь,ведь зачастую сыновья воспитываются одними мамами и их "изнеженность" потом выливается в инфантилизм,что приводит к проблемам...Огромное спасибо за показанный пример,ведь было бы желание и упорство к поставленной цели!А все "едкие" комменты пусть останутся на совести их писателей,а ребятам Божьей помощи и защиты в их нелегком труде!!!Вот тебе и молодежь-очень радует!!!!
Анастасия Рахлина13 мая 2015, 17:13
Дорогие! Прочитав комменты, не могу не вмешаться. Потому что они очень странные. Вот эти люди - из клуба "Патриот" - они просто замечательные. Глубоко верующие, умнейшие. Просто гордость России. Самое дорогое им доверишь, не задумываясь - собственных детей. Что за муха вас, Стас, и вас, Armo, укусила?
Лариса13 мая 2015, 14:59
Радостно читать о таких людях.
Спасибо за статью.
Турист13 мая 2015, 14:14
Уважаемый Стас кимоно это одежда гейши. В восточных единоборствах это доги. Рукопашный бой это вид спорта, включенный в ЕВСК и имеющий аттестат государственной аккредитации. И наконец если вы яро отстаиваете интересы восточных единоборств, то почему там не живете?
Алексей KZN13 мая 2015, 13:44
Мне тоже показался не очень обоснованным наезд на карате. Что такого поклониться портрету мастеру боевого искусства в знак памяти и уважения к его достижениям? Простите, может я не до конца понимаю? Это же не жертва языческим идолам, а просто знак уважения.
Armo Gulliani13 мая 2015, 13:15
Прошу прощения, но мне кажется, что уж очень расплывчатые убеждения у этих молодых людей, каша в голове из всего..
Стас13 мая 2015, 11:12
Практически равнозначными являются понятия «Рукопашный бой КГБ СССР» и «Русское (Советское) оперативное карате» (по версии КГБ СССР). РБ, основали выходцы из каратэ, в то время когда каратэ было запрещено. Рукопашным боем свою технику называть стали также те, кого не прельщала восточная экзотика, и в боевых искусствах они искали прикладной аспект. Существует также ряд стилей, которые позиционируют себя как преемников неких древнерусских и древнеславянских традиций, однако их отношение к техникам и методикам обучения в военных формированиях тех исторических периодов, на которые они ссылаются, спорно и, чаще всего, ничем не подтверждено. Таким образом, эти системы можно с уверенностью назвать авторским.
Рукопашники, будьте честными хотя бы на православном сайте.
Стас13 мая 2015, 11:04
Во-первых, не во всех секциях каратэ поклоняются портретам. Во-вторых, это какому такому основателю каратэ? Видов очень много и одного основателя нет. И в третьих, если Вам так ненавистно каратэ для начала снимите кимоно, и не лукавьте.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×