Как учат современных реставраторов. Экскурсия по Российской академии живописи ваяния и зодчества

Иконы, как и любые другие произведения искусства, имеют свойство стареть. В XX веке много икон в России было уничтожено во время гонений на Церковь, многие были повреждены и требуют реставрации.

О том, как готовят будущих реставраторов, нам удалось узнать, побывав в Академии живописи ваяния и зодчества. На «дне открытых дверей», когда можно было заглянуть в самые недоступные в обычное время аудитории, обзорную экскурсию по академии нам провела Мария Королева, студентка факультета реставрации.

Поступить в академию гораздо сложнее, чем во многие столичные вузы. Высокий конкурс и фактически личный отбор ректором своих будущих учеников – причина того, что людей случайных здесь не встречается. Кто-то, не поступив с первого раза, вновь и вновь штурмуют стены академии, и многие добиваются успеха…

Первой мастерской, в которую мы попали, была мастерская реставрации темперной живописи. Затем – масленой, станковой живописи. Что сложнее для восстановления – трудный вопрос. «С маслом работа идет быстрее, – говорит Мария, – но, как правило, и объем полотен тоже значительно больше. Темперная же живопись требует больше времени для неактивной работы: иконы могут неделями лежать под грузами и укрепляться. Также различается и подход самого реставратора при работе с той и другой живописью: если на масляном холсте встречаются затертости, заломы, протертые части, то это место записывается так, чтобы не было видно, что раньше этот участок был в чем-то ущербен. С темперной же живописью поступают иначе: ее тонируют нейтрально, так чтобы это не мешало эстетическому и целостному восприятию произведения».

На столах были представлены варианты дипломных работ: отреставрированные произведения, а над ними вывешена фотодокументация. Каждый шаг в своей работе реставратор по общепризнанным правилам должен фиксировать документально, показывая различные этапы. Помимо фотофиксаций различных стадий работы, необходимо сделать черно-белый рисунок – схему с легендой, на котором были бы указаны все действия, проделанные от начала до конца.

Для восстановления первоначального облика произведения, подверженного пагубному влиянию времени, а когда и поврежденному не без участия человека, используется любая полезная информация: исторические документы и мемуары, похожие произведения разных авторов того периода и многое другое.

Иногда произведения оказываются «многослойными». При помощи рентгена можно просмотреть картину или икону на разных уровнях, что порой позволяет обнаружить под живописью, скажем, XIX века более ранние слои. Тогда открывается небольшая часть работы и, если ценность более раннего пласта оказывается выше позднейшего, то при помощи специальных растворителей верхний слой убирается и взору художника предстает порой совсем иное творение.

Реставратору необходимо уметь различать технику живописи различных мастеров, а для этого надо, чтобы студенты сами участвовали в процессе создания аналогичного по технике художественного произведения и прочувствовали его. Поэтому студенты- реставраторы не только занимаются возрождением древних произведений искусства, но и умело экспериментируют с красками. В том числе, например, они работают и в энкаустической технике, т.е. в технике восковых красок. Это специальные краски особой обработки, которые при высыхании становятся очень твердыми и практически не подвергаются процессам старения. Техника эта берет свое начало в глубинах истории. Известна она была еще в Римской империи (фаюмский портрет). Значительная часть икон доиконоборческого периода создана именно в технике энкаустики.

В мастерской реставрации масляной живописи представлены образцово-знаковые дипломные работы. Особое внимание посетителей сразу привлекают два произведения, символично стоящие друг напротив друга: портрет Наполеона, копия русского художника с гравюры Ара Соверне, и двусторонний стяг Калужского ополчения, под которым 200 лет назад наши соотечественники выгнали наполеоновских солдат из России.

Но на факультете реставрации не только занимаются восстановлением старого, но и творят новое: иконописная мастерская, куда нам предстояло подняться – то самое место, где студенты, пытаясь проникнуть в тайны иконописания, занимаются темперной живописью…

Наверх ведет лестница, сохранившаяся до наших дней из прошлой эпохи. Серые вековые камни и справа и слева окаймляют узкий лестничный проем и, вроде бы, не видно, на какой высоте находишься, но стоит только подойти к краю и взглянуть вниз… в общем, боящимся высоты делать этого не рекомендуется.

Итак, мы на 4-м этаже в иконописной мастерской. Пожалуй, самым главным произведением здесь является иконостас – творение всего второго курса. Каждый из девяти человек, работавших над этим иконостасом в течение семестра или года, писал одну икону. А в итоге получилась одностильная целостная работа.

Когда смотришь на красивую картину или хорошо написанную икону вековой давности, то и не подозреваешь даже, какие усилия необходимо затратить для того, чтобы это произведение выглядело именно так. И лишь немногие, взглянув на полотно, могут оценить труд реставраторов, тех людей, которые делают чудо из уже, казалось бы, невозможного.

Максим Паршин

27 апреля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×