Скрытое пламя: православный взгляд на йогу

    

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?
(2 Кор. 6: 14–16)

По рождению я католик. Я любил молиться. Прогулки в лесу, игры на реке, странствия по необъятным просторам воображения. Всё это было видом молитвы для меня: тишина, покой, почти исихия, такая естественная для ребенка. Я не пребывал постоянно в этом молитвенном состоянии. Но я узнал его. Этот опыт достался мне даром, просто как действие в сердце.

Мы все – в различной степени – испытываем подобное. Этому даются какие-то именования – или вообще не даются, потому что все слова кажутся такими неподходящими для того, чтобы выразить движение сердца к Богу. Когда мы невинны сердцем, особенно в ранней юности, есть переживание двух в этом опыте. Любящего и Любимого. Кого-то Еще. Я, будучи ребенком, не мог отчетливо обозначить это Присутствие Христа – точно так же я никогда не называл родителей по имени. Я просто знал их.

***

Джозеф Магнус Фрэнгипэни Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Когда я учился в средней школе – мои дедушка и бабушка отдали меня в католическую школу для мальчиков, – я хотел стать монахом-траппистом. Я регулярно посещал службы и часто читал Библию. Писание, действительно, подобно двери. Ты можешь войти через нее, и Святой Дух перенесет тебя в разные места, даже не отрывая твоих подошв от земли. Но я знал, что было и нечто большее. Что есть разница между чтением о событиях и опытом встречи с Ним.

Доктор Гарри Бузалис пишет в Священном Предании: «Мы призваны не просто “следовать” Традиции или “подражать” Традиции. Мы призваны переживать ее… как поступали святые и продолжают поступать и сейчас». Мы знаем: чего-то не хватает в мире вокруг нас. Некоего богатства, некоей глубины, о которой мы интуитивно знаем и к которой стремимся. Это, конечно, богатство Божией любви, света и благодати. Но в тот период моей жизни у меня не было слов, чтобы выразить это. Как и многие, я связывал эту неудовлетворенность, это беспокойство с другими вещами.

Профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. Так завязалась моя интрижка с медитацией

В средней школе профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. И вскоре завязалась моя интрижка с медитацией. Я расслабился. Я отбросил осторожность ради нового опыта. Я чувствовал себя так, будто черный ход моей души постоянно открыт. Я отверг Бога, «чтобы быть сам по себе». Я испытал – очень ясно, – как внутри меня погас свет. Присутствие, Некто, Друг уважил мое решение. Было ощущение, что Он тихо ушел. Он уважает свободу воли. Он никогда не навязывает Себя. Он стучит в дверь сердца и ждет.

***

Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон

Я стал медитировать регулярно. Поначалу мне, подростку, было очень тяжело сидеть часами со старыми тибетскими монахами, совершенно неподвижно, обращая все мысли к голой стене и бронзовой статуе Будды передо мной. Я углубился в учение о реинкарнации, карме и сансаре[1]. Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон и что в него включены астрология, колдовство и другие оккультные практики.

Я хотел знать, как побороть тревогу и депрессию, как собрать рассеянные мысли. Посещая залы буддийской медитации и индуистские ашрамы, я был заинтригован «духовным фейерверком»: экстазом, трансом, чувствами и видениями. Всё это связано с различными уровнями медитации и йоги и умножается с практикой. Эти и другие опыты иногда даются сиддхи или силами, накопленными через садхану (практику медитации и йоги). Интрижка переросла в увлеченность, увлеченность стала привычкой. И я не заметил, как мой первоначальный «безвредный» интерес к йоге и медитации утвердился в привязанность. Я более десяти лет погружался в эту духовную пучину.

И все эти годы я задавал разные вопросы. Например, что знают католические священники и монахи о том, верили ли первые христиане в предсуществование душ и реинкарнацию? Они отвечали, что ничего не знают об этом. И вдобавок спрашивали: а что это вообще такое? Погружаясь всё больше в источники и понятия восточных религий, страстно желая проникнуть в бардо – промежуточное измерение между духовным и материальным мирами, – я принялся за изучение «Тибетской книги мертвых».

Я штудировал всю мистическую и эзотерическую литературу, что попадала мне в руки, всегда носил в заднем кармане томик Бхагавад-гиты и читал работы Парамахансы Йогананды. Я погрузился в чтение Ошо, Рама Дасса и Рамана Махарши, убежденный, что нет существа более божественного, чем я сам. Но моя иллюзорная самость разрушалась мною же самим. Согласно множеству книг, что я прочел, и тому, что слышал, не могло быть личных взаимоотношений с Божественным, и это создавало конфликты в моей душе. Покой и мир детства ушли. Чем глубже я погружался в медитацию и йогу, тем чаще приходили внезапные, неожиданные мысли, приносившие мне боль. Моя душа была поражена. Это был очень темный и печальный период моей жизни.

В поисках спокойствия я принял обет бодхисатвы и вступил в созерцательный и мирный буддистский монашеский орден, пытаясь как-то где-то закрепиться. После начального периода относительного мира появилась дерзость, даже безрассудство, беспокойные духовные движения. Это было что-то вроде духовного алкоголизма. Но я тогда не подозревал об этом.

***

Блудный сын питался пищей свиней в далекой стране. Но он вернулся домой, когда вспомнил вкус хлеба в доме Отца. Более десяти лет я жил в этой далекой стране и питался ее едой.

Я видел так много людей – и друзей, и незнакомцев, – искавших растворения себя. У них было ненасытное желание потерять себя, но не в жизни и свете Бога, а в темноте пустоты, отделяя себя от Любви всё Превосходящего. Это отделение – ад. Немало мужчин, женщин и детей ищут этот ад, катясь сквозь беспорядочные отношения и выпрыгивая из окон наркотиков, через что столь многие пали.

Я же изучал и практиковал кундалини-йогу и шаманизм, узнавал присутствие страха и холода.

Я приобрел репутацию гадателя по картам Таро. Я обучал йоге и был инструктором в группах по управляемым медитациям и песнопению в глубокомысленных пустынях. Мы экспериментировали с астральной проекцией – управляемым внетелесным опытом через бардо, описанным в тибетских книгах. Я повсюду носил с собой не только Бхагавад-гиту, но еще Упанишады и буддийские сутры. Все эти занятия дальше и дальше уводили меня от святой горы Христа. Капля за каплей камень точит. Я с намазанным оранжевой пастой лбом звонил в колокольчик, принося фрукты и зажигая огонь при поклонении Кришне, скитался босиком по улицам Юджина, Сиэтла, Портленда, а потом и Ришикеша, Харидвара и Дхарамсала на севере Индии.

***

Архимандрит Захария Архимандрит Захария
«Отделенный от Бога – Источника жизни, – пишет архимандрит Захария в книге «Сокровенный человек сердца», – человек может уходить только в себя… Постепенно он опустошается и развращается».

В буддизме Бог, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить

Буддизм отвергает индивидуальность, душу и личность. Складывает руки в молчании против Бога. Страдание там не преображается. В буддизме есть кресты, но невозможно воскресение. Можно сказать, что буддизм находит пустой гроб и заявляет о его пустоте как о естественном состоянии вещей, даже о цели бытия. В буддизме всё: небеса, ад, Бог, индивидуум, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить. Вот цель. Полное уничтожение. В высказывании IX века сущность буддизма выражается так: «Если увидишь Будду – убей его».

Буддизм не претендует – и не способен – на исцеление души и тела. Душа и тело должны быть преодолены и отброшены. В Православной Церкви, наоборот, душа и тело получают исцеление. Буддизм учит, что ничто не имеет внутренней ценности. Церковь учит, что всё сотворенное Богом имеет внутреннюю ценность. Включая и человеческое тело. Мы сложные существа. Действия наших тела, ума и души согласованы. И эти согласованные действия напрямую зависят он нашего общения с Богом и духовной сферой.

Для православных христиан всё – даже страдания – является тайной дверью, проходя которой мы встречаем Христа и через это обнимаем друг друга.

***

Однажды осенью я приехал в Ришикеш в Индии. Этот город назван в честь языческого бога Вишну – «бога чувств». Ришикеш – это «мировая столица йоги». Общепризнанно, что это место, откуда происходит йога. 40 дней я изучал и практиковал так называемый «тайный путь» интегральной йоги в предгорьях Гималаев. Она включала в себя не только гимнастику, как в Америке, – каждое занятие начиналось и кончалось молитвой к «богу рычащего шторма» Шиве.

Йога исторически укоренена в индуизме

В то время я преподавал английский тибетским беженцам и работал на Правительство Тибета в изгнании как редактор. Йога исторически укоренена в индуизме. Интересно, что, разговаривая с ринпоче[2] в монастыре Далай-ламы в Дхарамсале, я спросил, кто или что есть эти индуистские боги по буддийской космологии. Его ответ был пугающим: «Они сотворенные сущности, обладающие эго… Это духи, удерживаемые в воздухе».

Что такое йога? Что такое энергия кундалини?

Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини и возведение ее к Шиве

Пробуждение энергии кундалини Пробуждение энергии кундалини
Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини[3] и возведение ее к Шиве, познав вашу «истинную» сущность. Все направления йоги взаимосвязаны, как ветви дерева. Дерева с корнями, снисходящими в те же области духовного мира. Это отражено в древних книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали. Я узнал, что конечная цель йоги – разбудить энергию кундалини, свитую в основании позвоночника в виде змея, и это приведет в состояние, позволяющее познать Тат Твам Аси[4].

Конечно, йога может инициировать необычные состояния души и тела. Но того же самого можно добиться при помощи психотропных препаратов и безвкусных, незаметных ядов. Через йогу мало-помалу приобщаются к шакти, к которой йоги обращаются как к «божественной матери», «темной богине», связанной с другими основными индуистскими божествами. Эта энергия не от Духа Святого, и это не просто аэробика или гимнастика. Ко всей этой системе прилагаются бхаяны и киртаны – языческие эквиваленты православных христианских акафистов, а к индуистским богам – также мантры, являющиеся «сакральными» формулами, как телефонные карты или телефонные номера различных языческих гуру и богов.

Как йога связана с индуизмом?

Честно говоря, индуизм не является единой религией. Это термин, которым британцы назвали различные культы, философские школы и шаманские религии Индии. Если вы спросите индуса, верит ли он в Бога, он, возможно, скажет, что вы сам – бог. Но спросите другого, и он укажет вам на скалу, или статую, или пламя огня. Это индуистская полярность: или ты сам бог, или всё вокруг – бог.

Йога выполняет функцию миссионерского рычага индуизма за пределами Индии

Йога находится под зонтиком индуизма и по многим причинам – верхушка этого зонтика. Она выполняет функцию миссионерского рычага индуизма и эпохи Нью Эйдж за пределами Индии. Индуизм как матрешка: открываешь одну философию – и в ней оказывается десять тысяч других.

А неоткрытые таят в себе риски. Можно плавать легко и беззаботно в неведомых водах. Но, не зная о приливах и особенностях этого района, можно попасть в беду. Тебя может унести подводное течение. Ты можешь пораниться о невидимые скалы, или подхватить неизвестную инфекцию, или отравиться.

Так случается и в духовной жизни.

Когда мы ныряем в океане, нас может привлечь яркая, пестрая или интересная рыба, но самые пестрые и экзотичные – самые ядовитые и смертельно опасные.

Впервые приехав в Индию, я, сняв обувь и носки, шел по разлитой воде, кокосам, разбросанным конфетам и мерцающим огням храма Калкаджи. Это один из самых известных храмов, посвященных Кали – «богине смерти». Я не знал, что оказался посреди толпы, справляющей самый важный ее праздник. Храм был в хаосе, и напряжение достигло темного апогея.

У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки

Тысячи мужчин, женщин и детей собрались в том храме Ришикеша, чтобы поклониться этому демону. У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки. Это была явная демонская одержимость.

Однажды я прикладывался к Ситкинской иконе Божией Матери и испытал неописуемое тепло, слезы смирения и любви, ясность ума и мир. Как будто я прошел мимо окна, полного теплого, благоуханного солнечного света. В храме Калкаджи я испытал противоположное.

Кали часто изображают как страшную многорукую богиню с синей кожей, стоящей поверх человеческих голов, с кровавым языком, свешивающимся изо рта. На ней одето ожерелье из человеческих голов и пояс из рук.

Позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл

Я пил кофе с людьми, активно участвовавшими в движении йоги, индуизма и Нью Эйдж в Америке, которые для посвящения в культ этой богини ели мясо трупов с непальских кладбищ. Не так давно популярная британская газета «Гардиан» писала о том, что в честь демона Кали в жертву был принесен ребенок. Всё это типично для индуизма. И это всё связано с йогой, потому что позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл. Например, как пишет один журналист, «Приветствие солнца» – а это, наверное, наиболее известная последовательность асан, или поз, хатха-йоги, особенно популярной и распространенной в Америке, – это в действительности индуистский ритуал.

«“Приветствие солнца” никогда не являлось традицией хатха-йоги, – пишет Субхас Рамперсауд Тивари, профессор философии йоги и медитации Американского индуистского университета в Орландо (штат Флорида). – Это полноценный круг ритуального почитания солнца, благодарность за источник энергии».

Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой», – пишет Свами Парам, представитель ашрама Академии классической индуистской йоги и дхарма-йоги в Манахавкин (штат Нью-Джерси).

Это богиня Кали стремится объединить практикующих через шакти с Шивой посредством йоги. В ее храме, недалеко от Нью-Дели, я видел отвратительный говорящий сам за себя идол: камень со странными бисерными глазами и клювом, покрытый желтоватой противной и комковатой съедобной субстанцией.

В индуизме идолы «будятся». Их одевают. Их кормят. Им поют. И потом их кладут спать. Я принимал участие в этих церемониях сотни раз.

Издание «Йога Джорнал» имеет более 5 миллионов подписчиков и является самым продаваемым журналом йоги в мире. Показательно, что написал «Йога Джорнал», когда, доказывая превосходство йоги как психотерапии, говорит о философии индуизма, скрытой за практиками йоги:

«В перспективе йоги все человеческие существа “рождены божественными”, и каждый человек в своей сердцевине имеет душу (атман), которая вечно обитает в неизменной, бесконечной, всё пронизывающей реальности (брахман). В классической формулировке этого воззрения Патанджали… мы уже есть то, к чему стремимся. Мы – божество в скрытой форме. Мы уже, по сути, совершенны, и наш потенциал готов в любой момент проснуться для этой истины, с пробужденным сознанием и просветленной природой»[5].

Учителя и ученики йоги обычно приветствуют друг друга санскритским словом «намасте», что значит: «Я почитаю божественное в тебе». Это утверждение пантеизма и предательство истинного Бога, явленного в Библии. «Приветствие солнца», или «сурья намаскара», происходит от почитания индуистского солярного божества Сурья.

В церковной агиографии и иконографии мы почитаем святых – реальных людей, живших праведно перед Богом, приобщившихся и продолжающих приобщаться к Его свету и любви – и просим их заступления. Идолы же, – как пишет отец Михаил Помазанский, – это «образы ложных богов, и поклонение им есть поклонение демонам или воображаемым существам, не имеющим бытия; и таким образом, по существу, это поклонение безжизненным объектам».

Я видел свами в Америке – тех, которые передают эту демоническую энергию кундалини, просто посмотрев человеку в глаза. И если он открыт для этого, его тело может трястись и вибрировать, как железная заводная игрушка.

И когда для меня пришло время принять эту проклятую энергию через Шактипат[6], невероятный страх сковал меня, словно ледяная, наэлектризованная вода, и я поднял свой щит и меч: я начал произносить Иисусову молитву. Слава Богу! Это жуткое присутствие было отражено именем Иисуса. Мы должны помнить, что, как пишет апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

С этой молитвой, как со щитом и мечом, я выплыл обратно ко Христу. Я вышел из страны далекой. Я сделал шаг к Дому Отца моего.

Йога и Православие

Йога – это психосоматическая практика, взаимодействие между разумом, телом и духом (духами). Мы должны помнить, что слово «йога» значит «иго» – деревянное перекрестие, возлагаемое на шею животных и присоединенное к плугу. Помните, что апостол Павел предупреждает нас: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»

Йога не относится к Писанию и не является частью Священного Предания нашей Церкви. Всё, что нам нужно, обретается через Православную Церковь. Так чего мы хотим от йоги?

Важно знать, что в йоге так же, как и во многих мистических школах, практикующим могут являться странные огни, но скорее всего они от демонов или тварные огни в сознании, ведь «сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11: 14). Многие сталкивались и следовали за «духовными фейерверками» так называемого «нового» века. Конечно, это не тот Нетварный Свет, который видели Моисей и ученики на горе Фавор. Это не Божественный Свет, который защищал святителя Григория Паламу в XIV веке от западных схоластиков. Прямое знание Бога возможно, как и непосредственный опыт Его познания, но знание и опыт зла также безусловно доступны. У нас есть свободная воля, чтобы выбирать, кого и что мы ищем. Это, конечно, требует рассудительности и испытания, где изложение испытанного перед опытным духовником – необходимое условие. Вне сомнения, необходимо сердечное участие в Таинствах Церкви. Нам лучше смотреть на таинства в наших сердцах, чем развлекаться воображением ума.

Популярные формы гимнастической йоги опасны и могут нанести вред практикующему

Также нужно несколько слов сказать о том утверждении, что популярные формы гимнастической йоги не несут вреда и опасности практикующему. Те, кто придерживается такого мнения, или недостаточно осведомлены, или специально игнорируют множество предостережений, встречающихся в руководствах по восточной йоге, говорящих о хатха-йоге для практикующих. Уведомлен ли инструктор об этих предостережениях и может ли гарантировать, что ученик не получит вреда?

В своей книге «Семь школ йоги» Эрнест Вуд предваряет описание хатха-йоги такими словами: «Я должен обратиться к некоторым практикующим хатха-йогу со строгим предупреждением. Многие люди получили неизлечимые болезни и даже сошли с ума, потому что делали упражнения йоги без приведения души и тела в надлежащее состояние. Книги по йоге полны таких предупреждений… Например, Геранда Самхита объявляет, что если некто начнет упражняться в жаркую, холодную или дождливую погоду, то это приведет к болезни; также если нет умеренности в пище и желудок более чем наполовину наполнен тяжелой пищей… “Хатха-йога прадипика” говорит, что устанавливать контроль за дыханием нужно постепенно, “как приручают львов, слонов и тигров”, в противном случае “экспериментатор будет убит”; а при любых ошибках возникают кашель, астма, головные боли, боли в глазах и ушах и многие другие болезни». Вуд заключает свои предупреждения о позах и дыхании словами: «Я должен ясно сказать, что я не рекомендую эти упражнения, так как считаю, что хатха-йога очень опасна».

Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе

Если православный христианин хочет поупражняться физически, то можно плавать, бегать, ходить или делать гимнастические упражнения, можно заняться аэробикой, фитнессом. Это безопасные альтернативы йоге. Также мы можем совершать земные поклоны перед Богом. Церковь не хочет сделать нас нездоровыми или несчастными. Мы должны доверять предписаниям Матери-Церкви и следовать им в той степени, как можем и как дает благодать Божия. Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе.

Также не должно доверять собственному мнению. Должно быть руководство.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3: 5).

Как православные христиане, мы знаем, что действия нашего тела, такие как поклоны, земные поклоны и крестное знамение, имеют влияние на состояние нашей души перед Истинным Богом. Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам? Такие действия имеют серьезные последствия для души и тела, принадлежащих Христу.

«Будем мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16).

[1] Реинкарнация – в восточных религиях учение о повторном воплощении души после смерти тела в другое существо; переселение душ. Карма – в буддизме, индуизме и др. религиях Востока совокупность совершенных человеком поступков и их последствий, определяющая судьбу и характер его нового рождения, перевоплощения. Сансара (или самсара), «блуждание, странствование» – круговорот рождения, жизни и смерти.

[2] Ринпоче – признанный перерожденным и продвинутым учитель в буддизме.

[3] Кундалини означает «свернутый кольцом», «свернутый в форме змеи». В йоге, эзотерике — представление об энергии, сосредоточенной в основании позвоночника; существуют различные методы и практики, цель которых заключается в том, чтобы «пробудить змею», осуществив подъем энергии по позвоночнику. Присутствие «пробужденной» энергии кундалини, также называемой шакти, должно привести к единению с Шивой, родоначальником и богом йоги.

[4] «То Ты Есмь» – одно из «великих речений» Упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Аруни. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с «последним основанием внешнего мира», Атманом и Брахманом.

[5] Cote Stephen. Standing Psychotherapy on Its Head // Yoga Journa. 2001. May/June. P.104 // http://michaeltalbotkelly.com/standing-psychotherapy-on-its-head/

[6] Шактипат (санскрит) – передача силы, духовной энергии кундалини от учителя, в котором она уже активна, ученику. Элемент обряда посвящения в тантризме. Передача может происходить через взгляд, касание, ментальный посыл, произнесение мантры, через вещи (фрукт, цветок, письмо), по телефону или телевизору.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой
Священный Синод Элладской Православной Церкви выступил с заявлением по поводу провозглашенного ООН «Всемирного дня йоги», который будет ежегодно отмечаться 21 июня.
О йоге и прочих восточных практиках О йоге и прочих восточных практиках
Валерий Духанин
О йоге и прочих восточных практиках О йоге и прочих восточных практиках
Валерий Духанин
В индуизме многих привлекала мысль о том, что в человеке заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен.
Нужна ли православному христианину йога? Нужна ли православному христианину йога?
Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление претендующее на повседневность в нашей жизни?
Комментарии
свящ.Иоанн 9 ноября 2023, 11:24
Спасибо автору за статью! Автор познал йогу очень глубоко. Познал её суть изнутри. Чувствуется боль одиночества и оставленности, которые автор испытал, занимаясь данными практиками. Очень удивительно то, что всё равно находятся защитники этого сатанинского учения. Опять пишут про физические упражнения и здоровье... Автор же вроде ясно показал антихристианскую сущность этой практики. То, что некоторые естественные позы и движения человеческого тела имеют названия на санскрите - не значит ровным счётом ничего. Они не принадлежат йоге. Все эти берёзки и лежание на боку. Они наречены по-йоговски, но никак не связаны с этим учением.
Павел29 декабря 2021, 15:22
Уважаемые друзья! Йога означает объединение! Объединение ума с сердцем. Это только инструмент, по изучению себя. И он не имеет прямого отношения к религии. Другой вопрос как люди этим инструментом пользуются, и какие понятия сами вкладывают. Есть множество сект и нужно быть аккуратным. В любых религиях и течениях могут быть сектанты и дьявол в обличии чего то хорошего, который уводит нас с пути. Пусть бог ведет нас светлым путем и поможет если мы заблуждаемся!
Анна13 ноября 2020, 23:00
Большое спасибо за перевод статьи. Помогла выбраться из чакр, медитаций, йоги и прочих духовных практик. Очень рада за возвращение к Отцу Небесному блудного сына. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй.
Владимир14 марта 2018, 19:38
Спасибо!
Михаил10 октября 2017, 13:25
Многие из людей ведут малоподвижный образ жизни. Весь день - за сидя компьютером, на богослужениях стоим, в результате - болезни. В прошлом люди всю неделю трудились и только на богослужениях стояли, все было гармонично. В наше время различные виды восточных упражнений - чуть ли не единственный способ уберечь здоровье и долголетие, поэтому, отбрасывать упражнения, на мой взгляд, неразумно. Многие из этих упражнений хорошо сбалансированы и имеют, кроме положительного влияния на мышцы и сухожилия, хорошее влияние и на внутренние органы. От медитаций лучше отказаться, у нас есть более действенный духовный метод - христианская молитва.Прямого противоречия вост. упражнений и христианства не вижу.
Тани 21 мая 2017, 02:48
Не прочла всё досконально,поздно.И вместе с тем увидев фразу про Будду.Убить Буду в будизме, не буквально,означает,что думай своей головой истина в тебе,Бог в тебе,не ищи Бога в ком то ищи в себе.Равносильно Фразе" не сотвори себе кумира".
7 января 2017, 17:03
В буддизме Бог, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить ...Это самое разрушительное , противоположное православному вниманию ко всему происходящему с тобою и близкими ..Погибель , одним словом .
Rano Ranosha13 июля 2016, 22:01
Очень полезная статья Спасибо!
Денис10 февраля 2016, 10:02
Занимался в школьные годы хатха-йогой по книгам где подробно описаны правила выполнения и предостережения, что не помешало мне креститься во взрослом возрасте.
Есть много видов йоги, даже путь ученого можно назвать йогой.
Многие виды йоги как философских учений действительно не совместимы с христианством.
Физические упражнения можно узнать в книгах, внимательно изучив предостережения, как и в любом спорте или виде физкультуры.
Есть же православные мастера единоборств, которые были основаны в странах буддизма и синтоизма.
Елена 6 ноября 2015, 02:29
если вы пойдете на занятия именно студию Йоги , то тут два варианта - или это фитнес, где йога приписана потому что это раскрученный модных бренд,для завлекаловки, а на самом деле это будет микс из разных оздоровительных направлений. или это реальная первая ступень духовной школы. Разобраться в этом можно на первом же занятии. В первом случае самое плохое - это просто неграмотный инструктор , который работает просто ради денег. Во втором случае самое плохое-духовная манипуляция через проблемы со здоровьем, которые есть у всех. Позы сами по себе не несут никакого вреда, если они грамотно исполняются с физ. точки зрения. Так даже земные поклоны могут навредить телу, если их выполнять неверно . А правильному их выполнению учат похоже даже не во всех монастырях. А уж чем занято ваше сознание во время поклона православного или индусского - это вот ваш выбор.
оксана20 октября 2015, 01:56
совершенно с вами согласна.все правда написанно в этой статье.
Анна24 августа 2015, 14:36
Понравились комментарии Иоанны. Спасибо! Четко и ясно. И никаких шагов влево.
"Все мы духовно очень немощные и неопытные. Лучше не балансировать над пропастью. Сказано: "Не искушай Господа Своего"."
Лена24 августа 2015, 01:21
Могу сказать из личного опыта, что Господь мені отвел от йоги. Когда-то медитировала и ощутила в себе кундалини и все такое, могу сказать что йога уносит далеко далеко, и конкретно ,и выйти потом оттуда очень тяжело практически невозможно так вы себе уже не принадлежите а думаете как раз наоборот , что вы самый умный и самый крутой. Однако это лишь показывает ,что вы - уже не вы и вами руководят. Сначала она интригует, потом расслабляет, потом ты становишься полностью равнодушным к другим людям , их просьбам. Это такое страшное и холодное равнодушие. Слабых людей она просто заглатывает, кто по сильнее может тоже попасться, так что не обольщайтесь ... Что касается физических упражнений, тоже долго думала над этим, но могу сказать любая асана которую вы делаете и понимаете что вы делаете все равно на под сознании откладывается и то чувство легкости после асан тоже обольщает поэтому многие сдесь и пишут что хатха йога не вредит, просто им нравится это легкость и сила после упражнений . Занимайтесь отжиманиями чем угодно но не асанами. Еще хочу сказать берегите себя и свою душу.
Иоанна19 августа 2015, 19:03
У вас упрощённое представление о евангельских исцелениях, Александр! Исцеляя, Господь всегда говорит: "Отпускаются тебе грехи твои"; или: "Иди и не греши больше"; или: "Вера твоя спасла тебя". В Евангелии соблюдается чёткая последовательность: сначала исповедание Иисуса Христа Богом, покаяние ("Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!"), затем прощение грехов (т.е. исцеление души), и только потом исцеление телесного недуга. Исцеление души предшествует, и телесное здоровье - лишь следствие исцеления души. В этом смысле здоровье действительно вещь второстепенная по отношению к самому главному - спасению души.
В комментариях уже есть ответы на все ваши вопросы. Но вы их не слышите, потому что эти ответы даны в категориях духовной жизни, которые вам непонятны. Значит, нужно сделать так, чтобы они стали понятны. Для этого начните сами жить духовной жизнью: найдите "свой" храм (к которому ляжет душа), своего батюшку (который будет вас направлять), посещайте богослужения, участвуйте в таинствах, держите пост, молитесь, читайте Святых Отцов. И постепенно всё встанет на свои места. Да поможет вам Господь, Александр!
Александр16 августа 2015, 16:18
Иоанне.
В двух своих предыдущих комментариях лишь ответил на три основные посыла статьи и показал, что хатха-йога (здесь только о ней речь) зиждется на нравственном основании (яма и нияма) и, таким образом, не может иметь сатанинского происхождения. Что здесь (в России) йогой в 99 случаях из 100 занимаются ради укрепления здоровья, а не ради духовных практик и, таким образом, её миссионерское значение здесь если не равно то близко к нулю. Что практически вся практикуемая в России физкультура имеет своим источником хатха-йогу и, таким образом, как может быть физкультура и хатха-йога грехом? Ни в ваших, ни в других комментарием я не нашёл разумных контраргументов этим своим тезисам, а только «кавычки», пожелание вразумления, лукавство и всё такое прочее. Потрудитесь же объяснить – каким образом занятия хатха-йогой (без медитаций и прочих духовных практик, разумеется) разделяют с Иисусом Христом? И как противоречит первой заповеди? (Это Евгению). И Христос исцелял людей, т.е. не считал физическое здоровье чем то необязательным и третьестепенным. Посмотрите, посмотрите как сейчас деградирует здоровье россиян. Детей в особенности. Запрещаем хатха-йогу? Так что даём взамен? И вынимайте уже бревно… Соглашусь только с тем, что очень и очень для многих йога действительно опасна. Так и из дома на улицу выйти опасно. Так надо выделить из неё то, что не опасно и использовать во благо. И всего то.
Анастасия Игнатова15 августа 2015, 15:49
Отличная статья!Действительно дает ответы на многие вопросы)
Иоанна13 августа 2015, 00:57
Наталья, "растянуть", "разогнуть", укрепить позвоночник вполне может хороший мануальный терапевт или спортивный врач. Я допускаю, что и тот, и другой используют элементы йоги, но духовная составляющая здесь "отфильтровывается" и "обезвреживается" самим чисто медицинским подходом. Врач лечит только тело. А кто такой инструктор по пилатесу, кто и чему его учил, можно только догадываться. Не надо иметь вообще никакого дела с тем, кто предлагает "сбросить шкурку и полетать". "Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых". А мы как бы говорим: Я иду на совет нечистивых, но возьму там только то, что мне надо, а остальное меня не коснётся. А если коснётся, да так, что и сам не заметишь? Все мы духовно очень немощные и неопытные. Лучше не балансировать над пропастью. Сказано: "Не искушай Господа Своего".
Помните "Золотого телёнка"? - "Шура, учтите, за каждый съеденный вами витамин я потребую от вас множество мелких услуг". Так вот, не потребуют ли потом ОТ НАШЕЙ ДУШИ "множество мелких услуг" в обмен на телесное здоровье? Об этом прежде всего надо думать в таких случаях.
Макаров11 августа 2015, 21:01
У Брянчанинова в "Аскетических опытах" описаны православные методы работы с дыханием. И умную молитву, особенно опускание ума в сердце, можно отнести к православной медитации.

Поэтому мне кажется бессмысленным бояться дыхательных упражнений как таковых. Дыхание по методу Бутейко -- это что, тоже от лукавого ?

И мне непонятно, как может иметь "сатанинское начало" сила, зарождающаяся в человеческом теле, которое есть "храм души" и которое есть образ и подобие ?

Йога в том виде, в котором она популяризовалась в СССР в журнале "Наука и Жизнь" -- это чисто физические упражнения.
Давайте перестанем смотреть фильмы с участием Вицина, он ведь всю жизнь занимался йогой.
Иоанна11 августа 2015, 16:26
Наталья, у каждого бывшего спортсмена есть набор любимых упражнений, которые помогают поддерживать форму. Я оставила себе самый минимум, в основном именно на растяжку, и занимаюсь 5-10 минут в день. (Не могу сказать, имеют ли они отношение к йоге, мне об этом ничего не известно.) В обычной жизни полно возможностей поддержать гибкость, и не надо их упускать. Когда в руках нет тяжёлых сумок, поднимаюсь по лестнице на 9-й этаж, делая акцент на разгибание. Когда есть время, вот как сейчас, летом, плаваю, бегаю (но не до изнеможения), просто хожу пешком быстрым шагом (следим за спиной, ноги полностью разгибаем). Стараюсь меньше есть И ПИТЬ, ровно столько, чтобы утолить жажду. 2-3 литра жидкости в день - полная чушь (моё личное мнение). Об алкоголе тем, кто хочет хорошо себя чувствовать и выглядеть, после 40 лет лучше вообще забыть.
Не могу сказать, что я в отличной спортивной форме, я не ставлю перед собой такую цель, есть вещи и поважнее. Но после 4-х родов (последние в 41 год) мой вес и фигура практически не изменились, и я ношу один размер одежды (44-46) со своей 14-летней дочерью. Подчёркиваю: основа - хорошая физическая форма, заложенная в школьные годы.
Наталия11 августа 2015, 09:45
осмелюсь на совет из личного опыта:

- в принципе, каждый инструктор в "заминке" (завершение занятия/растяжка/ восстановление дыхания) использует элементы "враждебных" :) практик. Если исходить из того, что "врага надо знать в лицо", то не правильнее было бы изучить вопрос, а не шарахаться от него, предварительно попросив в молитве помочь "отделить зерна от плевел"?
- не только йога, но на других занятиях четко следите, чтобы тренер "не трогал" голову. Да, укрепить позвоночник мне нужно, но раскрыть 3-ю чакру или разбудить кундалини - сразу "до свидания"! (Помню после пилатеса тренер "расслабляла" нас, предлагая представить, что тело наше как ненужная одежда сброшена, осталась где-то внизу, а мы парим под небесами..Совершенно точно пишет Иван Камов в комментах - моментально возникает ощущение чнго-то совершенно чуждого. Тело нагрузку получило, спасибо, до встречи, под небесами парите сами! :))
-исходить стоит, думаю, из того, что зачем-то нам "шкурка" дана и ухаживать за ней мы обязаны, т.к.нам нужно трудиться дома и на работе (а не прибывать на больничном), ухаживать за детьми, немолодыми уже родителями, а на это все нужно, в том числе, ФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ!
Наталия11 августа 2015, 08:47
Ионна,Вы себе противоречите. Ответьте тогда - как Вы поддерживаете физичнскую форму?
Тамара Мельникова10 августа 2015, 22:45
Меня удивляет появление фотографий в социальной сети одноклассников, на щитах в городе с высунутым языком (пример:День Победы - ребёнок в военной форме высунув язык поднимается в машину). После прочтения статьи поняла, что пропагандируется образ телесного удовольствия как у богини Кали.
Иоанна 9 августа 2015, 15:30
Александр, а "преклоньше колена, Господу помолимся" - это тоже какая-то "поза" с мудрёным названием? А "главы ваши Господеви преклоните"? А соединение слов Иисусовой молитвы с ритмом дыхания, как это делают некоторые подвижники? По-вашему, все мы чуть ли не в любом своём движении являемся стихийными ("бессознательными") йогами, только пока что не подозреваем о своём "счастье"? "Миссионерство"-то как раз РАБОТАЕТ, это видно из некоторых комментариев, вашего в том числе, поскольку появились православные христиане (обойдёмся здесь без кавычек), которые не видят ничего страшного в совмещении йоги с Православием, несмотря на многочисленные предостережения людей духовно опытных.
А вот как действительно по-православному: Без Господа Иисуса Христа для нас не имеет смысла ни "превосходное здоровье", ни благополучие, ни сама жизнь. И всё, что разделяет нас с Ним (или отдаляет от Него), должно быть нами безжалостно отвергнуто.
Я искренне надеюсь, что вы не лукавите, а только заблуждаетесь, и от всей души желаю вам вразумления от Господа.
Прихожанка 8 августа 2015, 21:14
Н.А. от прихожанки. Спасибо за советы.Вы почему- то видите в людях только плохое, почему вы решили опять, что я напрашиваюсь на похвалу и одобрение? Чего ради? Я действительно не знала, что делать, была в тупике, т.к. хочу быть в Церкви ХРИСТОВОЙ, а не с полуязычниками, но доносить за спиной правящему архиерею никогда не доносила и считаю это некрасивым. Решила подойти еще раз к пастырю и поговорить, но так, чтобы это не было доносительством на женщин. Что касается ваших резких, злобноватых выпадов, хочу сказать, что человек судит других по степени своей испорченности. Больше не буду лезть за советами на сайт, чтобы опять не оплевали такие, как вы. До свидания, не отвечайте больше.
Иоанна 8 августа 2015, 11:51
Физическая нагрузка нужна, обязательно нужна, причём не только мышечная нагрузка, но и растяжка. Занимаясь гимнастикой или лечебной физкультурой под руководством тренера, мы и не подозреваем, что и берёзка, и мостик, и шпагат имеют свои соответствия в йоге (подобно тому, как мольеровский господин Журден не подозревал, что всю жизнь говорил прозой). Мы рассматриваем это исключительно как телесные упражнения.
Другое дело - пойти в клуб йоги и заниматься под руководством тамошнего инструктора, где человек НЕИЗБЕЖНО будет приобщаться духу этого заведения и этого учения.
А каков этот дух? Не будем обманываться: есть только Дух Святой и духи злобы поднебесной. Никаких третьих "духов" не существует. Достаточно посмотреть на иллюстрации к этой статье, чтобы понять, что всё это ни в каком виде не сочетается с Христианством.
Александр 7 августа 2015, 19:52
Отвечу уважаемому Skyka, Евгению (назвавшему меня "православным христианином" - именно так, в кавычках) и другим оппонентам.
Православие и буддизм - это отдельная тема. Здесь мы обсуждаем тему "Православие и йога". Основной посыл статьи - йога есть миссионерский наконечник индуизма, и в основе её сатанизм и йога это грех. Так что ли?
Вы отдыхаете лёжа на спине. Стоп. Это Шавасана! Повернулись на бок? Один из вариантов Шавасаны. Вы бежите "греховных" асан и встали. Это Тадасана... Все делали наклоны, повороты, прыжки на уроках физкультуры. А это - "заимствованные" динамические упражнения хатха-йоги. Пресловутую "берёзку"? А "мостик"? Многим из вас так же доводилось, наверняка, лечиться разнообразными дыхательными гимнастиками. Всё это из хатха-йоги... В Москве сотни секций хатха-йоги, но встречали ли индуистов? Что то не работает миссионерство? В наш век, когда лекарства становятся всё дороже, опаснее и бесполезнее, хатха-йога зачастую остаётся чуть ли не единственным средством поддержания превосходного здоровья.
Ольга 7 августа 2015, 11:36
Эти практики похожи на затхлый подвал.
Н.А. 6 августа 2015, 03:55
Уважаемая Прихожанка! Если у вас есть готовые ответы на ваш же вопрос "что делать в таких случаях?" и иное видение проблемы вас не интересует, зачем тогда был задан этот вопрос? Не в ожидании ли одобрения ваших действий, похвалы?
Вам осталось, пожалуй, написать правящему архиерею, раз ереси получили такое распространение у вас на приходе и с ними никто из должностных лиц не борется.
Помоги Вам Господи найти правильное решение.
Прихожанка 5 августа 2015, 19:54
Н.А. Уважаемый (-ая) Н.А."!Надо меньше празднословить. Спросить себя: а нет ли у меня зависти к чужой славе? А не осуждаю ли я? Известно, что тот, кто осуждает за что-то других, сам потом спотыкается на том же самом".
Простите, но я думаю, что вы в своем суждении неправы. 1) Празднословия не было. Мы не в пустыне, не в келье, и иногда после службы можем общаться. 2) Зависти никакой нет. Я больше их известна в городе по своей работе и общественной православной деятельности. 3)Осуждение грехов? в деле веры должно быть твердое исповедание, уклонение от веры - это больше греха, это язычество или иноверие. Символ веры вы знаете. Св. Антоний Великий: "Кто не содержит правой веры, тот... -явный отступник от Бога. Страшитесь отступлений от веры, как начала всех зол".
Что касается того, что я пыталась как-то получить ответ от батюшек, то я также хорошо знаю, что священник в своем слове или на занятиях воскресной школы может и должен пресечь распространяющиеся на приходе ереси и вразумить заблуждающихся или уклонившихся от веры, это в его компетенции, не в моей.
Любовь 5 августа 2015, 15:47
Александру- А вы уверены, что никакого вреда не несет? Ведь в статье явно сказано:Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой» Не утверждайте того, о чем не знаете. На исповеди так же священник перечисляет занятие йогой, в любых ее проявлениях...
Александр 4 августа 2015, 09:20
Автору, похоже, присуща привычка бросаться из одной крайности в другую. Для того, чтобы йога превратилась в духовную практику, нужна сознательная работа. Простое выполнение физических упражнений само по себе никакой духовной практикой не является.
Иван Камов 4 августа 2015, 05:14
У меня есть очень интересный опыт, личный. Когда я читал книги по восточным практикам, то они в душе воспринимались как "холодные", а когда читал наших Православных авторов, особенно Святых Отцов, то как "теплые".

Можно сравнить вот так еще - вот ты ребенок и где нибудь в магазине капризничаешь и вот тебе говорят - "не шуми" чужая тетя и мама. Восприятие будет разным верно, хотя и сказано все правильно.
Наталия 3 августа 2015, 10:30
Проблема...Не могу понять, православный человек не должен заниматься физически совсем? Ограничиться только службами и поклонами? Просто я спортсмен со стажем и точно могу сказать - какую зарядку вы бы не делали, вам не удасться избежать так назыв.асан. Или дело в том "как вы лодку назовете"? Можно "сесть,скрестив ноги", а можно в "позу лотоса", можно "лежа на спине, завести ноги за голову", а можно сделать "позу плуга"...В этом что ли все дело?
В статье все время сращивается - "йога И медитация". Тут многие пытаются спрашивать - а если ТОЛЬКО упражнения? Яд - это смерт,капля яда - лекарство...
Наши предки работали в поле и огороде - это и было гимнастикой. В наш век сидячего образа жизни и невозможности так часто посещать службы физические занятия все же нужны, я думаю. Или проблема в том, что грань слишком тонкая между "физикой" и душой и можно легко соскользнуть? Наверное так..
Господи, вразуми!
Татиана 3 августа 2015, 09:11
Читая у меня кроме "Господи помилуй" "Пресвятая Богородице спаси нас" "Все святые молите Бога за нас" никаких мыслей и вопросов не возникало Боже помилуй нас грешных!!!!! Горе от ума-ничего другого.Свое не познали а в дебри лезем...Спинка болит..ножки болят-на поклоны к Боженьке..Хоть будете знать после чего болят..Горе от ума....
Н.А. 3 августа 2015, 02:20
Уважаемая "Прихожанка"! Это вас лукавый хочет оторвать от Церкви и показывает в красках чужие грехи.
Священники знают, что говорят. Надо меньше празднословить. Спросить себя: а нет ли у меня зависти к чужой славе? А не осуждаю ли я? Известно, что тот, кто осуждает за что-то других, сам потом спотыкается на том же самом.
Если есть силы, можно предложить людям вразумляющую литературу. Если совсем тяжело - возможно, взять благословение перейти в другой храм.
Главное, помнить, к Кому и зачем вы пришли в храм. Вам нужны: Исповедь, Причастие, молитва. Всё. Привычка смотреть на других со временем (и с опытом) проходит.
Помощи Божией.
Светлана Габерт 3 августа 2015, 01:57
Как враг хитер, знает что делает. Оздаравливая тело губит душу. А что важнее тленное тело или бессмертная душа.И ведь сколько людей эту наживку заглатывают.
Евгений 2 августа 2015, 18:19
Уважаемый "православный христианин" Александр, Вы почему то не упомянули о первой заповеди: " Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня". Вторая заповедь гласит:"Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им".Наконец - главная заповедь:"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
Сия есть первая и наибольшая заповедь"От Матфея 22:37-39. Невозможность самому исполнить закон и привела человека ко Христу - Искупителю и Спасителю. Ему мы каемся и просим помощи для борьбы со грехом. Современный буддизм использует распространенную хитрую сектантскую уловку: "У нас все, как у вас". Они с радостью будут помогать нам исполнять остальные Заповеди, лишь бы увести от главного, от единственного " Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись".деяния 4:12
Прихожанка 2 августа 2015, 18:16
Спасибо за статью. Я хочу вот что сказать. Храм посещают многие в течение многих лет, исповедуются, причащаются, ведут себя в храме так, как истинные православные. Но в ряде случаев, откровенно разговорившись с уважаемыми всеми православными женщинами, я была потрясена тем, что вера-то у них какая-то странная: одна активно исповедует православие и активно посещает занятия ЙОГОЙ, говорит, что очень полезно для здоровья. Другая, активистка на весь город, однажды посоветовала мне изучать ВЕДОВ, поискать в интернете лекции их профессора... .Когда я сказала ей, что я- христианка, она ответила, что ведистика и православие- почти одно и то же, но у ведов есть практические советы на все случаи жизни, а в православии их нет. Третья- активистка храма- такие свои "ОТКРОВЕНИЯ", противоречащие Библии, рассказала, что я ужаснулась. Она лишь хмыкнула надо мной со своей высоты. Четвертая и в храме в почете, и к протестантам бегает молиться. Что делать в этих случаях? Я пыталась что-то "пикнуть" батюшкам, они все меня резко одернули- не суди о других, а молись за них и смотри на себя. Но я не хочу быть в рядах таких "христиан".
Юрий Литвиненко 2 августа 2015, 16:20
А вроде бы безобидная физкультура.
..... 2 августа 2015, 08:42
Alexander--
Eti moralnie normi bolee menee odinakovi vezde.
No osnova religii vsegda metafizichna.
Vse religii Indii vishli iz drevneishei --"bon-po",Tibet.
gde est' chelovech zertvoprinoshenia, kstati..
Vse eti religii niveliruiyt lichnost". Tzel"--rasstvorit"sa v Kosmose.
Togda,kak xristianstvo sozidaet lichnost", i darit bessmertie ei.
Iog razve voskresnet? Ny, poletaet nemnogo, kak Karlson, ili yidet v nirvany, do obeda.
Skyka.
...
Ульяна 1 августа 2015, 19:45
Спасибо за статью! Я в детстве садилась в позу лотоса и потом в моей жизни начались несчастья. А у других людей было и пострашнее! Вот, например, режиссер Сергей Пчелинцев увлекался восточными культами, стал одержимым и убил православного священника Павла Адельгейма.Певица Жанна Фриске увлекалась йогой.
Александр 1 августа 2015, 17:58
Не нравится ни статья ни большинство комментариев. Статья калейдоскопическая - не то про йогу, не то про буддизм, не то про сатанизм... Я считаю себя православным христианином, но однонаправленность, однобокость суждений здесь о йоге поражают. Дайте себе хоть труд посмотреть добротный советский фильм "Индийские йоги. Кто они?" Уже из этого фильма вы узнаете, что йога имеет, прежде всего, нравственную основу. И эта основа практически совпадает с нравственной основой Православия. И без этой нравственной основы, как вы узнаете не из этой однобокой статьи, не может быть никакой йоги. Это яма: 1. Не причинение вреда (ещё более строгий принцип, чем не убий). 2. Правдивость (не одни мы желаем насытиться). 3. Отсутствие стремления к обладанию чужим (не просто не укради, но и не имей такого намерения). 4. Не принятие даров и свобода от ненужных вещей (не стяжательство). 5. Контроль над половым влечением (Не прелюбы сотвори). И нияма - не буду приводить для краткости. Кому интересно - прочитают. Не нужно, не нужно устраивать себе врагов там, где их нет. Пишите против безбожия, сектантов и всего такого прочего.
Виктория31 июля 2015, 22:44
В статье всё правда, хотите что бы умерла душа - начните практиковать йогу. Из собственного опыта - я шесть лет практиковала только ассаны (как бы гимнастика). Господь милостив, отвел от пранаямы ( медитация, дыхательные упражнения). В какой-то момент внутри все умерло, стало очень спокойно и такое равнодушие охватило. Я даже радовалась этому - вот как здорово, вот оно счастье. То что со мной, что то не так, я поняла когда очень равнодушно отнеслась к болезни мамы, отстраненность к близким и друзьям. Я ничего не чувствовала, кроме равнодушия и чувства превосходства - гордыня распирала. Это чудо, что я снова обрела Бога и себя. И это тоже правда, что Бог стучит каждому в сердце и всегда. Надо только услышать и приоткрыть себя. Спаси всех Господь.

Алексей Четвергов31 июля 2015, 21:17
Серафима:2015-07-29 15:56
То что вы описываете называется "кундалини".
Меня вот только смущает, что вы умеете пользоваться компьютером, умеете писать комментарии, чётко описали месторасположение ваших ощущений, НО почему-то вы долго ищите эту информацию вместо того что бы забить её в поисковике.
Либо вы и в правду не додумались об этом, либо вы лукавите.
Извините меня если необоснованно вас подозреваю, но посоветую вам тоже что и остальные, будьте осторожны с этой силой, не обольщайтесь.
Н.А.31 июля 2015, 20:49
Если кому интересно, у о. Андрея Кураева в книге "Сатанизм для интеллигенции" все достаточно подробно изложено и про индуизм, и про буддизм, в сравнительном с Православием аспекте. И про "силу Кундалини" там есть, которая откуда-то из низа туловища исходит и происхождение имеет сатанинское.
По поводу духовного содержания йоговской "гимнастики" недавно высказался и собор афонских старцев (в связи с учреждением Всемирного дня йоги). Если и они кому-то не указ, что сделаешь, человек волен выбирать. Но хотя бы предупредили.
softkate@mail.ru31 июля 2015, 20:36
YUliya:Ну а чем тогда заниматся?
А вы попробуйте на службе постоять с поклонами :) Серьезно! И посмотрите как потом у вас будут ощущения, какое будет тело и прочее. И сколько сил на детей появится! А заодно оглянитесь на бабушек, которые вам фору в стоянии на службе дадут :)
Екатерина31 июля 2015, 19:55
Наконец-то хоть кто-то углубленно изучивший все это написал про йогу! Я тоже практикавала медитацию, йогу. Но! Однажды будучи некрещенной и вообще из другой веры я осенила себя крестным знамением после прочтения одной книги по православию, там было написано, что это бесов отгоняет. Сделала для проверки и... сразу мир в душе и в мыслях, ни одной суетной мысли, мгновенно! А в медитации сколько нужно сидеть, чтобы мысли остановить? И вы думаете сами их останавливаете :) ? Бесы дураки что ли? Дадут парочку ощущений и потом еще покруче мыслишек нагонят.
Инга Быстрова31 июля 2015, 13:38
А как же объяснить занятия бодифлексом (американская дыхательная гимнастика,основанная на древнейшей китайской дыхательной практике),пилатесом,аэробикой,бодибилдингом и прочей американщиной?значит ли ,что это иноземные практики и на нашей православной земле им не место?))
гость30 июля 2015, 23:05
Алексею:
Опомнитесь и прислушайтесь, к советам православных пастырей, говорящих о йоге и о статьях о ней на этом информационном ресурсе! Вы же крещёный православный человек... Сколько уже людей пострадало! А Вы говорите помогает что-то достичь...
гость30 июля 2015, 22:54
Серафиме:
Для чистого всё чисто - чистый, Серафима, обладает прежде всего послушанием, читайте святых отцов и слушайтесь пастырей, а не свои телесные чувства.
По поводу силы некой, которая якобы у Вас есть. Вспоминаю слова одного отца, смирявшего чадо: У нас свои, говорил он, только сопли под носом.
И далее по поводу "силы": один православный, пострадавший от подобных практик поведал, что прелесть-ложь "обладания" силой была ему навеяна для погибели других людей. Он чуть человека не погубил. И вообще, человек, который ЧУВСТВУЕТ некую "силу" уже находится в большой опасности. Бегите скорее к батюшке на исповедь! Образумтесь и покайтесь в Ваших заблуждениях пока есть время! Ибо это один из симптомов одержимости.
Спаси Вас Господи Серафима.
YUliya30 июля 2015, 19:02
Ну а чем тогда заниматся? Я мама двоих детей, после родов спина была колесом, пошла на йогу исправила осанку, и многое другое для тела полезное.Фитнес не подошел, тяжело после 30,йога это очень хорошая гимнастика, которая действует на все группы мышц, растяжка, чувствуешь себя физически лучше чем в молодости. Суеверие какое то, искать скрытый смысл в упражнениях. Мне кажется что люди ругающие йогу, просто не занимаются своим здоровьем, внешним видом, либо нашли что то свое и ругают то что им не подходит.
Иван30 июля 2015, 15:49
Натальи

>йога действительно полезна для здоровья, если ее использовать только как гимнастику, без погружения.

Для тела - вполне возможно, а вот для души нет.
Это из серии, как оправдывают блуд, мол "это я только для здоровья, даже врачи говорят".
Павел30 июля 2015, 14:47
В начале 80 ых в советской прессе и на телевидении стали мелькать материалы о "невероятных " возможностях йоги .Я выписывал респектабельный журнал "наука и жизнь" и лет в 10 познакомился с йогой .Крестился я в институте и бросил все это дело .Если человек знает , что какое-то упражнение и поза присутствует в таком -то культе , он неизбежно будет в состоянии смущения ( аналогично с употреблением идоложертвенной пищи , что подробно разбирает апостол Павел )идолы суть -ничто , все возможности и ловкость нашего тела от Бога , но если действую на соблазн немощной братии (сижу в позе лотос или иное что творю ), то грешу . Если считаю это грехом и делаю , то тоже грешу . Не стоит , однако , отдавать богоборцам славу Создателя - они себе захапали самые красивые цвета , удобные позы и упражнения , рецепты блюд и т. д. Если ошибаюсь -прошу поправить.
Володимир Ярушников30 июля 2015, 13:15
Согласен тем суждением, что бездумное заимствование чуждых идей и практик подтачивает нашу веру и подменяет суть явлений на ложные представления, так как истинный их смысл нам не известен и скрыт.
Ольга30 июля 2015, 12:07
автор не определился с понятием йога: то иго, то узы...
все в кучу смешал. сам шаманизм изучал, а нам гимнастику запрещает
Кирилл30 июля 2015, 11:28
Друзья, настаивающие на мистицизме! "В этом нет ничего такого... Это полезно для здоровья и не противоречит Церкви и Молитве....У нас есть скрытые возможности.... И т. д." Вы когда нибудь читали Жития Святых?!? Состояние прелести вам говорит о чем то? Вы почитайте хотя бы Прп. Никиты Печерского пещерника, историю! Как он проводил время в постах, подвиге и молитве, потом начались даже "явления"! В конце концов ему сказали-идет сам Христос к тебе! Пади и поклонись ему! Он сделал это и узрел когтистые лапы диавола! После чего бесы сбросили все личины ангельские, схватили подвижника и начали с ним отплясывать джигу! Да так, что Преподобный умом тронулся и в расслабление впал... Двенадцать лет его братия отмаливали! Вот как Господь попускает впасть в прелестное искушение даже за малое самомнение! А вы, помимо себя самих, еще и других увещиваете прелестью сатанического общения!" Проклят всяк, кто соблазнит одного из малых сих... "
Ирина30 июля 2015, 10:15
Серафиме. А кто Вам сказал, что чудеса бывают только от Бога? То, что Вы почуствовали прилив сил даже способствовавший усилению веры в Бога - это всего лишь уловка дьявола. Ведь бесы не только верят, что Бог есть. Они это знают. Но их главная задача соблазнить Вас, отвратить Вас от Иисуса Христа. Когда не получается действовать в лоб, например разжигать в человеке страсти, бесы применяют очень хитрые уловки. Например, икона в Храме подмигнет, после йоги захочется бежать в Храм и стать самой верующей, самой кающейся и великой молитвиницей и т.п. И внутри себя возгордиться от повышения своей духовности. Не обольщайтесь, маятник качнется в другую сторону. После возгорания чувств может наступить резкое охлаждение. Вы же знаете, что настоящая вера в постоянстве и тишине. Спаси Вас Господи!
Спасибо автору за хорошую статью. Обязательно ее распечатаю и дам почитать всем желающим.
Антон30 июля 2015, 09:29
Мне бы хотелось сказать тем, кто пытается совмещать занятия йогой с православной духовной жизнью, что никакая осмысленная жизнь невозможна без учителя, которому ученик доверяет и советам которого следует.

У индусов,буддистов, последователей других религий свои учителя, и, как правило, от учеников требуется полное подчинение учителю.

У православных другие учителя. Это и обычные духовники, и прозорливые старцы, но главные - это апостолы и следовавшие за ними преподобные отцы и матери, прославленные Церковью. А самый главный наш Учитель - Господь Иисус Христос, чьи слова, как мы веруем, зафиксированы в Евангелии. Если мы хотим добиться хоть каких-то успехов на православном духовном пути, мы должны следовать наставлениям наших учителей с тем же усердием, с каким индусы и буддисты выполняют указания своих наставников.

А наши наставники все единодушно утверждают, что нельзя смешивать православную духовность с какой-то иной. Значит, если мы будем пытаться "обогатить" нашу православную жизнь какими-то индусскими практиками, то мы не добьёмся успехов ни в православии, ни в индуизме. Будет у нас недобоваримая каша в голове, беспокойство в душе и полный кавардак в жизни.
Александр Труханов30 июля 2015, 07:04
все так и есть как описано в статье. Под безобидными на первый взгляд упражнениями, кроется мистический смысл! который действительно укрепляет тело НО открывает душу для сатаны. Касался, знаю! НЕТ ЗАЩИТЫ ОТ САТАНЫ КРОМЕ ПРАВОСЛАВИЯ!СЛАВА БОГУ ЧТО ОН ОТВЕЛ МЕНЯ ОТ ВСЕХ ВОСТОЧНЫХ "ПРАКТИК" КОТОРЫМИ Я ЗАНИМАЛСЯ ПО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЕБЯ! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! И НЕ ПРЕЛЬЩАЙТЕСЬ "ЧУЖИМИ" УЧЕНИЯМИ!
Павел30 июля 2015, 04:56
Есть замечательная книга архимандрита Александра (Милеанта) "Семиглавый дракон". Как раз обо всем этом. Ничего лучше не читал. Подробный сравнительный анализ Православия и восточных учений.
Иван Камов30 июля 2015, 04:53
статья нечеткая, начетническая, действительно многое намешано в кучу, словно автор и не изучал описываемые им практики, а послушал соседа, который "видал как барин едал".

Я не пытаюсь возразить по существу статьи, но статья необъективна, хотя выводи ее совершенно правильные. А вот пути к этим выводам какие-то надуманные.

И да, в индуизме называют богами те сущности которых в христианстве называют ангелами и демонами. Для индуистов все что в духовной сфере обитает - бог и полубоги. Это просто местная терминология. Для них и архангел Михаил - бог, они другой смысл вкладывают в слово "боги". Когда мы вкладывает в это слово свой смысл,то перестаем понимать их. А если мы их не понимаем, то смысл вообще писать такую большую статью?

Но факт - этим лучше не заниматься православным христианам.
.....30 июля 2015, 02:58
Pervoe foto.
Levaia noga virosla iz pravogo plecha. Indysi v svoem amplya.
Eto odna iz "glybin sataninskix", o kotorix govoril Apostol.
Юлия30 июля 2015, 00:24
Серафиме

А когда сам пытаешься вызвать в себе какие-то чувства, это всегда ведет к самообману, это своего рода болезнь, которая многих погубила и лечится с трудом.
Пожалуйста, простите меня, я не сразу решилась Вам написать. как-то просто очень страшно стало за Вас. Я тоже через многое прошла, идя к вере, о чем сейчас не хочется и вспоминать. ПОЖАЛУЙСТА не сочтите это за поучения. Обратитесь к священнику, кому Вы доверяете. Не читайте всю эту эзотерическую макулатуру. В ней не ставится цель найти истину, а толь увлечь человека каким-то своим течением. Почитайте Брянчанинова. Ведь это святой человек писал, а не какие-то гуру. Помолитесь, чтобы Господь помог Вам найти истину, пусть она и не такая, как Вы ожидали бы. Поверьте, настоящая духовная жизнь - как свежий ветер, свобода по сравнению с вонючим подвалом, этими учениями об энергиях.
Ещё раз простите. Зря я наверное влезла. Никогда не пишу комментариев. Просто совесть не позволила промолчать.
Помоги вам Господь. Бросьте это все ради тех, кто Вас любит.
Юлия30 июля 2015, 00:23
Серафиме

Очень не хочется как-то Вас обидеть, по-видимому, Вы человек, ищущий истину и общение с Богом, но то, о чем Вы пишете - явно опасные духовные явления. Прелесть как раз и маскируется под приятные, сильные ощущения. Человек начинает чувствовать свою некую исключительность и т.д. Вы вдумайтесь сами - энергия, исходящая из основания позвоночника (из копчика?), с одной стороны, просто смешно звучит для постороннего уха. Но дело, конечно не в этом. Свт.Игнатий Брянчанинов много писал о духовных переживаниях и предупреждал, что их вообще опасно искать - даже просто стремиться к сладости в молитве. Эти дары Господь дает человеку по Своей милости. Тогда это действительно полнота духа, радость, человек ощущает большое смирение, покаяние и Божью любовь.
Марина29 июля 2015, 22:37
Зачем печатать такие страшные картинки на православном сайте? И вот это все висит перед глазами,реально неприятно.
Елена29 июля 2015, 22:07
Серафиме (2015-07-29 15:56)
Настоятельно рекомендую почитать о.Серафима Роуза "О "христианской йоге"". Там найдете интересующие Вас ответы. К сожалению, то, что Вы практикуете, реально опасно. Храни Вас Господь!
Илья29 июля 2015, 19:09
О йогах хорошо говорил о. Даниил Сысоев
р.Б.Михаил29 июля 2015, 17:24
Дорогие братья и сестры, не обольщайтесь! Йога не совместима с Православием, помните что сказано в Евангелии: «Никто не может служить двум господам. Ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф 6,24)
Радион29 июля 2015, 17:06
Надежда
"Но как убедить своих знакомых в этом?"

Дайте им почитать эту статью
ОЕ29 июля 2015, 16:54
Меня пугает то, что в Канаде в области медицины и психотерапии сейчас очень сильно навязывают йогу, медитацию и т.н. Mindfullness - полная ерунда связанная с медитацией и прибывания 'в моменте'. Я работаю в клинике с участковыми медсестрами (то же самое как и участковые или семейные врачи), у нас еще и соц. Работники которые занимаются с людьми в депрессии и т.д., и постоянно нам навязывают всю эту йогу, что это - хорошая терапия, и про самих себя тоже не забывайте, помедитируйте. У нас даже на работе семинар по этому был. Я как одна из самых молодых в клинике думала- неужели они, специалисты с огромным стажем в серьез этому верят? А они верят, причем самые разные люди- у нас работают канадцы, хорватка и даже мусульманин, и все сидели там с закрытыми глазами, 'щупали' умом свои ноги и слушали свое дыхание, и речи о том, что йога не связана ни с каким религиозным движением. Как можно быть настолько необразованными? Хотя на западе это легко- все празднуют Рождество и Пасху - жарят индейку, дарят подарки, на Пасху ищат шоколадные яйца которые снес заяц- никаких упоминаний о настоящем значении чего либо.
Анна29 июля 2015, 16:53
Наталье и Алексею
Вся статья заключает в себе одну главную мысль: йога невозможна без духовной составляющей. Невозможно заниматься ею только физически, не приобщаясь к ее внутреннему сатанинскому содержанию. Потому что мы - люди есть плоть, душа и дух. Принимая определенные позы, мы отдаем этим дань и внутреннему духовному содержанию их. И неважно, медитация или просто упражнения, ведь суть йоги - в поклонении дьяволу.

И обратная связь, отдача, так сказать: не может быть полезным для здоровья то, что вредно вашей душе! Потому что вредя душе, вредите и телу. Так о какой же пользе может идти речь?
р.Б.Иулия29 июля 2015, 16:44
СпасиБо!

Как я понимаю, языческие обряды просачиваются в нашу жизнь незаметно под видом еды, предлагаемой кришнаитами (а она - идоложертвенная), под видом физических упражнений (а это часть ритуалов, посвященных языческим богам) и т.д... Мы так мало знаем, а по незнанию берем на душу грех. Спаси и сохрани нас!

Согласна с автором - "..Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам?"
Этого более, чем достаточно для понимания православному христианину.

Хотите быть здоровыми? Пилатес - в разы полезнее в укреплении тела и душе не вредит.
Серафима29 июля 2015, 15:56
Стала читать эту статью в надежде найти ответы на некоторые свои насущные вопросы.

К сожалению, так и не нашла.

В нас есть некая сила, источник которой в основании позвоночника. Это мой реальный опыт. При том, что никогда не занималась никакими восточными практиками. Воцерковлена уже десять лет в православии. Молюсь, стараюсь идти ко Христу.

С пробуждением этой силы несколько лет назад жизнь стала богаче, восприятие сильнее, молитва углубилась, наконец-то обрела настоящую веру в Бога и в загробную жизнь (до того была где-то полу-агностиком).

Когда это относят к нечистой силе, не могу понять почему.

Такое вот мое свидетельство, возможно для кого-то это станет поводом разобраться, что это за сила с точки зрения православной картины мира.

Такой опыт имею не только я, знаю христиан (двоих), проходящих тем же путем, что и я. Этим трудно поделиться с кем-то, поскольку сразу идут обвинения в связи с подозрительными силами. А жаль.

"Для чистого все чисто. А у нечистого осквернены и ум его и совесть". (ап. Павел)

Простите.


Виктор Иванов29 июля 2015, 15:20
Йога опасна в первую очередь как духовная практика, поскольку открывает душу человека миру демонов и бесов, причём при полном волеизъявлении практикующего.
А статья интересная - узнал некоторые новые подробности.
Анаит Варданян29 июля 2015, 14:31
Статья очень интересная. Она не лишний раз показывает ценность личного опыта в поиске правильного для своей души пути. В необходимости уважать пути, которые выбирают другие люди. И, главное, в полной личной ответственности за все свои действия перед своей душой и телом, а так же перед Богом.
лидия29 июля 2015, 13:48
Большое спасибо! Представить себе не могла, что физические упражнения йоги, так опасны для христианской души! Господи, вразуми нас! Еще раз спасибо за статью!
П.В.29 июля 2015, 13:05
Отличная статья. Ее бы нашему президенту прочитать, а то он решил поупражняться в йоге.
Анастасия Чулюкова29 июля 2015, 12:44
Как-то тут все запутано... Четко сказано, что человек занимается буддизмом. Насколько я знаю, буддисты отвергают личность бога, у низ есть один объект для поклонения - их учитель Будда Гаутама. И все, никакого бога нет. Но потом в статье намешали вайшнавизм, а затем и шиваизм, где бога почитают именно как личность, причем, почитают очень преданно. Буддизм и бхакти-йога (поклонение богу), которая ближе к христианству - два совершенно противоположных направления. Статья не последовательна, люди не знают, о чем пишут. А насчет хатха-йоги (гимнастики), и вообще прочей атрибутики других религий, согласна: ничего, кроме развращения в неокрепшую христианскую душу не принесет
29 июля 2015, 12:38
Большое спасибо за статью!
Вызывает опасение, тот факт что во многих Москвоских парках йога сейчас проводится каждые выходные по утрам. И в нашей стране я думаю такие практики нужно запретить. Так как йога очень доступна и многие люди ходят на эти занятия как на фитнес, что безусловно не правильно. Так как о истинном значении всех этих асан никто не знает.
Екатерина29 июля 2015, 12:24
Собиралась пойти на йогу в фитнес клубе, думала, что там она как зарядка и не имеет духовной подоплеки, но что-то всё время останавливало.. статья открыла глаза на эту практику. Спасибо большое!
richie29 июля 2015, 12:23
Нужен какой-то спец. ресурс по этой теме. Слишком много развелось этих кружков. Сестра моя присела на это((
Наталья29 июля 2015, 12:02
йога действительно полезна для здоровья, если ее использовать только как гимнастику, без погружения.
Алексей29 июля 2015, 11:43
Я практикую йогу несколько лет. Она помогает достичь духовного и физического благосостояния. И совсем не противоречит посещению церкви и молитве. Рекомендую йогу каждому, не зависимо от вероисповедания.
Нужен просто грамотный инструктор, который будет обращать внимание на ваши индивидуальные физические особенности.
Ирина П.29 июля 2015, 11:15
Спаси, Господи! Теперь все понятно и ясно стало. А то трубят со всех сторон о том, что йога полезна для Вашего здоровья...
Алексей Четвергов29 июля 2015, 11:08
На самом деле Джозеф пришел к христианству через всё то что описал, но он не был христианином в полном смысле этого слова до того, как он об этом пишет. Потому-то ему и надо было 10 лет что бы понять, что есть что.
А потом разочаровавшись во всей этой мистике он почему-то стал видеть её во всем, даже в простых физических упражнениях, пишет что это позы поклонения каким-то богам.
Как говорят учёные, йога была дана индусам потому что у них проблемы на генетическом уровне с суставами, а эти упражнения их усиливают. И я не говорю сейчас ни о какой медитации.
А в остальном статья хороша, бегло но всё же рассказывает о принципиальных моментах, различиях. Это всё так и есть.
Елена29 июля 2015, 10:52
Спаси Господи! Я получила ответы на свои вопросы по йоге. Чувствовала, что что-то не так, но не могла выразить словами свои мысли и сомнения.
Надежда29 июля 2015, 10:33
Надежда

Спаси Господи!
Большое спасибо за статью. В последнее время приходилось слышать, что занятия йогой безвредны, даже наоборот. Множится количество различных секций, куда приглашают на занятия.
У меня всегда в глубине души было чувство, что йога опасна
для души, хотя некоторые знакомые спорили, утверждая, что никакого вреда, кроме пользы, для здоровья не будет.
Но как убедить своих знакомых в этом?
Михаил29 июля 2015, 09:49
Отличная статья! Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×