Как мы мешаем людям приходить в Православие

Фото: Reuters Фото: Reuters
    

– Христос воскресе! – воскликнул англичанин.
– Нет! – отрезала церковница, выпихнув его на паперть

Один мой знакомый православный англичанин когда-то, много лет назад, впервые приехал в СССР. Он тогда почти ничего не знал о Православии, а о России у него было самое романтическое представление: Достоевский, «Доктор Живаго», рублевская «Троица» и т. д. Стоял конец лета, Москва казалась почти пустой. Мой знакомый бродил по улицам, смотрел по сторонам и всему радовался. Вдруг он увидел православный храм с приоткрытой дверью. А ведь в то время большинство московских храмов (как и во всей стране) были, что называется, недействующими. Англичанин зашел в дверь и натолкнулся на полную даму в засаленном синем халате, моющую пол. Она стала сердито на него кричать, тесня его к выходу. Языка он не понимал совсем и, чем вызвано ее раздражение, уразуметь не мог. По-русски он знал всего три слова и решил употребить сразу два из них. «Христос воскресе!» – воскликнул он, широко улыбаясь разгневанной даме. «Нет!» – отрезала она, выпихнув его на паперть и хлопнув дверью ему в лицо. Это было третье тогда известное ему русское слово.

Впрочем, столь неласковый прием не вызвал у него обиды. Дома, в Лондоне, он отыскал православный храм и вскоре стал членом Церкви.

Похожая история случилась с другим моим знакомым – православным американцем по имени Марк. И произошла она у него на родине, в США, в городе Сиэтле.

Как-то он заметил на улице здание весьма необычной архитектуры. Его шпили почему-то были увенчаны куполами странной луковичной формы. На фасаде он прочитал, что это православная церковь – деноминация, о которой он до этого ровно ничего не слыхал. Из любопытства он зашел внутрь и понял, что попал на службу. Внутреннее убранство этой церкви поразило его своей необычностью. Все пространство посередине было пустым – столь привычные скамейки отсутствовали. Впереди мерцало тусклое золото стены из священных изображений. Они виднелись повсюду – на стенах, на специальных подставках, но стиль их был Марку совершено непривычен. Молящихся в храме он вообще не заметил – может быть, там и было несколько человек, но они не запечатлелись в его памяти. Невидимый хор (очевидно, он размещался наверху) пел странные, совершенно неземные мелодии. Прошел бородатый священнослужитель в странной парчовой накидке, кадя весь храм по окружности. Но, несмотря на эту пустоту, мой знакомый явно ощутил Божественное присутствие в этом храме. Так он стоял, не зная, где он находится – на небе или на земле, как вдруг увидел древнюю старушку. Тяжело опираясь на свою палочку, она зашла в храм и направилась к иконам. Поцеловав ту, которая была помещена на центральном столике со скошенной крышкой, старушка стала прикладываться к изображениям, висевшим на стенах храма. Видно было, что ходить ей трудно, но она продолжала свой многосложный паломнический путь. Обойдя все иконы, старушка направилась прямо к моему знакомому, одиноко стоявшему посреди пустого храма. Когда она подошла вплотную к молодому человеку, тот широко улыбнулся ей и хотел было поздороваться, но она довольно ощутимо ударила его своей клюкой по ногам и сказала с резким русским акцентом: «Это мое место!»

Таково было первое знакомство Марка с Православием. Оно тоже с весьма благополучным концом. Через пару лет он принял церковное крещение.

Александр Дворкин

Афонские рассказы. М.: ПСТГУ, 2006.

20 августа 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Для меня Россия – это Святая Русь» «Для меня Россия – это Святая Русь»
Беседа с православным англичанином Джеймсом Эвансом
«Для меня Россия – это Святая Русь» «Для меня Россия – это Святая Русь»
Беседа с православным англичанином Джеймсом Эвансом
Священник Георгий Максимов
О том, почему он предпочитает жить в России, а не в Англии, что дает ему пение в православном храме, с чего началось его приобщение к Православию, рассказывает гость программы «Мой путь к Богу» Джеймс Эванс, православный англичанин.
Американец, бросивший всё ради Православия Американец, бросивший всё ради Православия
Евгения Киронаки
Американец, бросивший всё ради Православия Американец, бросивший всё ради Православия
Десять лет назад он пересек океан, ехал дни и ночи, непрестанно молясь, чтобы в конце концов оказаться здесь, на горе, в монастыре Оаша. С тех пор он ни разу монастырь не покидал.
Ванга Ванга
История о болгарской колдунье
Ванга Ванга
Александр Дворкин
И тут Ванга сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!»
Комментарии
Людмила Гонгало 5 апреля 2016, 01:26
Да-да, очень знакомая ситуация. В 70-х годах нас с подругой таким манером выгнали из храма в Москве. Мы были одеты по моде того времени. В мини. Да как шли под ручку, так и в храм зашли. Я до этого в храме никогда не была. Было неловко и стыдно. Ну что, говорю подруге, посмотрели? Но интереса (а что же там происходит?)все равно не потеряли. Потом была Троице-Сергиева Лавра. Но это, как говорится, уже другая история.
Сергей 4 апреля 2016, 12:59
Обратите внимание вбросы про плохих православных бабушек заграждающих дорогу в Церковь - повсюду. Наверное, это не спроста. Бабушки сохранили нам Церковь, а вот где мы - православные мужчины. Ведь это мы ввергаем женщин в соблазн стоять на правой стороне храма потому, что иначе она будет пустой. Это нам они делают вызов своим не благочестивым видом в храме. Некому изгнать праздношатающихся и говорящих во время службы, некому затворить двери после возгласа "Двери!", некому взять ответственность за свою жизнь, своих женщин и свою Церковь. Остаётся уповать лишь на бабушек. Спаси их, Господи.
Владимир 7 декабря 2015, 18:19
Да! Зачастую служители сами отталкивают нас. Вспоминаю случай многолетней давности. Во время паломнической поездки заехали в монастырь города Серпухов. Уже в кассе как-то грубое общение, зашли в храм, а там дверь скрипит, опять на нас недовольство будто мы виноваты, что дверь скрипит, Так отремонтируйте. Свечи ставили, опять замечания, перед отьездом попросили кипятку, отказали... Вот такие врспоминания об этом монастыре, где чудотворная икона.
Надежда Николаевна23 ноября 2015, 13:51
Так это просто усталая , может, болеющая уборщица, потом бабушка тоже болеющая, может... Намного больше других помех, системных, которые мешают (или не помогают, не приветствуют, не способствуют) увеличению числа прихожан в наших храмах.
раб БОЖИЙ, александр14 октября 2015, 09:41
Идёт служба,звучит молитва, поёт хор.Смиренно стою, слушаю... А глаза, помимо воли, смотрят то туда, то сюда... Тот пришёл во время уже начавшейся службы, эта не по правилам одета...
А в один день пришёл с горем, молиться за тяжело болящего друга. Молился и не видел никого и ничего, кроме лика Божьего, к которому обращался!Лик дрожал, искажался от слёз, стоящих в глазах. И по прошествии времени я понял! Если пришёл в Храм молиться Богу, то видишь только Его и не видишь ничего и никого вокруг себя... Это если пришёл молиться, а не службу отстоять, галочку поставить...
Храни ГОСПОДЬ вас, православные и ваших сродников.
Сергей Сргеев26 сентября 2015, 06:56
Сергею Сидорову: Вы чужой человек православию , так пишут люди из светской мирской жизни, старающиеся как можно больнее и оскорбительнее написать о Православной Церкви и ее служителях, тем более о матушках, они первые помощницы своим батюшкам в храме и народ любит их, православный народ, это же приход, одно целое. А такие,, бабушки"-это пережитки советской политики в Церкви, когда священник был наемником в храме, а правил всем староста, которого назначали органы... Священник был никем и голоса не имел. 70лет каждый сам по себе и сейчас нас стараются рассоединить. Ведь Господь хочет всех нас объединить, понятно кто рассоединяет. С уважением.
читатель29 августа 2015, 23:12
Михаилу

Понятно, что если человек имеет веру и приходит в храм сознательно к Самому Богу, то никакая грубость некоторых прихожан НЕ будет для него препятствием. Настоящее препятствие для человека - это его гордость.

Надо помнить, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Поэтому ваши слова про чужие грехи непонятны.
И почему вы решили, что женщинам нельзя носить брюки? Они ведь женские брюки носят, а не мужские. А по поводу косметики: вы , может, ещё запретите мужчинам бороду брить?
Михаил29 августа 2015, 10:16
А вообще, я смотрю по комментариям, вы все такие что и учить вас не моги. Сразу смертельная обида, причем на Бога(!). За то, что ей, девочке красивой - так и слышится - Я, Я, Я СМОТРИТЕ НА МЕНЯ, сказали, что мол - "девочка всё не правильно, не на что смотреть у тебя".
Заходят полуголые, заходят в брюках, пяьные, накрашенные, у каждой грехов вагон, таких что и жить с ними нельзя, а можно прямо помирать сразу...Нет что ты. Носись со мной как с писаной торбой, ведь это же Я!
Что за гордыня такая? И всё у женщин. И у тех кому мешают и те кто мешает.
Михаил29 августа 2015, 09:53
Бывает всё на много хуже.
И кстати, сам попробуй помолись регулярно, посмотришь что с тобой будет, скорее всего ты просто сбежишь из церкви, потому что придется столкнуться с собой таким, какой ты есть и тебе очень это не понравится.
У бабушки искушение, не беда. И у тебя будет и похуже будет, так начнешь всех строить и лечить, что держись прям. И до драки дойдет.
Почти все, кто ушел не смогли смириться, не нашли мира между собой и миром. Не смогли подчиниться Богу. А значит и людям. Потому что сначала людям надо, ведь до Бога далеко, а человек рядом. И требует то меньше - вон только место уступи мне, мол, старенькой.
Теоретическое знание о дьяволе и брани с ним ничего не даёт и ничем не помогает.
Ты на деле должен смочь простить ближнего за то, что он есть и был и будет. Вот тогда ты герой, православный, да. Но большая часть приходящих не может. И даже с Божией помощью.
Вадим.29 августа 2015, 07:49
Все таки того, кто действительно ищет Истину даже палкой не отгонешь и все будет хорошо !!! А всякие бабушки, тетушки и.т.д. это только проверка на вшивость.
Варвара27 августа 2015, 16:13
Насчет "это мое место" - это мое любимое)). Я уже давно сразу встаю в самый дальний никчемный угол дабы бабушки не перегоняли с места на место. Но и там каждый Божий раз чем-то им не угождаю. Последний раз кроме меня не угодили два парня. Они зашли во время службы, протиснулись в "мой" никчемный угол к моему любимому святому Серафиму Саровскому, поставили ему свечку, постояли и ушли. После чего бабулька, стоявшая рядом, как-то засуетилась, а потом говорит соседке "Глянь, там же иконка в углу стояла. Парни ушли, нет иконки...А-я-й украли". Не понравились ей парни. И смех и грех. Ну да ладно. Сами будем старые. Неизвестно еще, что с нами будет.
Марина26 августа 2015, 18:18
Иоанна))),народу стало в Сретенском больше,искушений больше),
Максиму с самокатом,-ничего страшного, Максим,не обращайте внимания,приходите молиться в Сретенский,прихожанам тоже достается, а певчим,когда идут через толпу,бабульки тоже что-то могут сказать,а они только улыбаются,так что все в порядке,ведь главное,не то,что тебе сказали ,а как ты на это реагируешь.
Надежда25 августа 2015, 15:09
Много написано, много интересного. Но вывод из всего этого один: грубость ни в какой форме и нигде оправдывать нельзя. Если настоятель не безразличный человек, он этого никогда не допустит.
раба Божия Фотиния25 августа 2015, 11:23
Дорогие братья и сестры! В 2004 году после "лечения" в Центре Шувановой я стала одержимой и попала в псих.больницу. То, что я видела, слышала и ощущала, я не пожелаю никому на свете. Кто имел опыт общения с темными силами, тот поймет. После тяжелого пути лечения и выздоровления я поняла, что путь спасения один - православная вера и Церковь с ее уставами. Каждую субботу я спешила на исповедь и очень боялась, что умру без покаяния. Поначалу мой внешний вид был очень далек от "православного" и сейчас я стараюсь не осуждать людей в неподобающей одежде, ведь сама была такая же. Мне тоже делали замечания церковные бабушки и не все священники были доброжелательны, но я твердо знала одно: без Церкви нет спасения, я приходила ко Христу, Богородице, а не к ним. Главное не держать ни на кого обиду и самим никого не обижать. И Божия любовь сильнее всех дьявольских козней, я это знаю на личном опыте. Всем желаю Божией помощи в нелегком пути спасения.
Владимир Степанов24 августа 2015, 21:53
Дом Мой назовется домом молитвы Мф 21:12
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас Мф. 11:28

В храм идут к Богу, а не к людям, и если кто-то жаждет найти там святых людей, то он сильно ошибается. Да, может случится так, что там встретите выздоравливающего. Но здесь никаких гарантий Господь не давал, так как Он призывал к познанию Его заповедей мытарей и блудниц.


В описанных историях, слава Богу, встретились сердитые бабушки, а не инспектор по идеологии из райкома КПСС в сопровождении строгого милиционера, выискивающих себе жертвы для отчетности
Лариса Воронина24 августа 2015, 14:58
Граждане, это даже не серьёзно: вы молодые, полные сил, боитесь немощных старушек? Если в вас говорит авторитет старших - это достойно уважения, но если нет?

Хотя нельзя не согласиться, что многое зависит от священников и правящего архиерея (то-бишь, от начальства). Расскажу коротенький случай. В храме на литургии было шумно: полураздетые туристы бесцельно бродили от иконы к иконе, паломники истово кланялись, прихожане пытались сосредоточиться... Началось причащение. К Чаше подходили (те самые) бабушки и тихо-тихо произносили свои имена. Вдруг батюшка остановил службу, грозно осмотрел присутствующих и повторил известные правила: «Подходя к Чаше не крестимся, громко произносим своё православное имя…». В след за этим принесли малыша лет 4-х, он выпрямился на руках родителя, сделался очень серьёзным, и звонко произнёс: «Влядимий!»... Тут тихо прыснули и туристы, и паломники, не сдержали улыбку даже те, кто мысленно предстоял. Вот так - отчитали нас, взрослых, а вняли младенцы. Нам-то что мешает?
Надежда Симоненко (Петрик)24 августа 2015, 13:06
Если столько комментариев, значит есть над чем задуматься каждому. Спасибо Александру Дворкину, что предоставляет нам такую возможность ЗАДУМАТЬСЯ.Желающий найти правильный ответ обязательно его найдет.
Татьяна24 августа 2015, 11:59
Всё зависит от настоятеля. У нас в одном храме такие бабушки, "клубятся", шипят на новеньких. Одна всю жизнь проводит в церкви, а попробуй на её место сесть - порвёт. А в другой храм заходишь - встречают, как родную. Здесь настоятель разъясняет, что главное - не свечки переставлять, а иметь плоды духа: любовь,радость, долготерпение и т.д. Здесь активистки всегда последние, во всех очередях, а то ещё к причастию не допустят. Во как!
Павел Плюснин23 августа 2015, 22:54
Любое поведение бабушек в Церкви это как из известного разговора Бога с душой "От Меня это было" На все воля Божья. От Него это было!
Лариса23 августа 2015, 21:49
За мою жизнь связанную с переездами ( муж военнослужащий) пришлось очень много храмов поменять. Да как не прискорбно в большем случае каждый первый приход в храм был не радужным, то стою я не там,заняла чье-то место, то смотрю не туда, то платок мой сильно яркий, а иногда и такие фразы слышала - ходят тут всякие, понаехали житья нет от этих приезжих.....Но ходила в Храм я не к ним в гости, я приходила домой к Боженьке, с ним милосердным поговорить, помолиться, покаяться - поэтому старалась не обращать внимание на все эти замечания, шипения, а просто в ответ улыбалась и говорила : И вам бабушка здоровья душевного и телесного и Храни Вас Господь. И все замечания прекращались.....
Ника 23 августа 2015, 14:11
И меня в свое время мокрой и грязной половой тряпкой выгоняли из храма теперь я уже 11 лет пою на клиросе, регентую.это эпизод очень смешной. Как можно на этих бабуль обижаться всерьёз? Они были и есть везде и всегда такие, в храме или вне храма неважно.
Галина23 августа 2015, 10:52
А в Храм мы не ходим.Больно, тяжело,но нет сил.
раба Божия Тамара23 августа 2015, 00:45
Хорошая статья - вон как зацепила! Комментарии - больше статьи! Все перечитала и поняла: НОВИЧОК В ЦЕРКОВИ - ЭТО ПРОВЕРКА ВСЕМ НА ИСТИННУЮ ХРИСТИАНСКУЮ ЛЮБОВЬ! Кто прошел поверку - а кто и нет! Это наша маленькая репетиция Страшного суда...Господи, дай нам мудрости и смирения!!!
Наталья Богоявленская22 августа 2015, 23:08
А мне вспомнился такой случай, произошедший несколько лет назад. Была суббота, шла литургия. Во время Евхаристического канона я молилась, стоя на коленях (по субботам коленопреклонения не запрещены). И во время молитвы чувствую, что что-то мешает извне. Когда поднялась с колен, то увидела, что в соседний придел, где с ночи стоял гроб с покойником, пришли две родственницы усопшего. И мирно беседуют друг с другом -- в полный голос, чуть ли не облокотившись на аналой с иконой, не обращая внимания на то, что идёт служба, что люди молятся -- да им, наверное, и в голову не пришло, что в храме идёт какая-то особая жизнь, которую надо по крайней мере уважать.
Им не было сделано ни единого замечания. Так кто же кому мешает?
И Р22 августа 2015, 19:59
Благодарю автора за статью!
Повод задуматься о том, как вести себя в церкви (в том числе и с прибывшими в первый раз в храм людьми).
Благодарю также Ксению (2015-08-20; 13:27) за супер-комментарий (по моему мнению) и с удовольствием привожу из него цитату для тех, кто не заметил его:

«А если уборщица в поликлинике нахамила, лечиться тоже больше не пойдете?»

И всё! Так просто и в точку!
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Аграфена Заволжская22 августа 2015, 17:21
А мне в детстве сделали замечание,что я стою в церкви,держа под руку бабушку. Моя бабушка было не робкого десятка и сцепилась с той старушенцией. А сегодня только ходила в храм при Новодевичьем монастыре, ставила свечку- юбка выше колен,без платка- и ничего никто не сказал,только одна монашка посмотрела с неудовольствием,но сдержалась.Я один раз там видела,как иностранцы начали целоваться,и замечание им сделали,напомнили,что это храм...но опять-таки не бабушки, а их собственный соотечественник из тургруппы.
Анастасия22 августа 2015, 15:17
У меня один священник научил,что когда бабуля вот такие начинают проявлять свою ревность не по разуму,нужно сразу спрашивать:а есть ли у вас благословение от священника меня заставлять и получать?:)Как правило это сразу работает)Я своим знакомым рекомендованным это рассказывала,когда они изредка в храм заходили и жаловались мне на бабушек и говорили,что не хотят больше ходить.Теперь некоторые тоже пользуются.Слава Богу,что так...
Иоанна22 августа 2015, 15:15
Многовато стало в Сретенском таких вот "хозяек". Когда в очередной раз цепляют, хочется спросить: Вы что - епископ, чтобы поучать? Или у вас есть благословение наместника поддерживать порядок (так, как вы его понимаете)? Хорошо бы помнить, что это мужской монастырь, и мирянам, особенно нам, женщинам, надо вести себя здесь тише воды, ниже травы.
Пробирается такая "хозяюшка" ("Да я уже 20 лет сюда хожу!") через плотную толпу, как ледокол (и правильно, ведь "Царство Небесное силой берётся"), прямо к Царским Вратам, другое место её не подходит. А там целый "клуб"; пока все перездороваются, переобнимаются, перецелуются... Служба уже идёт, но есть вещи поважнее. Если и не скажет ничего, то таким взглядом ошпарит, если что не по ней...
Понять бы нам всем, что здесь, в Доме Божием все мы равны, все одинаковые - и те, кто уже 20 лет сюда ходит, и кто впервые зашёл. Что ни у кого нет здесь никаких привилегий, никаких заслуг. Что все мы одинаково немощные, больные, "рабы неключимые", погрязшие во грехах. И когда прожжёт это понимание душу до самого дна, тогда уже никого не захочется поучать и исправлять, кроме самого себя.
Надежда22 августа 2015, 08:33
Спасибо автору, Александру Дворкину! У меня из-такого теплого приема одна знакомая перестала ходить на службы, заходит только в пустой храм. Церковь - нам Мать, должна быть островком христианской любви, а не мачехой.
Алекс22 августа 2015, 08:23
"Не всякий говорящий мне Господи Господи,войдёт в царствие небесное,но исполняющий волю Отца Моего"...По сему подобная недобрая старушка и подобные ей сколько бы они икон не обцеловали,им тоже ад светит,поскольку о любви к ближнему тут говорить и не приходится.Скорее одна неприязнь и гордыня.
К22 августа 2015, 06:42
Александр 2015-08-20 (16:14)
Прекрасная цитата. Ответ на все споры ( и не только об этой статье).
НатальЯ22 августа 2015, 02:36
Очень люблю свой приход рядом с домом, но новеньких не поведу к себе, потому что у нас такие бабули... Вот точно, как в статье, у нас такая бабка с клюкой и со своим местом имеется. Я уже сколько лет в храм хожу, а её побаиваюсь... И ещё у нас одна гроза всем новеньким и не только. Лишь бы на пути у неё не попасться...
Виктория22 августа 2015, 00:02
Мне кажется это замечательная статья. Очень такая показательная. Раскажу свою историю в прошлом году вымаливали папу и ходили на службы утром и вечером, выжил Слава Богу вовеки и с этих пор - терпима в церкви всякое бывает. Когда поплотнее в нее входишь замечаешь многое и реагируешь тоже.

У меня от нервов тогда сил в ногах ушли, падала с ног стоять не могла так сказалось от переживаний и спросила батюшку могу ли я на коленях стоят, потому что ноги уже не стоят? Он удивился, я сказала на меня пшикают бабульки-он зная нашу историю -сказал мне-да сиди конечно хоть все время, еще и упадешь зачем это.

Потом папу выписали, я уехала в Москву и зашла в храм на службу, постояла недолго и чувствую упаду и ходила тяжело тоже очень.

Стала салится а ко мне женщина подходит вся такая серьезная и говорит-что ты молодая и садишься? А я же замученная двадцать дней утро и вечер службы в храме стояла и сидела в конце, так я посмотрела на нее и говорю-а вы в брюках пришли-и нечего ж я не побежала к вам)) Она осеклась и отошла

Пусть никого никогда не смутят люди в храме, радуйтесь придя в дом Отца Небесного на земле. Благослови Господь трудящихся во благо, прочих же вразуми.
Виктория21 августа 2015, 23:49
Максиму с самокатом)

В Сретенском монастыре к уборке относятся очень ревностно-могут и не дать подойти к иконе))) Со мной тоже такое бывало:))) За внешним не теряйте внутреннего, храм-дом Господа, он всегда рад, даже если и не сказал это лично.

Через Сретенский в день много людей идет, видимо много воска приходится счищать-вот и торопятся успеть между службами
Алена21 августа 2015, 21:51
Гуляла с крестником ( 2 годика) и зашли в храм. Храм маленький, уютный. Бабушка в фартуке все умилялась малышом и строго настога командовала нам к какой иконе прикладываться, а к какой нет(ужас!). В храм зашла женщина со свечкой и обратилась к ней с типичным вопросом :"Куда свечку за здравие поставить?". Та отправила к иконе Архангела Михаила. Женщина поинтересовалась:"А кто это?". И тут мы услышали неожиданный ответ :"Это человек праведной жизни. Он был настолько хорошим, что после смерти Бог сделал его ангелом".
Алена21 августа 2015, 21:50
Уже на эту тему столько написано и переговорено... Но почему - то все равно хамство и неуместные замечания в храме процветают. Наверняка каждый из нас сталкивался с этим и не один раз. Почему то женщины преклонных лет считают своим долгом внести свой вклад в "воцерковление" людей. Кто-то тут уже написал, что смеренный ответ угасает гнев такой катехизаторши. Но вот почему то это не всегда работает. В ответ можно много чего услышать. И вот последний раз, оказавшись в "не своем храме" я не выдержала и на гневное замечание такой церковнице мягко поинтересовалась:"Вас настоятель благословил вот так проповедовать в храме?" Ответа не последовало.
И ещё. Первые шаги в храме начинаются не с чтения духовной литературы, и не с беседы со священником, а со слов этих самых уборщиц, что за свечками в храме смотрят, да с продавцов в лавке. На этих людях особая миссия. Мне кажется, что такие люди должны быть супер грамотными и компетентными в церковных вопросах. Много ли вы видели захожан задающих вопрос священнику? Обычно, те кто начинают свой путь в храме, боятся подойти к священнику и направляются к женщинам в фартуках. И повторный приход в храм во многом зависит от них. Недавно была свидетелем такой истории.
Светлана/Фотиния21 августа 2015, 21:29
Елене Киев. Нет, нет, убежать не хотелось. Я поздно пришла в Церковь и мне очень нужно было. Поэтому я всё это просто пыталась переварить, ну, отделить главное, от не главного. Хотя, что скрывать, кажется, всё помню, просто не стараюсь вспоминать. Кстати, тут был комментарий про женщину, которая не вступилась за приехавших на малое время, кто хотел попасть в храм. Не знаю, как там было дело, но однажды за меня вступилась одна прихожанка. Как же я была ей благодарна, за эту утешительную любовь и поддержку. Но, ведь правда, иногда люди так себя ведут, что оторопь берёт. Так что и бабушки такие иногда большую пользу могут принести. Но есть одно обстоятельство, касающееся детей и людей, которые робко переступают порог храма. Здесь рассказано о некоторых таких примерах. Очень жалко тех, как Ольга и других, кого детьми грубо одёрнули и отвратили от Церкви. А вот, взрослые способны, как мне кажется, здраво отделить "зёрна от плевел" и понимать, что все люди разные, в разном настроении, состоянии и так далее.
НН21 августа 2015, 17:36
Максим:
"А на меня на праздник Преображения в Сретенском монастыре набросилась свечница и одна прихожанка...... В итоге я ушёл. Теперь не хочу молиться и ходить в храм".

Максим, пожалуйста, не делайте поспешных выводов! Помните: ОЧЕНЬ ЧАСТО в храмах убираются и за свечными ящиками стоят РЕАЛЬНО БОЛЯЩИЕ или "ПОГРАНИЧНИКИ". Слава Богу, что они в храм пришли, а то в психушке бы оказались... А есть и бесноватые. Не поддавайтесь на провокации "рогатого"! А потом, ведь и Вы были не совсем правы, согласитесь. Чем и спровоцировали агрессию не совсем здоровых людей. Простите их, Вам же легче будет. И с лёгким сердцем - в храм, можно и в другой. Простите!
Нина Михайловна21 августа 2015, 16:36
Добавлю и свои "пять копеек". Стою у подсвечника. Всенощная. Народа в нашем небольшом храме достаточно, но не тесно. Входит явно случайный человек, осматривается и начинает обходить храм по кругу от иконы к иконе, от подсвечника к подсвечнику. Мужчина явно пьян или с большого похмелья, но возмутило меня не это, а то что в ушах у него наушники, и он слушает какую-то явно не духовную музыку. От моего нападения его спасло только то, что эту музыку не было слышно никому вокруг. Никто никаких замечаний "захожанину" не сделал. А на следующий день мужчина этот, выбритый и трезвый, был на литургии, а еще через неделю исповедовался и причащался. Спасибо, Господи, что удержал от гневных слов и замечаний.
Антон21 августа 2015, 14:06
Конечно, очень плохо, что, приходя в православный храм, новый человек может натолкнуться на грубый, а порой даже и злобный приём. Было бы легче и приятней, если бы приходящих в храм всегда встречали земные ангелы, лучащиеся любовью.

Но, как это ни грустно, путь к Богу никогда не бывает лёгким и приятным, на нём неизбежно случаются искушения, в том числе, и от братьев по вере. И они бывают не только у ищущих или новообращённых, но даже и у монахов в монастырях (см. "Авву Дорофея").

И если человек, несмотря на недобрый приём, всё-таки идет в Церковь, тянется к Богу, то это говорит о его твёрдости и духовном мужестве. Искушения пойдут ему только на пользу.

Мы сейчас избаловались, привыкли, что в магазинах, на рынках, в кафе и т.п. нас встречают ласковой коммерческой улыбкой, всячески ублажают и обихаживают. Мы и в церковь идём, как в магазин духовных услуг. А церковь не магазин, а место тяжкого духовного труда и даже поле боя.

Но, конечно, я не призываю грубить людям, приходящим в Церковь, равно как и всем остальным. Конечно, надо требовать доброго и уважительного отношения к людям - но не от других, а от себя. А других - в том, числе немощных бабушек, замотанных священников, не в меру горячих неофитов, дерзких подростков, занудных стариков, и всех, кто, по нашему мнению, ведёи себя неправильно - надо постараться понять, пожалеть и простить.
Антоний21 августа 2015, 13:55
Здравствуйте, братья и сестры! Мой долгий церковный опыт говорит о том, что единственно правильной реакцией на любое хамство в храме служит доброжелательность в ответ. Она обезоруживает. Конечно, если кто-то откровенно мешает, можно ему и замечание сделать - это все же лучше, чем вместо проповеди слушать чужую болтовню по мобильнику. И главное - помнить, что в храм мы идём не к прихожанам, не к бабушкам (которые нас все же в большинстве случаев любят - мы ведь выросли у них на глазах) и даже не к священнику. В храм мы идём к Богу! Когда это понимание есть, то всякое желание поучаствовать в мелких склоках пропадает.
Елена Киев21 августа 2015, 12:46
Согласна с Светлана/Фотиния. Это нужно пережить и потом будет еще много всего отчего захочется убежать... Слава Богу за все!
Татьяна21 августа 2015, 12:19
Максиму с самокатом :):

Ни в коем случае не бросайте ходить в храм. Обида слегка пройдет и возвращайтесь, так как другого пути к Богу нет, как только через Христа и только в Православной Церкви. Не теряйте драгоценное время, начните полноценную церковную жизнь - воцерковляйтесь, а именно начинайте исповедоваться и причащаться. Став полноценным членом Церкви Христовой, Вы по-другому посмотрите на ее внутренние порядки и скорее всего с благодарностью вспомните тех, кто напомнил Вам о необходимости благоговейного поведения в храме. Самокату в храме во время службы действительно не место :)
Татьяна21 августа 2015, 11:15
Дорогой Виталий Фадеев, спаси Вас Господи за пример со св. Марией Египетской! Самый лучший аргумент во всей этой дискуссии.
Ирина21 августа 2015, 10:02
И сама много раз сталкивалась с грубостью, высокомерием и ханжеством в храме, и знакомые сталкивались, но, слава Богу, нам, как и героям публикации, такое отношение не помешало дальше идти к Богу.
Однако некоторым моим знакомым помешало. Кому-то в детстве так нагрубили в храме, что это отбило всякое желание там появляться. Все-таки, детские впечатления очень сильны и остаются на всю жизнь. Другую знакомую во время Крещения, будучи подростком, заставили переодеваться в храме при мальчиках. У обоих осталась психологическая травма, и, думаю, при упоминании Православия первое возникающее у них чувство - это обида.
Дмитрий 21 августа 2015, 07:52
В некоторых комментариях злобное отношение отношение к людям определяется как воля Божия... Нет на зло воли Божией. Если бы в мире было всё по Его воле,то, как мне кажется, все мы были бы уже спасены. Но есть ещё и человеческая воля, через которую Бог не может переступить. А на людей в Храме кидаются те, кто так и не понял суть христианства. Это и есть язычество в православии.
Елена21 августа 2015, 04:33
А где же Божий промысел? Если нас это задевает значит причина в нас же. Да мне тоже казалось что со мной грубо разговаривают, но двигаясь дальше изучая православие можно сказать теперь почему так происходит. Ведь мы лечиться идем вот и болезнь нашу показывает Господь. Спаси и сохрани нас Господи Своею Благодатью.
р.Б.Сергий21 августа 2015, 01:34
У Пасисия Святогорца есть расказ о святогорцах.Был монах высокой жизни.Раз стоял он на балконе, к нему подошел бесноватый и сказал: я имею помысел прыгнуть вниз,а монах, не особо задумываясь,говорит:так что же ты медлишь?Тот прыгнул и разбился,а монах всю жизнь каялся в своем грехе.Вот что значит слово(м есть еще мысли и чувства).Это тем коментаторам кто не видит прблем с отношением к другим людям(пусть смиряются,если суждено-станут православными).А сколько мы отталкиваем от веры людей своим образом жизни?Сколько людей(по нашей вине) стали неверами,баптистами и пр. т.к не ощутили тепла,которого ожидали!?Господи прости нас и исцели жестокосердие наше!
Арина21 августа 2015, 00:31
Странная гордость за "приветливую" встречу в комментариях попадается. Бабулям повезло, что на их совести не остались эти двое. А если бы они не вернулись, то "тест" не прошли бы четверо: и гонимые, и гонящие.
В транспорте, на улице, в магазине уже не хамят. Не от великой любви, а из страха, не знаешь, на кого "нарвешься" и что у него в кармане, только кулак или что похлеще. А в храме можно, там же безопасно и безответно - все обязаны всё стерпеть. Ушел - тебе же хуже, не прошел "испытание", непригоден для православия. Вот таких восторженных можно безнаказанно палкой по ногам и вытолкать, а с тем, кто спел-сплясал, в сеть выложил, бабули почему-то оробели. Грустно.
раба Божия Тамара20 августа 2015, 23:21
Грустно читать комментарии в защиту "бабок", мы ведь в церковь пришли, а не к ним домой... Статья очень правильная, сама могу рассказать полсотни подобных случаев от потерпевших - да именно так - потерпевших, так как вывод у всех был один : - "...больше я туда не пойду!" Моего мужа прогнали из церкви, теперь он о Православии не думает, а очень хотел покреститься.
"Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (От Луки 17:1)
И не думаю, что все должны быть как Мария Египетская - она единственная! А за каждого такого - отвергнутого - вот эти "бабки" и должны молиться до скончания дней своих - как сказал митрополит Антоний (Блюм).
Мне жалко этих "бабок", которые каждый день ходят в церковь, как в социальный клуб - пообщаться. Прости меня, Господи, если кого осудила!
Serge Ivens20 августа 2015, 23:20
Автор,к сожалению, полностью прав. У нас таких бабушек называют "шептуньи"...И беда тому храму, где батюшка мягкосердечен и сложно ему с ними бороться... И беда тем прихожанам, кто сталкивается с этими субъектами "нравоучительской деятельности". И роптать вроде в храме нельзя... а изредка приходится.И на место их ставить...
Эти "шептуньи" обычно занимают лавки вдоль стен и такое впечатление - вся их жизнь уже проходит в храме, за неспешной беседой даже во время службы...Всё уже знают, всё уже понимают, всё замечают и осуждают - кто что неправильно сделал, не так и не в то время перекрестился, у кого из женщин покров с головы сполз, кто в брюках, кто не той рукой свечку поставил... А если кто ещё по слабости здоровья их место занял...или вдруг по незнанию или забывчивости мобильник не отключил, а он , гадюка, возьми и зазвони... И начинается нравоучение... Это следующий этап, когда несколько "снимается с насеста" и начинают кружить по храму и "наводить порядок". Может конечно предвзято, но таково моё впечатление. Вот построили новый храм, появились прихожане, все радостные и приветливые... А через время, как муравьи на сладкое - "шептуньи". И как-то даже темнее в храме становится. И лица у них почти всегда почему-то злые ( ну уж никак не радушные)
Я не знаю, в какие храмы ходят те авторы, что пишут :"Все бабушки приветливые, радушные, внимательные..." У нас почти везде есть эти бабушки. По моему мнению - вреда от них больше, чем какой-либо пользы...
Егений Костиков20 августа 2015, 23:11
Слушайте, что я вам скажу. Когда мы с женой воцерковлялись , мы в такой "мясорубке" побывали, что вспоминать жутко. Бабушки были , как одна слаженная боевая машина. На клиросе их было ни счесть и пели они свой 9 глас долго - предолго. Про красоту умолчу. Настоятель нас благословил разучить осмогласие и внедрить в приходской обиход. И мы это сделали! И ничего, выжили... Когда ты приходишь в храм и восклицаешь:"готово сердце мое, Господи", еще даже не зная Псалтырь, уже ни чего не страшно и невозможного нет.
Светлана/Фотиния20 августа 2015, 23:06
А мне кажется все это проходили и это можно пережить. И даже нужно пережить. Иначе и будешь ждать, что тебя все по головке должны гладить за то, что ты в храм пришёл, ну или за что-то ещё. Так, для отрезвления, что ли. Ничего страшного. Хотя, конечно, болезненно и снова не хочется) К счастью, опыт он и другой бывает - очень радостный. Такие люди встречаются! Ну, и главное самим себя так не вести.
Максим20 августа 2015, 22:36
А на меня на праздник Преображения в Сретенском монастыре набросилась свечница и одна прихожанка за то, что я зашёл в храм с самокатом в сложенном виде, требуя убрать и не заниматься богохульством. Я убрал, но от обиды не мог стоять на службе и вышел с самокатом на улицу, так свечница и там начала ко мне приставать. В итоге я ушёл. Теперь не хочу молиться и ходить в храм.
Валентина20 августа 2015, 22:31
Очень правильно поднят вопрос об отсутствии любви в храме. Нет любви между прихожанами, между клиросом, значит нет в нас Бога. Поэтому мы нетерпимы друг к другу, нас раздражают рядом стоящие люди, их одежда, их действия, дети, которые не могут спокойно стоять и прочее. Мы хотим всех исправить, а не себя. Поэтому настоятелям надо больше говорить нам о том, что православие- это любовь, о любви к Богу и людям. Дворкину спасибо за статью. Она актуальна.
Татьяна20 августа 2015, 22:25
Для Елены, православные дети которой ходили в костел в воскресную школу:

В результате посещения католической школы у Ваших детей, скорее всего, сформировалось католическое представление о христианстве, что чревато абсолютно неверным пониманием духовной жизни. У нас с католиками разные учения о Боге и о Церкви. Отдав их в абсолютно чуждую православному духу школу, Вы их еще больше отдалили от Православной Церкви, которая есть единственная хранительница Истины, в которой живет Святой Дух и Христос.
Католики же по своим прозелитическим соображениям (по вербовке новых членов), естественно, только рады православным детям в их воскресных школах.

Простите. Посчитала своим долгом в данном случае не промолчать. Очень прискорбно, когда с пути истинного сбиваются...
Татьяна20 августа 2015, 21:45
Предлагаю слово "мешаем" в заголовке поставить в кавычки! Долой осуждение!
Виталий Фадеев20 августа 2015, 21:23
А мне вспомнилась Мария Египетская. Она тоже очень хотела войти в Храм, а ей кто-то постоянно мешал.
Ангелина20 августа 2015, 21:22
Юрий:
"Зачем нам Господь даровал бабушек в Церкви? Затем, что раз уж мы все такие понимающие и умные, то скорее бабушек должны подойти к вновь пришедшему и рассказать ему о том, где он сейчас находиться, что это значит для нас и что это значит для него! Глядишь и бабушкам интересно послушать будет!"
Всё бы хорошо, но так похоже на неопятидесятников! Чрезвычайно похоже. Уж лучше к бабушкам.
Я, когда в Церковь приходила, долго не понимала, где они прячутся. Это в начале-середине двухтысячных. Чуть не клещами приходилось выдирать информацию и использовать метод последовательного наблюдения.
Поехала я, некрещёная, на экскурсию в Раифский монастырь. 1998 год. Жара. Сарафан на лямках до пят с разрезом сбоку выше колена но, если не бегать, особо не видно. Сверху вязаный крючком жилет фигаро крупным ажуром - хоть как-то голые плечи прикрыть. Ходили, ходили по монастырю. Вышли уже, автобуса ждём. Слышу сзади: "Дочка!", ну, думаю, что-то не то, поворачиваюсь. "Дочка, сама кофточку вязала?"
Svetlana Podzina20 августа 2015, 21:13
В заголовке означено: "Как мы мешаем людям приходить в православие". А далее по тексту:
1. мешают бабушки, а не "мы"
2. примеры взяты из прошлого века
3. в примерах действующие лица - иностранцы
4. таких примеров 2.

Прошу прощения, но мне показалось, что эта статья чем-то очень напоминает статьи с "Эха Москвы". Какой-то провокационный привкус в этом есть.

А бабушек таких уже давно нет. По крайней мере, мне они не встречались.
Ольга20 августа 2015, 20:50
Я, к моему сожалению, тоже встретилась с неадекватной реакцией служащей храма г.Волгограда, когда крестили племянницу. Нахамила тетенька всем: мне, моему сыну, брату, маме, отцу, а остальные гости все это наблюдали. Знаете, с какими чувствами мы ушли из храма? Я выбирала храм, поскольку работаю в Воскресной школе при этом храме, знаю священника, мне казалось, что лучшего места и батюшки не найти. А потом я не знала, как сгладить произошедшее. В памяти не только светлые воспоминания о крестинах дитя остались, и не только у меня! У всех.
Ангелина20 августа 2015, 20:31
Мне 41. Я на Преображение мешала прийти к Богу одной тётеньке в брюках. У неё был день памяти кого-то, так она сначала на каноне затеплила свечу, на нём все держатели заняты были, так она с этой горящей свечой не только рядом стояла, но и туда-сюда носилась, то сумку разгрузить то яблоки развернуть, я боялась, что она подпалит кого, да и за себя тоже. Я ей посоветовала подождать, когда предыдущие свечи уменьшатся, потом поставят и её свечку. Нет, ей нужно именно сегодня - сегодня день памяти. Если честно, то я боюсь пожаров.
Сергий20 августа 2015, 20:07
Всё правильно, но разве только бабушки в церкви грубы? Любой церковный человек знает, насколько бывает цинична и безнравственна православная молодёжь, сколько людей среднего возраста вообще живут без понятий хорошо и плохо, одновременно исповедуя православие. Чего все прицепились к бабушкам? Не смотрите на красивые лица, смотрите на поступки; кто, положа руку на сердце скажет, что у молодых верующих больше хороших дел и меньше плохих, нежели у старых верующих людей?
Ольга20 августа 2015, 19:57
Столько много комментариев! Хочу вкратце поделиться своей историей.
Я в детстве(7-9 лет)случайно и впервые жизни зашла в храм, шла служба, литургия. Я зашла и встала как вкопанная, завороженная,ослепленная светом и позолотой, службой.
И вдруг, почувствовала сильнейший хлопок по ногам и крик какой то бабки о том что мне не место в коротком платье в церкви. Я выскочила как ошпаренная, сердце билось от испуга. Мама меня очень красиво одевала, сама шила мне красивые платья....Второй раз я пришла на службу почти через 40 лет. ...Как могла сложиться моя жизнь, той меня, маленькой девочки, если бы такая "бабка" ну хотя бы не обратила на меня внимания?!
Василий Н.20 августа 2015, 19:10
Алексей Четвергов писал:
"Бабушки - это санитары леса, они проверяют таким образом благонадежность, твёрдость в стремлении к Богу, и т. д. Церковь без бабушек это - не церковь. Возможно сам Господь движет ими в таких действиях.".

Не преувеличивайте. с каких это пор бабушки стали настолько определяющим фактором, что "церковь без них - это не церковь"?
Юрий20 августа 2015, 18:37
Зачем нам Господь даровал бабушек в Церкви? Затем, что раз уж мы все такие понимающие и умные, то скорее бабушек должны подойти к вновь пришедшему и рассказать ему о том, где он сейчас находиться, что это значит для нас и что это значит для него! Глядишь и бабушкам интересно послушать будет!
илья20 августа 2015, 18:13
Очень часто,к моему великому сожалению,приходится на своем приходе урезонивать таких вот старушек,благо авторитета хватает.отговорки о бабушках санитарах леса,испытаний на прочность веры,промысле Божием/в данном случае/не убеждают.Сам Господь в Святом Евангелии не раз явил нам пример отношения к ближнему/дети,блудница,мытари/.про ,,и заповедь новую даю вам: любите друг друга"говорить и вовсе как-то неловко.как-то раз одному такому ,,инспектору от Господа Бога'' ответил,что приходят люди в храм к Богу,встречаем их,к сожалению здесь мы.ведь даже когда весной высаживаем огурцы-помидоры,сначала рассаду в теплице выращиваем,потом высадив в огороде пленкой укрываем,окучиваем,подвязываем,поливаем,а тут душа человеческая.а знаете,что лично меня больше всего поразило в рассказе:американцу Марку понадобилось ещё два долгих года,чтобы прийти в Православие,благодаря ''теплому''приему бабули.и скорее всего благодаря тому,что попал к добрым христианам,которые объяснили,что бабушки тоже случаются.
Лариса20 августа 2015, 17:57
Круто, Алексей Четвероногов!
Стало быть, те, кто не выдержал придирок от "санитаров леса", просто не готовы к православной вере что ли? А потом может поздно будет, не считаете? Люди не уничижать и смирять себя в храм ходят, а молиться, так давайте друг другу просто не будем мешать.
лина20 августа 2015, 17:57
И меня в начале,в брюках пытались выгнать из храма, хотя рядом многие женщины, но постарше стояли рядом тоже в брюках ))
Сергий. Кострома.20 августа 2015, 17:52
Надо не выпёхивать из Храма швабрами, а попросить помочь прибраться. Вот это будет по-православному.
гость20 августа 2015, 17:16
Алексей Четвергов:
"Бабушки - это санитары леса, они проверяют таким образом благонадежность, твёрдость в стремлении к Богу, и т. д. Церковь без бабушек это - не церковь. Возможно сам Господь движет ими в таких действиях."

***

В Евангелии читаем:
"Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (От Луки 17:1)


Татиана20 августа 2015, 17:05
Тема очень актуальная. ЗАМЕЧАНИЯ, сделанные БЕЗ ЛЮБВИ - ЭТО КАЗНЬ. Люди, которые прислуживают при храме не могут понять и уяснить одной из главных заповедей Христа - Возлюби ближнего своего, как самого себя. На самом деле это огромная проблема на приходах. Как правило такие "бабушки" - это вчерашние активистки-комсомолки, которые зорко следят за своей новой "вотчиной". Да, все правильно, все мы душевно и духовно больные. Все общество больное. И прихожане - это мы с вами из этого самого общества. Церковные люди не обижаются на подобные хамские выпады. Но ведь новеньким это в дикость. Как?? И в церкви Божьей то же самое?? Им еще многое объяснять придется, как слепым котятам. И в статье говорится об этом - об отношении именно к НЕЦЕРКОВНЫМ людям. о.Димитрий (Смирнов) говорил, что мы новеньких должны встречать именно так "хлебом-солью-цветами" (образно, конечно)И радоваться, что человек ПРИШЕЛ в дом Божий. Очень удивили мнения "статья пустая", "к чему это", "Что, кто-то думает, что он в храм зашел и ему ангелы Аллилилуйю пропроют? Хлебом-солью встретят? Ага! Щаз! :) ", "Какой абсурд. Вроде автор неглупый человек." Вот именно, что автор умнейший человек. А статья - нам, православным, как хорошее назидание.
Дай Бог, автору Александру Дворкину, терпения и здравия!
Лариса Воронина20 августа 2015, 16:18
Забавные истории про иностранцев со счастливым концом! Спасибо. А придирчивых бабушек в храмах давно не видно.
Александр20 августа 2015, 16:14
Цитата из книги Янси Филип » Что удивительного в благодати?:
".... В прошлое воскресенье я виделa в церкви мaлышa, который вертелся по сторонaм, улыбaясь всем и кaждому. Он не плевaлся, не шумел, не топaл ногaми, не рвaл книгу, не лaзил к мaме в сумку. Улыбaлся - только и всего. Нaконец, мaть резко дернулa ребенкa зa руку и шепотом, который услышaли бы и в последних рядaх, велелa: "Прекрaти ухмыляться! Ты в церкви нaходишься!" С этими словaми онa хорошенько шлепнулa сынa. А когдa у ребенкa из глaз хлынули слезы, удовлетворенно зaметилa: "Тaк-то лучше". И вновь погрузилaсь в молитву…Вдруг я ощутилa гнев. Меня осенило: весь мир в слезaх, и если ты еще не плaчешь, тем хуже для тебя. Мне хотелось прижaть к себе зaревaнного мaлышa и рaсскaзaть ему о моем Боге. О рaдостном Боге, улыбчивом Боге. О Боге, которому хвaтило чувствa юморa, чтобы создaть нaс тaкими, кaкие мы есть…
Н.А.20 августа 2015, 16:00
Подобные искушения бывают у многих. Те, кто призван "прийти в Православие", придут, рано или поздно (когда созреет решимость). Испытания лишь укрепляют.
Но, конечно, надо стремиться не стать орудием соблазна для других.
Сергий20 августа 2015, 15:55
Истинно такой и есть настоящий путь к Богу. Спаси всех Господи!
Елена20 августа 2015, 15:53
Большое спасибо за статью! Грубое поведение, к сожалению, встречается не только в церкви, но является повсеместным и очень часто встречающимся феноменом. Трудно поспорить с тем, что в России или в общении с русскими людьми этот феномен встречается чаще, чем, например, в странах Западной Европы. Грустно об этом говорить, но количество увиденных уличных (магазинных, транспортных и т. д.) словесных стычек в России составляет, думаю, одну-две в неделю, а количество подобных ссор на севере Западной Европы примерно одна в год. Поскольку я люблю Россию, мне бы хотелось, чтобы и у нас подобные перепалки были также редки. Никогда не могла понять причину этого феномена. Может быть дело в эмоциональности? Может быть мы более эмоциональны, чем среднестатистический европеец? Может быть всё, что приходит на ум, слишком быстро слетает с наших уст?
Алексей Четвергов20 августа 2015, 15:30
Бабушки - это санитары леса, они проверяют таким образом благонадежность, твёрдость в стремлении к Богу, и т. д. Церковь без бабушек это - не церковь. Возможно сам Господь движет ими в таких действиях.
Конечно я не исключаю и противоположных случаев, где на самом деле имеет место быть и хамство и злоба, но и в этих случаях стараюсь изо всех смотреть больше на своё поведение. Не всегда получается правда, но стараюсь и другим советую.
А бабушка она намного раньше понимает, что была не права, чем более молодое поколение. У них мало времени, быстро соображать начинают.
Елена20 августа 2015, 15:22
Хорошо,когда ты взрослый человек и понимаешь,что у бабушки сегодня с утра "не задалось",а как это воспринимает ребёнок?Мои сыновья в детстве ходили в костёл в воскресную школу,где все знали,что они православные,но ничем их не выделяли.Наравне со всеми они участвовали в ПАСХАЛЬНЫХ и РОЖДЕСТВЕНСКИХ спектаклях.А в православный храм ходили с неохотой,после того,как на них вот такие же бабули ворчали то не так,это не так.
Сергей Сидоров20 августа 2015, 14:51
Насчёт "наших православных ведьм", как их называл митрополит Антоний (Блюм), есть замечательное стихотворение Дмитрия Васильева "Бабка". По первой строчке: "В храме девушка стояла..." (здесь публиковать стихотворение не буду, слишком оно большое).
Вот бы всегда "православные ведьмы" нарывались на жён новых настоятелей.
Ирина20 августа 2015, 14:29
Есть, есть правда в этом рассказе, но,знаете, ещё много зависит и от настоятеля. Он должен воспитывать свою паству. Во время возрождения Крутицкого подворья, в 90-х годах, настоятелем был отец Валентин Чаплин, так вот он с амвона всем бабулькам и прихожанам строго настрого запретил кого-то из новеньких оговаривать по поводу не правильной одежды, зашикивать и пр. Царствие Небесное и матушке, работавшей в то время в церковной лавке- Тамаре Фёдоровне! Скольких воцерковляющихся людей она добрым словом приветила, подсказала, объяснила...Вот таких людей в храмах больше должно быть, ведь у каждого к Вере, Богу свой путь, и очень важно не отталкивать человека от этого пути.
Алексий Сигида20 августа 2015, 14:28
Спаси Господи всех таких православных хранителей веры. Всё происходит по Воле Божией. На этом сайте была опубликованная очень интересная статья батюшки о тех кто собственно в Храм Божий ходит. Так вон он привёл слова из молитвы перед исповедью - аще во врачебницу пришед, да не неисцелен отидеши. Смысл статьи что все приходящии в Храм, в большей или меньшей степени больные. Дай Бог нам избавляться от болезней(грехов), а за соболящих молиться усерднее. Что мне от того что кто то больнее меня, я то тоже болен.
Виталий20 августа 2015, 14:15
Здравствуйте. после армии где-то 84-85г заходил первый раз в храм добродушные старушки научили как крестится самое большое что видел толкнуть чтобы пройти свечку поставить. а автору простите не верю.



.
Юрий Литвиненко20 августа 2015, 14:07
Очень прекрасные примеры, того как люди приходят к Богу. Никакие преграды не могут этому помешать. Верующие не значит святые, мы поэтому и молимся с просьбой творить Божию волю.
Ирина20 августа 2015, 14:06
Но ведь Господь не просто так попускает совершаться тому или иному событию!
Не просто так мы встречаем тех или иных людей на своем пути!
Зачем так возмущаться какими-то там злобными бабками? Захотел Господь, чтобы мы с ними встретились, значит, так и надо!
Что, кто-то думает, что он в храм зашел и ему ангелы Аллилилуйю пропроют? Хлебом-солью встретят? Ага! Щаз! :)
Ирина20 августа 2015, 13:59
Слава Богу, я тоже не встречала в православном храме такого отношения.По большей части люди добрые и отзывчивый, но это те, которые действительно православные, конечно везде бывают исключения. Иногда приходящие в храм ведут себя мягко говоря странно и любое замечание воспринимают как личное оскорбления. Мы все люди и у каждого могут быть проблемы, плохое настроение и тд и тп но если мы идём к Богу надо быть готовым к искушениями и стараться их преодолевать.Если нас кто то обидел, нужно вспомнить тех кого обители мы,а не обижается на бабушек. И если злая бабушка - это непреодолимое препятствие к Богу,то достойны ли мы называться Христианами? А приходить к Богу нам всегда будет что то мешать, узки Врата ведущие в рай. Спаси нас всех, Господи!
Nadya Filatova20 августа 2015, 13:57
Я пришла в православный храм в первый раз в 11 лет. Вдруг решила, что Бог существует, и уговорила отца привести меня на службу. Родители, атеисты, никаких знаний о православии не дали. Поэтому я оделась неправильно - распустила волосы, нацепила красивое праздничное платье. Я думала - в церковь иду, молиться, это же праздник! Вот и оделась как на праздник. :) И тут во время службы подходит ко мне бабушка и зло так заявляет: "таких, как ты, вообще нельзя в храм пускать!", разворачивается и уходит. Даже, собственно говоря, не объяснив, что я сделала не так. А я же еще ребенок! Испугалась страшно! Разревелась… Думаю: «Куда я пришла? Зачем я сюда пришла, если здесь такие злые люди?». Вот так мой первый поход в храм чуть не стал для меня последним. Спасибо священнику, успокоил. Не пытаюсь сказать, что пожилые люди в храме – зло. Наоборот, я многому у них научилась. В том числе и тому, как вести себя в храме и как одеваться. Так что учите, дорогие бабушки! Просто свои советы новоначальным надо бы давать, не повышая голос и не ругаясь. Доброжелательно! Тогда и будет польза! :)
Зинаида20 августа 2015, 13:45
Вспомнила, и стало грустно. Очень. В 2013 году осенью в Святогорской Лавре после службы помогала убирать в Успенском соборе, паломниками были с моей родственницей.в храм вошли две женщины , но старшая - ответственная за уборку , очень строгая женщина,- стала их прогонять. Женщины объясняли, что они проездом, что совсем нет времени, что очень нужно хоть немного побыть в храме. Очень просили. Но" старшая" их выгнала. Я, почему- то , побоялась вступиться за просящих.Стыдно мне до сих пор, и жалко и тех, кого выгнали из храма , и " старшую".
Марина20 августа 2015, 13:39
Да, увы, раньше такое было сплошь и рядом. И ругались и выгоняли... Теперь нет. Давно уже нет. Теперь и подскажут и помогут. У меня ощущение, что это заслуга действующего Патриарха. Дай Господь ему долгих лет жизни!
Елена20 августа 2015, 13:38
Меня тоже однажды поперли с чужого места :))).
Ольга20 августа 2015, 13:37
На меня, помню, тоже наехала бабуся в храме. Я тогда только начинала ходить в храм и не знала, что место, на которое я встала, было ею "приватизировано".
Ксения Степанищева20 августа 2015, 13:27
А если уборщица в поликлинике нахамила, лечиться тоже больше не пойдете?
Какой абсурд. Вроде автор неглупый человек.
Татьяна20 августа 2015, 12:47
А не говорят ли эти истории о том, что невежливые бабушки-то тут вовсе ни при чем, а может быть даже поспособствовали приходу в Церковь смиренных людей, терпимо относящихся к человеческим слабостям? Кто обижается в таких ситуациях и свое оскорбленное самолюбие ставит выше Бога и Его Церкви, тот, видимо, не готов быть православным.
Дария20 августа 2015, 12:36
Кого Бог приведет, того лукавый не отвадит....
Shifra Kutireva20 августа 2015, 12:26
Значит,именно им так надо было - оба эти человека из протеснасткой культурно среды,а она довольно суровая и аскетичная БЫЛА у прошлых поколений.Возможно, Господь узрел тягу в сердце,но вход сделал индивидуально под глубинные ощущения узнавания чего-то привычного.)Конечно, православие очень сердечное,очень теплое,но это нам,русским,но надо понимать и с уважением относиться к глубоким корням католичества в душах европейцев.Надо чуть другое-"для всех я стал всем"(1Корин9:22) Должна формироваться только индивидуальная вера и приходит человек к Богу тоже только на индивидуальных откликах его культуры,традиций,обстоятельств,взглядов,поисков.Наша задача уловить-созвучие его душе,которое притянет в единство во Христе(Иоанна15:4,10)
наталия20 августа 2015, 12:13
Да, к сожалению,все это есть и совершенная правда. Могу добавить еще несколько эпизодов из личного опыта, вызывающие скорбь: как бабушка, подавая теплоту, говорила причастникам (видимо, не относящимся к постоянным прихожанам)"ходют тут всякие, ходют и ходют...", как диакон после службы на попытки заговорить с ним чернокожего счастливого (вид у него был такой же, как у американца в рассказе) парня шарахнулся и недовольно буркнув, убежал...не хватает нам настоящей христианской любви, очень не хватает...
Елена20 августа 2015, 12:11
Прости, Господи, но не поняла,почему из этих двух случаев, отнюдь не типичных,подается такое глобальное заглавие "Как МЫ МЕШАЕМ ЛЮДЯМ ПРИХОДИТЬ В ПРАВОСЛАВИЕ". "МЫ МЕШАЕМ" - это совсем о другом... Сколько же можно приводить примеры о женщинах,"стоящих на пути к Храму",не серьезно.
Слава Богу, молодые люди, почувствовали призыв Господа и откликнулись на Него!
Лариса20 августа 2015, 12:06
Точно такие же истории происходят в наших храмах не только с иностранцами. Такое впечатление, что людям, чем меньше народу на службе, тем лучше. "Новички" в храме очень четко чувствуют присутствие "своих", т.е. постоянных прихожан данного храма. Это ужасно! Для Бога мы все свои.
Елена20 августа 2015, 12:01
Увы,ЛЮБВИ в храмах среди прихожан, сотрудников ОЧЕНЬ мало!!! Не то ,что о христианстве, а о простой человечности встаёт вопрос! Говорю из опыта: бывала во многих храмах. Да,не дай Бог, если скоро плоды пожинать начнём.
марина20 августа 2015, 11:55
Знакомая картинка скорее я без таких старушек и не очень не представляю православный храм горько конечно не все понимают такое отношение
Uliana Kocherov20 августа 2015, 11:49
Да, попадаются такие в кавычках добренькие прихожане. Просто их еще не коснулась благодать Божия. Да честно и жаль их. А сил физических у них видимо море. ЭТО сколько энергии надо иметь, чтоб за другими присматривать? Священник на приходе наверное должен как-то объяснять постоянным прихожанам о поведении в доме Божьем.
Елена20 августа 2015, 11:48
Анна, смотрите в себя )), на крайний случай - в пол ))- помогает )))

Юлия20 августа 2015, 11:42
Истории,нисколько не удивляют. ТО платок не того цвета, то тут не стой, там не дыши и т.п...Пол помыть - надо, конечно, но когда перед самым носом у молящегося, который пришел к Богу так давно ожидаемое избавление от болезни. Или натянутые ограничивающие веревки, за которые нельзя заходить и к иконам подходить. А про записочки безе денег -уж и не приходится говорить. Но это можно пережить. Хотя осадок остается, мы ж все грешные и частенько обида оседает в уголке.
Антон Ребров20 августа 2015, 11:35
ну и к чему это? весь этот текст для осуждения старух, в свое время сохранивших православие. Попытка не увидеть за всем этим перст Божий (без Божией воли или попущения ничего не происходит), но мы не знаем и причин в их сердце, и как на самом деле ситуация выглядела с их стороны... к тому же как ни странно хороших и даже благодатных среди старушек подавляющее большинство...
Анна20 августа 2015, 11:13
Спаси Господи!
Во всём промысел Божий!
Евлампия20 августа 2015, 11:07
Статья пустая..это частности...жизнь невозможно втиснуть в рамки...и это вредное желание. Мне кажется, повсеместное желание все втиснуть в рамки- наследие советского прошлого, всех директивой сверху заставить ходить строем к светлому будущему...Ну рассерженная уборщица - ну и что? Ну выгнала, что дальше? Святые тоже гнали желающих иногда - прояви настойчивость, если действительно хочешь...а то прям все должны с фальшивыми улыбками как свидетели Иеговы всех зазывать...бред.
Наталья20 августа 2015, 10:41
Невероятная история...Очень трудно даже поверить , что такое могло случиться в православном храме. Мне 58, я с детства много поездила и по стране и за границей и повсюду самым доброжелательным храмом была православная церковь. За всю жизнь такого не припомню , были казусные случаи с любопытствущими , но везде и всегда в православной церкви относились к входящим с терпением и благожелательностью.
Александр О.20 августа 2015, 10:38
Вот таким отношением к людям мы еще сами себе мешаем прийти к Богу. Без смирения, без любви к ближнему. Даже в доме Божием не можем вести себя по Божески. А статья короткая и хорошая. Без осуждения. Просто зарисовки из жизни нашей православной. Спасибо!
Анна Вихрова20 августа 2015, 10:16
Почему-то очень часто сталкиваешься с искушением нетерпимостью. Стоишь на литургии и куда глза не взглянешь, вместо чувства единства во Христе, потуги найти за что осудить. Очередноая ложь лукавого, омрачающего наши сердца. Пытается переиначить ревность по Боге в осуждение ближних. А ведь "едиными усты и единым сердцем"...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×