Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

    

Внимание ребенка в такси привлекла веточка чертополоха. Я объяснила ему, что это такое и что стоит она тут «для красоты» (как мне очень хотелось верить), но таксист неожиданно пустился в долгий монолог о сугубо практическом назначении растения. Разговор из области ботаники перетек немного в другое русло.

«В нашем деле без такой веточки никуда… Столько народу разного каждый день в своей машине бывает! И все ведь разные… Батюшку одного возил, так он меня отругал: мол, во что ты веришь-то? А я ведь крещеный, православный. Убрал я на месяц чертополох. Так одни черти, одни черти!» Конечно, я не стала вдаваться в подробности, каким образом он заметил наличие нечистой силы у себя в машине. Больше поразило другое. После разговора со священником таксист повесил крест: «Пусть и то, и то будет!» Извечное наше «авось чего поможет»…

Вы думаете, случаи подобного поведения единичны? Или они характерны только для людей, далеких от жизни Церкви? К сожалению, сплошь и рядом приходится наблюдать обратное.

Однажды в паломнической поездке стала свидетелем, как человек, усердно помолившись почитаемому святому в храме, тут же пошел привязывать ленточку на дерево, чтобы «желание сбылось». А для чего кидают монетки в святые источники? Чтобы вернуться? Или в виде жертвы на храм?

В нашей епархии на территории собора установили памятник небесному покровителю города. Кто-то несет цветы к подножию памятника, но таких меньшинство. Зато копеек, конфет и печений хоть отбавляй. Хорошо, хоть стакана с хлебом нет, вот честно.

Ленточки на святом источнике Ленточки на святом источнике
    

Помню, когда я только начинала ходить в Церковь, попала на праздник Воздвижения Креста Господня. И после помазания раздавали всем по небольшой астре, которые, видимо, остались от букета-украшения Креста. Так вот один знакомый мне долго и подробно рассказывал, что эту астру непременно нужно заварить в чай в каких-то там пропорциях, как-то по-особому пить и т.п. А в голове моей всплывали детские воспоминания, как подружки уверяли меня съесть сирень с пятью листочками на счастье. И еще Новый год, когда уже родственники уверяли, что если сжечь бумажку с написанным на ней желанием, то оно непременно сбудется. В православном исполнении есть вариация на тему: съесть песочек с могилки старца.

Так что же, форма меняется, а суть нет? Нам что-то нужно, и, чтобы это получить (работу, здоровье, квартиру…), нужно съесть что-либо / бросить монетку / привязать ленточку? Не абсурдно ли?

Причем заметьте: в подобных просьбах-желаниях, на почве которых чаще всего распространяются суеверия, превалируют сугубо земные ценности. Не будешь же просить у Бога избавления от гордости и завязывать ленточку на дереве. Ты прекрасно понимаешь, каких усилий с твоей стороны потребует это прошение…

Вместо спокойного доверия Богу мы мечемся из стороны в сторону, то ставя свечки в Церкви, то гадая на кофейной гуще

Можно, несомненно, объяснить подобное явление тем, что в неофитском пылу практически всё в Церкви нам кажется святым и бесспорно подлежащим исполнению. И когда тебе доказывают, что левой рукой свечку передавать – ни-ни! – ты в это свято веришь. В Церкви ведь плохому не научат, не соврут! Мы же не в суетном мире с его бреднями… А потом копишь и копишь эти «знания» о количестве бесов на крашеных ногтях, о запрете мыться неделями после Причастия и прочие прелести народного фольклора… Выход же из этого печального состояния один – путь постоянного саморазвития и самообразования, путь отделения зерен от плевел. Свернешь с него –непременно скатишься на путь многих и многих предрассудков, не имеющих к Церкви абсолютно никакого отношения.

Но вот уж вроде и в храм человек давно ходит, и с церковной жизнью познакомился… «Да, я, конечно, помолился, но делать-то что-то надо!!!» – примерно так мне однажды сказал знакомый, столкнувшись с серьезной болезнью. И дальше по списку: бабки, сглазы, старцы… Видимо, в понятие «что-то делать» поход к врачу, прием лекарств или необходимая операция не входят. И вместо спокойного доверия Богу мы начинаем метаться из стороны в сторону, то ставя свечки в Церкви, то гадая на кофейной гуще, только бы хоть как-то увериться в дальнейшем благополучном течении нашей жизни.

Страшно же жить без подпорок…

Ксения Манякова

28 сентября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки» «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
Игум. Нектарий (Морозов)
«Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки» «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
Игумен Нектарий (Морозов)
Бежит от труда и ответственности человек и ищет: как бы так всё устроить, чтобы всё «само» пришло – и святость, и спасение, и избавление от всего неприятного и досаждающего.
Сумерки сознания Сумерки сознания
Протоиерей Андрей Ткачев
Магизм нельзя осуждать только на том основании, что он «не работает», что он весь — область действия шарлатанов. Это и так, и не так. Шарлатану действительно легко найти себя и свою выгоду в этих сумерках сознания. Но магизм едва ли не страшнее именно тогда, когда он работает, нежели тогда, когда он надувает простаков и выуживает деньги.
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
Комментарии
Н.А. 6 октября 2015, 20:18
...Пользу от Крещения (о чем было в комментариях) ребёнок в любом случае получил. Это благодать Святого Духа, сообщенная ему в Таинстве. Другое дело, что не осознал это событие - так мал ещё. Вот родителей искренне жаль: прикоснувшись к чистому источнику святой православной веры (а когда-то, возможно, и испив из него), продолжают держаться языческих суеверий ("пить из грязной лужи оккультизма", как сказал один автор).
Что может какая-то красная нитка на руке против благодатной силы Таинства? Когда уже было "дунуто и плюнуто", и сатана был посрамлен и изгнан вон. Раньше храмы строили на месте идольских капищ, и демоны разбегались, не в силах вынести обжигающей энергии Божества...
Наталья Богоявленская 5 октября 2015, 21:40
Да нет, я не крутая, я такая же грешная, как и вы, а скорее, даже ещё хуже. Просто я много читала на разные темы и знаю, например, что масленица -- мероприятие чисто языческое, которое Церковь адаптировала под свой календарь, чтобы язычникам легче было в неё влиться. Все эти обряды меня как-то мало интересуют, но я ни в коем случае не осуждаю тех, кто в сырную седмицу заодно и масленицу празднует (не перегибая палку, естественно, без всяких там сжиганий чучел).
Простите меня.
Екатерина 4 октября 2015, 23:09
В прошлом году меня попросили подпеть на клиросе на крестинах малышей. Батюшка наш старенький и заметил уже только в середине обряда, что у крестящегося малыша была красная нитка на руке повязана, сказал матери: "а это суеверие, зря", но не потребовал снимать. После Крещения мальчик страшно плакал, когда священник понес его в алтарь - наш опытный регент Виктор еще удивился: "сколько пою на Крещении, никогда не видел, чтобы дети себя так вели после обряда"... Вот тебе и нитка

После обряда я была ответственная за то, чтобы родители заполнили документы (имя крещеных, родителей и т.д.), и я упомянула матери, что нитку надо срезать. Мать прижала ребенка к себе и неуверенно сказала: "да, дома снимем, та женщина, которая завязывала, сама должна это сделать". Через несколько минут я ей опять ненавязчивым тоном, с улыбкой протягивая ножницы, сказала, что малыша покрестили, и нитка тут ни при чем. Она опять отказалась, уже с небольшой ненавистью в глазах. Я конечно уверена, дома они нить не срезали, и бедный мальчик так до сих пор с ней и ходит, не получив пользы от Крещения...
НН 4 октября 2015, 12:40
Наталья Богоявленская,
Спасибо за ответ.
Дааа, "крутая" Вы православная и храм ваш "крутой". А вот у нас в монастыре владыка и блины ел, и куличи любил (особенно домашние), и жаворонки; и берёзки, вербы на ряду с пальмовыми ветвями освящал, и куличи, и яблоки, и мёд... И мы вместе с ним! (Царствие ему Небесное и Вечная память!). Простите!
Наталья Богоявленская 3 октября 2015, 20:41
Ну если вам так хочется моего ответа, то пожалуйста.
Блины на масленицу не пеку и не ем. Церковь не обязывает меня есть блины на масленицу, она обязывает меня не есть их в пост, а посты я соблюдаю неукоснительно.
Куличи к Пасхе тоже не пеку, разве что покрашу яички, а кулич в крайнем случае могу купить в магазине или в храме. Против жаворонков, берёзок на Троицу, ёлок на Рождество и вербы в праздник Входа Господня в Иерусалим ничего не имею, потому что здесь есть определённая символика, хотя без них обойтись тоже можно. (Кстати, в нашем храме верб нет, а есть пальмовые ветви в соответствии с Евангелием.)
НН 3 октября 2015, 00:24
Наталья Богоявленская:
"Вот я как-то после литургии Великого Четверга спросила одну нашу прихожанку, придёт ли она вечером на Двенадцать Евангелий. На что она твёрдо ответила: "Нет! Ведь печь-то когда?!" (в смысле -- иначе некогда печь куличи).
Это как?"

По мне - так не верно! (Хотя ведь не исключено, что она сама прочитывает Евангелия. Или её домашние целый год ждут тех самых её куличей и ей приходится жертвовать).
Я пеку как раз между Литургией и Двенадцатью Евангелиями (ранняя к 10ч заканчивается, и с 11 до 16ч хватает времени испечь куличи). Но не понятно вот что: куличи-то Вы к чему относите? Надо их печь и освящать или нет? Да и про блины, берёзки, ёлки и "жаворонков" Вы так и не ответили...
Наталья Богоявленская 2 октября 2015, 18:45
Вообще до революции действительно воду освящали в естественных водоёмах -- на реках, прудах и озёрах. Для этого во льду заранее вырубалась Иордань, к которой после литургии шли крестным ходом для Великого освящения воды. Затем над Иорданью ставилась временная часовня и люди именно там брали воду. О том, чтобы в 19-м и в более ранние века в Иорданях купались, не читала ни разу (может, кто-то просветит меня и подскажет, что такие случаи бывали).
Теперь воду освящают в храмах, а на водоёмы идут купаться. Между тем многие священники говорят и пишут, что это искушение Бога, откуда у вас уверенность, что ваше купание в крещенские морозы пройдёт благополучно?
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа мы погружаемся в воду один раз в жизни -- а дальше исповедуем едино крещение во оставление грехов. Сам Господь Иисус Христос посылал Своих учеников крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, а купать людей Он никого не посылал.
Наталья Богоявленская 2 октября 2015, 15:35
Вот я как-то после литургии Великого Четверга спросила одну нашу прихожанку, придёт ли она вечером на Двенадцать Евангелий. На что она твёрдо ответила: "Нет! Ведь печь-то когда?!" (в смысле -- иначе некогда печь куличи).
Это как?
НН 1 октября 2015, 13:55
Наталья Богоявленская:
"А крещенские купания -- разве не суеверие?"...
Нет, конечно же! Например, в монастыре, после Всенощной 18января, в 12ночи освящантся вода в реке (пруду) и все желающие, в т.ч. монахи, окунаются в прорубь. А 19 молятся на Литургии и Причащаются. (И я так делаю. А если ночью не получается - то окунаюсь 19 после Литургии).
Традиция? да, может быть, но не суеверие...
И вот интересно: а прихожане и священники вашего храма блины на масленицу едят? Храм на Троицу берёзками и травой украшают? Ёлки на Рождество ставят? "Жаворонков" на 40 Севастийских мучеников пекут?
Согласна, что надо четко различать веру и суверия; веру и традиции. Но если суеверия и традиции не мешают вере - кому от этого плохо? Ну верит человек, что чай именно с этой астрой поможет ему излечиться от астмы - да пусть пьёт на здоровье, может, Господь через эту астру по ВЕРЕ и излечит. (Помните притчу с лисичкой и молоком из блюдца?).
Татьяна Кононова 1 октября 2015, 12:48
Да мы пока телесные.поэтому надо съесть что-то освященное.например просфору натощак обязательно.или святую воду выпить.Поэтому наверное мы и пользуемся освященным маслицем и съедаем освященный хлеб на двунадесятые праздники на всенощной.
Дмитрий30 сентября 2015, 16:20
Наталье Богоявленской:2015-09-29
16:41
"А крещенские купания -- разве не суеверие?"
Если народ на машинах или так пришел на речку(пруд,озеро,источник)-на Иордань,для того чтобы весело матерясь под водочку окунуться в прорубь и получить здоровье на год вперед до следующего раза,то -да, суеверие.
А если после Великого освящения воды,неважно когда ,18-ого,19-ого,да хоть 21-ого января человек,испросив благословение у священника, придёт и окунётся в прорубь троекратно во имя Отца и Сына и Святого Духа,до погружения спев тропарь Богоявления,а после кондак,и сделает это в память о том что Господь наш Иисус Христос крестился на Иордане от Иоанна,веруя (и м.б. опытно зная) в то что Вода Великого освящения дает человеку благодать исцеления и т.д. (почитайте или внимательно послушайте молитвы на освящение воды)-то где же здесь суеверие? Различайте духов,внимательно прочитайте комментарий Н.А.:2015-09-28
15:36.
Не хочу петь панегирики ,но я считаю ,что этот комментарий стоит всей статьи,а по содержанию/сути-гораздо лучше неё.
И Р29 сентября 2015, 22:46
Нет ни волшебного средства, ни волшебной таблетки, ни волшебного способа, которые могли бы тут человеку помочь. Есть только он и Господь, Который всё уже для его спасения сделал, и дело теперь лишь за ним самим… Такая простая истина, и так трудно, болезненно воспринимаемая! Особенно когда вокруг полно рекламных агентов, наперебой предлагающих нам свое (именно свое!) «волшебство».
Игумен Нектарий (Морозов)
http://www.pravoslavie.ru/put/73330.htm

Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Наталья Богоявленская29 сентября 2015, 16:41
А крещенские купания -- разве не суеверие? Не правильнее ли утром 18 января отслужить службу Навечерия, вечером в тот же день -- Всенощное бдение и 19-го утром -- Литургию? Да в один из этих двух дней исповедаться и причаститься. А если так -- то купаться-то когда? В нашем храме, например, я не знаю ни одного прихожанина, кто купался бы на Крещение.
Или я не права и чего-то не понимаю?
Алена29 сентября 2015, 10:40
(в продолжение) В борьбе против "суеверий" можно дойти и до абсурда - письма Деду Морозу - тоже суеверие, сказки с чудесами про молодильные яблоки? Господь не разрешил уничтожать плевела пока не созреет урожай "доброго" зерна! Прости Господи! И нам ли посягать на опыт Апостолов, но и они не избежали маловерия и малодушие, пока не получили Дар Святого Духа. Так будем каждый по силам молится о ниспослании этого подарка Божьей Любви! Люди, далекие от православной жизни: и Сретенские свечи, и четверговую соль, и песочек из пещерок, и цветы с мощей, и пасхальную трапезу - могут считать "суевериями". Простите, тема очень важная, но требует бережного объяснения, ведь наряду с христианскими таинствами, мы являемся преемниками национальных традиций быта, уклада, праздников, ритуалов. Простите!
Алена29 сентября 2015, 10:39
Благослови Господи! Пути Господни неисповедимы! Очень трудно нам, откликнувшимся на призыв Бога, в зрелом возрасте и в основном в болезнях или скорбях, сразу стать "настоящими" христианами. Ведь мы все приходим из "язычества". Мне не известен ни один человек, который бы не столкнулся в своей жизни с "необъяснимыми", "противоестественными" явлениями, или чудесами, даже до прихода его в православие. Именно такие случаи зарождают в нашей "младенческой" душе - необъяснимый страх перед непознанностью, неизвестностью. Именно в этом корешки " страхования", пока еще не крепка вера, но уже появляется надежда - оградить себя и родных "традиционными" ритуалами.Многие из которых, издревле не носили сакральный характер, а были необходимыми для санитарии и гигиены жилища и тела, так как не было бытовой химии, но за древностью лет обросли суевериями.
Татьяна Константиновна29 сентября 2015, 09:24
Спаси Господи. Есть книжечка, выпущенная в Киево-Печерской Лавре лет 15 тому назад о поведении в церкви, в том числе и о всяких забобонах. К сожалению, не помню ее название, раздарила, но я думаю такие книжечки есть в церковных магазинах. Очень спокойно, доступно и хорошо рассказано о пребывании в храме.
Арина29 сентября 2015, 02:28
Посоветовали бы таксисту слушаться батюшку и хотя бы при виде "чертей" с молитвой к Богу обращаться. А так получается, как если бы врач увидел явно не здорового человека, определил на глазок диагноз и ушел с мыслью, что раз тот сам виноват, сам пусть и лекарство себе ищет, в интернете же справочников полно. Да еще с коллегами обсудил симптомы болезни и бестолковость больного.
Отсюда и суеверия, что распространители их не ленятся, а другие просто спокойно по-человечески без осуждения поговорить при виде их проявлений считают заранее бесполезным. Может, если поговорить, и ленточки окажутся знаком не суеверия, а веры, как цепочки, серьги, кольца и пр. у икон знак благодарности. На улице не станут же золото и жемчуга оставлять, чтоб не соблазнять, а платок или ленту никто не унесет. Не утверждаю, что это так, но не исключаю, что такое возможно, все люди разные.
Дмитрий28 сентября 2015, 19:11
Н.А.:2015-09-28
15:36

Полностью поддерживаю,прошу прощения,но Ваш ответ хочу забрать в личку и распечатать . ИМХО-лучше не скажешь.
Дмитрий28 сентября 2015, 16:32
Светлане Харченковой: 2015-09-28
14:37 "если поставишь свечку надо ее зажечь и погасить (чтоб потом ее зажгли во время службы), а то вдруг ее зажжет человек с худыми помыслами и мне будет худо."-если Вам так это прокомментировали, то да- предрассудок. А вообще,свечки маленькие и если человек пришел загодя и зажёг свечку ,то до начала службы она просто не достоит,а хочется,чтоб и твоя свеча ,хоть какое-то время горела вместе с остальными-это же хорошо,когда все вместе,правда? А зажигать(опалять фитиль), потом гасить-это для того ,чтобы свечу потом бабушки/женщины на послушании у подсвечников,быстрее зажгли . Быстрее загорается уже опаленный фитилёк-ферштейн? Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате ,если её там нет. Это чисто практичные вещи.Ещё важно то ,какое содержание человек вкладывает в то или иное действие. Не спешите осуждать.;-)
Дмитрий28 сентября 2015, 16:31
Сергею 2015-09-28
12:07"Вообще было бы полезно выпустить небольшую книжку со всеми "православными приметами и предрассудками"...
"Предрассудки вместо веры? Откуда берутся околоцерковные суеверия" Составитель: Алла Добросоцких Издательство: Даниловский Благовестник 2013 г. Страниц-272стр.Мягкая обложка.
Не исчерпывающе ,конечно,но...К сожалению, книжка уже библиографическая редкость.
Н.А.28 сентября 2015, 15:36
В статье смешиваются принципиально разные вещи. Ленточки на деревьях и земля с могил старцев - далеко не одно и то же.
Борьба с суевериями не должна превращаться в небрежное обращение со святыней.
Спросите, например, в Дивееве, зачем паломникам раздают земельку со Святой Канавки? Зачем подушечки делают с травой с Канавки? Зачем вещи батюшки Серафима выставлены в храме?
Может, поймете тогда про астры и чай. Про благодать освящения. Про бережное и благоговейное отношение верующих людей к освященным предметам. (Кстати было бы и спросить у афонских монахов, почему они называют "благословениями" предметы, подаренные им почитаемыми старцами, будь то часть одежды или даже изъеденный муравьями зефир. Почитайте у преп. Паисия Святогорца о старце Тихоне Русском).

Если и существуют какие-то околоцерковные суеверия, то протестантизация Православия (с отрицанием мистики в угоду логике) ничуть не лучше. Корень обоих явлений - маловерие. От которого все страсти, по мнению Святых Отцов.
Помощи Божией всем в борьбе со страстями. Будем молиться, чтобы Господь просветил нас на всех путях нашей жизни.

Светлана Харченкова28 сентября 2015, 14:37
Да, я тоже сталкивалась с предрассудками в церкви,что если поставишь свечку надо ее зажечь и погасить (чтоб потом ее зажгли во время службы), а то вдруг ее зажжет человек с худыми помыслами и мне будет худо. Вот бред-то и это верующие люди. Надо побольше таких статей для нашего просвещения.
Елена28 сентября 2015, 13:07
По-моему, еще один не вполне здоровый обычай или поверье (не хочется называть это суеверием) я недавно услышала: в понедельник, в праздник Рождества Богородицы на Литургии в храме (в свой дальше ехать, в будни неудобно, а этот ближе) удивляюсь большой очереди на исповедь - ведь накануне было воскресенье, выходной день, казалось бы, что мешало людям прийти и исповедаться на вечерней службе? И потом с чистым покаянием внимать на Литургии? Встреченная по дороге домой знакомая, с которой я поделилась этим недоумением, открыла мне: "говорят, что особую Благодать можно получить, если исповедуешься и Причастишься в праздник"! ... Особенную Благодать, думаю, точно получат дети и младенцы за особое терпение, проявленное в ожидании Причастия в такие дни (чем больше исповедников, тем позже, т.к. после возгласа "Святая святым" батюшка исповедует, а литургич. служба "поставлена на паузу").
Сергей28 сентября 2015, 12:07
Вообще было бы полезно выпустить небольшую книжку со всеми "православными приметами и предрассудками", которых уже в нашей церкви становится до неприличия много. Причем как правильно заметил автор, у людей с очень разной степенью воцерковления.
р.Б.Татиана28 сентября 2015, 11:47
Спаси Вас Господи.
После прочтения захотелось отослать эту статью всем своим друзьям и знакомым. Конечно же, увидела и себя прежнюю, и страшно стало, что вдруг смаловерничаю, и, упаси Господи, снова наступлю на те же грабли.
Единственное "НО"... пока сам человек к этому не придет, никто его в обратном не убедить. И будет он и чай заваривать из астр, и одной рукой воду святую набирать, а другой ленточку на дерево вязать, и думать с какой ноги зайти в церковь - с левой или с правой, вместо того чтобы сказать слова молитвы входящего в храм Божий.
Удивительно, себя менять не хотим, не хотим бороться со своими страстями, а чуда ждём...
Антон28 сентября 2015, 11:27
Я очень хорошо понимаю людей, "привязывающих ленточки".

Ведь вести подлинно христианскую жизнь, вырабатывать в себе подлинно христианское отношение к Богу и людям - это тяжелейший труд. Лишь очень немногие способны к такой жизни.

Но и вести чисто материалистическую жизнь безо всякой связи с духовным миром тоже очень тяжело, поскольку противоестественно.

Гораздо проще жить как живётся, как все живут, но в трудных случаях прибегать к защите и помощи потусторонних сил, не особо вникая в их природу.

Мы, люди - слабые существа, и как писала игумения Арсения Себрякова, жесток для нас путь спасения, жестоко бывает и слово сказанное о нём. Мало кто готов добровольно терпеть эту спасительную жестокость, и велик соблазн заменить её всякими веточками, тряпочками и монетками, брошенными в источник.
Олег Стожков28 сентября 2015, 11:07
Хорошую тему затронули. Никто не безгрешен. Почему-то даже некоторые батюшки советуют обязательно 12 раз подряд собороваться для чего-то, например. Бывает еще и распространение каких-то особых "молитв", как например, Архангелу Михаилу - причем, читать ее только в полночь на 21 ноября. И это пишут в "Русском доме", например. Среди тех, кто только краем уха что-то слышал, порой и почитание святых ставится чуть ли не выше самого пребывания в Церкви.
Елена28 сентября 2015, 09:55
Замечательная статья!!!!!Спаси Вас Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×