Нескучная история

Беседа с арт-директором проекта «Моя история» Дмитрием Смирновым

4 ноября, в День народного единства, в московском выставочном зале «Манеж» открылась очередная выставка проекта «Моя история». В этот раз она посвящена событиям первой половины XX века: «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе». Выставки проекта «Моя история» необычны: они высокотехнологичны, насыщены мультимедийной аппаратурой. О том, почему выбран такой формат экспозиции, какие возможности он дает, какова цель выставок, как они готовятся, мы беседуем с арт-директором проекта Дмитрием Смирновым.

Дмитрий Смирнов, арт-директор проекта «Моя история» Дмитрий Смирнов, арт-директор проекта «Моя история»
    

«Даже бабушки играют»

– Дмитрий, вы арт-директор проекта «Моя история», в рамках которого проводится уже третья выставка: в 2013 году – «Романовы», в 2014-м – «Рюриковичи», теперь – «XX век. От великих потрясений к Великой Победе». Будет ли что-то новое в этом году по сравнению с тем, что было на прежних выставках?

– Конечно, мы постарались сделать выставку, которая отличалась бы от прежних не только материалом. В какой-то мере будут использованы технические приемы прошлых экспозиций: перевод в изображения фактов и событий – они и составляют суть истории. Но будут и новые находки. Прежде всего, это хронолента – уникальный, на мой взгляд, носитель. И один из моих любимых. По хроноленте мы сможем проследить причинно-следственную связь событий, как одно приводит к другому, перетекает в другое. Это живое течение истории. Очень важно показать историю именно такой, ведь в учебниках события представлены, как правило, по отдельности, а то и вразброс.

Фрагмент хроноленты на выставке «Моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе» Фрагмент хроноленты на выставке «Моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе»
    

– А что такое хронолента с технической точки зрения?

– Это проекционный кинофильм, который идет по всей выставке. Высота «экрана» – 3 метра, длина – около 280 метров. Такая непрерывная лента истории. В ее основе – кино- и фотодокументы; применена анимация: оживают портреты, появляются высказывания исторических деятелей, относящиеся к событиям.

Мы всё думали: как нам использовать хронику, чтобы было не скучно и не сухо? И родилась идея вот такой хроноленты

Мы всё думали: как нам использовать хронику, чтобы было не скучно и не сухо? И родилась идея вот такой хроноленты. С помощью технологий удалось, как нам кажется, показать развитие событий очень интересно.

– Какие еще технологии вы используете на выставке?

– Собственно новых технологий в экспонировании выставок за последние 10 лет не появилось. Есть кино, есть проекция… Разве что сейчас увеличивается яркость и чистота изображения, мощность носителей. Мы много ездили по разным выставкам, смотрели, какие используются приемы, придумывали что-то свое.

Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Мы придаем большое значение анимации: никакой «запечатки», только мультимедийная проекция. В будущем мы хотим этот прием развить, постараемся, чтобы появилось интерактивное управление. Сейчас это просто видео, а в дальнейшем я бы хотел сделать так, чтобы люди сами могли управлять просмотром, используя средства мультимедиа, – так будет, я уверен, еще интереснее.

Но техника на выставке не самое главное. Основное – это ее содержание, ее информационное наполнение – то есть контент. Ты можешь проецировать на стену белый лист с текстом, а можешь сделать так, будто из стены выезжает танк, затем превращается в здание… Я говорю о визуальном контенте, о графике. Графику мы соединяем с историей, увязываем эти два компонента логически и содержательно. И вот когда эти два момента соединяются, то получается качественная выставка, на мой взгляд.

– Так ваше ноу-хау в том…

– … что так историю еще никто не показывал. В том числе и в виде такой хроноленты.

Обычно анимация делается в развлекательных целях, а у нас главное внимание уделяется просвещению.

– Как долго готовился визуальный контент? Сколько человек было задействовано?

– Готовились к выставке почти год. Работа кропотливая, часто утомительная, но очень интересная. Формы подачи стали разрабатывать примерно с февраля месяца. Но активная работа началась в мае. Концепция выставки к тому времени была готова, и надо было приступать к ее воплощению. Самая активная стадия – это, конечно, последние месяца три-четыре, когда идет работа без выходных полностью всего коллектива. У нас около 40 человек персонала, плюс мы еще нанимаем фрилансеров в СНГ. Талантливые ребята, много нам помогают. Так что над выставкой в ее визуальной составляющей работало 80 человек – из России и стран СНГ.

    

– А художников вы привлекаете?

– Да, конечно. Они входят в число этих 80 человек.

– Вы используете изображения, которые есть в интернете, в иных базах данных? Делаете что-то свое?

3D реконструкции всех битв полностью разработаны нами. С нуля!

– Новый контент, конечно же, создаем. У нас 3D реконструкции всех битв.

– Вы их заново готовите?

– Полностью! С нуля по чертежам основных битв и при консультациях историков. Это очень большая работа. Реконструируем сначала ландшафт, потом моделируются солдаты в аутентичной форме, моделируется оружие. Тут без помощи специалистов просто не обойтись. Затем – ход войны, сколько было участников событий, направление их движения. Мы даже разработали движок: взаимодействие толпы. Программисты придумали и так увлеклись этой темой, что трудно было их оторвать. Думаю, разработанное ими ноу-хау понравится и зрителям.

    

– На какую целевую аудиторию рассчитан этот контент? Будет ли интересно на ней и детям и взрослым?

– У нас есть носители, которые рассчитаны именно на детей. Например, целевые носители: «Помоги индустриализации», «Помоги фронту» – можно будет интерактивно собрать танк или пулемет, трактор, машину. Они «оживут» и уедут; будет и благодарность собравшему, и информация о том, что это за танк или трактор, какую он принес пользу.

Детям ведь не так интересны сведения о политике, цифры, голые факты. Намного увлекательнее прикоснуться к истории конкретной, пусть и в игровой форме, интерактивно.

– А вы заметили, что и взрослые играют в эти игры?

– Даже бабушки играют. Так что получается интересно для всех возрастов. И современные технологии – не преграда.

«Мы стараемся разговаривать с аудиторией на ее эстетическом языке»

– В оформлении вы используете эстетику того исторического периода, которому посвящена выставка?

– У нас в каждом зале есть такой носитель: тумба эпохи. На этой тумбе – плакаты того времени, какие-то бытовые вещи. Они позволяют прочувствовать дух времени. События бытового характера, которые на хроноленту мы не даем, чтобы ее не перегружать, выносим сюда.

Фрагмент экспозиции Фрагмент экспозиции
    

Хронологически выставка охватывает полвека, эстетика за это время менялась не раз, и на выставке она разная. Первые залы выполнены в стиле модерн – это начало XX века. Потом Первая мировая война – модерн постепенно переходит в декаданс. Революция – тут уже модерн перемешивается с конструктивизмом. Гражданская война: разруха, хаос. 1920-е годы – конструктивизм, кубизм, авангардизм: Малевич, Кандинский… Башня Шухова.

– Вы упомянули авангард. Искусство авангарда – искусство бунтарей, искусство разрушения. Но при этом искусство, которое перестает быть элитарным, становится народным. Используете ли вы бунтарскую, авангардистскую эстетику? Важно ли для вас это?

– Важно, потому что это отражение духа эпохи. В 1915 году проходит выставка Малевича «Черный квадрат», где он свой черный квадрат ставит в красный угол, там, где должна быть икона. Это свидетельство о сдвиге в сознании людей перед революцией.

И еще: старая живопись – живая. А авангардизм это живое убивает. Он всё рушит, и мы отражаем это. Видно, какое запутанное было время, потому что всё искусство этого времени такое дробленое. Да и многие современные художники «раздроблены в сознании». Эти выходки на Красной площади…

– Говорят, что это такое вот «современное искусство».

– Тогда тоже говорили так. «Черный квадрат» – та же самая тема, только без того сильного вызова, какой есть сейчас. Это погасшее искусство. Или, может быть, и вовсе не искусство. Потому что искусство, по моему мнению, должно быть созидательным. Это то, что человека приводит в некое созидательное состояние. А авангард разрушает.

Фото: В.Ходаков / Православие.Ru Фото: В.Ходаков / Православие.Ru
    

– Заметным явлением XX века стал плакат как вид массового искусства. Вы сказали, что использовали аутентичный плакат на тумбах. Эстетика самого плаката как работает?

– Мы использовали плакаты, отражающие или иллюстрирующие какие-то конкретные события, гонения на Церковь, например. Но плакаты нам интересны не сами по себе, а в привязке именно к событию. Они вписываются в событие вместе с фотографиями, хроникой. Это один из языков показа события. Мы зрителю даем три версии события: в хронике, в плакате, в фотографии. Плакат – иллюстрация того, как политики работали с массовым сознанием. Потому что плакат – это пропаганда.

– Как и кинохроника.

– Да. И если есть кинохроника, мы используем и ее.

– Выставки проекта «Моя история» ориентированы на самого широкого зрителя. Можно говорить, что это такое массовое искусство. И многие критикуют ваш проект именно за это – за то, что он не ставит задачи создать некие эстетические ценности с точки зрения искусства. Как бы вы прокомментировали такое мнение?

– Давайте разберемся, кто это говорит. Я, читая новости и материалы о наших выставках, вижу четкое разделение позиций: есть СМИ, считающие, что наши вставки – это однозначно хорошо, а есть такие, которые считают, что столь же однозначно плохо. Конечно, мнения могут быть самые разные. Но это СМИ, профессиональные «оценщики».

Но вот я захожу в соцсети, на форумы, смотрю, что пишут обычные люди, те, что посмотрели выставку и горят желанием поделиться увиденным, высказать свое мнение. Вот где можно выяснить объективную картину. В таких постах, написанных обычными людьми, я негативных отзывов видел всего процентов 5.

Нельзя себя хвалить, но мне наша выставка нравится.

Фото: В.Ходаков / Православие.Ru Фото: В.Ходаков / Православие.Ru
    

– А в искусствоведческих категориях как бы вы определили ваш проект?

Это выставка-инсталляция, выставка-спектакль

– Это выставка-инсталляция, выставка-спектакль. Это соединение современного созидательного искусства с образовательной целью.

Мы стараемся разговаривать на одном языке с аудиторией. Давать материал к размышлению наиболее понятно, вызывая интерес у посетителей. Это образовательно-мультимедийная выставка-инсталляция.

«Наши выставки – это опровержение шаблона»

– Многие говорят, что такие выставки – это увлекательный учебник по истории. Как вы думаете, почему такая форма оказалась востребованной?

– Нет аналогов. Никто не занимается обучением истории в таком новом формате. Историю преподают только в учебных заведениях, где кто-то учит, кто-то не хочет… И в основном преподают неинтересно, скучно. Что-то там было когда-то… А зачем это? Времени мало, лучше подналечь на другие предметы, которые больше пригодятся в жизни. Вот так рассуждают. А на наших выставках люди могут увидеть историю живой, почувствовать ее, открыть для себя. Я делаю третью выставку и для себя постоянно открываю что-то новое, даже изумительное. И я понимаю, что многие из тех, кто придет к нам, тоже будут удивлены.

Фрагмент хроноленты на выставке «Моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе» Фрагмент хроноленты на выставке «Моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе»
    

– А почему именно такой визуальный формат популярен?

– Потому что он яркий, красивый. В залах интересно находиться, не хочется уходить. Хочется смотреть, изучать… Всё движется, меняется, живое – уже это само по себе интересно, держит внимание.

Не забывайте, что на дворе XXI век. Учебник читать, когда у всех планшеты, немодно, скажем так. А с планшета читать скучно. К нам на выставку люди приходят и как на своего рода развлекательное мероприятие, ставшее уже почти модным, – а получают полезные знания.

– Выставка готовится Патриаршим советом по культуре. Есть такой стереотип: Церковь – это что-то архаичное, она очень осторожно относится к инновациям. Более того, в церковных кругах говорят о том, что современные технологии – это вредно, это мешает. Как вы думаете, почему церковная структура «приняла» выставки на основе современных технологий?

– Потому что, вероятно, посчитала их более интересными. Наши выставки – это опровержение шаблона. Люди не ожидают, что будет такая выставка. Как обычно думают? «Православная историческая выставка – это такая жуть, такая скукотища. Идти туда? Зачем?» А оказывается, что тут совсем иное. Повторюсь: опровержение шаблона.

Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru
    

Церковь должна быть впереди по всем технологиям. Тогда и технологии станут созидательными и будут правильно использоваться

У меня самого были странные мысли, когда мы только начинали это дело. У меня в голове что-то сдвигалось, когда я видел монахов, активно использующих компьютеры и телефоны в своих послушаниях. Но потом понял, что по-другому невозможно, иначе нельзя просвещать современного человека.

Мне кажется, что Церковь должна быть впереди по всем технологиям. Их через себя пропускать и выводить в массы. Думается, это самое правильное. Тогда и технологии станут созидательными и будут правильно использоваться.

О Порше и «кирпичах»

– А что лично вас вдохновляет? Как вы работаете?

– Мы делаем важное для России дело.

А как работаю? Есть задача – нужно ее реализовать. Нужно «разложить всё по полочкам», интересно подать, интересно акцентировать. Иногда, бывает, приходится сильно помучаться, но, слава Богу, идеи приходят.

Схема выставки Схема выставки
    

– Какими были самые большие сложности при реализации проекта?

– Иногда контент стандартный, как в учебниках, достаточно скучен, и даже визуально его показывать неинтересно. И я, сидя с историками, всё время говорю: «Скучно, скучно. Давайте посмотрим еще». Я их старался направлять, чтобы они искали не то что веселое, развлекательное – не в этом дело, а чтобы было чем людей заинтересовывать.

Думать надо было не только над тем, какой материал показать, но и как его показать. У ученых-историков мышление свое, и оно не такое, как у школьников, и не такое, как у абсолютного большинства посетителей. Историки дают мне «кирпич» текста, говорят: «Вот так». Я им: «Постойте-ка, нам надо, чтобы это поняли все люди». Вот эта работа самая сложная: сделать исторически достоверный, научно обоснованный интересный и при этом увлекательный для всех контент.

– Были какие-то факты, события первой половины XX века, которые стали для вас открытием?

– Потрясло то, что в Первую мировую войну мы стали выигрывать – но началась революция. Удивительно! Факты говорят: готовилось наступление. И в это же время начались мятежи.

Поразило, что первым правителем России после Николая II стал Рюрикович – Георгий Львов, Рюрикович потомственный. Это интересная тема.

Фото: В.Ходаков / Православие.Ru Фото: В.Ходаков / Православие.Ru
    

И еще: стыдно, конечно признаваться в этом, но я до работы над выставкой думал, что это Ленин сделал революцию, а оказывается, Николая II сместили совершенно другие люди. Потом выяснилось, что многие тоже так думают.

Было открытием, как много лично Сталин сделал для осуществления индустриализации – хотя и ошибок тоже немало было. Он вызывал иностранных специалистов: Форда, Порше… Не стеснялся своего незнания. Какие организовывались здесь ими заводы! Брались у них знания, обучали сотрудников. За 10 лет было сделано невозможное. И как грамотно! Но и про жертвы и личные трагедии людей этого периода тоже нельзя забывать!

– Как правильно смотреть выставку, чтобы «не потеряться» в обилии экспонатов? Что бы вы посоветовали посетителям?

– Правильно пройти по выставке раза три. Заходишь в зал и смотришь по очереди интересующие носители. У нас есть путеводитель по выставке.

Но самым правильным, я думаю, будет пройти по выставке с экскурсией: экскурсоводы знают, в какой последовательности, как и что показывать, на чем сделать акцент. А потом, после экскурсии, уже самому посмотреть всё подробнее.

С Дмитрием Смирновым
беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru

10 ноября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Минобрнауки рекомендовало использование ресурсов экспозиции проекта «Россия — Моя история» для школ Минобрнауки рекомендовало использование ресурсов экспозиции проекта «Россия — Моя история» для школ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направил для использования в работе методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия — Моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.
Исторические парки «Россия — моя история» появятся во многих городах Исторические парки «Россия — моя история» появятся во многих городах
«Что касается наших экспозиций, они будут доступны практически всем жителям нашей страны. Дело в том, что поступило такое огромное количество заявок о том, чтобы эту экспозицию возить по стране, а эта история довольно недешевая, а у нас нет такой возможности, то принято решение, что вся эта экспозиция (посвященная периоду с древних времен до наших дней), конечно, в несколько таком сгруппированном виде будет представлена во многих городах», — сказал епископ Тихон.
Православная Русь — к Дню народного единства. Россия — моя история. 1945–2016 Православная Русь — к Дню народного единства. Россия — моя история. 1945–2016
Пресс-конференция в «ТАСС»
Православная Русь — к Дню народного единства. Россия — моя история. 1945–2016 Православная Русь — к Дню народного единства. Россия — моя история. 1945–2016
Пресс-конференция в ИЦ «ТАСС»
1 ноября 2016 года в информационном центре «ТАСС» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию XV церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь — к Дню народного единства. Россия — моя история. 1945–2016".
«Действия элит бездумно вели Россию к Февральскому перевороту» «Действия элит бездумно вели Россию к Февральскому перевороту»
Епископ Тихон (Шевкунов)
«Действия элит бездумно вели Россию к Февральскому перевороту» «Действия элит бездумно вели Россию к Февральскому перевороту»
Беседа с епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым)
То, что происходило в XX веке, — это животрепещущее пространство истории, которое и сегодня пульсирует, разделяет людей и объединяет их.
«1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе» «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе»
Выставка-форум
«1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе» Выставка-форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе»
4 ноября 2015 года в ЦВЗ «Манеж» открывается XIV выставка-форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе».
Выставку «Православная Русь.Моя история» за два дня посетили около 17 тысяч человек Выставку «Православная Русь.Моя история» за два дня посетили около 17 тысяч человек
"За 4 ноября с 16.00 до 22.00 мск и 5 ноября с 11.00 до 22.00 мск выставку посетили 16 тыс. 834 человека", - сообщили организаторы.
Выставка «От великих потрясений к Великой Победе» Выставка «От великих потрясений к Великой Победе»
ИНФОГРАФИКА
Выставка «От великих потрясений к Великой Победе» Выставка «От великих потрясений к Великой Победе»
ИНФОГРАФИКА
О том, кто и как делал выставку, что за информация на ней представлена, какое впечатление произвел проект «Моя история» на первых лиц государства, общественных деятелей и ученых.
Выставка «Православная Русь. Моя история» в цифрах Выставка «Православная Русь. Моя история» в цифрах Выставка «Православная Русь. Моя история» в цифрах Выставка «Православная Русь. Моя история» в цифрах
4 ноября 2015 года в ЦВЗ «Манеж» открылась XIV выставка-форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе». Живые карты и книги, анимационные ролики, короткометражные фильмы, представлены в 12 залах общей площадью более 3500 квадратных метров.
Патриарх Кирилл: «Выставка поможет нам понять всю красоту подвига нашего народа» Патриарх Кирилл: «Выставка поможет нам понять всю красоту подвига нашего народа»
" Она поможет нам увидеть и тяжелые страницы и понять: чтобы любить Отечество, не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла".
Комментарии
Светлана 10 ноября 2015, 11:16
Замечательная выставка!Посещала все выставки-форумы, в прошлом году поработала волонтером. Мне кажется, сейчас учтены даже мелкие организационные недочеты предыдущих выставок, а в плане визуальном, презентационном, и также по содержанию - на этот раз, как и всегда, все на самом высоком уровне. Действительно, ощутима серьезная, ответственная работа, и как результат - познавательно, доступно, интересно, патриотично, красиво, а главное - через призму православия, а значит здраво! Рекомендую и призываю всех посетить Манеж до 22 ноября!
Оксана10 ноября 2015, 10:12
Замечательно, что есть такая выставка "От великих потрясений к Великой Победе". Жаль,что проходит она только в Москве. А как же быть остальным людям в других городах, которые не могут приехать в Москву? Может ли эта выставка пройти в других городах?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×