Социальное происхождение святости

Страдная пора. Косцы. Фрагмент картины Г.Г. Мясоедова Страдная пора. Косцы. Фрагмент картины Г.Г. Мясоедова
    

В характерной для XX века густой духовной тьме многочисленные святые Русской Церкви сияют как звезды. К примеру, Матрона. О степени ее почитания и о силе ее помощи говорят очереди людей к ее мощам в Покровском. Родилась в крестьянской семье в Тульской губернии. Кроме нее в семье еще было трое детей. Тех, что выжили. А вообще мать рожала восемь раз. Четверо детей умерли в младенчестве.

Силуан Афонский. Через сердце и уста этого человека Дух Святой сказал короткие и бесценные слова на пользу и укрепление для всех рабов Божиих до скончания века: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Родился в семье крестьян в Тамбовской губернии. Заметим: тоже крестьян. Я, собственно, к тому и веду – к социальному происхождению самых известных святых нашей Церкви в недалеком прошлом.

В семье церковных причетников из села Сура Архангельской губернии родился Иоанн Кронштадтский. Семья этого самого известного православного священника была бедна, и для прокорма нужно было трудиться, крестьянствовать. В такой же скромной, только городской семье причетника родился подобный Иоанну Кронштадтскому московский старец-священник Алексий Мечёв. Шестым из восьми детей явился на свет в семье сельского причетника одного из сел Тамбовской губернии будущий всемирно известный старец Амвросий Оптинский.

Великая святость в детстве своем вырастала в атмосфере, далекой от «счастливого детства» в современном понимании

Из уже сказанного не трудно понять, что великая святость в детстве своем вырастала в атмосфере, далекой от «счастливого детства» в современном понимании. Нынешний ребенок – это сплошь и рядом «домашний бог». Ни труда, ни сложностей, ни ответственности. Удовольствия, сладости, капризы. Мягкая постелька, никаких обязанностей, сотни «хочу» за день. Ничего подобного не было у Матроны, Силуана, Иоанна, Алексия, Амвросия. Еда скромная, которой нужно к тому же делиться (братьев и сестер у всех с избытком). Первая ложка – батьке. Труд с детства, послушание родителям, чья ранняя смерть зачастую заставляла повзрослеть не по годам рано. Быт традиционный и по нынешним меркам поистине аскетический. Нас бы туда, в тот быт – трудно представить, какого Лазаря бы мы запели. Однако продолжим.

    

Соименный Саровскому чудотворцу Серафим Вырицкий родился в крестьянской семье в Рыбинском уезде. Осиротев, приехал в Петербург и стал служить на посылках. Со временем открыл собственное дело и стал купцом 2-й гильдии. Торговал пушниной. Затем постригся в монахи вместе с супругой. Был духовником Александро-Невской Лавры. Известен как старец и великий молитвенник. Корни те же – крестьянская семья, труд с детства, терпение, настойчивость, молитва.

В семье черниговских крестьян родился известный на Украине преподобный Лаврентий Черниговский. Тоже рано осиротев, он выучился портняжному ремеслу, чтобы вместо родителей быть кормильцем братьев и сестер. Был очень музыкален. Самостоятельно освоил скрипку. Управлял церковным хором. Был на Афоне, пережил оккупацию и советские гонения. Много пророчествовал о будущем Церкви и сложностях, которые ее ждут.

Такое изобилие выходцев из крестьян во святых не есть только наша черта. Широко известный старец Паисий Афонский тоже выходец из крестьянской семьи, только греческой. Много хорошего говорил он о скромном и благочестивом быте времен своего детства. Например, говорил, что многие крестьяне, не зная грамоты, по памяти знали множество молитв. Говорил, что, приготовив еду в семье, несли часть к соседям, и вообще умели делиться всем, что имели. Еще говорил, что умели жалеть скотину, потому что зависели от нее, и это тоже воспитывало в людях сердце милующее. Всё это он говорил, с болью глядя на пресыщенный, эгоистичный мир, распространяющий свой зловонный дух по вселенной, как раковые метастазы.

Дополняя картину, можно вспомнить совершенно удивительного подвижника Феодосия Кавказского, который тоже родился в многодетной семье Пермских крестьян.

Очевидно, что сказанное не является исчерпывающим исследованием, но лишь указанием на движение мысли. Святость, та, которой мы гордимся и на помощь которой надеемся, не вырастала в теплицах, но только на свежем воздухе, открытая ветрам, и зною, и холоду.

Портрет семьи священника на фоне дома. Муром, Зяблицкий погост, 1900-е гг. Позитив П.И. Целебровского Портрет семьи священника на фоне дома. Муром, Зяблицкий погост, 1900-е гг. Позитив П.И. Целебровского
    

Множество священномучеников и исповедников советской поры, наряду с крестьянским, имели священническое происхождение. Они рождались в семьях обычных приходских священников (многодетных, как правило) и шли по проторенному пути: духовное училище, семинария, академия, монашеский постриг, архиерейство, труды ради Господа, гонения. И надо вникнуть также в то, чем был простой поповский быт в те годы, когда из многодетных священнических семей выходили церковные ученые, богословы, проповедники и исповедники. Это тоже был традиционный, неспешный, благочестивый быт, полный трудов и чуждый изобилия удовольствий.

“Крестьяне” – это несколько изменившееся в звуке “христиане”

Россия начала XX века – крестьянская страна. Откуда еще и браться святым в крестьянской стране, как не из крестьян? Но крестьянство – это не имя, указующее на род занятий или место жительства. Тогда бы предки в виде самоназвания избрали слово «землепашец» или «селянин». «Крестьяне» – это несколько изменившееся в звуке «христиане». Самоназвание русского народа проистекало из веры, а не рода занятости. В этом смысле купцы, ремесленники и дворяне тоже были «крестьяне». Во всех сословиях зарождалась и появлялась святость. Из купцов был преподобный Серафим Саровский. Из дворян – Симеон Верхотурский. Но, безусловно, дворянство в количестве прославленных святых от крестьянства и купечества отстает. И дело именно в быте, в характере воспитания, в закалке, полученной с детства, или ее отсутствии.

Причем достойно внимания: на заре христианской истории на Руси святость ассоциировалась с княжеским служением. Не только потому, что князья часто заслуживали имя благоверных. Народ еще был неучен. А близ князей были епископы, а значит – грамотность, книги, богослужение. Княжеские и боярские дети часто уходили в монастыри (Евфросиния Полоцкая, Сергий Радонежский, Варлаам Печерский и т.д.), сами князья покровительствовали духовному строительству, образованию и носили в душе монашеский идеал. А народ в массе своей только пропитывался новой верой, на что закономерно уходили столетия. Зато в ближайшие к нам исторические эпохи уже не княжеские дети принимали постриг, а крестьянские. И не княжеские устремляли мысль к Иерусалиму Небесному, а простые мальчишки и девчонки из земель Рязанских, Тверских, Тамбовских, Пермских. Совершилась смена первенства на пути к Царству Небесному.

И князья XIX века отличались от князей века XII-го, как земля от неба. Их уже не сажали в отрочестве на коня, не препоясывали мечом, не учили читать по Часослову. Они спали на перине, ели пирожные и лопотали по-французски с гувернером. А простой народ, напротив, почти не поменяв быт за долгие столетия, пахал сохой и сидел на репе. Но уже пропитался верой, полюбил Христа, устремил сердце к грядущему Царству. Конечно, не поголовно. Конечно, не стопроцентно. Но великое множество русских святых говорит о том, что Святая Русь была очевидным явлением, а не фантазией литераторов.

Теперь, после всего сказанного, остается непонятным одно, но очень важное. А именно: нам-то что теперь делать, когда нет ни князей, ни крестьян? После всех революций, эмиграций, коллективизаций у нас не осталось ни голубых кровей, ни традиционного крестьянского благочестия. Что не выгнали, то вытравили. А что не вытравили, то само зачахло. Ни князей благородных со светлым взором, ни традиционных многодетных пахарей с крестиком на шее. Зато есть готы, эмо, хиппи, рокеры, футбольные фанаты, наркоманы, гопники и еще много кого, плохо рифмующихся с идеей святости. И каково же после этого наше будущее? Честно говоря, о будущем стоит тревожиться. Но без паники. Без паники потому, что двери Царства открыты и закроет их только Христос во Втором пришествии. А пока нам оставлено покаяние, всесильное против всякого греха. И у Церкви есть Таинства, врачующие немощных и восполняющие оскудевших. Еще у нас должна быть зрячая любовь к Отечеству, уже одно лишь знание истории которого способно воодушевить и укрепить человека. Способно придать смысл его пресной и суетной жизни. И святые, которых мы поминаем, – это не тени, а наши живые братья и сестры, протягивающие к нам руки помощи из Царства света в королевство кривых зеркал, то есть в день сегодняшний.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
тамара31 января 2016, 13:00
батюшка всё правильно говорит и пишет. надо принимать всё так,как оно есть.о. Андрей,Божией Вам помощи.
Елена28 ноября 2015, 17:00
Заклевали дорогого батюшку, имеющего горящее сердце Данко. Не поняли пафоса его посыла. Он же расчищает минное поле, по которому мы движемся. Это главное. Он заражает нас деятельной верой, без которой мы, богатые многим, в игольное ушко не протиснемся и тесных врат не одолеем... Упреки не по адресу: служение батюшки как раз и обращено к заблудшим овцам, которых он безмерно любит.
Николай24 ноября 2015, 15:00
Отец Андрей, да благословит Господь труды ваши!
Игорь16 ноября 2015, 19:00
А святитель Игнатий Брянчанинов? Возможно мы чего не поняли? Все же думается,что духовное устроение,смирение и покаяние определяют религиозный уровень,если хотите святость человека. Игорь. Киев
К15 ноября 2015, 14:00
Очень интересная, вдумчивая и полезная статья. Действительно - раньше были крестьяне (много), купцы и дворяне. Поэтому святые происходили из крестьян (много), купцов и дворян. А готы и эмо появились недавно - поэтому автору пока не понятно, дадут они сонм новых святых или нет. Будем подождать,будем посмотреть. В огороде - бузина, а в Киеве - дядька!
Евгений15 ноября 2015, 10:00
Статья помогает моей душе задуматься о. Жизни
Елена14 ноября 2015, 14:00
Батюшка, а как быть со святыми первых веков - в основе своей горожанами? Кто из 11 апостолов был представителем крестьянства или князем? За напоминание о близости святых к нам, грешным, низкий поклон.
Евгений Костиков13 ноября 2015, 19:00
Святые в деревне - это батюшки, которых поставили там служить и их семьи.
тамара13 ноября 2015, 00:00
батюшка,побольше пишите.Ваши рассказы ,как бальзам на душу.Божией помощи во всём.
Татьяна12 ноября 2015, 23:00
Мне кажется. о. Андрей в своей замечательной статье хотел сказать не о том, что святые могут произойти в большинстве своем только от крестьян, а о том, что святость рождается из трудовой, скромной жизни семьи, живущей в Боге. Чему пример и Царственные страстотерпцы. Очень интересно читать, как воспитывались дети наших царей.
Ольга12 ноября 2015, 16:00
Общалась с разными мужчинами и городскими, и деревенскими - выросшие в деревне все же более самобытные и трудолюбивые, открытые людям, мое личное мнение. Спасибо за статью!
олег12 ноября 2015, 04:00
спаси вас Господи батюшка вы еше забыли неудачных эмигрантов
Михаил12 ноября 2015, 03:00
В современных монастырях подвизаются люди всех классов и каст какие были в СССР и России. Может сейчас святых старт и нет, ну генерирующих таких будущих подвижников. Ещё очень влияет, если в молодости был под влиянием духовного авторитета, - священника, монаха, старца. Понамарил, например, или просто помогал чем-то или работал даже за денюжку на Божий Храм. Просто общался. Потому, через время, просыпается душа. Может эти люди и не станут святыми, но то что они искренне желают спасения, и прилагают усилия - это факт.
Ольга12 ноября 2015, 02:00
Простите, отец Андрей, но мне кажется, не в революции и коллективизации только причина. Урбанизация неизбежна в силу того, что население растет и работать на земле - удел немногих. В Европе вся земля занята, да и работать на земле без поддержки государства сложно. Тем более удивляет, что у нас до сих пор пустуют земли - даже вот китайцам в долгосрочную аренду хотели сдать. То, что человек, связанный с землей, опора Господу и государству, вся наша история свидетельствует. И не только наша. Даже в Библии - избранный Богом народ потерял землю обетованную, перестав ее обрабатывать, прельстившись роскошью. И вернул только в наши грешные времена, когда люди образованные и верующие пошли в кибуцы и опять стали ее, родимую, пахать и сеять. Помоги нам, Господи, оторвавшимся от земли, понять и полюбить ее заново.
Александр Давыденко12 ноября 2015, 01:00
Батюшка, советую вам почитать книгу выдающегося дореволюционного священника Арсения Рождественского "Южнорусский штундизм" и вы поймете что со своей статьей несколько поторопились объявлять крестьянство основной средой из которой якобы формируются православные святые.
12 ноября 2015, 00:00
Спаси Господи вас о Андрей!!!
Юлия11 ноября 2015, 23:00
Род занятий не определяет близость к Богу.
Юрий11 ноября 2015, 21:00
Спаси Господи, отец Андрей.
Елена11 ноября 2015, 20:00
А среди архиереев сколько мучеников и исповедников xx века?... Согласна, святость не вычислить. Однако, "с преподобными преподобным будешь, а с со строптивыми развратишься"
Любовь с Украины11 ноября 2015, 19:00
Спаси Господи, отец Андрей, за статью. Очень кстати. Храни Вас Бог.
Юра11 ноября 2015, 18:00
Преподобный Авва Исаия. Слово второе. О законе естественном. Добротолюбие. Том 1. Попечёмся о себе самих, чтоб угодить Богу, по силе нашей, упражняя деятельныя силы свои и установляя (как на весах) все члены свои, пока станут они в своём по естеству чине, да обрящем милость в час искушения, имеющаго приити на всю вселенную (Лук. 21, 26), — умоляя непрестанно благость Его, да соизыдет помощь Его со смирением нашим во спасение нас от врагов наших, ибо Его сила, и помощь, и держава, во веки веков. Аминь.
Ника11 ноября 2015, 17:00
Как хорошо написано... Особенно последние строки... Александр, к Вашему списку можно добавить Николая 2, Александру Федоровну, Сергея Александровича и Елизавету Федоровну Романовых. Отец Андрей, огромное спасибо!!!
Алексей11 ноября 2015, 16:00
Зачем просить батюшку быть терпимее к готам и прочей чепухе? Где в тексте посыл к ненависти к этим заблудшим? Готы, эмо и т.п.- это мерзость,где тут ненависть к людям? Другой пример: блуд, ложь,воровство - это мерзость.
Юлия11 ноября 2015, 16:00
Дорогой,батюшка! Огромная благодарность за Вашу статью.С нетерпением жду Ваших публикаций,они заставляют думать.Дай Бог Вам сил,здоровья и терпения.Прошу Ваших молитв.
Сергей11 ноября 2015, 13:00
Думаю, что происхождение святости, по большому счёту, " не вычисляется". Известно пророчество - ответ одного из древних святых. Ученики спрашивали его о спасении людей в разные времена. Смысл ответа святого о последних временах следующий. Грех, распространившись начнёт так сильно сковывать человека, что само собою разумеющееся благочестивое поведение в первые века, вменится в подвиг, христианам последних времён. Смею предположить, что оцениваются не "объективные" параметры ( продолжительность молитв, часы бдения и.т.д.),а усилия по противодействию греху внутри себя и снаружи. На вопрос прп. Серафиму Саровскому, кто самый большой подвижник в монастыре, он ответил: Повар. Все удивились, т.к. его злоба была всем известна. Святой пояснил, что он предпринимает огромные усилия,чтобы никого не убить. А с другой стороны Господь приемлет чистоту подвижника и иногда лишает его борения вообще. Так было с монахом в Киево -Печерской Лавре. Он забеспокоился отсутствием внутренней борьбы. Уж не Богооставленность ли это? И получил прямой ответ: "Всё правильно делаешь".
Фотина11 ноября 2015, 13:00
НОВЫЙ ЗАВЕТ От Матфея святое благовествование ГЛАВА 9. 35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. 37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Александр Захаров11 ноября 2015, 11:00
Спасибо за статью, есть над чем подумать. P.S. А как же подвиг Игнатия Брянчанинова и других святых, которые отказались от богатства, и ушли к Богу, да и не только святые? Вот некоторые из рожденных богатыми: Св. Георгий Победоносец, имел претензии даже на императорский престол. Св. великомученица Екатерина. Св. Серафим Саровский (богатые купцы) Св. великомученица Варвара Св. великомученик Димитрий Солунский (градоначальник - мэр города) Св. Александр Невский ..всех и не перечислишь. Святой пророк и Царь Соломон. Самый богатый человек за ВСЮ историю человечества. и т.д. Русь святая, но Господь живет в каждом народе, негоже нам святым гордиться своей святостью, другие народы не хуже нас! Не дай Бог людям кричать, нам дороже Русь, чем Бог, святость дает только Он, и все, что Он дает, может и забрать. Господь живет и в богатом и в бедном, но только сам человек выбирает, кому будет служить. Простите меня и молитесь за готов, эмов, хиппи и просто грешных - за будущих святых!
Дмитрий11 ноября 2015, 11:00
Ну совсем уж односторонне, по-моему, не надо бы... Есть ведь еще и прп. Макарий Оптинский, и свт. Игнатий (Брянчанинов), из дворян, все в том же XIX в. Конечно, святых из крестьян или сельского духовенства произошло больше, так ведь и самих крестьян было больше...
Виталий Митропольский11 ноября 2015, 11:00
Очень нужная статья! Актуальная! Спаси Господи!
Pavel A. Osipov11 ноября 2015, 10:00
Русский народ утратил уклад жизни и те традиции семейной жизни и воспитания детей, которые искоренили революционеры и советская власть. Теперь в эпоху потребления, когда привыкли только брать, а не делиться, сложно соблюдать Библейские заповеди.
Алексей11 ноября 2015, 10:00
Война, самый хороший повод задуматься...
Анна11 ноября 2015, 09:00
Отец Андрей,благодарю за ваши статьи , после прочтения которых хочется сразу же поправить свою жизнь,чтобы она стала действительно жизнью , а не сущестованием.Да сохранит Вас Господь в добром здравии.
Варвара11 ноября 2015, 09:00
Все так,о.Андрей!И хотелось бы быть ближе к предкам в нашей жизни, но не все только от нас зависит.Читаешь жития святых и душа тянется к ним, понимает и желает такой жизни, оторвешься от книги, и мир все извратит.Впрочем, при всех условиях, которые не позволяют быть множеству святости сейчас, возможно еще и перемены будущего.Еще неизвестно, что предстоит пережить этим изнеженным детям.Почему-то кажется, что грядут последние времена. Но, если это и не так, то испытания предстоят, а там и обретение веры и святости и потеря всего святого.Время меняется - меняются и люди.Не оскудеет наша Русь святостью!
Тамара11 ноября 2015, 09:00
Спаси Господи, о. Андрей! Как тонко подмечено о "происхождении" святости от начала веков до века нынешнего. А Христос Он всегда один,всегда с нами, ныне и присно и во веки веков... Главное найти Его, придти к Нему, а Он сам все устроит. Помоги нам, Господи, не потеряться в этом мире, а следовать за Тобою.
Andrei Linnik11 ноября 2015, 09:00
Выход только один -- жить правильно (понуждать себя жить по заповедям Божиим) и воспитать детей, чтобы так же понуждали себя жить по заповедям... Другого пути нет -- надо каждому начинать с себя
андрей11 ноября 2015, 08:00
Отец Андрей! Готы, эмо и вся остальная по вашим словам нечесть - тоже люди. И что с ними будет и кто из них выйдет в будущем - только Богу известно. В истории христианства не мало было святых, которые в молодости вели себя не лучше рокеров, фанатов и тд. Терпимее, батюшка, терпимее надо быть.
Марина11 ноября 2015, 07:00
Спаси Господи,Батюшка!
Олег11 ноября 2015, 06:00
Верую Господи, укрепи в неверии моем!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке