Вера (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 17-я

О вере как о том, чему Господь более всего радуется и удивляется, о сомнении в вере как обязательной ступени в духовной жизни человека и о том, почему Господь ждет, когда для Него откроются двери сердца человеческого, размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

Дорогие друзья, приветствую вас! Сегодня мы с вами поговорим о вере, о том, чем мы чаем спастись, об этом подарке с Небес, который не выдумывается, не находится личными усилиями, но получается человеком в дар от Неба, и человек в конце концов спасается, веруя. Вспомним с вами несколько вещей, связанных с верой, описанных в Священном Писании Нового Завета.

И, во-первых, похвалим следующее: Христос ничему не удивляется, кроме лишь только наличию веры или ее отсутствию. Когда сотник капернаумский позвал Иисуса Христа посетить его больного отрока, он объяснял свое обращение к Нему так: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8: 9; Лк. 7: 8); имея в виду, что и Христос такой же: мол, Тебя все слушаются – скажи только слово, и исцелится отрок мой. То есть он имел веру в то, что Господа Иисуса Христа послушается болезнь и смерть с такой же степенью послушности, с которой римские солдаты привыкли слушаться своих командиров, а хочу вам доложить, что степень послушания римского солдата римскому командиру была чрезвычайная и ни с чем в мире более не сравнимая. Недовольство, выраженное нахмуриванием бровей, или взглядом, или гримасой – без слов, – наказывалось сниманием головы с плеч на месте. Центурион мог отрубить голову всякому солдату, который нахмурился в ответ на приказание, так что его слушались все, как бога, этого римского офицера. И римский офицер считал, что Христос скажет слово болезни – и болезнь уйдет. Христос тогда удивился и сказал: «Я и в Израиле толикой веры не обрел… Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8: 10–12). То есть Христос удивляется вере, которая вдруг расцвела в душе человека, в котором вообще-то ничего особого цвести, по идее, не должно было бы. Ну, воюет, командует, пришел, как насильник, на чужую землю, живет, как оккупант, среди чужого народа – какая тут может быть вера? А в нем вдруг вера оказалась!

Так же точно Господь удивляется неверию. Когда, допустим, фарисеи и книжники высказывали всякие свои злые мысли Господу Иисусу Христу, Он скорбел о неверии их и жестокосердии, с гневом смотрел на них, удивлялся: как вы не имеете веры? Причем Он удивлялся тому, что веры нет в тех, в ком она должна быть, и что вера есть в тех, в ком ее особо и ожидать-то не приходится.

Так что вера есть дар удивительный. Она удивительным образом приходит к тем, от кого мы ее не ждем, и она странным образом тихо покидает души тех, от кого мы ждем настоящей, чудотворной, сильной, мудрой веры, – а она потихонечку – раз! – и уходит. Она – небесная гостья, ее на цепь не посадишь! Если ты веру принимаешь и бережешь, за веру воюешь и за веру сражаешься, вера живет в твоей душе как за каменной стеной, она тебя питает и греет, она тебя защищает. А если ты относишься к ней, как к купленному товару в магазине: а у меня есть вера, уже есть, ну и хватит, и пусть лежит себе, как мешок зерна в кладовой, или как паспорт в сейфе, или как деньги в кармане, – тогда она потихонечку – раз! – на ножки встала, на крыла – и улетела, потому что она свободная, абсолютно свободная, она живет только там, где хочет жить, живет там, где защищают ее, где переживают о ней, где молятся о ней.

Хождение по водам. Художник: К. Лебедев Хождение по водам. Художник: К. Лебедев

Надо еще иметь в виду вот что: вера всегда в душе человеческой живет вместе с неверием. Пропорция веры и неверия – она нашему глазу неподвластна. Бог знает, сколько в человеке неверия, сколько веры. И когда однажды Господь Иисус Христос пришел в гущу народа и увидел человека, у которого бесноватый ребенок, и отец жаловался на апостолов, что они не могли изгнать беса из его сына, говоря: «Если сколько-нибудь можешь помочь мне, помоги», Христос отвечал: «Если можешь, веруй, ибо всё возможно верующему». И отец воскликнул некую страшную тайну о человеке: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (см.: Мк. 9: 17–24).

Блаженной памяти Ф.М. Достоевский считал, что если человек не так говорит о своей вере, то он лжет. Тут имеется в виду вот что: если человек говорит о том, что он верит, абсолютно полной веры у него нет, это лжец, он сам себя не знает. Это будет либо намеренный лжец и лицемер, либо глупец, который поверхностно думает о глубоких вопросах. На самом деле, зная себя до корней и до какой-то степени глубины, зная свое сердце, мы знаем, что в нас живет неверие, в нас живет сомнение, в нас живет маловерие, малодушие, в нас живет отчаяние, в нас живет некий страх будущего, то есть в нас куча всего живет. Это что значит? Это значит, что мы тоже должны молиться Богу, говоря: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Вера во мне есть, но и неверие во мне есть. А чего больше, что победит – это, конечно, уже вопрос. Поэтому человеку необходимо знать о себе, что в нем сохраняется неверие даже при том, что он набожен, благочестив, имеет страх Божий, старается Богу угодить, – и всё-таки в темных глубинах его сердца, как на глубине океана, ползает и шевелится непонятно что. «О, дум уснувших не буди: под ними хаос шевелится!»

Вера всегда в душе человеческой живет вместе с неверием, и одно с другим борется. И мы должны побеждать свое неверие

Вот вторая очень важная вещь, касающаяся веры: она живет вместе с неверием, и одно с другим борется. Поэтому необходимо выбрать сторону веры и побеждать свое неверие, опытно приобретая некое духовное знание о Боге, о Его вездесущии, о Его всесилии, о Его всегдашнем желании помочь человеку, – это задача практическая для каждого верующего человека.

Еще одна, третья, очень важная вещь, которую нужно сказать о вере, – это то, что вера есть открытые двери для того, чтобы Богу зайти. Бог не заходит в дом человеческий, выбивая двери ногой, как забегают, например, в притон наркоманов полицейские или как кто-то еще имеет наглость через окно, с шумом и криком, врываться в наше жилище. Нет! Господь стоит и стучит! В XIX веке был такой английский художник У. Хант, он нарисовал картину «Ночной путник», или «Путник Апокалипсиса» («Светоч мира»). На ней изображен Иисус Христос с фонарем, фонарь в закрытом таком сосуде, чтобы ветром не задуло. Спаситель в терновом венце, в дорожной одежде; Он стоит у дверей некоего дома. Это очень известная картина, чрезвычайно известная, есть много перерисовок ее, и оригинальная картина сама очень любопытна.

Хант “Светоч мира” Хант “Светоч мира”
Христос стоит у дверей некоего дома и стучится в эти двери. Очевидно, это двери сердца человеческого, и Он в них стучится. Он не бьет в эти двери ни локтем, ни плечом, ни коленом, Он туда аккуратненько стучится. У порога этого дома много бурьяна – это значит, что дверь нечасто открывалась, дверь закрыта, она уже заросла, а Он стоит и стучит… Знаете, как бывает, когда стучат к вам в дом аккуратненько, а вы вдруг музыку слушаете, вам не слышен стук, или у вас пьянка-гулянка, и вам не слышно, или футбол по телевизору – Ура-а-а!!! – какое там, разве слышно, что Христос в дверь стучится? Не слышно! А вдруг ты спишь, например, – тоже не слышишь… Мало ли, почему ты не открываешь двери своего сердца.

И Ханту, автору этой картины, заметили такую интересную вещь: «Мы понимаем, что это аллегорическая картина: Христос стучится в двери наших сердец. Всё понятно, двери заросшие, не открываются… А вот ручки-то нет! Там, снаружи, ручки нет! Вы забыли здесь ручку нарисовать! У любой двери есть ручка – и снаружи, и изнутри». На что художник сказал: «У этой двери ручка только изнутри». Снаружи у дверей сердца ручки нет. Двери сердца можно открывать только изнутри. Это – чрезвычайно важная мысль! Человек должен сам открыться Богу. Христос не будет насильно творить чудеса над человеком, который не открывает Ему дверь.

Человек должен сам открыться Богу. Христос не будет насильно вламываться в его сердце

«Стою у дверей и стучу. Кто откроет мне – войду к нему и буду вечерять с ним, я и Отец Мой» (ср.: Откр. 3: 20). А если дверь не открываешь – Он что, спецназ, или омоновец, или кто Он? Из налоговой службы? Он не будет ломать твою дверь. Он будет уважать твою свободу. Будет стоять и стучать, а ручка – только изнутри.

Кстати, и ад закрыт изнутри. Клайв Льюис в одном из своих богословских трактатов пишет о том, что двери ада закрыты изнутри, то есть люди сами находятся в глубине отчаяния, и они закрывают, так сказать, свою адскую каморку изнутри и не хотят оттуда выходить. Это касается наркоманов, самоубийц, это касается развратников, сребролюбцев, гордецов. Они заходят в адскую келью, закрывают ее изнутри и не хотят оттуда вылезать. И потом обвиняют Бога и всех святых в том, что жизнь у них не сложилась, что кто-то там в чем-то виноват, хотя, в принципе, только они и могут выйти из этой двери.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

– писал Ф.И. Тютчев о человеке XIX века. Конечно, в XXI веке эти проблемы усугубились и умножились.

Повторю: Господь не творит чудес насильно. Находясь в своем городе, в Назарете, Он встречался с сомнением людей: мол, откуда у Него эти силы, знамения?! – и Он не совершил там чудес по их невежеству и лиху. То есть: если дверь закрыта, Я не ломаю. Если дверь открывается, Я захожу и делаю то, что нужно. А если дверь закрыта, значит, извините, Я больше ничем вам помочь не могу.

Итак, мы успели про веру сказать несколько вещей. Господь радуется вере и удивляется вере там, где ее, быть может, и не должно было быть; Господь печалится отсутствию ее там, где она должна была быть, и удивляется: как это у вас нет веры? почему у вас нет веры? Вера у человека есть одновременно с неверием, и от человека зависит вступить в борьбу и изгнать из себя то, что мешает, и оставить то, что помогает. Ну и, наконец, двери наших сердец заперты изнутри, и Господь не творит насильно чудес над нами до тех пор, пока мы не откроем Ему нараспашку двери своего душевного дома.

Имейте веру Божию, и да спасет вас милосердный Христос по молитвам Богородицы. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ропот Ропот
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ропот Ропот
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 22-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать: «Почему это они, а не я?!»
Иерархия Иерархия
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Иерархия Иерархия
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 21-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, можно ли быть штабс-капитаном, если нет Бога, почему так важно знать свое место и когда можно это место покинуть, об уроке евангельского сотника и как не дать диавольской иерархии возобладать в нашей жизни.
Заповеди Божии (+ВИДЕО) Заповеди Божии (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Заповеди Божии (+ВИДЕО) Заповеди Божии (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 20-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Знаем ли мы, что заповедал нам Христос? Как правильно понимать ветхозаветное десятисловие? И зачем человеку Божии заповеди?
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 19-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Терпение – это не только физическая выносливость. Это умная концентрация, а современный мир разбивает наше сознание на много частей, и потому мы становимся жадными до впечатлений, много желающими, ничего не достигающими – нетерпеливыми.
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 16-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Как соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания?
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я
Вот вам по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Любой труд свят. Человек не может не трудиться.
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 14-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, почему храмов не было в раю и почему так важны нам храмы сейчас, о храмах рукотворных и нерукотворенных и о том, как связана цель жизни человеческой с сутью храма.
Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО) Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО) Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 13-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Когда на службе нам преломляются Дары, священник говорит: «Святая святым», то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Да. Церковь смотрит на нас как на святых – как на возможных, потенциальных святых.
Комментарии
Елена 9 марта 2017, 21:47
Спаси Господи!Батюшка Андрей,хочется слушать Вас и слышать бесконечно!Как все доступно для понимания.
Илона30 июня 2016, 23:31
Отец Андрей, спасибо Вам большое! Всегда очень точно и вовремя!
Галина Б.30 июня 2016, 16:41
Свободы уже не надо, а веры еще нет и с горчичное зерно, Господи, не жди, когда я открою Тебе дверь изнутри,Тебе все возможно, приделай ручку и открой Сам.
Ника30 июня 2016, 13:28
Очень и очень важно!!! С нетерпением жду каждой следующей беседы! Спасибо!
Татьяна-Васильевна Борачук30 июня 2016, 11:03
"...От небесного луча, Что на грешный мир пролит, Веры тонкая свеча В темноте горит…" (Н. Добронравов) Спасибо, батюшка, за очередной полезный для души урок).
Валентин30 июня 2016, 10:08
Аминь! Прочитана моя душа как раскрытая книга. Со стороны всегда виднее, тем более для о.Андрея. Спаси Господи, батюшка! Помогаете прибраться в мыслях и сердце и утвердиться в желании следовать путями Господа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×