Куда-то исчезли дедушки

    

Мы многое растеряли. В каталоге потерь — самые неожиданные вещи. Куда-то исчезли дедушки.

Дедушка — это не просто муж бабушки. Это добрый человек с умными глазами, седой бородой и натруженными руками. В ту нежную пору жизни, когда вы узнаете мир, дедушка должен сажать вас на колени и рассказывать о далеких звездах и великих героях. Такие дедушки куда-то пропали. Причем бабушки остались. Они даже почувствовали себя хозяйками положения. Некому на них прикрикнуть. Некому поставить их на место. Бабушки застегивают вам пуговицы и кормят вас манной кашей. А разве может вырасти из человека что-нибудь дельное, если в детстве он не слышит о звездах и великих людях.

От дедушки пахнет табаком и солнцем. Бабушку он называет «мать», а маму — «дочка». Но настоящая дружба у него с внуком. Они посвящены в одну тайну. Мир для них одинаково свеж и загадочен.

Поэтому за обедом они хитро подмигивают друг другу и смеются глазами. Сейчас они встанут и пойдут вместе. Может, рыбачить, а может — ремонтировать велосипед. Внуку интересно жить, а деду умирать не страшно.

У нас давно не было ни войн, ни эпидемий. Дедушек никто не убивал, но они куда-то исчезли. Бросили своих бабушек и ушли к другим. Глупо растратили жизнь и не дожили до внуков. Не обзавелись семьей и остались бездетными.

Короче, все расшаталось и сдвинулось с основания. Поэтому в мире так много капризных и нервных детей. И много никому не нужных стареющих мужчин, пьющих с тоски и никого не называющих словом «внучок».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир 2 февраля 2021, 12:24
Современным внукам (не всем конечно) дедушки особо и не нужны, разве только если деньжат дед от своей пенсии отстегнет. У меня трое внуков и никто не позвонит и не присылает весточку. А ведь с каждым нянчился и гулял по многу часов, когда они в колясках еще были. На мой поздравления с днём рождение или праздник удостаиваюсь коротким "Спасибо"
Ольга Мирончик14 октября 2019, 14:21
Сегодня муж искал в книжной лавке книгу Андрея Ткачева про дедушку. Не было. А мне стало интересно, что за она. Пошла в интернет и нашла. Не книга, а просто про дедушку. Прочитала и про своего дедушку Васю сказать захотелось. Мне 43, свои дети уже большие. А он меня растил до 15, пока его не стало. И до сих пор, как про него думаю на душе тепло становится. Войну прошел, своих дочерей воспитал, своих внуков воспитал. Воспитал огромным любящим сердцем, терпением, трудолюбием и нестяжанием. Никогда не отказал в помощи знакомым и незнакомым. В 70 лет ему говорили "молодой человек". А он и был молодым душой. С бабушкой золотую свадьбу встретили. В тот год тихо и ушел. Спасибо, мой хороший за все.
Вячеслав18 февраля 2019, 14:29
Идеализированный образ дедушки..... Да не было их в избытке никогда. В фильмах советских времён этаких чудаков культивировали. В жизни дедушкам некогда было с внуками сидеть, работали до последнего. Приезжали к деду в деревню, а ему с нами некогда было возиться, крестьянствовал, строил. Только мимоходом что то скажет, улыбнётся, и дальше по делам. Мы и родителей то не видели в это время, они помогали деду и бабушке. Дрова заготовить, по дежурству подпаском сходить, на сенокос, только и крутились.
Помню в деревне единственного дедка с длинной бородой, который просто сидел на лавке с палкой в руке. Я спросил, когда он родился, и он на песке палкой начертил 1876, 92 года...
ксения24 марта 2018, 21:25
Нашему "дедушке" 76. Внуков просил, внуку 1 год и 9 месяцев. Дед всю жизнь вел ЗОЖ, не переутруждался, воспитанием его детей занималась его теща (даже не жена). Он преспокойно приходил с работы, ел, и усаживался на диван. Скажем так вполне здоровый дедушка, но эгоцентризм его зашкаливает. С внуком даже 2ух часов не может находиться, говорит страшные вещи (из окна выкинуть его обещает), оскорбляет внука. Вот такие лица мужского пола своих детей не воспитывали, внуки им те более не нужны.
Сергей 6 декабря 2016, 11:56
Куда делись дедушки, мы все прекрасно понимаем. А, вот откуда они берутся? Их всю свою жизнь формируют бабушки. Своей святостью, смирением, терпением, добротой....Сам уже трижды дедушка, знаю о чём говорю. Девушки, женщины, жёны, матери, бабушки! Нам действительно нужны дедушки. Это самое слабое звено в обществе!
Юлия14 октября 2016, 01:41
У моих детей нет дедушек. Мой отец умер пьяным в машине, мужа отец умер от рака легких в больнице (курил много ). У сестры у мужа отец утонул выпивший...Выводы делайте сами ...
Валентина Жарнакова 8 сентября 2016, 21:02
Да уж отец Андрей умеет заставить "мозгами пошевелить". А мне в детстве повезло у меня как раз был такой дедушка "добрый человек с умными глазами, седой бородой и натруженными руками" - фронтовик, пехотинец, до Берлина дошёл и с японцами повоевал, ушёл на фронт в ноябре 1941 вернулся весной 1947. Интересно про войну рассказывал (и не то что рассказывали нам на уроках мужества в школе): о том как на передовую вместо патронов ящики с оконными навесками подвезли и ещё какими то железяками, о том как в литовском селе наших солдат вкусно поили-кормили, а потом подожгли сеновал где на ночлег определили и ещё про солдата Руську который много чего другим солдатам из Писания сказывал. И ещё дед молился всё время Иисусовой молитвой.
Лана Лочбор 5 сентября 2016, 13:08
Спасибо за статью! Читала и плакала. От счастья, что у меня был такой дедушка! Царствие ему Небесное, вечная память. Мне уже за 50, и по сей день он для меня -самый добрый, честный и чистый сердцем человек из всех, кого я встречала в жизни.
Татьяна 4 сентября 2016, 08:13
Спаси,Господи! Спасибо за статью. Думаю, что сдесь не имелся в виду возраст или продолжительность жизни мужчин, а сам стиль жизни пожилого мужчины. Ведь как было на Руси: муж всему голова( и семью накормит, и детям пример, и решение примет,и крепкую выпьет, и Отчизну защитит, и жену вспитает, и внукам игрушку смастерит, расскажет дивную историю...). Был культ отца,деда, семьи. Яркий пример фильм " Тихий Дон".Ценили жизнь, уважали старость.
И так было до того, пока не начали прививать чужие ценност( американизация, европизация) : перекусить фастфудом, а не бабушкиными, домашними пирожками; перед тем как выйти замуж переспать со всей деревней, что бы знать какой в постели, а если потом разонравится- развестись( что тут страшного, мы же цивилизованные люди);муж пьет- развод( сама детей подниму, другого отца им найду);дети школу закончили- на свои хлеба, поэтому справедливо, когда родители состарились- дом престарелых... Все как в Америке и Европе. За двадцать пять лет тлетворного влияния пищи плотской и духовной в стиле свободной Европы и демократичной Америки успело вырасти полноценное поколение без семейных ценностей, духовно нищие и без царя в голове!
Только благодаря терпению и отказу от фальшивых западных ценностей, личным примером( ещё живи люди тех поколений, что трепетно хранят истинные ценности) мы сможем возрадить духовность, патриотизм и любовь ; сможем возродить утерянное и приумножить( дети и внуки у нас умные и добрые)надо только ценности не подменять... и вернуться дедушки, бабушки и сила духа, гордость за свою семью, страну и уверенность в будущее! С Божьей помощью мы преодолеем и эти трудности, главное, чтобы в сердце была Любовь! Ангела хранителя всем!
Александр 3 сентября 2016, 08:27
Здравствуйте, православные!
Спасибо за статью, нельзя прерывать связь времен, нельзя становиться, извините, ваньками, родства не помнящими. Русь святая всегда была сильна этой связью и верой в Господа нашего Иисуса Христа!Конечно больно видеть брошенных детей, творящих непотребное подростков... Потеряна связь и мы становимся беднее. Бабушки и Дедушки! Вы - мудрость и доброта, способная наставить на путь истинный, обратитесь к своим внукам! А внукам надо возлюбить своих ближних всем сердцем! Ведь есть отрицательный пример разрушения такой связи - это США! Да уже и Европа идет туда же.
Сергей Козлов 1 сентября 2016, 00:33
..тот,кто может легко оставить свои интересы,для того,чтобы пообщаться с внуком - это и есть дедушка..,но и этого мало - если внутренний мир скуден,а интеллект - ниже среднего - что такой дедушка сможет передать внуку...к настоящему деду - внук просится,ждёт встречи.... не хочет расставаться...много знаю формальных дедушек,даже не интересующихся внуками...равно,как и знаю друзей, с волнением ожидающих - будут ли они дедушками или не случится эта Радость..дедушки есть,но они разные и,как правило,незаметные - в своей Любви к внукам...
Ольга Гильванова31 августа 2016, 20:58
Сейчас еще дедушки встречаются....но скоро европейский мир совсем оголубеет и орозовеет!!!! и абортами самоистребится.... и останутся бабушки и дедушки только у мусульман,которые семью и стариков ценят и самоистреблением (абортами) не занимаются..... и это печальная правда - идет вымирание не только дедушек , а всего нашего народа!в скобочках православного!
Наталья31 августа 2016, 15:44
Спасибо о.Андрею за эту статью.Все правильно.У нас дедушка есть,но и как нет его.Внучек больше с бабушкой находит общий язык.Грустно...и плакать хочется.
Валентин Скворцов31 августа 2016, 04:19
Спаси, Господи, людия Твоя и Благослови достояние Твое!.. Победы... намъ! Спасибо, о. Андрей, Вы пробуждаете наши дремлющие души.
Галина30 августа 2016, 21:47
У моего внука был дедушка до 9 лет. Маленького держал за ручку, носил на плечах когда внук уставал идти ножками. Поднимал его выше головы и держал, а, тот смеялся. Иногда на прогулке по парку сажал на ветку дерева и слегка придерживал для равновесия. Читал книжки, рассказывал сказки. Вместе ездили на велосипедах в парк, к озеру. Научил держаться на воде и плавать. Учил игре в баскетбол, играл в футбол, в шахматы и даже в карты. Учил разгадывать детские кроссворды, головоломки. Ездили в лес за грибами.... Когда дедушки не стало, другом внука стала я-бабушка. Вернее внук стал моим другом. Особенно сейчас понимаю, какое счастье, когда есть дедушка.
светлана30 августа 2016, 13:27
В мире все больше эгоцентризма, дедушки исчезают по многим причинам:другие семьи и дети, просто не хотят брать ответственность на себя и элементарно не хоят быть дедушками, главами семейства, и хотя я не православный человек,но со статьей полностью согласна, дедушки-это исчезающий вид
не серега30 августа 2016, 11:58
Понятное дело: в большинстве случаев не дожили дедушки до внуков (хотя есть и такое явление как развод). О причинах можно долго рассуждать, упоминая алкоголизм, но на встречный вопрос: "Как-будто раньше меньше пили что-ли?" -- ответить не получится. Рискну предположить о причине такого недоживания : вместе с вредными для здоровья вещами вроде нервотрепки, пития и аварий (войн, эпидемий и пр...) действует еще и возраст. Смотрите что получается : Иван Сусанин был многодетным отцом, в момент его знаменитого подвига ему было 32 года, а его старшей дочери -- 16 лет, а что мы наблюдаем сейчас? Если в наше время родить первого ребенка в 22 года считается очень рано: "Еще даже институт не успели закончить, еще для себя хоть годик не пожили, еще нет ничего, даже ипотеку не взяли, машину не купили и т.п..." Так получается, что "как раз самое время" уже не в 22, а в 32 ! Понимаете: в 32 родить первого ребенка, а не свадьбу старшего ребенка сыграть! Во времена Ивана Сусанина средняя продолжительность жизни мужчин была около 45 лет -- мужчины тех времен еще доживали до внуков, много кому удавалось прожить больше. В книге "Пушкарь Собинка" описывается семья, глава которой увидел своих правнуков почти взрослыми (по понятиям тех времен) -- это совсем не выдумка, такое тоже бывало. А что сейчас? В 32 появляются первые дети, а первые внуки могут появиться к 64-м годам -- доживают до этого далеко не все, точнее сказать меньшинство...
30 августа 2016, 09:12
Категоричен отец Андрей. Я вот не исчез. Живой пока внучка есть. Именно так...
Так что пребывая в ранге ходячего анахронизма вкупе со званием деда, очень люблю советовать своим мужикам прихожанам помирать только тогда, когда испытаешь себя в ранге деда.
Ольга Услугина29 августа 2016, 21:42
К огромной печали вымирают не только дедушки, но и бабушки! Уделить внимание внукам - почитать, поговорить или что-то обсудить им некогда. У бабушек теперь сериалы и какая-то невидимая внукам жизнь! Дети сейчас не нужны никому! Спихиваем их на всевозможные кружки раннего развития - а где мамы, папы, бабушки и дедушки? Они есть - но детьми заниматься им некогда! Слава Богу у моих детей есть и бабушки и дедушка! Воспитывающий мужчину и читающий книги дед - это просто подарок Божий, особенно когда папа всегда на работе.
Елена29 августа 2016, 16:49
Спасибо о.Андрею за боль о дедушках. Перефразируя Н.В. Гоголя: "Где вы, дедушки? Дайте ответ. Нет ответа". Нет ответа, потому и грустно. И жалко мужчин, которые не понимают всей важности и ответственности своей за детей и внуков. И в конце концов пользы от этой ответственности для себя. У каждого найдутся свои истории. Совершенно не согласна с категоричностью Анны, обвиняющей в смерти мужчин женщин (кстати, встречаю такое на вашем сайте не впервой). Моя история: мама умерла молодой,до рождения первого внука; отец не женился, хотя окружающие всячески стремились устроить его жизнь, и через 13 лет умер, едва выйдя на пенсию. Уверена,что сынам моим в подростковом возрасте он был бы хорошим дедом,наставником и заботой, но не пришлось... Хотя у детей осталась память о его дудочках из ивы, походе в детскую библиотеку, о дальней поездке на его родину. Другой дед тоже пережил бабушку.
А может беда в том, что у нас в стране просто сломлен институт дедушек (один мой дедушка умер от ранений после гражданской, второй - не вернулся с Великой Отечественной),и многие не знали этой роли, так и к другим перешло это незнание, и тянется оно из поколения в поколение. Дедушка исчез, как и российский крестьянин. Бабушки выстояли - кто же семью поднимет, если не они? Сохранилась память, кто-то пытается поддержать традицию. Но сколько слышишь советов: вырастила своих детей, отдыхай, а в иных ТВ-программах бабушка - главный враг молодой семьи и внуков. О дедушках никто и не вспоминает. А ведь действительно, капризные и нервные дети от отсутствия устойчивости и спокойствия - без дедов и отцов, как без защиты. Спасибо, отец Андрей! Дай Бог вам, здоровых и добрых внуков!
Дмитрий Скрылев29 августа 2016, 16:40
Да... Придётся мужчинам возрождаться во Христе и мне тоже. Спаси Господи!
Морилова Ирина29 августа 2016, 16:37
А у меня был такой дедушка, самый замечательный на свете. Дедушки очень нужны. Мой младший сын, когда умер его дед, очень расстроенно вздохнул : "что ж он так рано умер, я даже наглядеться на него не успел."
Анна Коробкова29 августа 2016, 15:52
Да... Еще одну причину я бы присовокупила: деду до внуков "фиолетово"...
Слава Богу, один настоящий дедушка у моих детей есть! Десятерых заменит! Дай Бог ему здоровья! И о.Андрею тоже!
29 августа 2016, 15:52
У нас же средняя продолжительность жизни мужчин 62 года, они никуда не уходят, они просто до возраста дедушек не доживают.
Причины недожития - алкоголизм, все возможные болезни (наследие работы их отцов или их самих в ВПК, закрытых опасных производствах итп итд)
Марина29 августа 2016, 15:05
Один мой дед погиб на войне, другой дед умер от туберкулеза совсем молодым, тогда еще не умели побеждать эту болезнь. А дед моего сына, мой прекрасный и самый лучший в мире отец, умер от внезапного и обширного инфаркта в 56 лет. не дожив дор рождения своего внука. Он был всеми любим бесконечно, моя мама, которая не могла на него надышаться, после его смерти уже жила только ради нас.Другой дед тоже умер задолго до рождения своего младшего внука, хотя он прожил довольно большую жизнь. Дедушки, конечно очень нужны, я была очень привязана к своему деду, маминому отчему, он считал нас с сестрой за своих внучек. Далеко не всегда дедушек у детей не бывает по каким-то негативным причинам. Другое дело, конечно, что безответственное мужское поведение, что очень частое явление в нашей жизни, увы, приводит к безотцовщине при живых отцах, а следовательно, и к отсутствию дедушек, в этом отец Андрей безусловно прав. Спаси Господи!
Зоя29 августа 2016, 14:57
да нет. действительно. не война. просто поменялись семейные приоритеты. Секс и женщины стали доступней. Вот и дедушки пропали - у нас любого "дедушку" "подберут". Они и уходят после сорока к молодым. А если сами не уходят. то их уводят..Женщины.. Вот и все. И культура и отношение общества их поддерживает.Типа надо быть "умным". брать свое.. И им ни с какой стороны не плохо.. Этим дедушкам. они очень молодо себя чувствуют. окружены детьми возраста внуков от первого брака и молодыми женщинами. И все говорят ,"какой ты хороший". проблемы у внуков и женщин первого брака..
Леонид Могиленко29 августа 2016, 14:53
Друзья! Почему сразу спиваются?
Вы видели современных бабушек? Джинсы, помады 3 слоя. Сигарета.
Кто с такой будет жить? Да и запросы у них на не бедную жизнь
Мол крутись дед как хочешь, а обеспечь все о чем ни попрошу...
Может дедушки сами отвернулись от таких бабушек? :-)
тамара29 августа 2016, 14:27
как всегда,о.Андрей прав. и где наши дедушки????ответит каждый сам себе. прости и помилуй нас,Господи.
Ольга29 августа 2016, 14:06
Прав, о. Андрей! И правда глубока. Взрослого человека живущего одним миром с ребёнком, днём с огнём поискать. Статья напомнила мне одного реального героя из книги К. Лукашевич, про счастливое детство, у неё дедушка был, "советник", всех пацанов с округи вокруг себя собирал, в этой статье как про него написано. Ох, поплакали те ребята, когда дед слёг от тяжкого недуга. Сколько он вложил в тех мальчишек, доброты, внимания, заботы. Тёплый след оставленный в душе , он всю жизнь согревать будет. А мы современные родители откупаемся от наших детей мультиками сомнительной доброты, игрушками, гаджетами, платными секциями, где из 1,5 годовалого несмышлёныша обещают вырастить умненького и перспективного...только плати, полугодовалого тоже читать научат, выжмут все соки и детства лишат, главное, чтобы умнее и лучше других было чадо. Гаджеты не заменят внучку доброго человека с умными глазами, седой бородой и натруженными руками. А бабушки уступили бы место власти над внуком, где бы деда поискать?
Михаил29 августа 2016, 13:53
Я готов плакать, что не с внуками, в том числе с двумя мальчиками. Но уповаю на Господа нашего: не оставит меня в своей милости - даст иметь Божию любовь и изливать на внуков!!!!!!!
ТаняСем29 августа 2016, 13:23
Какое грустное повествование....Непонятно одно,почему????Неужели легче "спиваться от горя",чем стать достойным главой семейства, с Детьми и Внуками?И кто виноват,и что делать,если стареющие мужчины не могут оторваться от мамочки и построить счастливую семью,ведь инициатива всегда в мужских руках!Вероятно теперь "удобнее одиночество" и в головах мужчин сплошная каша о приоритетах в жизни,ведь как правило мы -женщины-сами воспитываем таких вот "сыночков",а жаль....Прости и помилуй,Боже нас грешных!
Анна29 августа 2016, 12:58
Господи помилуй, как же, в очередной раз, прав батюшка! аж мурашки по коже. только я бы еще подумала, что дедушки не доживают до дедушек, потому что их сводят в могилу бабушки: претензиями, амбициями, "желанием, чтобы все было по-моему". часто бываю на кладбище - как же много там молодых и не старых мужиков... бабы, девки, матушки, давайте на себя оборотимся! ведь даже наши с вами статьи и комментарии на этом сайте начинаются с осуждения мужчин, а когда и священников. ну с кем же нам век доживать, если мы такие "звездные"? неужели так охота одной колотиться, только бы гордыньку потешить?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×