«Православная» астрология: эпоха Возрождения… гороскопов

    

«Я верю в Бога и судьбу», — не раз приходилось слушать такие слова как от людей совершенно невоцерковленных, так и более-менее постоянных «захожан». На самом деле, «Бог» и «судьба» — это понятия несовместимые и в духовной жизни может быть либо одно, либо другое. Либо мы верующие православные христиане и верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую судьбу. Но это в идеале.

На самом деле, в наше время много людей, которые искренне считают себя православными, сочетая христианство с верой в судьбу, приметы и прочее. Так почему же православные не верят в судьбу и говорят о ее несовместимости с верой в Бога?

Застрявшие в античности

Вера в судьбу была частью греко-римской языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы — Мойрами, а римляне – Парками или Фатами. Они знали судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а в нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями греков и римлян были гадания, разнообразие которых просто поражает: гадания на внутренностях животных, по полету птиц и много других проявлений языческой фантазии.

Казалось бы, времена античности давно прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской культуры не смогли до конца истребить веру в судьбу. Из античного мира гадания перекочевали в средние века, когда астрологи занимались гаданиями, определением судьбы по звездам и т.д. Воспетая художниками и поэтами эпоха Возрождения для православного человека ставит вопрос — а, собственно говоря, возрождение чего? И, если внимательно присмотреться, то это было возрождением язычества. Такой великий представитель эпохи Возрождения, как, например, философ Гемист Плифон, был откровенным язычником. И он был не одинок в своих исканиях.

Верующие в гороскоп

Проживший много лет в Италии эпохи Возрождения православный святой Максим Грек писал о вере в судьбу и всякого рода гаданьях как о биче своего времени. К сожалению, все это перешло и в нашу культуру. Откроем словарь Даля и посмотрим, сколько в нем выражений о судьбе: «кому что на роду написано», «знать, уж так суждено», «чему быть, того не миновать», «кому сгореть, тот не утонет»… Эти и многие другие выражения свидетельствуют о вере русского народа в судьбу.

И в наши дни эта вера не изжита до сих пор. Практически любое уважающее себя издание или радиостанция снабжает свои выпуски гороскопом с астрологическим прогнозом. Современному человеку, живущему в сумасшедшем ритме мегаполиса, проще верить, что все в его жизни уже решено и лишь надеяться, что решено в пользу богатства и славы. Для него это гораздо проще, чем долго и упорно работать над собой и заниматься самосовершенствованием.

Клевета на Бога

Православная Церковь подчеркивает, что вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Преподобный Максим Грек, бывший свидетелем разгула всякого рода суеверий, в своей «Беседе души и ума об астрологии» призывал не винить в своей греховности внешние обстоятельства: «пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства».

Вера в судьбу опасна еще и тем, что является клеветой на Бога. Ведь если Он все предопределил, если по Его воле я стал убийцей, то значит Господь не благ. Вера в судьбу, по словам преподобного Максима, «представляет Бога виновником для людей всякого зла, и несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного множества людей».

Пересчитанные волоса

Православная Церковь противопоставляет вере в судьбу — веру в Бога, дающего свободу своему созданию. «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30), – напоминает нам евангелист Матфей. Да, Господь знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами свободу выбора. Вера в Бога дает человеку надежду, вера в судьбу — лишает ее.

Хочу закончить цитатой из преподобного Максима, в которой он напоминает нам о нашем высоком призвании: «Мы же, как дети вышнего Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов, — не будем бояться ни влияния звезд, ни круга счастья, но с радостью и свободно будем проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу Царю победную песнь». Вот так и будем делать.

Священник Александр Ермолин

Источник: “Протоинфо”

31 августа 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Денис Антонов 1 сентября 2016, 17:04
спасибо за полезную статью!
olga 1 сентября 2016, 15:53
Крючки, клочки на глиняных табличках.
Как бут-то пряжу, кто-то прял и бросил.
Иль это вензеля, безмолвное клеймо?
Я вязь клубка распутать, не пытаюсь.
Прочесть орнамент, невозможно.
Тем более, что с давних пор
Обмана высится закон повсюду...
Солгут. Не дорого возьмут. И, что же?
Прочна ли, нить повествованья?
Как парус викингов, прочна.
Она вселенную насквозь проходит,
Вплетается в загадочный узор
И чувств, гирлянды рассыпает
На небосклон, таинственным созвездьем.
Оттуда, ластиться причудливым медведем.
Ему и невдомёк, играя
Комету времени огнистую за хвост
Немыслимо, схватить пытаясь
Нет, нет да и поднимется во весь медвежий рост,
Перед Создателем...Известная затея...
Десница Господа совсем не коротка,
Как многие напрасно возомнили.
Передо мной, ладошкою рука
В крючках, клочках на глиняной табличке...
Ум сердца должен, покаянием стяжать
Путь воскрешения, что предначертан Богом.
Сквозь прах иллюзий, этот долгий путь.
Через постыдную окаменелость...
И жизни ускользающую суть
Ведёт через сознанье, в сокровенность.
ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! p.s. соглашусь, что нужно больше говорить и объяснять о всяческом одурманивании народа, при всеобщем тиражировании наиглупейших "прогнозов", люди зомбированы настолько, что нередко на "чистом глазу" и верующие люди спокойно спрашивают:- а кто ты, по знаку зодиака? И ещё. Человек своими мыслями, словами и поступками сам творит судьбу (Суд Божий) о себе, при попущении Божием. А воля Божия одна, чтобы все спаслись. Спасибо за статью.



natalja31 августа 2016, 21:16
Об этом обязательно должны на проповедях говорить священники всякий раз. В моем храме куда я хожу есть прихожане, которые верят в гороскопы и даже на клиросе женщина верит в миры, а ведь она поет в православном храме Говорить, что это бред, тебя засмеют и не послушают . Ведь человеку сказала другая поющая, что кто поет на клиросе даже исцеляется, а о том , что Царство Небесное трудом духовным дается, то об этом ни-ни. Невежество среди православных цветет пышным цветом. Потрудитесь священники и ваша есть вина в том , что народ годами ходит в храм, а по сущности язычник Готовтесь к проповеди, просвещайте народ! Спаси вас Господи!
Сергий31 августа 2016, 20:19
Сколько вокруг суеверия,этой суетной веры!!!!По дереву стучат, чтобы не сглазить и т.д.,я уж и не говорю про гороскоп это вообще бич современности.Многие в Христа верят и одновременно следят, что скажут звезды. Сами себе люди вредят! Помоги всем нам Господи не впадать в эти суеверия.
Владимир31 августа 2016, 19:32
Автор все правильно написал, но стоило еще разобрать этимологию слова "судьба". Вы не задумывались над тем, что это сокращенный вариант словосочетания "суд Божий"?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×