Нужно ли говорить с детьми о смерти?

Как предотвратить подростковые самоубийства и подарить ребенку любовь

    

Волна детских и подростковых самоубийств прокатилась по России. Наверное, нет ничего более страшного, чем гибель детей, особенно гибель, которую можно было предотвратить.

Но для того, чтобы остановить эту кровавую волну, важно понять, в чем ее причины, и как привить нашим детям и подросткам те традиционные ценности, которые помогут оградить их от внутренней и внешней агрессии. О том, как искусственно насаждают культ смерти и нужно ли обсуждать смерть с детьми, рассказал проповедник и православный педагог, старший священник Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимировв программе "Образ" на Царьграде.

Гекльберри Финны без любви и далекие от Бога

Вероника Иващенко:Для начала позвольте узнать Ваше мнение: в чём трагическая причина вот этих самоубийств? В чем корень зла?

Протоиерей Артемий Владимиров:Давайте вспомним для начала, что одно из имен Господа Бога - жизнь, и Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь". Соответственно, Бог - Творец, Источник, Податель жизни, и всякий из нас, в ту меру, в какую он отдалён от живого Бога Христа Воскресшего, чувствует недостаток жизненных сил в себе.

Кажется, дети всего более защищены инстинктом самосохранения от каких-то суицидальных мыслей, и сама воля к жизни, любовь к жизни естественна для молодого человека. Но образ жизни и образ мысли, если они отдалены от веры, надежды, любви, долга, чести, служения, извращенное представление о жизни может быть причиной этих нездоровых тенденций.

А в чем причина, почему же появляются?

Ну вы же знаете о существовании обществ - готы, эмо. Это совершенно уродливые доктрины, которые подспудно проповедуют уход от жизни, борьбу, болезненное неприятие мира. И, конечно, подростки невоцерковленные, далекие от храма с его таинствами (а главное, как Гекльберри Финны, не согретые любовью собственных родителей, учителей), у них витальная жизненная сила уже искалечена, ослаблена. И, не имея нравственного хребта, запутавшись в токсикомании, принятии спайсов, ведя нецеломудренный, развратный образ жизни, такое юное существо подобно бутону, вянущему на корню.

Вот и вселяется зло в человека через гордость, через жестокость. Слыхали, наверное, хабаровские дивы, юные живодерки, которые делали бесчеловечные эксперименты не только на кошках, там были и несчастные бомжи. Соответственно, диавол (а ведь он - убийца, и от него самоубийственные мысли), вселяясь в такое не защищенное более благодатью сердце, и ведет свою жертву к страшному концу.

Нужно ли говорить детям о смерти?

    

Отец Артемий, позвольте спросить, у нас как-то не принято говорить о смерти, но в то же время для православного человека эта тема совершенно не табуирована. Скажите, нужно ли родителям разговаривать именно с детьми о смерти?

Я думаю, что это не соответствует возрастной психологии, и нужно с детьми проводить уроки любви ко всему живому. Природоведение, как прекрасен этот мир, и нужно уметь ценить вообще детей, ценить любовь, которая изливается на них от родителей - вот те жизненно важные нравственные аксиомы, которые помогут ребёночку, и затем, отроку, быть далеким от нашей страшной темы.

Если же юноша или девушка мучаются бездельем, если у них погашена любознательность, если они вляпались во все пороки, о которых я упомянул, то вот и жди беды.

Что касается memento mori - памяти о смерти, то это уже духовная пища, которая более нужна возрастному христианину. Ибо vita brevis - жизнь коротка, и мы часто избегаем уныния, печали, какой-то апатии, когда вспомним, что сегодняшний день может быть последним, и такая мысль, как шпора помогает нам вновь вернуться к активной жизненной позиции.

Отец Артемий, безусловно, я с вами согласна, но ведь дети должны понимать, какой это страшный смертный грех - взять и лишить себя дара Божьего.

Вот об этом говорить можно и должно, жизнь от Бога нам дана, священный дар жизни - это великое сокровище. А значит всё, что сокращает твою жизнь - сбитый режим дня, неумеренное сидение в компьютерном зазеркалье, нечистая брань, страсть гнева, переходящая в ненависть, злоупотребление земными дарами, алкоголизм, курение - вот в этом аспекте, конечно, педагог и прежде всего родители могут и должны говорить.

    

Конечно, ведь никто, кроме родителей, правильно не объяснит. Потому что зачастую наше общество неправильно трактует нам понятие о смерти. Хотелось бы упомянуть игрушки - вот, например, гробики, очень часто видно в метро у подростков рюкзаки в виде гробиков или черепов, сережки в виде крестов, скелетов… Это же всё неправильная интерпретация, это навязывание смерти.

Пошлые бренды, которые навязаны человеку, не имеющему подлинной системы ценностей, пришли с Запада. Тот же отвратительный праздник Хэллоуин, который ничего не дает ни уму, ни сердцу, но замогильную тематику. А главное, навязывает сознанию страшные образы демонизированные, и притупляет таким образом тот самый инстинкт самосохранения, который дан нам от Бога.

Главный стержень личности - любовь

Совершенно согласна с Вами, отец Артемий. Мы пообщались с людьми на улицах столицы, многие надеются, что именно Православная церковь способна помочь вернуть их семьям их исконные ценности.

Судя по опросу, многие надеются на Церковь, но не до конца понимают, чем именно она может им помочь. Что бы вы им ответили?

Думается, что прежде, чем витать в этих высоких эмпиреях, говорить о русской литературе, мы не должны забывать, что главным стержнем личности является любовь. Притом, что родители не только призваны изливать эту животворную любовь через взгляд, через общение, но и мы должны учить наших детей любить окружающих их.

Как педагог я вижу, что даже в первачках сегодня иногда наблюдается совершенно непонятная агрессия, неумение пожалеть товарища, который испытывает боль. Дети делятся, как и взрослые, на стайки, на группки, а вот если я пытаюсь сплотить наших питомцев, если мы свершаем вместе с ними маленькие дела милосердия, если мы культивируем любовь к жизни, и сочувствие, сострадание, мягкое теплое отношение друг к другу, улыбки, добрые светлые слова становятся средой обитания, атмосферой, в которой формируется личность - тогда никакие суицидальные черные мысли даже не смогут приблизиться к человеку. Ни к маленькому, ни ко взрослому.

    

Безусловно, отец Артемий. А Вы в своей педагогической практике встречали трудных деток?

Думается, что каждый педагог их встречал. Я хочу сказать сейчас, может быть, о трудных произведениях, которые в совершенно ложном стиле трактовали в Советское время. Драма Островского "Гроза". Главная героиня Катерина, обманутая в лучших своих чаяниях, изменившая вечному супругу, испытывает побуждения к самоубийству… Следует ли из этого, что нельзя знакомить детей с подобной проблемой? Конечно, нет. Но педагоги, если они будут трактовать Катерину как луч света в темном царстве, если будут опоэтизировать и романтическим флером окружать такой страшный ее поступок… Так нельзя делать, ни в жизни. Это просто преступление.

И в этом смысле, мы, взрослые, всегда должны размышлять о том, как наше слово отзовется, а если уж встречаемся с отрицательными примерами, ложными поступками героев, то должно, общаясь с детьми, правильно расставлять нравственные акценты.

Недолюбленный ребенок - как нераскрытый цветок

И всё-таки хотелось бы узнать: из трудных детей (причем я имею в виду именно стоящих на грани, перед каким-то важным решением, вплоть до суицида), не думаете ли вы, что это происходит из семьи, может от родителей? Может, это от домашнего насилия?

У меня есть свои наблюдения, и в первую очередь могу сказать, что всегда батюшка, педагог видит недолюбленное дитя. Оно подобно цветку, который только пробился, как росточек, в горшке - но не имеет сил раскрыть свои лепестки. Если до корней волос, как говорил о. Иоанн Кронштадский, родители не прогреют личностной любовью своего ребенка, то в физиологическом отношении он может быть совершенно здоров, а в нравственном будет подобен эмбриону, которому никогда не будет суждено раскрыться для принятия истины о Боге, о вере, о любви.

Иоанн Кронштадский сказал в 1908 году, что из поколений, лишенных родительской любви, диавол будет формировать свои отряды для борьбы с Церковью и самим Христом. И Надежда Крупская как будто бы исполнила то, о чем говорил о. Иоанн Кронштадский, потому что система коллективного воспитания в 1920-е годы главной своей целью имела оторвать ребенка от груди матери, лишить его тепла материнского, и таким образом превратить его в скинхеда.

Но тогда хоть были какие-то созидательные задачи, а сегодня подростки, сидящие по подъездам, просто подвергаются прямой атаке темных сил, и наша общая задача, конечно, - их защитить.

Безусловно, огромную роль играет любовь. Но я хотела бы добавить, что также важно воспитание ребенка. На чем должно основываться воспитание в православной семье? С какого возраста нужно особенно чутко присматриваться к ребенку, когда начинаются изменения?

С утробного периода, когда дитя еще во чреве. Будущая мама должна избегать нервных потрясений, аффективных состояний - одна должна быть солнечным зайчиком, светлячком, беседуя со своим малышом, но когда он уже родился, воспитание – это то же самое, что делает садовник, поливая розу и выпалывая сорняки.

Воспитание помогает раскрыться творческим силам ребенка. Воспитание есть усвоение добрых навыков, которые суть благие мысли, чистые слова и созидательные поступки. Ну а самая органичная идея воспитания - служение, и если дитя воспитывается в той мысли, что оно призвано служить родителям, служить домочадцам, семье, служить России, матери-Церкви, самому Создателю, то соответственно, понятия долга, служения, чести, являются теми доспехами, которые препятствуют этим страшным самоубийственным помыслам даже прикоснуться к сердцу человека.

Делать как Путин

Скажите, а почему даже в православных семьях бывает такое, что дети отказываются ходить в храм?

Причин немало, с кем поведешься - от того и наберешься… Влияние сверстниц, опять-таки, погруженность в компьютерное зазеркалье, возрастные проблемы. Когда девочка-подросток становится девушкой, происходит не только физиологическая перестройка организма, но и многие, усвоенные с нежных лет истины подвергаются сомнению, переосмыслению.

Следовательно, общение взрослых и детей - это очень тонкая, творческая материя, поэтому многие наши родители - им не откажешь в благочестии - немножко притормаживают, говоря современным языком, действуют слишком прямолинейно, думают методом тыка втиснуть в детские сердечки…

Неприятные вещи нужно говорить с приятностью, и вообще подражать Владимиру Путину, у него такие многоходовочки, результат которых всегда созидательный, но которые никогда не прискучивают нашим западным партнерам. Вот и родители в своей области, в делах воспитания и общения с детьми, должны быть креативны, многосторонни, не должны быть людьми в мундире, в футляре, нельзя нашим мамам быть грымзами - они должны быть солнышками, а улыбка - это флаг корабля, и дружба начинается с улыбки.

Уголовный кодекс, который вернется к христианской нравственности

Отец Артемий, как же так получилось, что представление о грехе пришло к нам именно с Запада? Который, казалось бы, имеет христианские корни?

Запад давно публично отрекся от христианских корней, объявив эру Водолея-дуралея, нью-эйдж - это и есть антихристианские ценности, и Запад давно ведет борьбу с самим биологическим видом человека, говоря о том, что теперь двенадцатилетнему европейцу можно выбрать пол, что теперь совершенно для него нормальна однополая любовь, что брак может быть заключен между человеком и животным. Вот президент Обама такие приоритеты в армии США утвердил, сегодня сдувается Пентагон как шарик по причине безнравственности своих приверженцев и служителей.

А Патриарх говорит очень важные вещи. Любое законодательство должно основываться на нравственной основе, то есть на Богооткровенном вечном нравственном законе, то есть заповедях: не прелюбодействуй, не кради, чти отца и матерь твою. И мне очень верится, что через десять лет мы не узнаем нашего собственного уголовного кодекса, который вернется к истокам христианской нравственности. Тенденция положительная - и в этом нам поможет, между прочим, господин Трамп, который выступает против абортов, а госсекретарь которого ненавидит область половых извращений.

Скажите, а какие-то изменения уже происходят?

Изменения происходят, потому что всякий раз, как окажешься на телеканале Царьград, кажется, что в двадцатом веке и не было троцкистов, Зиновьевых-Каменевых, и прочих растлителей человеческого рода. И если мы с вами вещаем на всю Ивановскую, возможно, нас с вами видят сейчас в Вашингтоне и Бостоне. Значит, мы побеждаем.

Батюшка, а как Вы считаете, если наши детям, подросткам, больше рассказывать о подвиге новомучеников, может быть, они осознают ценность жизни и бережного отношения друг к другу?

Безусловно. Только что я вернулся - перед тем, как принять участие в этой важной передаче - из Манежа, где в анфиладах нескольких залов представлена вся история России второй половины ХХ века. Сколько там детей, сколько подростков, сколько школьников и студентов. Ведение укрепляет и делает мудрым, но слова сами по себе, даже этой прекрасной телевизионной передачи, если взрослые, общающиеся с детьми, сами не являют в душе господство добродетели над пороком... Вот почему так важно, чтобы учитель, приходящий в класс к школьникам, не вел двойную жизнь - был верным мужем (как правило, это учительница - чтобы была верной супругой своего мужа). Как важно, чтобы священник жил теми молитвами, которыми он питает свою паству.

И в этом смысле в общении взрослых и детей совершенно точно действует физический закон Блеза Паскаля - в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Вот почему с детьми должны общаться в качестве священников, педагогов, воспитателей не скучные, не малахольные, не меланхоличные, не апатичные, не унылые люди, но бодрые, радостные, веселые, нравственно чистые, и сегодня мы все должны быть такими бодрячками, искрящимися животворной энергией любви. Тогда нашим детям не будут страшны никакие вызовы современности, в том числе искусственно насаждаемый культ самоубийств.

Протоиерей Артемий Владимиров
Беседовала Вероника Иващенко

Источник: Телеканал «Царьград»

22 ноября 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
ТаняСем23 ноября 2016, 10:00
Многая лета батюшка Артемий!!!Прочитала с большим удовольствием такую нужную в наше время статью,ведь и правда что все худое и злобное в детях от нас самих,родителей...ведь мы стремимся дать им все кроме самого нужного-Любви!!!И дай Бог не быть мамой-грымзой с вечно хмурым лицом[это я о себе],а стать для ребенка солнышком и хотя бы улыбаться при встрече из сада своей доченьке...тогда я думаю никакие готы с эмо не заденут душу ребенка и как следствие избавит от смертельных мыслей!!!!Помоги нам,Боженька,грешным и защити!!!Слава Тебе за все!!!
natalja22 ноября 2016, 21:00
Спасибо о. Артемий! С радостью читаю такие полезные статьи, как ваши. Храни вас ГОСПОДЬ!
Darina22 ноября 2016, 18:00
Дети, как правило, ничего не знают о личной жизни педагогов. Эта сторона личности учителя детей попросту не интересует, и поэтому не может быть воспитательным фактором. Вспоминая себя и своих сверстников (70-80е годы), могу сказать, что наибольшее неприятие у нас вызывал конформизм. Не похоже, что что-то изменилось сейчас.
тамара22 ноября 2016, 15:00
Батюшка Артемий,благодарим Вас за Ваши труды для спасение наших душ--проповеди,книги,фильмы и т.д.Божией Вам помощи всегда и во всём...очень радостно всегда Вас слышать,читать,видеть...Здоровья Вам и Вашей семье,благополучия и семейной радости.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке