«Не знаю, батюшка…»,
или О навыке осмысленной жизни

Нередко бывает, что на исповеди, задавая человеку вопрос о том, почему он совершил в своей жизни тот или иной поступок, я слышу ответ: «Не знаю, батюшка…» В некоторых ситуациях человек просто не хочет называть тех причин, которые его подтолкнули к упомянутым действиям: либо ему стыдно, либо ему страшно, либо просто неприятно. Но вместе с тем есть очень много случаев, когда человек говорит «не знаю» совершенно искренне: он действительно даже самому себе не может объяснить мотивы своего поступка. Так что же получается: значительное количество людей, когда что-то делает, находится в полубессознательном состоянии?

Многие из нас проживают жизнь совершенно не осмысленно

Действительно, многие из нас – в какие-то периоды или практически постоянно – проживают жизнь совершенно не осмысленно. И если мы вглядимся в слова и поступки окружающих, а еще более – в свои собственные слова и поступки, то убедимся, что это действительно так. И это естественным, закономерным образом приводит к тому, что мы совершаем множество ошибок, которых могли бы не совершить, отнесись мы к ситуации вдумчиво, – не только ошибок, но и грехов, потому что очень часто, как я уже сказал, слова «я не знаю, почему так сделал» звучат именно на исповеди. И эти ошибки, эти грехи бывают подчас такими, что страдать от их последствий приходится потом многие годы.

К примеру, приходит человек и говорит: «Хотел бы я, отче, вступить в брак». Ты его спрашиваешь: «А любишь ли ты?» – «Как-то вот… не знаю». – «А знаешь ли ты действительно хорошо того человека, с которым собираешься связать свою жизнь?» – «Знаю ли я его… Сложный вопрос…» Или приходит человек и почему-то просит у священника совета о том, брать ему или не брать крупный кредит. Интересуешься у него: «А вы уверены, что сможете такую сумму выплачивать и не окажетесь в долговой яме?» И опять тот же неопределенный ответ. И совершенно очевидно, что, если человек в том или другом подобном случае не опомнится и не даст себе труд разобраться для самого себя в ситуации, он может оказаться в большой беде. Оправдываться можно по-разному: кого-то с малых лет не научили думать, кто-то этот навык в некоторой степени имел, но в себе не развил. Но факт остается фактом, и жить так ни в коем случае нельзя – что-то нужно тут менять.

Понять свое намерение

Начать стоит, наверное, с понимания того, что только лишь самолет может взлететь, выйти на необходимую ему высоту и дальше уже совершать путь на автопилоте. В жизни так не бывает: наша повседневность предполагает различное стечение обстоятельств, постоянную смену ситуаций, и нам нужно на них реагировать. При этом довольно многие ситуации мы можем спрогнозировать и – как некие модели – обдумать, чтобы не оказаться к ним совершенно не готовыми. «Уготовихся и не смутихся», – говорит Псалмопевец (Пс. 118: 60), а с нами, к сожалению, часто происходит нечто совершенно противоположное. Поэтому нужно обязательно выделять определенное время на то, чтобы о происходящем с нами и вокруг нас просто думать, ни на что не отвлекаясь. Нельзя полагаться только на непосредственную, спонтанную реакцию: она порой бывает такова, что человеку приходится в ней потом раскаиваться.

Кроме того, если говорить о жизни собственно христианской, нам нужно всегда иметь в виду, что Господь видит намерение, с которым мы совершаем то или иное дело, и для Него оно очень важно. И потому, собираясь что-то предпринять, мы свое намерение должны обязательно четко себе представлять. Ведь один и тот же поступок в зависимости от намерения может иметь значение очень различное. Даже то, например, что человек сказал неправду. Преподобный авва Дорофей, в частности, говорит о том, что бывают в жизни человека ситуации, когда с его стороны будет меньшим злом сказать неправду или не сказать правды, нежели всю правду высказать. Это бывает тогда, когда, предав огласке что-либо, мы можем разрушить чью-то жизнь и можем даже человека убить – и в прямом, и в переносном смысле. К этому надо относиться как к редчайшему исключению в своей жизни, и всё равно в этой неправде мы будем чувствовать себя виноватыми, но здесь, как я уже сказал, наш поступок будет определен нашим намерением, и именно по этому намерению Господь будет судить.

А что происходит, когда мы даже не обдумываем того, что собираемся сделать, когда определенного намерения у нас нет? Тогда человек действует под влиянием импульса. «Меня что-то как будто подтолкнуло, и я это сделал», – обычно на словах это объясняют примерно так. В момент импульсивного действия человек уподобляется животному. Как действуют представители животного мира? Им надо есть, им надо размножаться и им надо выживать. И вот у них возникает желание, импульс – и они тут же стремятся реализовать это желание, устраняя на своем пути все препятствия. Для животных такое поведение естественно, но для человека оно противоестественно. Не должно быть так: нас что-то раздражает – мы тут же вспыхнули; нас напугали – мы испугались; нас о чем-то спросили – мы ответили, не подумав, а потом мучаемся оттого, что сказали неправду или сморозили какую-то глупость.

Объяснять, объяснять… объяснять

Развитие в человеке умения осмысленно жить, конечно, начинается с детства. И начинается с очень простых, повседневных вещей. С того, что ни в коем случае нельзя, например, отвечать ребенку на вопросы: «Почему вы мне это не разрешаете?», «Почему вы меня это заставляете сделать?» – словами: «Нельзя, потому что нельзя», «Я сказал – значит, делай» или подобными. Ребенок, может быть, и послушается, но в его жизни не будет ничего иного, кроме лавирования между «можно» и «нельзя», – и, повзрослев, он будет так же, в категориях «можно» и «нельзя», воспринимать мир. Только вот человека, дающего указания и заботящегося о его благе, рядом с ним уже не будет. И, конечно, у него не будет ни навыка жить осознанно, ни тем более навыка жить ответственно. Поэтому ребенку нужно всегда объяснять причину наших действий и решений, пусть даже в самой малой мере, на доступном ему уровне.

Немного забавный приведу пример: у нас когда-то была собака, которой моя мама абсолютно всё объясняла. И люди, видя это, часто над этим смеялись. А она продолжала объяснять – всё вплоть до каких-то житейских мелочей. В итоге получилась собака очень необычная, потому что она практически всё понимала. Конечно, не как человек, но в ее сознании определенно был довольно большой запас слов, которые у нее с чем-то ассоциировались. Так что даже собака, если с ней постоянно и много разговаривать, через это как бы очеловечивается. Тем более гораздо быстрее развивается ребенок, если все ему объяснять, если отвечать вдумчиво и правильно на возникающие у него вопросы. И знаете, священнику заметно, разговаривают родители со своим ребенком или нет. Бывает, что приносят к Причастию совсем еще малыша, который только говорить научился или даже еще не говорит, – а ты уже видишь совершенно осмысленный взгляд. А бывает, что подходит ребенок, которому пять, шесть, семь лет, и ты пытаешься, глядя ему в глаза, увидеть некую мысль, какое-то отношение к тому, что вокруг происходит, – а его самого здесь как будто нет, он смотрит на тебя совершенно отсутствующим взглядом. И зачастую он даже не может объяснить, где он находится, зачем его сюда привели. А порой приходится и со взрослыми такими сталкиваться: вроде бы они здесь – и вроде бы не здесь: никакого осмысления настоящего момента ты в них не чувствуешь.

Совесть может быть руководителем только тогда, когда мы в состоянии проанализировать, чего она от нас требует

Ребенка нужно учить руководствоваться не только здравым смыслом, который у него со временем появляется, но и своей совестью. Причем совесть может быть для нас по-настоящему руководителем только тогда, когда мы в состоянии проанализировать, чего она от нас требует и как нам здраво эти требования выполнить. В противном случае требования совести для нас тоже превращаются в некие импульсы, которые могут нас уколоть, взбудоражить, могут нас к чему-то побудить, но эта реакция тоже будет носить совершенно неразумный характер.

Доверие или бездействие?

Считать, что «обо мне позаботится Бог», не делая того, что ты должен сделать, – дерзость и даже наглость

Что делать, если мы уже взрослые люди, а у нас навык жить осмысленно так и не появился, и мы от этого унываем? Стоит приводить себе на память, во-первых, вот что: если человек задается такой целью, он может в любом возрасте этот необходимый навык приобрести – это проверено опытом. А во-вторых, что без этого жить по-христиански и просто жить полноценно – невозможно, так что нам в любом случае придется этот навык приобретать. Самое худшее и самое тяжелое – это состояние, когда человек от хронического переутомления или после каких-то душевных потрясений просто перестает думать. Или же когда кто-то решает плыть по течению. Некоторые ошибочно отождествляют это решение с доверием Богу. Но доверие Богу заключается не в том, чтобы свою жизнь пустить на самотек, – оно только тогда является оправданным, безгрешным, подлинным доверием, когда мы со своей стороны делаем всё, что мы в той или иной ситуации делать должны. Если же человек ничего не делает из того, что должен, и говорит при этом: «Обо мне позаботится Бог», в этом присутствует некая дерзость, даже, можно сказать, наглость. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил о доверии Богу примерно так: «Я, когда должен что-то сделать, делаю всё, что зависит от моих сил, способностей, а потом зажигаю свечу и молюсь Богу о том, чтобы Он сделал то, чего не могу сделать я». И, конечно, еще ранее, приступая к тем или иным делам, нужно также просить у Бога благословения и помощи.

Нельзя пренебрегать даром рассуждения, данным нам Самим Богом

К этому стоит добавить, что, если у нас есть необходимость принять какое-то важное решение, но мы при этом чувствуем, что навык думать и анализировать развит у нас в недостаточной степени, надо постараться среди близких людей найти кого-то, у кого эти аналитические способности есть, и попросить помочь нам разобраться. Только очень важно не относиться к этому человеку как к какому-то посоху, на который мы будем опираться в принятии решений всю жизнь. Это скорее костыль, который нужен, пока у нас до конца не укрепятся ноги, – при условии, что мы учимся самостоятельно ходить. Можно посоветоваться и со священником, у которого, как вы считаете, достаточно жизненного опыта и достаточно ответственности, чтобы вместе с вами о вашей проблеме подумать. Но опять же, эти советы должны служить нам для обогащения опыта, в конечном итоге – для того, чтобы мы, поняв, как будет разумно поступить в одной ситуации, в другой, в третьей, нашли наконец для себя некий способ, как любые обстоятельства раскладывать на составляющие, анализировать и принимать необходимое решение. Да, молиться здесь – может быть, вместе с тем же священником или близким человеком – тоже будет нужно, но нельзя требовать у Бога ответа и пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал.

Навык – щит от опасности

Существует убеждение, что в экстремальных ситуациях человек всё равно будет совершать ошибки, даже если в «штатном режиме» приобрел навык жить осознанно, осмысленно и всё обдумывать. Не соглашусь с этим. Как раз в экстремальных ситуациях с наибольшей остротой, ясностью проявляется именно навык, который человека либо спасает, либо губит. Или же – губит отсутствие навыка. Помню, как один мой хороший знакомый, который долгое время занимался борьбой с терроризмом, рассказывал о том, как погиб его боевой товарищ. «Он просто стрелял второй раз с одной точки, – сказал он, – чего ни в коем случае делать было нельзя». Слава Богу, мы практически не оказываемся в ситуациях, когда отсутствие бдительности стоит нам жизни, но совершенно очевидно, что человек, у которого есть навык думать и быть внимательным в повседневных обстоятельствах, быстрее осознает что-то в ситуации нештатной и, кроме того, в целом многих опасностей в жизни избежит.

И ради такого навыка имеет смысл преодолевать и усталость, и нерадение, и ту мысль, которую враг всевает в наше сердце, – о том, что всё это не очень важно, что можно как-то без этого обойтись, – потому что на самом деле без этого обойтись нельзя.

Игумен Нектарий (Морозов)

21 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных
Игум. Нектарий (Морозов)
О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных
Игумен Нектарий (Морозов)
У многих людей отсутствует навык самостоятельного принятия решений, они либо реагируют на обстоятельства непосредственно, как дети, либо избегают ответственности. Порой эти люди обращаются к священнику как к финансовому консультанту или психологу.
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
Комментарии
Надежда Рябова21 января 2017, 07:50
Замечательные статьи батюшки Нектария! - обстоятельные, вдумчивые, рассуждающие, научающие, со всей душой желающие помочь внемлющим...Вопрос ответственности за свою жизнь очень важный, т.к. именно безответственность порождает наши беды, как отдельного человека, так и общества, цивилизации в целом.
Михаил 9 января 2017, 00:47
Что если ответы на основные вопросы уже отвечены, и дальше уже лень копать, и можно уже плыть по течению доверившись Богу и не суетясь. Это не дерзость, это просто доверие к Богу и есть. Такой православный дзэн. А чего думать лишний раз? Всё же само собой делается и происходит. Господь хранит.
ТаняСем27 декабря 2016, 13:25
злой зулус 26 декабря 2016 г Супер стихи!!!Главное кратенько и со смыслом!!!Вот помнить бы их всегда,тогда и ответ "не знаю,батюшка"..не состоялся!Иногда правда под действием импульса и эмоций сотворишь ненужное и каешься,хорошо дело до кредитов не дошло(в моем случае),слава Богу!!!
злой зулус26 декабря 2016, 23:44
"Мы сваливать не вправе/ Вину свою на жизнь./ Кто едет - тот и правит,/ Поехал - так держись!/ Я повода оставил./ Смотрю другим вослед./Сам ехал бы и правил,/ Да мне дороги нет..." Н. Рубцов. В жизни - по всякому бывает. Сложно всё.(
Владимир23 декабря 2016, 23:50
Хорошая статья. Спасибо.
Golybeva23 декабря 2016, 22:15
Человек рождается разумным существом. Мы все время осуждаем или рассуждаем, примеряем свои действия к заповедям. Мы осуществляем свои действия имея какой то мотив, причем чаще всего осмысленный. Только лень и глупость мешает искоренять грехи.
Ольга22 декабря 2016, 18:12
Вот так под влиянием неосознаваемого импульса сделала плохо любимому человеку - а последствие вся дальнейшая жизнь другая.
Darina22 декабря 2016, 17:46
В основном не Сереге. Мне кажется, все проповеди, публикации, лекции - всё это надо иметь в виду одновременно, но и различать, однако не пренебрегая. И неисправные часы (уважаемый отец Нектарий, не примите на свой счет!) дважды в сутки показывают точное время.
Людмила22 декабря 2016, 14:40
Спасибо, батюшка. Статья заставила задуматься о том, что очень часто по течению плывешь, и не хватает этого-навыка осмысленной жизни и рассуждения.
александр22 декабря 2016, 14:16
А как быть, если в молодости совершены ошибки, мысль о которых отравляет жизнь и которые невозможно исправить? И где граница между волей человека и Божьей волей? С одной стороны, в православии человек имеет свою волю, свободу поступков, а с другой стороны - ни один волос не упадет без Божьей воли.
Елена22 декабря 2016, 13:12
Балгодарю, батюшка!Очень полезная статья. Понравился добрый пример с собакой!
не Серега22 декабря 2016, 12:21
Действовал осмысленно, старался, хотел добиться -- грех гордыни, так нельзя, не годится -- обломался! Не делаю ничего -- оказывается плыть по течению тоже нельзя, опять не так! "пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал" -- мое-то рассуждение и неугодно... замкнутый круг
Иулиания22 декабря 2016, 11:55
Батюшка, спасибо. Статья и для меня тоже. Нам, женщинам, вообще тяжело принимать решения и нести за них ответственность. Раньше в семье по главным вопросам решения принимали мужчины, а сейчас очень многие вопросы приходится решать женщине самостоятельно. И так, порой, от этого устаешь.
Читательница (Подмосковье)22 декабря 2016, 11:14
Д.Михаилу:Если люди грешат неосознанно,знач.,во-1-х,для них стерта грань между добром и злом:они не ведают,что такое хорошо и что такое плохо.Ничего хорош. в такой «неосознанности» нет.И второе. Автор прав: подавление гномической воли (воли выбора) природной, действ-но, приближает чел-ка к жив-му.
Андрей21 декабря 2016, 22:10
Иногда бывает так, что совершенно осмысленное и по видимому разумное решение оказывается неверным лишь потому, что какой-то другой человек поступил неразумно. Чаще всего этот кто-то просто надеется на безнаказанность. А как прогнозировать поступки другого существа со свободою воли и разумом?
Светлана Ф.21 декабря 2016, 22:05
Спасибо за статью. Вовремя. И всё верно. Хорошо, чтобы примеров было побольше. Конкретные примеры лучше запоминаются.
Ирина21 декабря 2016, 21:05
Спасибо, отличная статья, действительно, дар рассуждения и интуиции очень часто, почти всегда спасает в сложных ситуациях! И человек с большим жизненным опытом и набором навыков, даже при отсутствии больших способностей, часто все равно выигрывает новичку.
Сергей21 декабря 2016, 20:58
Рекомендации хорошие, но очень поверхностные. Здесь два варианта. Если брать монашескую аскетическую практику, то она достижима в специальных условиях монастыря(не любого). Мирская психология предлагает похожее, но на специальных тренингах. Самостоятельно это трудно достижимо.
Н.С.21 декабря 2016, 20:28
Спаси Вас Бог! Очень полезная статья, как и предыдущие! Как хорошо, что в Ваших публикациях простым и понятным языком даются ответы на важные вопросы, они показывают ориентиры, которые помогают понять верное направление для дальнейшего движения.
M21 декабря 2016, 20:16
Spasibo za statiju!
Наталия Булаткина21 декабря 2016, 19:34
"нельзя требовать у Бога ответа и пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал."Всё правильно батюшка Нектарий толкует. Вы родились человеком, значит в вас Богом заложен разум и сердце для рассуждения и взвешивания поступков.(если ,конечно человек психически здоров, и то Образ Божий на нем остается) Требовательнее к себе надо быть, а не думать, что разумение только у святых, а мы мол овцы, стадо бессловесное.
Татьяна21 декабря 2016, 18:48
Спасибо, батюшка, очень полезная и вразумительная проповедь.
Иоанна_21 декабря 2016, 17:49
Прекрасная мысль: если объяснять ребёнку, ПОЧЕМУ нельзя, а не просто: "Dixi! Я сказал!", это даёт толчок рассудительному отношению к жизни. Спасибо, батюшка! Наталье: дар рассуждения даётся всем, и мирским тоже, как и другие духовные дары, но всем в разной степени. Рассуждению можно и нужно учиться.
21 декабря 2016, 15:56
Спасибо большое, прекрасная статья!
Наталия21 декабря 2016, 13:52
"...но нельзя требовать у Бога ответа и пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал." Я неоднократно читала, что дар рассуждения дается святым вследствие праведной жизни, а не всем подряд. И о даровании рассуждения надо молить Бога.
Сергей21 декабря 2016, 12:45
Очень мотивирует. Спасибо!
д. Михаил21 декабря 2016, 12:32
Простите о. Нектарий, но тема в общем то не о чём... Раздули из ничего... Научиться бдеть над собой это и есть то к чему мы стремимся, и хорошо, что люди грешат неосознанно, страшнее когда они делают это со знанием дела... Короче впечатление такое, что вам просто поговорить не с кем и не о чем.
Надежда21 декабря 2016, 12:31
Замечательная статья.Доходчиво и просто.Благодарю.
Мария21 декабря 2016, 11:32
Прекрасная статья. Не в бровь, а в глаз. Для меня это очень актуально... Спасибо, батюшка!
Елена21 декабря 2016, 11:32
Молитвами верного пастыря Твоего игумена Нектария, Господи Иисусе, окорми и вразуми нас, неключимых... Отче, спасибо! в "десятку"! низкий Вам поклон за труды, тепло и любовь!
Лариса21 декабря 2016, 11:27
Благодарю, батюшка! Очень полезная статья.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×