Слово Патриарха

Неделя 28-я по Пятидесятнице

    

Нам необходима Божественная помощь

Для того чтобы именно так, поступательно, осуществлялось развитие и страны, и Церкви нашей, мы должны не только сами трудиться, бороться с проблемами и негативными явлениями в нашей жизни, но и, устремляясь вперед, ясно понимать, что лишь своей силой нам не справиться. Может быть, какой-то формальный положительный сдвиг и произойдет, но вот по сути, с точки зрения духовного роста личности, общества, народа, — нам необходима Божественная помощь. Вся история Отечества нашего об этом свидетельствует, и нужно быть просто слепым, чтобы не видеть, как Бог ведет нас по путям истории.

Божественное водительство

Восприятие прошлого вне религиозного опыта всегда ущербно, потому что это плоский взгляд на историю, лишенный фокуса на самое главное и самое существенное. Наше движение успешно настолько, насколько мы это Божественное водительство принимаем, насколько мы подчиняем ему свой разум и свое сердце.

Из слова перед началом новогоднего молебна 31 декабря 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Бог не спасает нас помимо нашей воли

Господь отходит от человека и перестает поддерживать его Своей энергией, когда сам человек заявляет, что он в этом не нуждается, когда вера ослабевает, когда на место веры поставляется нечто, происходящее от человеческого ума, будоражащее сознание, толкающее к самовозвышению, к исключению из жизни Божественного начала. Бог не спасает нас помимо нашей воли, и если мы сами не желаем спасения, то и спасения нет. А поскольку спасение начинается здесь, на земле, то уже эта земная жизнь становится мучительной; и сколько же страданий, сколько смерти, сколько крови, сколько несправедливости оказалось в жизни нашего народа в минувшее столетие!

Христос открыл возможность войти в Царство Божественной славы

Именно Христос открыл эту возможность войти в Царство Божественной славы. А все те, кто жил до Него, — даже те, кто был гигантом духа, образцом святости, кто утверждал великие нравственные ценности, заложенные еще в Ветхом Завете, кто страдал ради них, кто скитался по горам, пещерам и пропастям земным, как сказано сегодня в апостольском чтении, кто пострадал даже до смерти, кого пытали, кого изгоняли, кого побивали камнями за свидетельство Божественной правды, — они не получили обетования ни при жизни, ни после смерти, потому что врата Царства были закрыты. Но вместе со Христом Воскресшим они вышли из места скорби, где находились их души, и Он их ввел в Божественное Царство Его славы.

Признание в жизни вечной

Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.

    

И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы.

Из слова по окончании Литургии 1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
амый главный и правильный путь к богопознанию – это любовь к Богу в сердце, которая предпочтительнее, чем путь ума. Путь ума тоже нужен, но он никогда не соединит человека с Богом, если человек не чувствует Бога сердцем, если он не чувствует к Нему любви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святитель Николай воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа. И с ответом святителя на нашу молитву мы связываем избавление Отечества от многих и многих исторических катастроф.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами – рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви, кто через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь – по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой.
Комментарии
Алексей Каржавин 2 января 2017, 20:19
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Виктор 2 января 2017, 13:07
Поскольку Евангельские Законы абсолютны и действуют как вне, так и внутри нашего "пространства-времени", то они распространяюся и на прошлое, и на настоящее, и на будущее... Отказ от Божиего Закона Правды приводит в действие дьявольские "законы" лжи, ненависти... Т.е. к революциям, перестройкам...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×