Мы задали различным авторитетным людям в России, Украине, Греции, Америке один и тот же вопрос: Почему Римский Папа, несмотря на протест Украинской Православной Церкви - Церкви большинства в стране, все-таки едет на Украину? Вот наиболее интересные из полученных ответов.
А. И. Осипов, профессор Московской духовной академии и семинарии:
Причины столь настойчивого желания Папы быть на Украине, на мой взгляд, следующие.
Первая - укрепить позиции католицизма в этой стране. Непосредственные контакты и соответствующие переговоры с руководством Украины, которое по многим, прежде всего политическим, причинам очень заинтересовано в положительной оценке его со стороны Ватикана, конечно же, не останутся бесплодными. Можно ожидать серьезных политических соглашений, касающихся положения Католической Церкви в этой стране. Естественно, что усиление католицизма явится прямым ослаблением там православия.
Приезд Папы и весь его визит будет широко и громко освещаться всеми средствами массовой информации и это будет иметь немалое психологическое воздействие на значительную часть общества. Зрелищные мероприятия всегда использовались в качестве одного из эффективных средств целенаправленного воспитания народа. И данный приезд на Украину не является исключением.
Вторая причина - это личные амбиции, честолюбие понтифика, о которых по понятным причинам не особенно говорят, но которые ощутимо просматриваются во многих его акциях. Взять хотя бы возведение им в 1997 году в ранг "учителя Церкви" (высшая ступень святости) Терезы из Лизье - монахини, скончавшейся в 23-летнем возрасте! О ее самопонимании ярко говорит ее "Повесть об одной душе", в которой она пишет: "Я стану великой святой.... В сердце моей матери Церкви я буду Любовью ... и через это моя мечта осуществится!" Акт возведения Терезы в "учителя Церкви" Папа совершил по просьбе французской молодежи - причине очень "серьезной". И духовный образ новой "учительницы Церкви", и побудительные мотивы ее появления достаточно свидетельствуют о внутреннем мире самого Папы.
Люди часто не придают значения роли страстей в человеке, в его деятельности или думают, что страсти с возрастом сами собой угасают. Ничего подобного. Незамечаемая и потому неискореняемая гордость только возрастает. И в данном случае нет сомнения, что оказаться ПЕРВЫМ из пап в такой исконно православной стране - является непреодолимым стимулом для Иоанна Павла II. Он прекрасно понимает, что эта поездка прославит его в истории католичества более, чем какое-либо другое деяние.
Третья причина. Вступление Папы на территорию Украины - это большой шаг на пути в Россию, которая всегда была и остается мечтой номер один для Ватикана. Тот факт, что большинство на Украине - православные, не может смутить Ватикан. Он привык к войнам. Он всю историю ведет активные боевые действия, постепенно захватывая все новые территории. События последних десяти лет показали, что, когда выгодно, Ватикан, как и во все прежние времена, способен прибегнуть к самому грубому насилию. У него свое понимание христианства, от которого да избавит нас Господь.
К. Ф. Затулин, директор Института стран СНГ:
21 июня, за день до исторической даты нападения фашистской Германии на Советский Союз, Папа Римский прибывает на Украину. Дата визита, его характер, наконец, та острая внутренняя борьба, которая разгорелась на Украине в связи с возможностью приезда верховного понтифика Римско-католической Церкви, - все это позволяет заранее предсказать огромные проблемы, совсем не сиюминутного свойства, поднимаемые визитом Папы.
Прежде всего, этот визит носит откровенно политический характер. Это лишний раз удостоверили сами организаторы приглашения в правительстве Украины, когда, столкнувшись с резким осуждением православных, вынуждены были представить приезд Папы как визит главы государства Ватикан. Что это за государство, и какие вопросы можно обсуждать с его руководителем - всем известно. Было бы крайне наивно полагать, что пребывание главы церкви, агрессивно настроенной по отношению к подавляющему большинству верующих на Украине, способно хоть в малой степени умиротворить бушующий в стране политический кризис. Все ровно наоборот. Кто является инициатором и апологетом приглашения Папы на Украину? Политические силы совершенно определенного толка, идеологические корни которых происходят из униатской Галиции: это Рух, Конгресс украинских националистов, Черновил-младший, вице-премьер Николай Жулинский, называемый на Украине не иначе, как главным "дерусификатором". В сегодняшнем противостоянии властей и оппозиции на Украине эти силы и эти люди, за малым исключением, - ниспровергатели президента Леонида Кучмы и, без всякого исключения, - борцы против влияния России, русского языка, единой православной веры.
Римско-католическая Церковь, во главе которой стоит Иоанн Павел II (Войтыла), не скрываясь, поощряет русофобию и русофобов на Украине. Как иначе можно расценивать факт награждения Папой католическим орденом львовского мэра Куйбиды в разгар антирусской истерии во Львове летом прошлого года. Награжден мэр города, в котором насильственно захвачены все православные храмы. Православные, которых во Львове сотни тысяч, вынуждены молиться в храме, вмещающем 100 человек и в деревянном сарайчике на окраине города. Как раз летом прошлого года, как только на этой окраине пытались начать строительство православного храма, боевики УНСО немедленно разгромили стройку. Ну как не наградить попустительствующего этому мэра католическим орденом?
Сторонники папского визита представляют себя защитниками европейских ценностей, прав человека и т.д. Между тем их конкретные действия по отношению к инакомыслящим и инакоговорящим носят откровенно агрессивный, подавляющий характер. Взять хотя бы целый ряд юридических актов Правительства Украины, направленных на фактическое выдавливание русского языка, политику искоренения русских школ и образования, особенно на западе Украины, непризнание самобытности семисоттысячного карпаторусского народа - русинов и т.д. Последний пример - травля епископа Тульчинского Ипполита, на которого руховцы во главе с депутатом Юхновским пишут публичные доносы в службу безопасности Украины за то, что он является противником отделения Киевской митрополии от Московского Патриархата.
Сама подготовка к визиту Иоанна Павла II вскрывает глубокие противоречия между окатоличенной, униатской Галичиной и православной Украиной. Прозападная Галичина рукоплещет Папе, Украина встречает его, как минимум, настороженно. В этом контексте последствия визита главы Католической Церкви могут стать самыми далеко идущими для судьбы самого Леонида Кучмы, которого на Западе, похоже, уже списали со счета как Президента Украины.
Наш читатель, представившийся как bandera (dmytro.k@ukraine.com):
Viva Catholisicm! Україна щиро вiтає приїзд Його Святостi Iвана Павла Другого на споконвiчно-католицьку українську землю.
Ганьба православним з бандитської РПЦ!!! Москальских попiв геть з України!
Протоиерей Дэвид Тильман, настоятель Свято-Успенской церкви в Кантоне, Огайо, Православная Церковь Америки:
Дело не в конкретном Папе Иоанне-Павле II. Проблема в самом существовании так называемых "католиков восточного обряда", или униатов. Для католиков по всему миру обязательный видимый знак принадлежности к Католической Церкви - послушание Папе Римскому. Католики восточного обряда, или униаты, разделяют это единение и покорность Папе. Православные христиане видят в папизме нововведение и полное отступление от апостольской веры и истинного христианства. Православные христиане считают католиков восточного обряда схизматиками, продавших свое первородство ради политической выгоды и лобызающих бесстыдное единство, безразличное к истине. Католики восточного обряда, или униаты, полагают, что они объединяют в себе восточный и западный церковные миры. Украина - это родина крупнейшей группировки униатов в мире. США и Канада занимают вторые места по количеству униатов.
Учение Римско-Католической Церкви утверждает, что Папе дан особый божественный дар. Когда он говорит с кафедры, то по вопросам морали и вероучения он не подвержен ошибкам и может создавать догматы сам. В Римо-Католической Церкви даже постановления Вселенского Собора не является авторитетом без их утверждения Папой. История развития папизма хорошо документирована и является предметом большого раздела научной литературы.
Православные христиане верят, что каждый епископ является преемником апостола Петра для своей Поместной Церкви и что вместе епископы Православной Церкви выражают голос Вселенской Церкви, основанный на святых канонах. Православная Церковь всегда держалась воззрения, что весь народ церковный является хранителем и защитником православной веры, не только один какой-нибудь епископ. С православной точки зрения Рим ввел несколько новых догматов, являющихся всего лишь человеческими мудрованиями.
Для православных христиан само наличие католиков восточного обряда омрачено и нововведениями римского католицизма. В прениях с православными униаты утверждают, что они не обязаны придерживаться нововведений папской Церкви. Это очевидная неправда. В Северной Америке, например, униаты не приемлют миропомазания младенцев и не причащают их. Во многих униатских церквях Филиокве является обязательным в Символе веры. В той же Северной Америке католики восточного обряда не рукополагали женатых до недавнего времени, да и сейчас это большая редкость.
В униатских семинариях утверждается, что им необязательно верить в чистилище или в папскую непогрешимость, но это явная ложь. Сам факт, что их наставники позволяют им верить в это - большая ошибка. Католические богословы утверждают, что всесторонняя и непосредственная юрисдикция Римской кафедры не достигает католиков восточного обряда, но фактически это не так. Вообще, экклезиологическая шизофрения в рядах католиков восточного обряда сильно тревожит православных христиан. Для православных униаты являются частью принципиальной неправды, жестокой лжи. По этим причинам визит Папы Римского нежелателен для православных.
Единство для православных христиан должно быть единством в истине. Различные союзы формально православных с Римом в их восточно-католической системе нечестны. Они эксплуатируют мирские, политические и экономические стремления определенных людей в неустроенных регионах. Они игнорируют самые вопиющие различия в вероучении и церковной практике, которые сначала должны быть разрешены Православием и Римом для единения в истине. Наконец, эксплуатация униатской идеи папской Церковью есть преступление против любви. Православные христиане ожидают большего от нынешнего Папы Римского и глубоко опечалены его визитом на Украину.
Н. С. Леонов, генерал-лейтенант, доктор исторических наук:
Почему Папа Иоанн Павел II решил поехать на Украину, несмотря на возражения Русской Православной Церкви Украины и большинства украинского населения?
Во-первых, речь, безусловно, идет о прозелитизме, т.е. о попытке Ватикана завоевать новые территории и новый контингент верующих для католицизма и униатства. Святой Престол давно обеспокоен нарастанием в традиционных католических странах Европы атеистических или протестантских взглядов. Падает посещаемость соборов, влияние и авторитет католических организаций и партий. Вся инфраструктура католицизма в Западной Европе все более превращается в музейно-туристическое предприятие, нежели центр духовной жизни.
Основная паства католической церкви уже давно находится в Латинской Америке, но и там в последние десятилетия усилилось проникновение протестантизма.
Ватикан стремится компенсировать эти потери, развертывая наступление на Востоке. Поездки Папы в православные страны - Румынию, Грузию свидетельствуют именно об этом. Каждый выезд Папы на Восток сопровождается учреждением католических епархий, назначением епископов.
Во-вторых, Ватикан был и остается не только религиозным центром католицизма, но и важным политическим орудием Запада в его вековой борьбе против Востока. Наблюдается очевидная синхронизация действий политических структур Запада - НАТО и Европейский Союз - и Ватикана, с целью отрыва восточноевропейских государств от России, а в духовной отношении от Русской Православной Церкви. Папа Римский нарушает при этом исторически сложившиеся границы канонических территорий других конфессий и вторгается в недоступные прежде для Рима пределы, используя сиюминутные политические возможности. Тем самым Ватикан не только не способствует сближению различных христианских Церквей, а закрывает двери для возможного диалога и поиска путей для взаимопонимания.
То, что Святой Престол занимает сейчас Папа - поляк по национальности, придаёт визиту понтифика особо тревожный исторический отсвет. Он как бы даёт понять, что многовековая борьба украинского народа за свою православную веру и союз с Москвой на этом отрезке времени не увенчалась успехом, а Запад и Ватикан пусть временно, пусть вопреки желаниям и чаяниям подавляющего большинства украинских православных, но готовы торжествовать победу.
Владимир Телиженко, студент богословского ф-та Афинского университета:
Наверное, любой православный, наблюдая за осуществлением непреодолимого, как похоже, желания согбенного болезнью пожилого Римского понтифика путешествовать по православным странам, задумывался над причиной такого его упорства. Почему Римо-Католическая Церковь избрала именно настоящий момент, чтобы выразить своё желание посетить традиционно православные государства и, в частности, Украину или Грецию?
Думаю, что ответ одинаков для обеих упомянутых стран. Во времена Средневековья Рим вряд ли испытывал глубокую нужду в экспансии на Восток, и если и делал это, то, можно сказать, только исходя из богословских (и зачастую политических) предпосылок. Но это не было вызвано внутренними причинами. Новое время привнесло некоторые изменения...
Как известно, Второй Ватиканский собор был попыткой при помощи внутренних реформ и переосмысления старых схем оживить уже давно начавшееся, но становящееся всё более заметным омертвение римо-католичества. Как кажется, современная наступательная по отношению к православным политика Ватикана является свидетельством продолжающего усугубляться внутреннего кризиса Западной Церкви и новой, в призме Второго Ватиканского собора, крупной попыткой его исправить (после первой очевидно не удавшейся), но на этот раз путём внешних энергий. Поворот Папы на Восток - это, в первую очередь, попытка обновления полноты Римо-Католической Церкви. Беспокойство Ватикана о современном и, соответственно, будущем его положении связано, по большей части, с вызывающим и всё возрастающим безразличием по отношению к католичеству потенциальных членов Церкви, главным образом, в Европе, которая, свежо предание, составляла фундамент в отношении будущих перспектив Римского Католичества. И здесь Православие для Ватикана - "бельмо на глазу".
Сэр Стивен Рансиман, известный византолог, незадолго до своей смерти в интервью греческому журналу "Пэмптусия" лаконично, но оптимистично и достаточно объёмно охарактеризовал нынешнее состояние дел в этом отношении. Отвечая на вопрос о его мнении относительно присутствия Православия в современной Европе, он сказал: "Иногда, как бы это сказать, чувствую себя очень разочарованным в Западных Церквах. Однако, радуюсь при мысли о том, что в будущие 100 лет Православие останется единственной исторической Церковью, которая будет иметь силу. Англиканская Церковь - в очень скверном положении. Римо-Католическая постоянно теряет свои позиции. Но, к счастью, есть Православная Церковь. На меня оказывает большое впечатление увеличивающееся число тех, кто принимает Православие в Великобритании. Я верю, что оно предлагает человеку подлинную духовность, которую другие церкви больше не могут передавать. Всё это приводит меня к выводу, что Православие продолжит существовать, в отличие от других".
В своей попытке шагать в ногу со временем и завлечь широкие социальные слои католицизм постепенно теряет своих так называемых "традиционных" верующих. С другой стороны, Ватикан беспокоит распространение атеизма и поиск многими европейцами новых религиозных переживаний, вносящих живость и желаемое обновление в отношениях с Богом. Рим - и он сам это видит - теряет почву. Наоборот, Православие (и, к сожалению, вместе с ним мусульманство и буддизм) всё больше привлекает европейца. Это, как результат, приводит к поиску Ватиканом новых церковных юрисдикций с "церковно-агрессивным" распространением на Восток. В своей попытке защититься Рим развивает нападательную политику, имеющую, в общем говоря, две цели: надеется, во-первых, заполучить новых членов и, во-вторых, перенести проблемы, аналогичные которым Ватикан встречает в Европе, в Православную Церковь.
Не исключено, что Папа, выражая своё желание посетить Грецию, имел в перспективе через ожидаемый отрицательный ответ распространение негативного отношения к Православию в Европе. Параллельно приобретение предстоятелем Элладской Церкви Архиепископом Христодулом негативного образа в глазах европейца благоприятствовало бы столько греческому правительству в борьбе за удостоверения личности, сколько и Вселенской Патриархии, более податливой стремлениям Папы.
Именно когда Элладская Церковь переживает кризис в отношениях с правительством Ватиканский престол посчитал наиболее удачным моментом для визита в страну. Это посещение - очевидно - носит в себе потенциал инициации ухудшения кризиса, тем более, что Ватикан, можно предположить, не без удовольствия наблюдал за последствиями визита Папы в Румынию, вызвавшего там обострение проблем Православной Церкви в её отношениях с униатами и, опосредствованно, с государством. Можно предположить, исходя из особенности греческой ситуации, что от этого визита ожидается гораздо большее.
Думаю, что примерно такие же замыслы Папы в отношении визита на Украину.
Протоиерей Владимир Ровинский, редактор издательства "Волынь Православная":
Вопрос, поставленный вами, слишком серьезный. (Возможно, мы сейчас за обычной шумихой и не способны до конца осознать его серьезность.)
И, думаю, многие сейчас задаются им и ищут ответа.
Позвольте привести ответ Самого Известного Человека: ...на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы... истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инуде, тот вор и разбойник... Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. ВОР ПРИХОДИТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКРАСТЬ, УБИТЬ И ПОГУБИТЬ... (Ин.9.39;10.1;10,8)
Мы обратились с этим же вопросом на официальный сайт Католической Церкви в России, а также попросили содействия в получении комментария от какого-либо католического иерарха. Однако ответа не последовало. Впрочем, иного трудно было ожидать. Позицию Ватикана красноречиво иллюстрирует ответное письмо Папы митрополиту Владимиру. Из слов понтифика, а также из отказа давать комментарии о причинах своего нежелания прислушаться к голосу Украинской Православной Церкви можно сделать вывод, что Ватикан интересуют не реальные взаимоотношения с Православием, а лишь свой образ в глазах общественного мнения. А также, разумеется, похищение новых душ.
(Продолжение следует.)
20/04/2001
Смотри также:
Аналитика:
Интервью:
Новости:
Документы истории:
Встреча с православием:
Ссылки по теме:
|