ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ 2000  
   

СРЕТЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
РУССКИЙ ИДЕОЛОГ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ НЕДЕЛИ
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
СОБЫТИЯ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

анкета

ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ: КНИЖНИК НА ПОСТУ ПРАВИТЕЛЯ

1. ЧТО ВСПОМИНАЕТСЯ
2. ЯРОСЛАВОВО ГОРЕ
3. ЯРОСЛАВОВА РАДОСТЬ
4. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

1. ЧТО ВСПОМИНАЕТСЯ
Ярослав Мудрый. Фрагмент горельефа памятника "Тысячелетие России" (Новгород).
Ярослав Мудрый.
Фрагмент горельефа памятника "Тысячелетие России" (Новгород).

Ярослав Мудрый родился, видимо, всё-таки около 980 года - это второй сын Владимира Красное Солнышко от злосчастной полоцкой Рогнеды (БСЭ непостижимым образом относит её дефлорацию к 980г., а рождение второго сына - к 978-му). Дата смерти известна уже точно - 10 февраля 1054 года (то есть начиналась жизнь во тьме варварства, кончалась же, когда и про календарь знали, и про запись событий, и вообще при широчайшей грамотности). В скандинавских сагах он фигурирует как Ярислейф Скупой. Христианское имя - Георгий, или Юрий (отсюда г.Юрьев, ныне Тарту). В Новгороде, куда отец назначил его наместником с 1012 г., его называли Правосуд - именно там и началась разработка писаных законов Руси.

В детстве он страдал от паралича ног (былинный сюжет об Илье Муромце, который до 38 лет "сиднем сидел", навеян, похоже, как раз этим обстоятельством). Паралич прошёл в 988г., после сильного нервного потрясения, осталась только хромота. Но она не мешала: в 1011г., когда он, будучи ростовским князем, крестил Волгу, жители урочища Медвежий угол выпустили против него Святую Медведицу - победил князь. Правда, у него была секира (теперь она у медведя - на гербе г.Ярославля), но всё равно такой бой - не для слабых. Ещё один достопамятный пример: в 1035г., когда скончался его брат - гроза степей Мстислав Таманский ("иже зареза Редедю пред плкы касожскими"), на Киев навалилось "многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей", как рекомендовал их византийский историк, - печенеги. Они прослышали, что у русов правит какой-то калека и книжник. Но встретили страшнейший разгром, после которого навсегда исчезли из истории. А ведь их князь Куря сладил когда-то с самим Святославом Игоревичем.

Вообще, наш последний "каган" (после него монарх назывался "великий князь" - старший в роду князей) - краса и утешение нашей исторической памяти. Даже так называемые "демократы", превратившие всю русскую историю в "лапшу на уши", - и те, хоть и велят считать его украинским князем, всё же воздвигли ему памятник в Ярославле (воздвигли, кстати, диковинно - на перекрёстке. При Сталине там регулировщик стоял).

То, что воздвиг он сам, - в нашем сердце. До сих пор сияют в Новгороде и Киеве его Софии - храмы Божьей Мудрости, образуя с полоцкой Софией триединый краеугольный камень Русской Земли. Белокаменная новгородская - высоко над ясным Волховом, с бронзовым голубем на кресте (говорят, что улетит оттуда при конце света). Самоцветная киевская - с солнечным сиянием из-под куполов, с мерцающими мозаиками. С расплывшимися от времени фресками, на одной из которых уже девятьсот с лишним лет шествуют со свечами в руках - сами в своих белых покрывалах будто свечи - большеглазые дочери Ингигерды-Ирины, будущие легендарные королевы западных стран...

А его книги? "Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой засеял, а иные стали бы пожинать - так и князь Владимир распахал и умягчил сердца, сын его Ярослав засеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем. Велика польза от учения книжного - это реки, напояющие Вселенную, истоки мудрости, утешающие нас в печали, неизмеримая глубина..." ("Повесть временных лет"). Именно с Ярославом появилось у нас то понимание культуры, которое можно назвать даже национальным, - не просто образ жизни (культура первобытных племён, кочевников, варваров, американцев), а уровень, на который человек поднимается лишь путём большой работы над собой. И человек, и всё общество. "Совершенствование в этом мире и спасение в будущей жизни", как выразился духовник и друг Ярослава Иларион в "Слове о законе и благодати".

К слову сказать, книжник на посту верховного руководителя страны - фигура опасная. Ибо книжные идеалы с жизнью не совпадают. И человек, воспитанный на книгах, начинает либо проповедовать донкихотские идеи, вызывая общий смех и презрение, либо железом и страхом загоняет "человеческое стадо" в "идеальные законы" не то Платона, не то Прокруста. Ярослав - тот редкий тип книжника, который заносит на скрижали лишь то, что имеет место в жизни. Его "Русская правда" - наш первый национальный кодекс - являет собой лишь кодификацию обычного народного права (такие "варварские правды" - при переходе от варварства к цивилизации - имеются у всех народов). Результат известен - даже нынешние "чикагские мальчики", проехавшиеся на нас под смех всего мира, с завистью отмечали: вот у кого и рынок, и монетаризм, и как здорово получилось!

(Не удержаться от ещё одного примера, хотя и из другой области. В церковном уставе, который каган разработал вместе с Иларионом, впервые разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех - преступление. А вот на Западе инквизиция ещё 600 с лишним лет путала эти понятия. И за любое несогласие с догмами, хотя бы относительно числа обитаемых планет, посылала на костёр).

Тем не менее, потомки ухитрились обгадить и Ярослава, прицепив к нему два мифа, которые, как два больших чёрных хвоста, из века в век тянутся за его памятью.


2. ЯРОСЛАВОВО ГОРЕ

Это наиболее древний миф (хотя название такое придумал лишь А.К.Толстой - большой любитель выискивать роковые грехи в русской истории). Каган обвиняется в том, что от чрезмерной любви к сыновьям разделил Русь на уделы, из-за чего и началась усобица, приведшая Русь к катастрофе XIII века.

Сепаратизм с глубокой древности считается тягчайшим преступлением, ибо "царство если разделится - не устоит, и всякий дом запустеет". Но в отношении Ярослава подобное обвинение - просто недоразумение. Во-первых, он не делил Русскую Землю. Во-вторых, её единство поддерживалось ещё при Андрее Боголюбском - распад вошёл в силу лишь с 70-х годов XII века. Скорее всего, в нашем историческом сознании работает библейский штамп: там Израиль разделился после мудрого царя (Соломона) - ну, и нам полагается.

В-третьих, такой вопрос: а что у нас в отношении единовластия было до Ярослава?

Ответ: ничего. Точнее, варварство. Этот термин сегодня считается устарелым, но он довольно точно определяет состояние общества, в котором отсутствуют писаные законы (связанные уже с цивилизацией). На стадии варварства применяется традиционное народное право ("закон гор", "слово стариков" и т.д.), но по-настоящему господствует лишь грубая сила, которая предписывает и себе, и другим такие законы, на которые её хватит. Ибо и в Древнем Риме учили, что всякое право неразрывно связано с применением силы. Законы же, которые никого не обязывают, пишут лишь современные варвары, и то пока не затронуты их личные интересы.

Варварское право наследования власти завлючается в том, что "президент" должен истребить всех остальных претендентов (сегодня их топят в клевете и прочих помоях, а тогда - только в крови), начиная с родных братьев. Так поступал уже упомянутый тут царь Соломон (и эта заповедь, в отличие от прочих, в Библии не записана); так поступали ещё в XIV веке правители Золотой Орды; так поступил и отец Ярослава Владимир, ликвидировав брата Ярополка, который перед тем ликвидировал брата Олега. Такую же мясорубку пришлось пройти и Ярославу, за которым долго гонялся Святополк Окаянный, ликвидатор Бориса и Глеба (пока его окаянство не оказалось заурядной манией преследования), затем - таманский богатырь Мстислав, двоевластие с которым продолжалось до его смерти в 1035г.

А что предложил Ярослав?

Ярослав предложил закон о переходе власти.

Да, но плохой! Престол наследуется старшим сыном, затем - всеми братьями по возрастной очерёдности, после них - их старшими сыновьями и т.д. Старинный родовой порядок, вернее, народный идеал такого порядка, поскольку в жизни братья стараются разделиться при первой же возможности (или поводе). В государстве же неизбежные в семье склоки стали твориться на государственном уровне. "В княжих крамолах веци человеком скратишися"...

Да, но был ли когда-нибудь такой закон, который не нарушался? Разве меньше было на Западе крови из-за майората - наследования только по старшинству? Где вообще средневековье обходилось без распрей и дробления на уделы? Кроме того, что нам мешает разработать и ввести в оборот новый закон? Ведь отказалась же в XV веке Москва от родового принципа. И Романовы сумели устроить порядок, при котором не приходилось убивать братьев.

Ну-ка, подать сюда завещание Ярослава! Сейчас мы там всё переделаем наоборот!

"Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим". (цитируется по С.М.Соловьеву)

Так что можно предложить взамен? "Не любите друг друга, ибо вы не от одного отца и не от одной матери"? Конечно, не все из нас - от Ингигерды Олафовны. Но сколько же у каждого из нас Родин и Отечеств?

А главное - что дальше? Ведь "вариант наоборот" в завещании предусмотрен: не нравится жить в любви и в мире, побеждая врагов, - начинай ненавидеть ближайших к себе, от своей же Родины и своего Отечества. "И сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших".

Не этот ли вариант мы и выбрали?

Но если выбирали мы, то в чём виноват Ярослав?

В том, что верил в наш разум - что у нас хватит ума сделать правильный выбор? Следовало придумать что-нибудь попроще и пожёстче - для наших умственных возможностей?

Ну, он уже не придумает. Пусть думают живые.


3. ЯРОСЛАВОВА РАДОСТЬ

Второй миф прокуроров нашей истории гласит: радостью Скупого были деньги. И так он их любил, что даже из уголовного кодекса сделал источник наживы. И вошла с тех пор в нашу мораль возможность откупиться от всякого преступления.

И тут, конечно, можно возразить: а кто вам мешает пресечь такую "возможность"? Да и была ли она когда-нибудь, по крайней мере, в нашей морали? Но дело в том, что мы опять имеем здесь дело не с истиной, а с мифом, у которого своя цель - опорочить законодательный разум наших предков. А заодно и нас.

"Русскую правду" недолюбливал В.О.Ключевский, считавший безнравственным такой порядок, при котором "имущественная безопасность, неприкосновенность собственности обеспечивается личностью... Главное внимание Правды обращено на основные определения материального права... Поджог и конокрадство наказываются самой тяжкой карой, гораздо тяжелее, чем даже убийство. Значит, имущество ценится не дешевле, а дороже самого человека".

Василий Осипович как будто забыл, что нравственность в средние века обеспечивалась не уголовной ответственностью, а единой моралью (сегодня - наоборот: имей мораль какую хочешь, дело не в морали). Но понять его можно: как раз в его эпоху развивался капитализм, который ценил собственность и деньги заведомо дороже любого человека, что, естественно, оскорбляло нравственные (между прочим, как раз средневековые) чувства.

Но у других критиков тема вызывает уже вполне определённую злобу именно в адрес "русского менталитета".

Совсем недавно, например, газета "Известия", рассматривая законы белорусского президента А.Г.Лукашенко об экономических санкциях, вдруг принялась с тяжёлым и несуразным ехидством цитировать "Русскую правду" (причём даже не по оригиналу, а по сатирику сталинских времён Зощенко, которого смешило, что за правонарушение можно отделаться штрафом, а не расстрелом). И невооружённым глазом было видно: что-то у фельетонистов в этом месте болит, болит по-страшному. Иначе откуда такая злоба на кодекс тысячелетней давности?

Наиболее анекдотичное обвинение было у одного академика (не тем будь помянут), который на основании "Русской правды" нарисовал жуткую картину древнерусских нравов: "Постоянные драки, угрозы обнажёнными мечами. Хватают чужих коней и ездят на них по городу. Выдирают усы и бороды. Даже на пирах дерутся чашами и турьими рогами". Как будто академику невдомёк, что уголовный кодекс - это про то, чего люди обычно как раз не делают.

А между тем, когда, продравшись сквозь все хи-хи, ха-ха и иррациональную злобу, добираешься до сути, она поражает своей... человечностью, что ли, - не тем гуманизмом-либерализмом, о котором только и толкует нынешняя либеральная демократия (и который на самом деле - лишь прикрытый словесами социал-дарвинизм) а близостью к простой человеческой жизни.

Рамки настоящей работы не позволяют подробно анализировать "Русскую правду" (кто хочет - пусть посмотрит у Ключевского). Укажем лишь на основные, узловые моменты.

Начнём с пресловутого мордобоя, который так смешил Зощенко и, как ни странно, ужасал академика Рыбакова. Как раз мордобой по пьянке и прочие оскорбления чести человека, судя по тексту, наиболее ненавистны Ярославу. Возможно, это связано с неприятием варварской Руси (все античные писатели отмечают у варваров пьяные драки). Возможно, сказывается мораль самого варварства, которая проявлялась и в исключительно высокой оценке личной чести (недаром и посягали на неё и до сих пор посягают, оскорбляя мать). Но обе эти возможности дают одинаковый результат: Ярославово право преследует каждый случай покушения на человеческое достоинство, но само старательно обходит такие наказания, которые могут унизить человека (хотя бы порку, которая широко применялась в Византии). Жестокость начинается там, где преступление касается не достоинства, а достояния. И то это не жестокость германской "Каролины" с её пытками, отсечениями рук или носов и десятками способов умершвления. Самая тяжёлая кара по Ярославовой "Правде" - конфискация имущества и продажа в рабство.

Здесь - второй узловой момент "Русской правды". Мир Скупого был очень скуден. И то, что человеку удавалось заработать, завести, вырастить или построить на суровой земле, выматывая жилы, - то было для него дороже жизни, которая сегодня есть, завтра - нет, а имущество всё же остаётся, если только его не украдут или не сожгут. Преступление - такое деяние, которое всегда и главным образом наносит ущерб.

Это, скажут нам, мораль муравьёв, крохоборов и т.д. Ладно. Придумайте что-нибудь получше. Но ведь вы про "получше" и не думаете! А в основном о том, как бы ту старую мораль на кривой козе объехать. В 1917г. кричали: "Собственность безнравственна - надо взять всё и поделить!" Теперь: "Собственность священна - надо взять всё и поделить!" Но собственность возникает не путём дележа. И прежде всего нуждается в уважении.


4. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

Вскрытие глупости (или злой воли) мифов подводит к вопросу: а что осталось для нас ценного от минувших времён? Ибо создаётся впечатление, что самых жизненно важных ценностей - вроде единства или уважения к достоинству и достоянию человека - мы в нашей культуре уже не замечаем. Вернее, так: обнаруживая их отсутствие в себе, начинаем пенять на предков, которые, дескать, не оставили нам такового наследства, а оставили только эвон какие кривые рожи...

Обвинения такие, как видим, - от глупости. Но главное даже не в этом. Главное - как выкарабкаться из того варварства и маразма, в которые засадил нас ХХ век.

Тут возникают большие разногласия. Ибо некоторые считают, что варварство - наоборот, хорошо: свобода! Для сильных и умных - простор, для менее сильных и умных - тёмный лес. Но ведь наличие дураков и маразматиков - объективная база либеральной демократии, на ком ещё применять и силу, и ум? И вот телевизор с утра до глубокой ночи пропагандирует нам мордобой и прочий американский образ жизни.

Другие полагают, что, как и встарь, от варварства нас спасёт христианство. Солженицын так и сказал: "Россия, - говорит, - родилась вместе с православием".

К сведению Солженицына: понятие "Россия" ввёл в нашу жизнь только Иоанн III, в конце XV века. Но и Русь как государство родилась не с православием, а когда Олег Вещий взял под контроль все торговые пути на Русской равнине. Но об этом кто вспомнит - тому голову оторвут. Тоже немаловажно: что нам дадут вспомнить из нашего культурного наследия.

Православие - дадут. На днях по телевизору даже киевскую "Софию" показали, хотя она теперь считается в чужой стране (а кто вспомнит, что Киев - мать городов русских, - тому голову оторвут). Сияют мозаики: "Богоматерь - Стена Нерушимая" - во всей первозданной красе. И кого она только ни лицезрела за истекшие века! Начиная с монголов и кончая нынешними мазепами, которые прямо говорят, что они и не русские, а потомки хазар и половцев.

О единстве Русской Земли - не дадут. Вон как на Белоруссию весь Запад окрысился вместе с нашими "демократами".

Так вот сидим и думаем: что осталось, да что нам позволят вспомнить из того, что осталось, да что дадут...

Мы. Наследники великого народа.

Александр Григорьев
Вильна. Октябрь 2000г

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ 2000