ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
  АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
   

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви
Блаженнейший Владимир,
Митрополит Киевский
и всея Украины,
Предстоятель Украинской
Православной Церкви

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР:
"РАСКОЛ НА УКРАИНЕ - БОЛЬШАЯ РАНА НА ТЕЛЕ ЦЕРКВИ"
Обсудить тему на форуме диакона Андрея Кураева

С 13 по 15 сентября в связи с празднованиями, посвященными 2000-летию Рождества Христова, Одессу по приглашению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир.

Высокий гость присутствовал на панихиде по усопшим архипастырям, похороненным на кладбище в Одесском Свято-Успенском патриаршем мужском монастыре, а также совершил освящение памятного знака "Иисус Христос, идущий на Голгофу", установленного на патриаршем подворье.

Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины провел пресс-конференцию, которая прошла в актовом зале одного из старейших духовных учебных заведений - Одесской духовной семинарии.

В кратком вступительном слове Владыка Владимир сообщил о цели своего визита в Одесско-Измаильскую епархию. Он, в частности, отметил: "цель прибытия в Одессу - это нашими молитвами, проповедями и делами помочь всем верующим прикоснуться всей душей к этому великому юбилею, который является неповторимым событием в истории нашего спасения. Сегодня мы в Одессе начинаем праздновать юбилей - 2000-летие Рождества Христова. Мы прибыли сюда по приглашению Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела".

Отвечая на вопросы журналистов о положении Церкви в стране, Блаженнейший митрополит Владимир подчеркнул: "Надо сказать, что беда разделения и раскола коснулась не только нашей Церкви и нашей страны. Такие проблемы в Болгарии, Румынии, Сербии. Так что не надо думать, что такие события происходят только в Украине. Расколы были с самых первых времен христианства. Церковь с ними боролась и принимала решения по этим вопросам на Вселенских и иных Соборах.

Что касается единой Поместной Церкви в Украине, то мы считаем, что это идея - неплохая. Рано или поздно мы верим, что православие на Украине будет единым, но нечего себя обманывать и тешить: это будет сделать не так просто и не так скоро.

Мы не против того, чтобы была единая Православная Церковь. Но нужно, чтобы это была Церковь законная каноническая, которая будет признана всеми Православными Церквами. Сегодня есть такое желание, но нет механизма этого. Политики предлагают что-то вроде общего собора: всех собрать, шапки белые с руководителей снять, да и объединить всех. Это поверхностное решение вопроса. Так могут рассуждать люди, которые не знают ни канонов Церкви, ни ее природы, ни ее возможностей.

Да, раскол на Украине - это большая рана на теле Церкви. Но мы верим, что там, где человек не может, Бог сможет. Мы желаем единства православия".

Принявший участие в беседе с журналистами Высокопреосвященнейший Агафангел заявил, что "…церковь не знает термина "объединения" для раскольников и еретиков. У нас есть термин "присоединение". Украинская Православная Церковь в лице ее Предстоятеля давно готова к тому, что те, кто учинили грех раскола, должны принести покаяние, для того, чтобы быть принятыми в нашу церковь. Двери нашей церкви всегда раскрыты и мы ждем тех чад, которые заблудились.

Конечно, виновником этих бед стал лжепатриарх Филарет, который не только лишен всех степеней священства, но и предан анафеме 135-ю епископами Русской Православной Церкви, членом которой он состоял. И, что касается этого вопроса - создания Украинской Православной Церкви - то она есть эта церковь. Это наша Украинская Православная Церковь. Но по вине некоторых политиков, руховцев были созданы никем не признанные так называемые церкви "украинская православная церковь Киевского патриархата". А раз они никем не признаны, то и решать с ними надо легко: так как их не признает и большинство православного народа Украины их надо упразднить. И тогда останется только одна Поместная каноническая Церковь, которая ведет начала от Христа через апостолов, которая совершает свою нелегкую миссию, имея огромный авторитет среди православных поместных церквей. Эта церковь в настоящее время насчитывает более 8400 приходов, 120 монастырей, 5 духовных семинарий, Киевскую духовную академию, десятки духовных училищ.

Кто должен даровать автономию или автокефалию? Вы уже знаете, что Русская Православная Церковь предоставила автокефалию Американской православной церкви, а Японской - автономию. Однако Константинопольский патриархат, который претендует на территорию Украины, Эстонии и Сербии до сих пор не признал эти Церкви. Так что это вопрос сложный, деликатный, и он требует времени".

Отвечая на вопрос о вмешательстве Константинопольского патриарха в дела Украинской Церкви, митрополит Владимир подчеркнул: "Наше отношение было высказано уже 27 июля, когда в Киево-Печерской лавре состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, где было принято обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею, который идет в диптихе первым по праву чести так, как некогда было принято в связи с процветанием Византии. Мы просили Вселенского патриарха не вмешиваться в проблемы Украины, потому что это - внутреннее дело самих православных украинцев. Он тогда обиделся на это письмо, но, кажется, у него еще не отпало желание вмешиваться в решение судьбы Церкви в Украине. Это было бы крайне нежелательно, так как есть пример Эстонии, где вмешательство Вселенского Патриарха вызвало раскол церкви. Он поставил на часть приходов своего митрополита без разрешения на это Патриарха Алексия, в каноническом управлении которого есть вся территория Эстонии".

В ходе пресс-конференции была затронута и проблема, связанная с принятой недавно на Архиерейском Соборе социальной доктриной развития Церкви. Журналистов интересовало: насколько она будет способствовать развитию отношений между всеми ветвями власти и Церковью.

Предстоятель УПЦ митрополит Владимир заявил, что "…такой документ должен был появиться уже давно. Но не так просто это было сделать: несколько лет над ним работала специальная комиссия с привлечением специалистов - церковных деятелей, выдающихся богословов, политиков, юристов. Доктрина должна сработать, так как в ней содержатся ответы на многие вопросы. Некоторые критикуют этот документ, считая, что таким образом Церковь отдает себя под начало государственной власти. Такой опасности мы не видим. По мере внедрения доктрины в жизнь, это внесет много положительного".

На брифинге прозвучала реплика о том, что в последнее время на экранах телевизоров и в прессе все чаще можно видеть разного рода зарубежных проповедников. Прессу интересовало: почему наша Церковь уступила эту нишу сектантам и инославным?

Владыка Владимир подчеркнул, что наша Церковь не бездействовала и не бездействует. "Но есть здесь проблемы. Например, западные проповедники - большие специалисты в области социального служения. Мы же этого были лишены все годы советской власти, когда священник мог только совершать требы, да и то, не выходя из стен храма. Поэтому нам сейчас нужны кадры, особенно в области проповедничества и катехизации. Мы их готовим. Священникам трудно заниматься приходскими школами, так как это совпадает с субботними и воскресными службами. Этим должны заниматься люди, которые заканчивают курсы.

Другая причина в том, что наше государство в этой сфере весьма демократично. Нельзя ставить в один ряд нашу Церковь, которая насчитывает 2000 лет и новых "проповедников христианства", занимающихся еще и всякого рода "исцелениями" и так далее.

Многие люди, приезжающие в Украину, как они говорят просвещать и спасать людей, забывают, что наша страна знает евангелие уже более 1000 лет. Поэтому тут спасать нечего.

И удивительно - у них находятся огромные деньги, арендуются стадионы, театры, залы, где проводятся всякие действа, которые не назовешь иначе, как бесовщиной. Но если они зарегистрированы, то их закон также охраняет, как и другие конфессии".

Митрополит Владимир развеял некую иллюзию, возникшую в последнее время среди части населения о том, что в последнее время улучшились отношения между властью и Церковью и, тем самым, вопрос о давлении на Церковь в связи с навязываемой автокефалией снят с повестки дня. Он подчеркнул, что, к сожалению, об этом пока говорить рано. "Давление на власти со стороны раскольников так называемого "Киевского патриархата" возрастает. Вы знаете, что они вытворяли накануне дня независимости нашей страны напротив дворца "Украина" и затем на следующий день, когда глава нашего государства прибыл на освящение восстановленного Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры. Я думаю, Господь это управил не случайно, чтобы наши государственные мужи поняли кое-что. Они даже констатировали после этого, что теперь видят что к чему. Дай Бог, чтобы это видение продолжалось.

Мы действуем в рамках Закона Божия, в рамках государственных и человеческих законов. Мы скорбели, когда филаретовцам были отданы святыни в Киеве. Мы скорбели. Но мы же не демонстрировали силу, хотя могли бы со всей Украины привести сюда людей. Мы не хотим трагедии, противостояния. Теперь мы видим, что наша позиция не возымела действия на раскольников. Свидетельством тому оскорбительные для православных людей действия раскольников, их хула на Президента страны, который присутствовал при освящении Свято-Успенского собора. Так что никакого вывода раскольники для себя не сделали".

Подводя итоги пресс-конференции, митрополит Владимир поблагодарил журналистов и пожелал им успешной творческой деятельности.

На следующий день в Одесском оперном театре состоялось торжественное собрание, посвященное 2000-летию Рождества Христова. На него были приглашены руководители области и города, представители дипломатического корпуса, видные деятели науки и культуры, священнослужители и прихожане Одесской епархии.

Выступивший с докладом о значении этого Юбилея в жизни человечества митрополит Агафангел подчеркнул, что во всей нашей истории нет события, которое могло бы быть равным этому чуду, когда, по словам св. Иринея "Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом".

С приветственными словами от общественности Одесщины выступили 1-й зам. главы облгосадминистрации Николай Тындюк, 1-й зам мэра города Леонид Сушкин, ректор ОГУ Валентин Смынтына, ректор ОГМУ Валерий Запорожан.

Блаженнейший митрополит Владимир за большие заслуги перед Церковью наградил высокими наградами митрополита Агафангела - юбилейным орденом "Рождество - 2000" 1-й степени. Такой же награды был удостоен и президент Одесской юридической академии Сергей Кивалов. Орден св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени был вручен начальнику порта Южный Владимиру Иванову. Еще один одесский предприниматель Людмила Беляева получила из рук Предстоятеля УПЦ орден св. великомученицы Варвары.

В завершении мероприятия был дан праздничный концерт, в котором приняли участие хоры Одесской духовной семинарии, Одесского Свято-Ильинского мужского монастыря и митрополичий хор Свято-Успенского кафедрального собора.

Сергей Лебедев

 

Смотри также:

Пресса:
ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНСКИХ РАСКОЛЬНИКОВ - СЛОЖНЫЙ ВОПРОС
В ДОПОЛНЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЕННОЙ ИТАР-ТАСС


Интервью:
АВТОНОМИЯ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ - ПЕЧАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РАССТРИГИ ФИЛАРЕТА
ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ ТУЛЬЧИНСКИМ И БРАЦЛАВСКИМ ИППОЛИТОМ


Аналитика:
СМОЖЕТ ЛИ "ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ НА УКРАИНЕ" НАЗВАТЬСЯ ЦЕРКОВЬЮ?

АНТИЦЕРКОВНЫЕ ПЛАНЫ ДЕПУТАТОВ УКРАИНСКОЙ РАДЫ

Документы истории:
ПРОРОКИ И ЛЖЕПРОРОКИ ЗАПАДНОЙ РУСИ

Встреча с православием:
АПОСТОЛ КАРПАТСКОЙ РУСИ

Ссылки по теме:

Объединим  Русь!
Обсудить тему на форуме диакона Андрея Кураева

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000