Москва, 13 августа
На открытии Юбилейного Архиерейского Собора Святейший Патриарх Алексий выступил с докладом "Русская Православная Церковь на рубеже веков". На бумаге он представляет собой 50-страничный документ, затрагивающий самые различные стороны церковной и общественной жизни.
Предстоятель Русской Церкви начал свой доклад с раскрытия духовного смысла 2000-летия христианства. "Вся земная история от Адама до Христа - это горестное безнадежное пребывание в мире, где царствует смерть, это трагический, бессильный порыв человеческого духа к обретению истинной, нетленной жизни. Великие мыслители древности мучительно стремились осмыслить и преодолеть трагизм жизни человека, найти утешение его скорбящей душе. Бытие мира воспринимались ими как несчастье, ошибка или непостижимая случайность. Только воплощением Сына Божия, Его крестной смертью, сошествием в глубины ада побеждаются силы зла и сокрушается всевластная держава смерти, становится возможным восхождение человечества к вечной жизни".
Доклад Патриарха был разделен на три части: вступление, внутренняя жизнь Церкви и ее внешняя деятельность. В свою очередь, части включали в себя различные параграфы: Положение Русской Церкви на рубеже столетий, Деятельность Патриарха и Священного Синода в межсоборный период, Епархии и приходы, Издательская и информационная деятельность, Религиозное образование и катехизация, Молодежное движение, Благотворительность и социальное служение, Взаимоотношения с армией и правоохранительными учреждениями и т.д.
Святейший Патриарх подчеркнул, что в XX веке "Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Удар, последствия которого ощущаются и поныне, был нанесен по храмам и святыням, по системе церковного образования, миссионерства, благотворительности, издательского дела". Что касается отношения с государственной властью, то "политика государственного атеизма была направлена на то, чтобы отторгнуть Церковь от жизни народа, возвести средостение между верой и всеми сферами общественной жизни: наукой, культурой, образованием, воспитанием молодежи и воинства".
Именно этим во многом обусловлены многие трудности, с которыми сталкивается сейчас Русская Церковь и о которых подробно говорил Патриарх в своем докладе. Тем не менее, Предстоятель Церкви подчеркнул: "Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом".
Говоря о современном состоянии епархиальной и приходской жизни в Русской Православной Церкви Святейший Патриарх охарактеризовал его как "удовлетворительное". Он привел следующие цифры: "Сегодня Московский Патриархат включает Японскую и Китайскую Автономные Церкви, 130 епархий, 128 епархиальных и 25 викарных архиереев, 545 монастырей, 19.417 приходов". Далее Патриарх отметил следующее: "Численный рост не может не радовать, однако перед нами встает задача по совершенствованию церковного управления. Новая редакция Устава Русской Православной Церкви, которая предлагается для принятия настоящим Собором, должна явиться основой и программой такого совершенствования. Очень важно, чтобы нормы Устава были не только соборно одобрены, но и реально осуществлены в жизни нашей Церкви".
Особенно важным назвал Предстоятель Церкви "упрочение связи каждого прихода со своим епархиальным управлением, а епархий - с центром и между собой". Патриарх подчеркнул, что "именно вокруг епископа должна строиться церковная жизнь". Тенденция к обособленности, по мнению Патриарха, "чревата превращению Церкви в конгломерат отдельных самоизолирующихся образований".
Большую роль в поддержание целостности церковного организма, считает Патриарх Алексий, могло бы сыграть "налаживание межъепархиального обмена информацией и оперативной связи епархий с центром". Следует заметить, что новым информационным технологиям посвящена довольно большая часть доклада: в его разных частях Патриарх постоянно возвращался к этой теме.
"Мы завершаем век, когда с помощью современных систем коммуникаций сообщения по всему миру распространяются за считанные минуты. Однако парадокс заключается в том, что при таком развитии информационных технологий решения Священноначалия становятся известны широким кругам простых верующих в лучшем случае спустя недели после их принятия. Это создает благоприятную почву для различного рода домыслов и слухов, которые, увы, успешно распространяются и без современных средств коммуникаций". Патриарх полагает, что "настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий".
Далее Святейший предложил еще одно решение проблемы: "наверное, стоит подумать о создании единой информационной базы данных о епархиях, монастырях, приходах, священнослужителях нашей Церкви, которая была бы доступна каждому желающему и включала бы сведения об истории и современной жизни православных общин".
Говоря о СМИ, Патриарх подробно остановился на феномене информационной войны против Церкви и ее служителей. "Тем прискорбнее наблюдать участившиеся нападки на архиереев в некоторых средствах массовой информации, идущие в том числе от людей, считающих себя православными. Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность Священноначалию, на деле ведут себя как раскольники. Недостаток благоговейного отношения к начальствующим и старшим - насущная и тяжелая проблема. Недопонимание значения церковной иерархии, имеющей божественное установление, порой приводит клирика или монашествующего к опасному расхождению с каноническим правом, к гибельному для души состоянию".
Патриарх заметил, что "под предлогом борьбы за чистоту Православия эти средства информации вносят нестроения в церковный организм, подрывают авторитет Священноначалия, распространяют клеветническую и ложную информацию". Особое внимание Предстоятель Русской Церкви акцентировал на том, что "греховно и недопустимо как отдельным авторам, так и целым изданиям восхищать право церковного суда, именуя кого-либо из собратий еретиком, отступником, предателем православной веры, тяжким грешником". Святейший предостерег: "Тем, кто бросает друг другу незаслуженные и чрезмерно радикальные обвинения, следует помнить: согласно каноническому праву, клеветник несет такое же наказание, какого он добивался для несправедливо обвиненных".
Впрочем, часто недоразумения возникают "из-за помещения церковной информации в ненадлежащий контекст, поверхностного или намеренно искаженного изображения церковной жизни, тиражирования ложных домыслов и слухов, а нередко - прямой лжи и клеветы. В подобных случаях Церковь должна настаивать на публикации опровержений, а в случае отказа прервать общение с журналистом и данным СМИ и предать свою позицию гласности".
Патриарх с горечью констатировал, что "в условиях, когда немалые ресурсы тратятся на различные антицерковные кампании, деятельность православных средств массовой информации продолжает оставаться недостаточно заметной. Голос Церкви в информационном поле нередко перекрывают голоса людей далеких от нее, а иногда и прямо враждебных ей".
По мнению Патриарха, решению этой проблемы следует уделить особое внимание. "Священник стал общественной фигурой, - отметил Предстоятель Церкви, - его приглашают на радио и телевидение, в тюрьмы и воинские части, он выступает в средствах массовой информации, встречается с людьми разных профессий, различного интеллектуального уровня. Сегодня от пастыря требуется, помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности, еще и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими современная действительность. Священнослужитель должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его "профессиональных" интересов и обязанностей. Только тогда он сможет для всехсделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9. 22)".
Особо остановился Патриарх в своем докладе на теме "Монастыри и монашество". Он отметил: "Сегодня на современное монашество возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо по причине урбанизации жизни наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию".
Патриарх напомнил, что в год 1000-летия Крещения Руси в Русской Православной Церкви действовал всего 21 монастырь. В этом году число иноческих обителей Московского Патриархата составляет уже 541. Однако, продолжил Патриарх, "опыт показывает, что есть необходимость обратить особое внимание на достойное духовное приуготовление лиц, желающих принять монашеский постриг, дабы исключить печальные случаи оставления монашества". В связи с этим Предстоятель Церкви предложил разработать и принять Положение о монашестве.
Говоря о финансово-хозяйственной деятельности Церкви, Патриарх констатировал, что за прошедший период дефицит бюджета Московской Патриархии составил 16 млн. рублей и постоянно покрывался накоплениями прошлых лет. "Если положение не изменится, то в будущем году Московская Патриархия будет вынуждена прекратить финансирование духовных учебных заведений и синодальных учреждений", - резюмировал Патриарх.
Святейший особо отметил успешную деятельность художественно-производственного предприятия "Софрино". "За истекший период, несмотря на сложную экономическую обстановку, предприятие продолжало неуклонно развиваться, являясь надежным средством пополнения общецерковного бюджета".
Главной в общем спектре социального служения Русской Православной Церкви Патрарх назвал работу, осуществляемую епархиями, монастырями и приходами, братствами и сестричествами, церковными благотворительными организациями и службами милосердия. "Многими епархиями открываются детские приюты и богадельни, школы сестер милосердия и патронажные службы, благотворительные столовые и ночлежки для бездомных. В ряде епархий имеются хосписы и церковные больницы, магазины для неимущих, организуются благотворительные лотереи. Проводится работа по оказанию помощи страдающим психическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией, беженцам и вынужденным переселенцам, жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Через приходы и обители нашей Церкви распределяется вещевая, медицинская и продуктовая гуманитарная помощь".
Постоянной темой доклада Патриарха была также необходимость активизации православного миссионерства. "Церковь должна приходить к людям везде - на предприятиях, в клубах, в отдаленных селах, на транспорте, на улицах и площадях".
Обозревая внешнюю деятельность Церкви, Патриарх особо остановился на теме расколов. По мнению Святейшего, "наиболее болезненным продолжает оставаться
раскол в украинском Православии. Украинская Православная Церковь под
управлением Блаженнейшего митрополита Владимира является самой
многочисленной и единственной канонической Православной Церковью на
территории Украины. Ей приходится осуществлять свое служение в сложнейших
условиях противодействия со стороны поддерживаемых политическими кругами
националистической ориентации раскольнических структур - так называемых
"Украинской православной церкви - Киевского патриархата" и "Украинской
автокефальной православной церкви". Со стороны последней отмечаются активные
попытки найти поддержку в лице Константинопольского Патриархата. Дабы
избежать опасности какой-либо конфронтации между двумя Патриархатами по
Украинской церковной проблеме, мы вступили в переговоры с
Константинопольским Патриархатом в надежде, что через сотрудничество двух
Церквей и при поддержке всей Православной Полноты сможем найти правильное
решение, содействующее преодолению расколов и объединению украинского
Православия. Ярким событием в Украинском Православии стал последний Собор
иерархов Украинской Православной Церкви, состоявшийся 28 июля этого года в
Киево-Печерской Лавре. Собор засвидетельствовал каноническое единство
Украинской Православной Церкви ее Матери - Русской Православной Церкви,
предоставившей ей независимость и самостоятельность в управлении деянием
Освященного Архиерейского Собора 1990 года. Киевский Собор призвал всех
православных верующих Украины прежде всего прекратить межконфессиональное
противостояние и только после канонического уврачевания раскола приступить к
соборному решению вопроса о дальнейшем каноническом статусе Украинской
Православной Церкви".
Патриарх заключил: "Считаю полезным и своевременным поддержать позицию Преосвященных архиереев Украинской Православной Церкви, выраженную ими на Киевском Соборе и оказать всемерное содействие по преодолению раскола и объединению Православия в Украине".
Говоря об отношениях между Русской Православной и Римско-Католической
Церквами, Патриарх с сожалением отметил "отсутствие видимого прогресса,
что обусловлено продолжающейся дискриминацией православных со стороны
греко-католических общин в Западной Украине и католическим прозелитизмом на
канонической территории Русской Православной Церкви. Нельзя забывать, что в
начале 90-х годов греко-католиками были разгромлены православные епархии в
Западной Украине. Неоднократно нами предпринимались попытки через переговоры нормализовать ситуацию и содействовать справедливому разделению храмов между православными и греко-католиками. Однако все наши усилия отвергались
противоположной стороной. И сегодня, несмотря на то, что кое-кто считает
вопрос решенным окончательно, мы продолжаем настаивать на восстановлении
равных прав для всех верующих в Западной Украине, на предоставлении
православным мест для богослужения там, где они лишены этой возможности, на
исключении случаев их дискриминации. Невозможно вычеркнуть из памяти факты
насилия и политического давления над верующими, желающими сохранять свою
православную веру. Боль и слезы православных людей в Западной Украине,
которых сегодня вынуждают расплачиваться за несправедливости, совершенные в
отношении греко-католиков безбожной властью, должны быть отерты и
уврачеваны. Недопустимой считаем мы и католическую экспансию среди
традиционно православного населения России и стран СНГ, часть которого была
насильственно отторгнута от своих православных корней в период более чем
семидесятилетнего угнетения нашей Церкви".
Значительные изменения, по словам Патриарха, претерпели за эти три года взаимоотношения Московского Патриархата с международными христианскими организациями. "Углубляющийся кризис "экуменического движения", дальнейшая либерализация протестантских церквей, негативное отношение верующих к некоторым инициативам межхристианских организаций поставили перед нашей Церковью новые задачи".
Завершая свой доклад, Патриарх кратко обрисовал задачи настоящего Собора. "Важнейшим деянием Собора, - сказал Предстоятель, - должна стать канонизация многих подвижников, основную часть которых предлагается причислить к Собору новомучеников и исповедников Российских. Предстоит нам принять и решение по вопросу о канонизации Государя Императора Николая II и его семьи". Патриарх подчеркнул, что не хотел бы "навязывать никому своего суждения по данной теме". Святеший предложил "особо тщательно обсудить ее и подумать о том, как предать этот непростой вопрос на волю Божию".
В своем докладе Святейший Патриарх затронул множество разнообразных проблем. Полный текст выступления можно найти на официальном сайте Русской Православной Церкви: http://www.russian-orthodox-church.org.ru.
Православие 2000
Смотри также:
Ссылки по теме:
|