СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИС И ГЛЕБ: К ИСТОРИИ КАНОНИЗАЦИИ И НАПИСАНИЯ ЖИТИЙ

[1]Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития //ЧОИДР, кн.3 - М.,1915. - С.83.

[2]Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. - СПб., 1908. - С.29-97.

[3]Шляпкин И.А. Лекции по истории русской литературы. Ч.1 - СП6., 1910/11 уч.год. - С.455; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. Пособие к лекциям. Изд.2-е. - М.,1914.- С.312.

[4]Бугославский С.А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора // Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук.- СПб., 1914. - т.19.-Кн.1- С.131-186; Кн.III, С.153-191.

[5]Шахматов А. А. "Повесть временных лет". т. 1 .-СПб., 1916.- С.LXVII-LXXVII.

[6]Вторая часть работы А.А. Шахматова была опубликована после его смерти, только в 1938 г. (в IV томе ТОДРЛ), но в ней нет указания на этот общий источник двух житий Бориса и Глеба.

[7]Бугославский С.А. Жития // История русской литературы. т.1- М.,Л.,1941.- С.327-329.

[8]Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. - М., 1977,- С.133-155.

[9]Мюллер Л. О времени канонизации святых Бориса и Глеба. - Russia mediaevalis. T. VIII, 1- Munchen, 1995 - C. 18.

[10]Поппэ А. О зарождении культа святых Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях // Russia mediaevalis, t. VIII, 1. - Munchen, 1995. - C. 22-23.

[11]Житие Феодосия Печерского // ПЛДР. ХI - начало ХII века. - М.,1978. - С.304.

[12]"Житие" Феодосия Печерского, например, появилось до его канонизации и внесения его имени в синодик. "Житие" Александра Невского так же появилось до его канонизации. Спустя время после канонизации могла возникнуть новая редакция жития, или житие, написанное другим автором, исходя из определенных стоящих перед ним задач, как например, в случае с Пахомием Сербом или житиями, специально написанными для Четьих-Миней митрополита Даниила. Но это - другое дело. Для нас же важен сейчас тот факт, что первое житие создавалось к официальной канонизации святого, но никак не позднее.

[13]Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской Церкви. - Сергиев Посад, 1894. - С.25.

[14]Более расширенный историографический обзор см. в кн.: Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (Х1-ХУ1вв.). -М., 1986. - С.15-20.

[15]Шахматов А.А. Разыскания... - С.58, прим.1.

[16]Васильев В. История канонизации русских святых. - М.,1893. - С.66.

[17]В настоящее время святительская деятельность митрополита Иоанна I на Руси датируется 1008-1035(36) гг. Но некоторые историки Церкви, в частности А.В.Карташев, видят в названном Иоанне Охридского "кафоликоса" Иоанна (ум. в 1037 г.). Карташев А.В.Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. - М.,1991. - С.163-164.

[18]Макарий (Булгаков). История русской Церкви, т. 1. - Спб.,1857. - С.93.

[19]Федотов Г. Святые Древней Руси. - М.,1990. - С.40.

[20]Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХIII в. - СПб.,1913. - С.71-72.

[21]Абрамович Д. И. Жития святых Бориса и Глеба и службы им. - Пг., ИОРЯС, 1916. - С.55.

[22]Голубинский Е.Е. История канонизации... - С.27-32.

[23]Мюллер Л. О времени... - С. 7.

[24]Лихачев Д.С. Повесть временных лет. Историко-литературный очерк // Повесть временных лет. Изд. 2-е -СПб., 1996. - С.307.

[25]Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд.4- е.-М.,1982.- С.76.

[26]Каргер М.К. Древний Киев, т. II. - М.- Л., 1961. - С.316-317; Ильин Н.Н. Летописная статья 6523 года и ее источники. Опыт анализа. - М.,1957. - С.180; Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы 1072-1150 гг. // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. -М.,1972; Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации ХI-ХVI вв. - М.,1986. - С.20.

[27]Поппэ А. О зарождении... - С. 25.

[28]Там же, С. 43.

[29]Мюллер Л. О времени... - С. 16-17.

[30]Голубинский Е.Е. История канонизации... - С.24.

[31]Там же, С.3-4, 24-26.

[32]Там же, С.25.

[33]Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв. - М.,1984. - С.82-83,128; Абрамович Д.И. Жития святых... - С.ХХ; Макарий. История русской Церкви, т.1. - С. 102-103; Голубинский Е.Е. История русской Церкви, т.1., ч.1. - М.,1901. - С.839; Голубовский П.В. Служба свв. мученикам Борису и Глебу в Иваничской минее 1547-79 гг. // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Кн.ХIV. Вып. 3. - С. 127-128; Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений Х-ХI вв. - СПб., 1906. - С.48. Только М.Х.Алешковский полагал, что автором службы был митрополит Иоанн II (1077-1088): Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы... - C.112.

[34]Ср.: Голубинский Е.Е. История канонизации...- C.27-32. Исследователь не разграничивает по предложенной им же классификации, к какому классу были отнесены святые Борис и Глеб при Ярославе.

[35]Если верно предположение А.В.Карташева, что упоминаемый в житиях Бориса и Глеба митрополит Иоанн - Охридский патриарх, то без труда можно объяснить и факт признания им святости Бориса и Глеба, и "неверие" в их святость спустя пол-века митрополита-грека Георгия. Дело в том, что в 1014-1019 гг. болгарское государство царя Самуила было разгромлено греческим императором Василием, прозванным за эту победу Болгаробойцем. В результате Болгария потеряла самостоятельность и была присоединена к Византийской империи. Потерял автокефалию и Охридский патриарх, куда входила и киевская ставропигия. То есть, удостоверение святости Бориса и Глеба входило в должностные обязанности патриарха Иоанна. В 1037 г. в Киеве была учреждена митрополия, которая подчинялась уже непосредственно Константинопольскому патриарху. (Карташев А.В. Очерки по истории... - C.163-164.)
Если все было действительно так, то тогда легко можно объяснить "неверие" митрополита Георгия: он выразил недоверие к святости Бориса и Глеба - творимым святыми чудесам во времена Ярослава, поскольку они были признаны Охридским патриархом Иоанном, а не самими греками. Для грека-митрополита, имевшего к тому же титул синкелла (т.е. второго "я" патриарха Константинопольского) экс-патриарх Охридский, т.е. болгарский, не был авторитетом, как, впрочем, и для самого Константинопольского патриарха, чтобы безоговорочно принять и ввести в церковный обиход культ первых русских святых. Поэтому при Ярославе официально Борис и Глеб не были признаны византийской Церковью святыми. Митрополиту Георгию необходимо было лично удостовериться в нетленности и благоухании их мощей - зримом и осязаемом чуде, чтобы уверовать в их святость. Только таким, видимо, образом можно объяснить, почему дважды пришлось церковным иерархам - Иоанну и Георгию - удостоверять святость Бориса и Глеба, быть свидетелями их дара чудотворений, хотя по церковным правилам достаточно было и одного раза.

[36]Часто рядом со "Словом о Законе и Благодати" Илариона называют и "Память и похвалу Владимиру" монаха Иакова. Но она написана, скорее всего, в конце XI в. и ее нельзя поэтому относить к источникам 30-40-х годов XI в. К тому же, в этом сочинении Борис и Глеб упоминаются как святые. Правда, А.А. Шахматов показал, что это сообщение о Борисе и Глебе может быть поздней вставкой. Словом, этот вопрос еще требует своего специального исследования.

[37]Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы... - C.112.; Поппэ А. О времени зарождения культа Бориса и Глеба // Russia mediaevalis, t. 1. - Munchen, 1973 - С.6-29. [38]Памятники литературы Древней Руси. XI - начало ХII века. - М.,1978. - C.148. Далее - ПЛДР.

[39]Там же, С.150.

[40]Там же, С.152.

[41]Исследованию этого вопроса посвящена монография: Ильин Н.Н. Летописная статья 6523 г. и ее источники. - М., 1957.

[42]ПЛДР - C.194.

[43]Там же, С.194.

[44]Воронин Н.Н. "Анонимное" Сказание о Борисе и Глебе // ТОДРЛ, т. ХIII. - М.-Л., 1957. - С.20.

[45]ПЛДР - С.218.

[46]Там же, С.218.

[47]Там же, С.230-232.

[48]Там же, С.232.

[49]Радзивиловская летопись // ПСРЛ.,т.38. -Л.,1989. - С.89.

[50]ПЛДР - С.404.

[51]Там же, С.266.

[52]Там же, С.194. В "Чтении" о неверии митрополита-грека говорится еще более жестко: "Митрополитъ же бэ невэрьствуя, яко свята блаженая" (С.21).

[53]Голубинский Е.Е. История русской Церкви, т.1. - С.249.

[54]Успенский сборник ХII-ХIII вв. - М.,1971. - С.62-63; Абрамович Д.И. Жития святых... - С.56.

[55]Абрамович Д.И. Жития святых... - С.55-56.

[56]Там же, С.21.

[57]Там же, С.56.

[58]Там же, С.21-22.

[59]Ипатьевская летопись // ПСРЛ.,т.2. - СПб., 1908. - С.586-587.

[60]Лесючевский В.И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства // Советская археология, т. VIII, 1946.

[61]Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы...; Он же: Повесть временных лет. - М., 1971. - С.87-93.

[62]Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы... - С. 112. [63]Абрамович Д.И. Жития святых... - С.18.

[64]Абрамович Д.И. Жития святых... - С.60.

[65]Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. - М., 1990. - С. 54-56.

[66]Толочко П.П. Древняя Русь. - Киев, 1987. - С.91-92.

[67]Наиболее аргументированно эта точка зрения обоснована А.Поппэ.( Поппэ А. Русские митрополии константинопольской патриархии в ХI столетии. // Византийский временник. - т.28, 1968 - С.85-108; т.29, 1969. - С.95-104.) Однако она не безупречна, поскольку не объясняет, почему присутствующий при перенесении мощей переяславльский епарх Петр был в сане епископа, тогда как Неофит - митрополита? Почему только около 1078г. (по расчетам А.Поппэ) возвратившийся из Афона на Русь Ефрем был назначен на Переяславльскую кафедру в качестве титулярного митрополита?

[68]ПЛДР, С. 196.

[69]Там же, С.218.

[70]Повесть временных лет.Изд.2-е. - СПб., 1996. - С.500. [71]Летопись по Воскресенскому списку // ПСРЛ, т.7. - СПб., 1856. - С.341. Русские летописи. Т.2. Воскресенская летопись.- Рязань, 1998.- С.443.

[72]Там же, с.341. Воскресенская летопись, С.443.

[73]Успенский сборник... - С.63.

[74]Летопись по Воскресенскому списку... - С.341.

[75]Объективности ради нужно отметить, что и текст Воскресенской летописи подвергся поздней редактуре: так Борис и Глеб названы уже святыми, а торжества 1072 г. датированы 2 мая, а не 20-м, в чем, несомненно, отразились торжества 1115 г., о которых, кстати сказать, Воскресенская летопись сообщает весьма сухо, без подробных описаний, имеющихся в "Сказании".

[76]Воронин Н.Н. "Анонимное" Сказание... - С.46.

[77]В этой связи вспоминается похожий эпизод из нашей истории середины ХIII в., когда Михаил Черниговский так же на время занявший Киев, назначил около 1243 г. на пустовавшую митрополичью кафедру игумена Петра Акеровича без утверждения патриархом, и даже отправил его с особыми полномочиями на церковный Собор в Лион. (Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. - М.-Л., 1950. - С.57-62).

[78]ПЛДР, С. 196.

[79]Там же,С.218.

[80]Абрамович Д.И. Жития святых... - С.ХХI.

[81]Там же, С.26.

[82]Шахматов А.А. Повесть временных лет. Т.1. - Пг., 1916. Вводная часть, - С.LXXIII - LXXVII.

[83]Абрамович Д.И. Жития святых... - С.64.

[84]См. разбор разных точек зрения в указанной статье Н.Н.Воронина.

[85]См. еще: Воронин Н.Н. "Анонимное" Сказание... - С. 30.

[86]Воронин Н.Н. "Анонимное" Сказание... - С.46-56.

[87]>Воронин Н.Н. "Анонимное" Сказание... - С.50.

[88]Определенная близость между "Сказанием" и "Повестью временных лет" второй редакции наблюдается, например, в одинаковом отношении к Святополку Изяславичу. Но необходимо специальное сопоставительное исследование этих двух па мятников. Возможно, в его результате можно будет сказать об одном их авторе - игумене Сильвестре.

[89]Попутно замечу, что еще А.А.Шахматов указал на связь "Сказания о Борисе и Глебе" с летописанием того времени, а Н.Н.Ильин обосновательно доказал, что летописная статья 1015 г. является переделкой "Сказания о Борисе и Глебе". См.: Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. - С.29-97; Черепнин Л.В. "Повесть временных лет", ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записки. № 25. - М., 1948. - С.321; Ильин Н.Н. Летописная статья 6523 года... - С.209.

[90]Абрамович Д.И. Жития святых... - С.ХХI.

[91]Воронин Н.Н. "Анонимное" Сказание .... -- С.46.