|
РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД ("CОВЕСТНЫЕ КНИГИ" ДРЕВНЕЙ РУСИ ). |
Примечания
[1]Повесть временных лет.-СПб.,1996.-С.7.Далее - ПВЛ.
[2]Полное собрание русских летописей.Т.ХVI.Ч.1.-СПб.,1889.Стлб.173.Далее - ПСРЛ.
[3]Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.Изд.3-е.-М.,1979.-С.55.
[4]Изборник 1076.-М.,1965.-С.438-440.
[5]Шахматов А.А. Повесть временных лет.-Прг.,1916.-С.ХУШ.
[6]Жития святых Российской церкви также иверских и славянских.Месяц октябрь.-СПб.,1856.-С.356.
[7]Орлов А.С. Владимир Мономах.-М.-Л.,1945.-С.156.
[8]Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской.-К..,1976.-С.49-50.
[9]ПВЛ.1996.-С.71.
[10]Робинсон А.Н. Солнечная символика в "Слове о полку Игореве" //"Слово о полку Игореве". Памятники литературы и искусства ХI-ХVII вв.-М.,1978.-С.16.
[11]Слово о полку Игореве.Серия "Литературные памятники".-М.-Л.,1950.-С.26,21.
[12]Орлов А.С. Владимир Мономах.-С.132.
[13]"Слово о полку Игореве".Серия "Литературные памятники".-М.-Л.,1950.-С.20.
[14] Там же, С.30.
[15]Памятники литературы Древней Руси (далее-ПЛДР).Х111 век.-М.,1981.-С.440.
[16]Палея Толковая по списку, сделанному в г.Коломне в 1406 г.:Труд учеников Н.С.Тихонравова.Вып.1.-М.,1892.-Л.83-83 об. Ср. с текстом Деяний в Библии:"Рече же к нимъ.несть ваше разумети времена и лета, яже Отецъ положи своею областию"(1;7).
[17]ПЛДР,ХIII век.-С.440. Ср. Евангелие от Луки:"И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение."(21;25)
[18]ПЛДР.ХIII век.-С.406.
[19]Летопись по Лаврентьевскому списку.Изд.3-е.СПб.,1897.-С.423.
[20]Там же, С.439-440.
[21]Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М.,1881.-С.364.
[22]Сухомлинов М.И.О древней русской летописи как памятнике литературном// Исследования по древней русской литературе.-СПб.,1908.С.1-247.
[23]Там же, С.40-49.
[24]Там же, С.31.
[25]Там же, С.50.
[26]Правда, в помещенном в летописях под 1389 г. похвальном слове князю есть замечание, что Дмитрий Иванович все время помышлял об иночестве, но не случилось этого.
[27]Цит.по: Кусков В.В. История древнерусской литературы.Изд.4-е.-М.,1982.-С.164.
[28]ПВЛ, С.12.
[29]Цит. по: Орлов А.С. Владимир Мономах. С.43-44, прим.1.
[30]ПВЛ, С.62.
[31]Там же, С.62.
[32]Цит. по: Милюков П. Очерки по истории русской культуры.Ч.2-я.СПб.,1897.- С.25.
[33]ПВЛ, С. 39, 9.
[34]См.: Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы ХI- первой трети ХVIII вв.:"Слово о Законе и Благодати" Илариона Киевского.-М.,1999.
[35]Сын Ярослава Мудрого Всеволод (1030-1093, киевский князь в 1078-1093гг.) получил при крещении имя Андрей.Его вотчиной стал город Переяславль, в котором в 90-е годы его сыновьями Ростиславом и Владимиром сооружается первая на Руси церковь во имя св. апостола Андрея, а рядом с Киево-Печерским монастырем князь Всеволод основал Выдубицкий монастырь. Его сын Владимир (Мономах), став в 1113 г. киевским князем, перенес летописание из Печерского в Выдубицкий монастырь. В 1118 г., то есть уже после работы над новой редакцией "Повести временных лет", в которую и вошло предание об апостоле Андрее, игумен Сильвестр был переведен на епископскую кафедру в Переяславль. В это время в Киеве княжил Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125).
[36]См.: Лурье Я.С. Общерусские летописи ХIV - ХV вв. - Л.,1976.
[37]Кусков В.В. Исторические аналогии событий и героев в "Слове о полку Игореве"//"Слово о полку Игореве" Комплексные исследования.- М., 1988.С.68.
[38]Ужанков А.Н. О принципах построения историии русской литературы XI - первой трети ХVIII веков.-М.,1996.С.28-37.
[39]Митрополит Вениамин (Федченков) О богослужении православной церкви.- М.,1999.С.300.
[40]Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.Изд. 3-е. М.,1979.С.271-272.
[41]Там же,С.272.
[42]Там же, С.272.
[43]См. интересные наблюдения по этому поводу у И.Н.Данилевского: Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов).// "Отечественная история".-1993.-№ 1.
[44]Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. - СПб.,1999.С.198.
[45]"Слово о Законе и Благодати"//Альманах библиофила. Вып.26. - С.170, 176.
[46]Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы ХI - первой трети ХVIII вв. "Слово о Законе и Благодати" Илариона Киевского.-М.,1999.С.103.
[47]ПВЛ, С.37.
[48]Ср.: "Человек, виноватый в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его"(Притч. 28;17).
[49]Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//Отечественная история.1993. № 1.С.88.
[50]Там же, С. 86-87.
[51]Данилевский И.Н.Библеизмы Повести временных лет // Герменевтика древнерусской литературы Х-ХVI вв. Сб.3.-М., 1992.С.94-95. Ср.:"И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду:"ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые", - это значило: "не войдет сюда Давид". Но Давид взял крепость Сион. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]"(2 Цар. 5; 6-8).
[52]Кусков В.В. Исторические аналогии событий ...С.68.
[53]"Рече бо ... Игорь:"Помянухъ азъ грехы своя предъ Господомь Богомъ моимъ, яко много убииство створихъ в земле крестьяньстеи, яко же бо азъ не пощадехъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глебовъ у Переяславля тогда бо не мало зло подъяша безвиньнии хрестьани <...> И се ныне вижю отместье от Господа Бога моего <...> Се возда ми Господь по безаконию моему и по злобе моеи на мя. И снидоша днесь греси мои на главу мою. Истиненъ Господь и прави суди Его зело <...> Но Владыко Господи Боже мои не отригни мене до конца, но яко воля Твоя Господи тако и милость намъ рабомъ твоимъ"(ПСРЛ.Т.II.-М.1998.-Стлб.643-644).
[54]ПСРЛ. Т.I. Стлб.399-400.
[55]См.: Данилевский И.Н. Библеизмы Повести временных лет // Герменевтика древнерусской литературы Х-ХVI вв. Сб.3.-М.,1992.-С.75-103.
[56]Ни в коем случае нельзя согласиться с предложенным И.Н.Данилевским их наименованием "книги жизни". "Книга жизни" одна, она фигурирует в "Апокалипсисе" Иоанна Богослова, в нее записываются души праведников Высшим Судьею на Страшном суде (Ап.20.12,15).
[57]См.: Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси.-М.,1996. - С.6,59.
[58]Мурьянов М.Ф. Время: (понятие и слово) // Вопросы языкознания, 1978,№ 2.С.52-66; Он же: "Слово о полку Игореве" в контексте европейского средневековья//Palaeoslavica.- 1996.Vol.4.
[59]ПВЛ, С.379.
[60]Там же, С.143.
[61]Библиотека литературы Древней Руси.Т.1. - М..1997.С.63.
[62]Данилевский И.Н. Замысел и название Повести временных лет //Отечественная история.1995,№5.С.105.
[63]См.: Ужанков А.Н. По каким книгам судимы будете? //Наука и религия. 1996, № 1-2.
[64]Словарь древнерусского языка ХI-ХIV вв. Т.1.-М.. 1988. С.493.
[65]Словарь русского языка ХI - ХVII вв. Вып. 3. - М..1976.С.107.
[66]Словарь древнерусского языка ...,Т.1.С.492.
[67]Там же, С.492.
[68]Там же, С.492-493.
[69]Важно отметить, что в богослужебных книгах, предназначенных для чтения на службе в церкви, ударение в этом слове проставлено на первом слоге. См., например, служебную минею за май месяц: "Временная презря и дольная ..." М.,1996.С.12.
[70]Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М.,1984.С.127.
[71]Гиппиус А.А. "Повесть временных лет": о возможном происхождении и значения названия //Cyrillomethodianum ХV-ХVI. Thessalonique 1991-92. Отдельтный оттиск. С.14.
[72]ПЛДР.Середина ХVI века. - М.,1985.С.198-233.
[73]Идея Рима в Москве ХV-ХVI века. Источники по истории русской общественной мысли. Roma.,1989.С.165.
[74]Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М..1998. С.306-437.
|
|