Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ПРИНЦИП РЕТРОСПЕКТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ В "СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
Гравюра В.А. Фаворского к "Слову о полку Игореве"

Гравюра В.А. Фаворского к "Слову о полку Игореве"

Уже в самом начале своего повествования, выражая желание изложить "повесть сию отъ стараго Владимера до нынешняго Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ; наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую"[1], - автор "Слова" ставит перед нынешним читателем сложную проблему - разгадать, кого он имел ввиду, называя "старым Владимиром": Владимира Святославича, крестителя Руси, или Владимира Всеволодовича Мономаха, неоднократно бившего половцев?

Медиевисты до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу. Первые издатели отдали предпочтение Владимиру Святославичу. Позднее этой точки зрения придерживались Д.Н.Дубенский, А.В.Соловьев, Д.С.Лихачев, В.И.Стеллецкий, Л.А.Дмитриев, Н.А.Мещерский, О.В.Творогов, В.В.Кусков.

Первым признал в "старом Владимире" Владимира Мономаха Н.Головин. Его мнение разделили С.М.Соловьев, В.Ф.Ржига, С.К.Шамбинаго, Б.Д.Греков, Н.К.Гудзий, А.С.Орлов, М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков[2].

Но так ли это важно, какого именно князя подразумевал автор "Слова"? Да, несомнено, поскольку, как увидим ниже, это не просто указание на временные границы повествования, а ретроспективное сопоставление (точнее даже противопоставление) двух древнерусских князей!

Загадкой начал "Слово", ею же и закончил: "Солнце светится на небесе - Игорь князь въ Руской земли...Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели" (С.30-31).

Почему это вдруг князь оказался не в стольном граде своего княжества - Новгород-Северске, и даже не в Чернигове, а в Киеве, и направляется не куда-нибудь, а в Богородичную церковь Мономаховичей - своих врагов?! И почему "страны и гради" веселятся по этому поводу?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, нам придется воспользоваться приемом исторической ретроспективной аналогии, которым удачно пользовался В.В.Кусков в своей статье, так же посвященной "Слову" - "Исторические аналогии событий и героев в "Слове о полку Игореве"[3], - и рассмотреть два временных пласта - XI и XII вв. - в "Слове о полку Игореве".

Сосредоточим наше внимание пока на двух центральных темах "Слова": княжеских междуусобицах и набегах половцев на Русскую землю.

Начинаются они одновременно и тесно взаимосвязаны на всем своем историческом протяжении.

Первым приводит "поганых на Руськую землю" Олег Святославич (с Борисом Тмутораканским) против Всеволода Ярославича и одерживает над ним победу 25 августа 1078 г.

Вторым - в 1079 г. Роман Святославич из Тмуторакани - и опять против Всеволода Ярославича.

В третий раз - опять Олег Святославич в июле 1094 г. против сына Всеволода Ярославича - Владимира Мономаха, и отбирает у него Чернигов.

Обращает на себя внимание тот факт, что половцы выступают союзниками черниговских князей - Святославичей (впоследствии - Ольговичей), а Всеволод Ярославич и Мономаховичи воюют постоянно против половцев, и часто - с Ольговичами.

Академик Д.С.Лихачев даже назвал Олега Святославича - "Гориславича" "Слова о полку Игореве" - "заклятым врагом" Владимира Мономаха[4].

Но это - далеко не так. Точнее - совершенно не так.

При жизни Святослава Ярославича, отца Олега, князя Черниговского, а затем и Киевского (с 1073 по1076 гг.) двоюродные братья Олег и Владимир были очень дружны. Они ходили в совместный поход против Чехов (как союзники поляков). По возвращении из похода Владимир узнает о рождении своего первенца - Мстислава (Гарольда), крестным отцом которого становится Олег.

Однако, после смерти Святослава Ярославича в Киев возвращается, изгнанный им и Всеволодом, старший Ярославич - Изяслав. Всеволод Ярославич перебирается из Переяславля южного в Чернигов. При этом он ограничивает свободу его истинного хозяина - Олега и отдает свою вотчину - Переяславль - сыну Владимиру Мономаху.

Олег же оказывается без княжеского удела в Русской земле и в последующие годы силой пытается установить справедливость, становясь на защиту интересов всех Святославичей, оказавшись после гибели в 1078 г. Глеба Святославича старшим среди них.

Прежде, однако, он подводит Владимира Мономаха, поручившегося за него перед отцом на Пасхальной неделе, 8 апреля 1078 г., когда Владимир посетил отца и пригласил на праздничный обед своего кума. Олег Святославич через день бежит из Чернигова в Тмуторакань, а в августе возвращается с половцами... Выиграв первую битву 25 августа, во второй, на "Нежатиной ниве", терпит поражение. В ней погибает и князь киевский Изяслав Ярославич. В этой битве уже единым фронтом с отцом выступает и Владимир Мономах - против двоюродного брата и кума.

Олег опять бежит в Тмуторакань, откуда его выкрали греки (хазары) и заточили на острове Родос[5]. Вернулся он только спустя четыре года, в 1083 г., сидит в Тмуторакани, а в 1094 г. появляется с половцами под Черниговом...[6]

За время его отсутствия полноправным правителем в Русской земле становится Всеволод Ярославич. Как заметил В.В.Кусков, при странных обстоятельствах в 1078 г. убивают старшего Святославича - Глеба, и в том же году, на "Нежатиной ниве", союзника Святославичей и двоюродного брата Бориса Вячеславича. Смертельный удар в спину копьем получает стоявший вдалеке от сражения киевский князь Изяслав Ярославич. В 1079 г. погибает и другой Святославич - Роман Тмутораканский.

Похоже, Всеволод Ярославич расчистил себе путь на Киевский престол, а сыну - Владимиру Мономаху - на Черниговский[7].

Однако Владимир Всеволодович, являя собой пример благоверного князя, за что и стал почитаем как святой[8], не пошел по стопам отца, но смирением своим достиг Киевского престола.

После смерти отца в 1093 г. он уступает Киев Святополку Изяславичу, хотя, если бы захотел, мог бы отстоять его силой. В 1094 г. уступает Чернигов Олегу Святославичу, не желая кровопролития. Более того, прощает куму и двоюродному брату убийство своего второго сына - Изяслава - под Муромом (Изяслав не по праву занял вотчину Олега Святославича). Любечский съезд 1097 г. закрепляет мир между князьями (кстати, произошел он в Черниговском княжестве). Более того, Олег Святославич принимает участие практически во всех походах русских князей против половцев, начиная с 1101 г. (1103, 1107, 1111, 1113 гг.).

После смерти князя Святополка Изяславича в 1113 г. по праву старшинства, заповеданного Ярославом Мудрым, в Киеве должен был сесть Олег Святославич, но на престоле оказывается ... Владимир Мономах! Мало того, что Олег Святославич уступил Владимиру Киевское княжение, он еще и выступил, чтобы защитить столицу Руси, против половцев, прознавших о смерти киевского князя. Незадолго до смерти Олег Святославич вместе с Владимиром Всеволодовичем организовывают совместное торжество по перенесению 2 мая 1115 г. мощей свв. Бориса и Глеба, как символ "братней любви".

Какое имеет отношение к "Слову о полку Игореве" история взаимоотношений двух княжеских родов - Мономаховичей (Всеволодовичей) и Ольговичей (Святославичей)? Как оказалось, самое непосредственное!

Во-первых, во времена Игоря Святославича соправителями в Киеве были Ольгович Святослав Всеволодович (власть в Киеве) и Мономахович Рюрик Ростиславич (власть в Киевской земле).Причем, именно Рюрик Ростиславич пригласил в соправителе Святослава Всеволодовича.

Походу 1185 г. предшествовал февральско-мартовский поход объединенных русских войск 1183 г., под предводительством Ольговича Игоря Святославича против пришедших под Чернигов половцев. Игорь отказал Мономаховичу Владимиру Глебовичу, князю Переяславльскому (вотчина Всеволодовичей-Мономаховичей) в просьбе "ездити напереди полков". Тогда Владимир Глебович в отместку пустился разорять Игоревы земли. Ответ Игоря не заставил себя долго ждать. Незадолго до апрельского похода 1185 г. на половцев Игорь Святославич "берет на щит" город Глебов у Переяславля - княжестве Владимира Глебовича.

Налицо новый конфликт Мономаховичей и Ольговичей, в который втягиваются и половцы: во время плена Игоря Святославича его сват Кончак разоряет земли Мономаховичей под Переяславлем.

Здесь, однако, возникает еще одно ретроспективно-смысловое сопоставление: Владимира Мономаха - "старого главу Мономаховичей" и Игоря Святославича - "нынешнего главу Ольговичей"[9].

Вспомним о высказанной самим Игорем Святославичем цели похода в 1185 г.: "Хощу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону" (С.10-11).

Стало быть, цель Игоря - Дон.

Но здесь сразу же возникает ретроспективная историческая аналогия с Владимиром Мономахом: "Тогда Володимерь и Мономахъ пилъ золотом шоломомъ Донъ, и приемшю землю ихъ (половцев - А.У.) всю и загнавшю оканьныя агаряны" во главе с половецким князем Отроком за "Железные врата"[10].

После смерти Владимира Мономаха Сырчан посылает к Отроку гудца, чтобы тот убедил Отрока вернуться в Половецкую землю. Вдохнув запах степей - траву евшан - Отрок возвращается в родные места. Именно от него родился Кончак, сват Игоря, и, естественно, недруг Мономаховичей. Вот почему он мстит переяславльскому князю Владимиру Глебовичу Мономаховичу.

Но это не единственная и не основная ретроспективная параллель между Владимиром Мономахом и Игорем Святославичем. Есть куда более значимая по смыслу. Я имею ввиду поход к Дону весной 1111 г. ряда русских князей, предпринятый по инициативе Владимира Мономаха.

Так же, как и в начале похода Игоря, ему предшествует небесное знамение: "В то же лето бы знаменье в Печерьскомь манастыри февраля въ 11 день. Явися столпъ огненъ от земля до небесе, а молнья освитиша всю землю. И на небеси погреме в часъ 1 нощи. Весь миръ виде..."(Стлб.260-261).

Интересно отметить, что и солнечное затмение во время похода Игоря Святославича произошло так же в 1 час ночи (Следует отметить, что 1 час ночи соответствует 17 часам, а знаменье в Печерском монастыре произошло в 16 ч. 35 мин.; солнечное затмение - в 16 ч. 48 мин.). Но солнечное затмение в роду Святославичей предвещало гибель князя. По наблюдению А.Н.Робинсона, "двенадцать солнечных затмений в течение одного века ... (С 1076 по 1176 гг. - А.У.) оказались совмещающимися со смертью (естественной или насильственной) 13-ти представителей изучаемой ветви княжеского рода Рюриковичей"[11]. Именно поэтому столь удручающе подействовало затмение солнца на бояр, сопровождавших Игоря: "Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: "Княже! Се есть не на добро знамение се" (Стлб. 638).

А огненный столб - явление ангела!

"Се бо ан8глъ вложи въ ср8дце Володимеру Манамаху пооустити братью свою на иноплеменникы Русьскии князи. Се бо якоже рекохомъ видинье видиша в Печерьскомъ манастыри, еже стояше столпъ огненъ на тряпезнице, таже преступив на цр8квь ... Ту бо бяше Володимеръ... И тогда се ан8глъ вложи Володимеру въ ср8дце нача понужати, якоже рекохомъ" (Стлб.268).

Чем, таким образом, отличаются между собой оба похода? Да тем, что Владимир Мономах выступает по Воле Божией, а Игорь Святославич по своему желанию славы, т.е. по гордыне своей!

Да и в разное время они предпринимают походы. Сравним хронологию обоих походов:

Владимир Мономах Игорь Святославич
11 февраля 1110 г. в 1-й час ночи знаменье. 21 апреля 1185 г. - Пасха.
12 февраля - Прощеное воскресенье. 23 апреля 1185 г. на Светлой седмице, на день памяти Св.Георгия Победоносца, т.е. на свои именины Игорь, выступил в поход. Это - святотатство!
13 февраля - начало Великого Поста. 1 мая в 1-й час ночи - солнечное затмение.
26 февраля во второе воскресенье Великого Поста выступили в поход.
24 марта - пятница - 1-я битва и победа.
10 мая - пятница - 1-я битва и победа.
27 марта - понедельник Страстной недели, перед Пасхой - победа. 11 мая - суббота - начало битвы. "Третьего дни к полудню падоша стязе Игоревы". Т.е. поражение произошло тоже в понедельник?! Но по летописным источникам - в воскресенье!
2 апреля - Пасха. Июнь 1185 г. бегство Игоря из плена.

Совершенно очевидно, что поход, начатый на Пасхальной Светлой седмице не мог изначально иметь успех, о чем и предупреждало Игоря Святославича солнечное затмение.

Можно и далее провести параллели между этими двумя походами.

1. Оба князя ведут своих воинов к Дону Великому, но в разные места. Владимир Мономах дает решающую битву на границе Руси и Половецкой степи, у города Шаруканя, у начала Дона, когда он течет еще по Русской земле. Игорь Святославич направляет свои войска в середину Половецкой земли и далее - к устью Дона![12] Поход Владимира Мономаха преследует оборонительные цели; поход же Игоря Святославича получается завоевательным!

2. Владимир Мономах встречается перед началом похода со Святополком на Долобске: "Рече Святополкъ: "се азъ брате готовъ есмь с тобою ..." И въста Володимеръ и Святополкъ и целовастася и поидоста на Половце"(Стлб.265).

И Игорь Святославич встречается со своим братом Всеволодом. "И рече ему буй туръ Всеволодъ:"...Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови..." (С.11-12).

3. Владимир Мономах идет в поход 1111 г.с сыновьями и племянниками: "и поидоша возложивше надежю на Бога и на Пречистую Матерь Его, и на святыя ангелы Его и поидоша въ 2-ю неделю поста, а въ пятокъ быша на Суле..., а в неделю поидоша в нюже хрестъ целують...И възложиша всю свою надежю на хрестъ со многими слезами. И оттуде приидоша многи реки... и поидоша к Донови въ вторникъ. и оболичишася во броне и полки изрядиша и поидоша... и князь Володимеръ пристави полкы своя едучи предъ полкомъ пети тропари и коньдакы хреста честнаго и канунъ Святой Богородици..." (Стлб.266).

И Игорь Святославич идет в поход 1185 г. с сыном и племянником: "Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ!" (С.21).

Владимир как благоверный князь возлагает надежду на помощь Божию, Игорь рассчитывает только на свои силы. Различаются цели похода, различаются и подходы в их осуществлении.

4. В обоих походах первая битва приходится на пятницу.

Поход 1111 г.: "В пятницю завътра месяца марта въ 24 день собрашася Половци изрядиша Половци полки своя и поидоша к боеви. Князи же наши възложише надежю свою на Бога и рекоша:" оубо смерть намъ зде. да станемъ крепко." И целовашася другъ друга. възведше очи свои на небо. призываху Бога Вышняго. и бывшю же соступу и брани крепце. Богъ Вышний возре на иноплеменникы со гневомъ. падаху предъ хрестьяны. и тако побежени быша иноплеменьници. и падоша мнози врази наши супостати предъ Рускыми князи и вои... И поможе Богъ Рускымъ княземъ. и въздаша хвалу Богу въ тъ день" (Стлб.266-267).

Поход 1185 г.: "И рече Игорь къ дружине своей: "Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти..." А половци неготовами дорогами побегоша къ Дону великому... Игорь къ Дону вои ведетъ! .. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы. Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушась стрелами по полю, помчаша девкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты..."(С.10, 12, 13). Где тут вспомнить о Боге и воздать хвалу Ему за победу, если душа богатством ослеплена!

5. В походе Владимира Мономаха 1111 г. решающая битва приходится на 27 марта - понедельник Страстной седмицы: "...Наставшю же понедельнику Страстныя недели, паки иноплеменници собраша полки своя многое множество. и выступиша яко борове велиции и тмами тмы и оступиша полкы Рускыи и посла Господь Богъ ангела в помощь Русьскымъ княземъ. и поидоша Половецьстии и полъце Русьстеи и зразишася первое с полкомъ и тресну акы громъ. сразившима и брань бысть люта межи ими и падаху обои"(Стлб.267).

"... И падаху Половци предъ полкомъ Володимеровомъ. невидимо бьеми ангеломъ. яко се видяху . мнози чловеци. и главы летяху невидимо стинаевы на землю" (Стлб.267-268).

"... И побиха я в понеделникъ страстныи месяца марта въ 27 день. избьени быша иноплеменнице многое множество на реце Салнице и спасе Богъ люди своя. Святополкъ же и Володимеръ и Давидъ прославиша Бога давшего имъ победу на поганыя" (Стлб.268).

Теперь рассмотрим последовательность событий в походе Игоря Святославича 1185 г.

При внимательном чтении "Слова" возникает простой вопрос: почему автор "ошибся" при счете до трех?

Вопрос без иронии, и возникает на основании того, что он сам пишет о двух битвах. В ходе первой русские князья "съ зарания въ пятокъ (т.е. пятницу) потопташа поганыя плъкы половецкыя..."(С.13). Вторая битва разворачивается уже на следующий день: "Другаго дни велми рано кровавыя зори светъ поведаютъ; чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а въ нихъ трепещуть синии млънии. Быти грому великому! Итти дождю стрелами съ Дону великаго! Ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямъ потручати о шеломы половецкыя, на реце на Каяле, у Дону великаго! ...Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всехъ странъ Руския плъкы оступиша"(С.14).

Это - образное воспроизведение состояния природы и войск накануне битвы следующего ("другаго") дня, т.е. субботы. Обращает на себя внимание, что автор "Слова" использовал то же выражение "Руския плъкы оступиша", что и автор летописной статьи! Думается, что это не простое совпадение, а заимствование.

Далее следует "реальное" описание трагических событий: "Съ зараниа до вечера, съ вечера до света летятъ стрелы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копиа харалужныя въ поле незнаеме, среди земли Половецкыи" (С.16).

Исходя из этого сообщения следует заключить, что битва длилась с ранней зори до вечера субботы, и с вечера субботы до рассвета воскресенья и в воскресенье завершилась. То есть, продолжалась она сутки с небольшим, как о том свидетельствует и Ипатьевская летопись. А что пишет по этому поводу автор "Слова"?

"Бишася день, бишася другый; третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы..." (С.16). Тогда получается, по автору "Слова", что решающая битва завершилась не на второй день , в воскресенье, а в понедельник!

Неужто столь осведомленный в деталях похода автор "Слова" мог так грубо ошибиться? А если нет, если он умышленно хотел обратить внимание читателя, знающего (по летописи или по рассказам) историю похода Игоря, на какую-то смысловую параллель? Тогда какую?

Здесь напрашивается только одна параллель - с битвой Владимира Мономаха, которая закончилась именно в понедельник. Но он-то выиграл эту битву с Божье помощью, а Игорь Святославич, из-за гордыни своей, проиграл: "Ту Игорь князь выседе изъ седла злата, а въ седло кощиево. Уныша бо градомъ забралы, а веселие пониче" (С.19).

Автору видится особый смысл в пленении князя Игоря, который заложен изначально уже в самой идее похода[13]. Здесь же я хотел бы обратить внимание на побудительные причины обоих походов.

5. Причины двух походов 1111 г. и 1185 г. существенно различаются. Поскольку на Руси, согласно Святому писанию[14], княжеская власть воспринималась как Богом данная ("Тако глаголеть Господь: "Князя азъ учиняю, священни бо суть, и Азъ вожу я"[15]), то одной из важнейших задач княжеского служения становится защита рубежей Богом ему вверенной земли (княжества).

Как уже выше указывалось, мысль о походе Владимиру Мономаху вложил Бог, а он привлек уже и других князей на Богоугодное дело - защиту рубежей Отечества. Поэтому идут русские князья благословясь, постом, с молитвой и пением тропарей, а потому "с Божию помощью молитвами святыя Богородица и святыхъ ангелъ възъвратишася Русьстии князи въ свояси съ славою великою къ своимъ людемъ. и ко всимъ странамъ рекуще къ Грекомъ. и Оугромъ. и Ляхомъ. и Чехомъ. дондеже и до Рима преиде на славу Богу всегда и ныня и присно во веки аминь..."(Стлб.273).

Но, как замечает автор "Слова", "то было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!" (С.16).

Игорь Святославич преследует совершенно иные цели: "Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ!"(С.21).

Когда-то, полутора веками ранее, в 1015 г., святые страстотерпцы Борис и Глеб жизнь свою положили, отказавшись от славы мира сего. Ныне же, в 1185 г., Игорь Святославич, движимый тщеславием и гордыней, отправляется в поход ради славы земной. И, как результат Божиего наказания за гордыню, - бесславие, плен: "Ту немци и венедици, ту греци и морава ... кають князя Игоря... Ту Игорь князь выседе изъ седла злата, а въ седло кощиево" (С.18-19) . А для русского войска - гибель: "Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую... Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла" (С.17).

Совершенно очевидно, что праведному походу под предводительством Владимира Мономаха на защиту Русской земли автор "Слова" противопоставляет неправедный поход (славы ради) Игоря Святославича.

Но, к сожалению, Игорь Святославич в своих стремлениях не одинок в русской истории. Не случайно автор вспоминает в "Слове" три смерти, никак не связанные с сюжетом, но по смыслу примыкающие к финалу Игорева похода.

1) "Бориса же Вячеславича слава на судъ (на Божий суд - т.е. на смерть. - А.У.) приведе и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя..." (С.15). По гордыне своей Борис Вячеславич похвалялся выступить один против четырех князей и в результате погиб на "Нежатиной ниве"!

2)"...Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы литовскыя, притрепа славу деду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кроваве траве притрепанъ литовскыми мечи" (С.24).

3) "Не тако ... река Стугна; худу струю имея, ... уношу князю Ростиславу затвори..." (С.29). Юный князь Ростислав Всеволодович утонул на глазах родного брата Владимира Мономаха, когда они бежали от половцев, потерпев поражение под Триполем. Его трагическая гибель была расценена "Киево-Печерским патериком" как наказание за его тщеславие, гордыню и преступление: по его приказу был утоплен старец монастыря блаженный Григорий именно за то, что предсказал князю его смерть.

Князь Ростивлав не счел нужным получить благословение на поход в Киево-Печерском монастыре (Владимир Мономах его получил, а потому и не утонул в Стугне!) и покаяться в содеянном. Игорь осознает свой грех и приносит покаяние (об этом речь еще пойдет ниже), отмеченное в летописи. Но произошедшее покаяние - это обретение Бога. И Господь выводит его из плена: "Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу" (С.27-28).

Проявленное князем раскаяние и смирение привело его и к примирению с Мономаховичами. Именно поэтому Игорь и направляется в Киев, в их Богородичную церковь...

И здесь проявляется еще одна весьма значимая ретроспективная историческая аналогия:

а) смирение и примирение с Олегом Святославичем привело Владимира Мономаха на киевский великокняжеский престол;

б) смирение и примирение с Мономаховичами (Рюриком Ростиславичем и Владимиром Глебовичем) привело Игоря Святославича на княжеский Черниговский престол! Мир настал в Русской земле. Потому-то и "страни ради, гради весели"!



[1]Слово о полку Игореве."ЛП". - М.-Л.,1950. - С.10. В дальнейшем страницы указываются в тексте статьи.
[2]См. обзор этих точек зрения в кн.: Энциклопедия "Слова о полку Игореве". Т.1. - Спб., 1995.- С.201-204.
[3]Кусков В.В. "Исторические аналогии событий и героев в "Слове о полку Игореве" // "Слово о полку Игореве". Комплексные исследования. М.,1988.- С.62-79.
[4]Лихачев Д.С. Слово о походе Игоря Святославича //Слово о полку Игореве."БП".Большая серия. Изд.2-е.Л.,1967.- С.7.
[5]Здесь следует напомнить о родственных связях Всеволода Ярославича с греками - он был женат на византийской принцессе.
[6]См.:Кусков В.В Исторические аналогии событий и героев в "Слове о полку Игореве" .С.69 - 72.
[7]См.:Кусков В.В Исторические аналогии событий и героев в "Слове о полку Игореве". С.71.
[8]См. ПСРЛ.,Т.2. - М., 1998.- Стлб.289.
[9]Здесь нет возможности дать аргументацию по датировке "Слова о полку Игореве", однако можно заметить, что автор знает о вокняжении Игоря Святославича в Чернигове после смерти в 1198 г. Ярослава Всеволодовича, когда Игорь и стал главой Ольговичей.
[10]ПСРЛ, Т.2.- Стлб.236. Долее столбцы указываются в тексте.
[11]Робинсон А.Н. Солнечная символика в "Слове о полку Игореве" //"Слово о полку Игореве".Памятники литературы и искусства XI - XVII веков. - М.,1978. - С.16 и др.
[12]См. карту-приложение "Схiдна Європа до кiнця XIII ст. за Лiтописом руським" // Лiтопис руський. К.,1989.
[13]См. об этом: Ужанков А.Н."Слово о полку Игореве" (К интерпретации авторской идеи произведения) // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы 2000 г. - М., 2000.- С.442-452; Кожевников В.А. Игореви князю Богъ путь кажетъ (К проблеме главной идеи "Слова о полку Игореве") // Там же.- С.452-463.
[14]См. например, "Послание к римлянам" апостола Павла: " ...Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (13; 1-2).
[15]Памятники литературы Древней Руси. XIII век. - М., 1981. - С.426.



Смотри также:

Документы истории:




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU