С конца ХIV века обрушилось на Болгарию неизмеримое бедствие. В наши дни следы жестокого страдания христиан на Балканском полуострове почти залечены. Историческую память о мученичестве нашего народа доныне вызывают полуразрушенные, запустелые церкви... Говорить в наше время о болгарских новомучениках - даже непривычно. Века сокрыли их имена. Дошедшие же до нас сведения отрывочны и очень скудны. Странно, но по-видимому и мы, их потомки, не дорожим ими. Сколько тех, кто понимает высокое значение мучеников в Христовой Церкви - а ведь кровь мучеников есть семя веры, по слову древнего автора. И сколько из нас может назвать себя сейчас мучениколюбцами!
[Поместные Православные Церкви / Иерусалимская / История / Исторический экскурс]
С завоеванием арабами Палестины для Иерусалимской Церкви начался новый исторический период, ознаменовавшийся полной политической властью иноверцев. В первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было достаточно благоприятным, ибо халиф Омар I вошел в Иерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник. Заключив с Иерусалимским патриархом Софронием договор, на основании которого в последствии определялись отношения арабского халифата к христианам Палестины, Омар закрепил за Православной Церковью Святые Места, храмы, монастыри и жилища христиан.
[Поместные Православные Церкви / Иерусалимская / Персоналии / Современные церковные деятели]
Священная история началась и будет иметь свое завершение в Иерусалиме. Об этом говорит нам Священное Писание, Апокалипсис. Не секрет, что Святая Земля в своих святынях имеет неразрывную связь как с Ветхим Заветом и пророками, так и с Новым Заветом, с личностью, жизнью и учением Христа, и важнейшим являются здесь Голгофа - место Его Распятия, Гроб Господень - место Его Воскресения, находящиеся под одним куполом.