|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Документы истории
|
|||||||||||||||||
Исторический путь Православия в Латвии. X - начало XX века.
Первые сведения о Православии в Латвии относятся к X веку. Латышские племена, стоявшие на довольно высокой ступени культуры того времени, находились в оживленных торгово-политических сношениях с соседними славянскими племенами – кривичами, северянами и другими. Латвийская земля, расположенная при море и лежащая на водном пути "из варяг в греки", всегда привлекала внимание славян как мост для торговых сношений с Западной Европой. Латышские племена X-XI веков были еще языческими. Между тем славяне, объединяясь в отдельные княжества, приняли в 988 году христианство из Византии, быстро распространившееся по русской земле. Русские купцы везли с собой не только богатые товары. С ними приезжали православные священники, впервые познакомившие местное население с христианством. В своих торговых пунктах славяне ставили церкви, которые посещались торговыми людьми и местным населением. Так, в описании разрушения Герсики (Ерсики) немцами Хроника Генриха Латыша говорит, что войска "взяли из церквей колокола и иконы и прочие вещи, и серебро, и золото во множестве и с собою забрали"[1]. Отсюда видно, что в Герсике была не одна, а несколько православных церквей и притом богатых.
Таким образом, Православие было первым из христианских исповеданий, распространившихся в Прибалтике; причем местное население восприняло Православие не в силу какого-нибудь принуждения, а совершенно свободно, по влечению своего сердца и ума. Это подтверждает и Хроника Генриха Латыша, отмечающая терпимость полоцких князей к религиозным верованиям латышских племен. Можно было думать, что при таком дальнейшем мирном распространении Православия оно охватит всю Прибалтику и здесь окончательно укрепится, но колесо истории повернулось. В конце XII века у берегов Балтийского моря и в устье Даугавы в который раз появляются немцы-крестоносцы. С крестом в одной руке и с мечом в другой начинают они завоевание латышских племен, насильственно насаждая католичество. Для Православия наступают печальные времена, под агрессивным напором католических миссионеров оно вынуждено было отступить.
Много скорбей принес дух вероисповедной нетерпимости со стороны немцев-завоевателей. Так, в 1472 году в г. Юрьеве (Тарту) фанатичные немецкие власти схватили пресвитера Исидора с 72 прихожанами во время крещенского водосвятия и бросили их под лед. Немало пришлось претерпеть православным и от иезуитов, но первые семена Православия не пропали, оно по-прежнему привлекало сердца народов, населяющих современную Латвию. И, милостью Божией, после присоединения в 1721 году к России Риги и всей так называемой шведской Ливонии (теперешние Видземе и Эстония) для Православия наступают лучшие времена. Если только слово "лучшие" применимо к тем трудностям, с которыми сталкивались исповедники Православия на этой земле, где богатые немецкие землевладельцы старались любой ценой удержать в своих руках всю политическую и экономическую власть над регионом. Н. Левицкий пишет: "В 1864 году остзейский генерал-суперинтендант Вальтер в своей речи членам дворянского Ландтага говорил: "Благородные лифляндские рыцари и землевладельцы, не забывайте ни на минуту и помните крепко, что вы – протестанты по религии и немцы по национальности! В вашей стране господствующей церковью должна быть только церковь протестантская, а господствующей народностью – только народность немецкая! Между вами нет ни эстов, ни латышей, ни шведов, ни ливов, ни русских. В Лифляндии могут и должны быть только немцы"[3]. Бедные латышские земледельцы изнемогали под многовековой зависимостью немецких феодалов. Официальным языком общения немецких господ с латышскими крестьянами был немецкий. Латыши были белыми рабами, не имеющими ни политических, ни экономических, ни национальных прав, ни свободы вероисповедания. "До появления Православия в Латвии всегда наблюдалась следующая картина: замок, церковь, столб позора – виселица и церковный трактир. Это соединение несовместимого можно было наблюдать только в Латвии"[4], – писал Иоанн (Поммер). Измученному, пребывающему в сени смертной народу Православная Церковь указала путь к возрождению, к национальному и духовному освобожден
Эта печальная история окончилась оклеветанием и изгнанием из Риги епископа Иринарха и варварской расправой над перешедшими в Православие латышами. Но несмотря на учиненную немцами жестокую расправу, латыши не оставляли надежды перейти в "русскую веру".
Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников.
Первая мировая война открыла новые драматические страницы истории Православия в Латвии. Были эвакуированы Духовная семинария и училище, их воспитанники, часть духовенства. Даже правящий архиерей Иоанн (Смирнов) был вынужден вместе с епархиальными учреждениями эвакуироваться в Тарту, откуда и руководил епархией. 20 ноября 1917 года владыка Иоанн был переведен на Рязанскую кафедру, а 31 декабря 1917 года состоялась хиротония священника Павла Кульбуша во епископа Ревельского (Таллинского) с наречением имени Платона. Епископ Платон был арестован и в ночь с 14 на 15 января 1919 года расстрелян отступавшими большевиками.
Но Господь призрел на разоренный виноградник, который насадила Его рука, и послал народу пастыря "собрать расточенное и взыскать погибшее". Православным христианам Латвии был дарован архипастырь, воистину ставший светильником горящим и послуживший всей жизнью своей спасению вверенной ему паствы.
Господь благословил труды архиепископа Иоанна, и сегодня Православная Церковь Латвии в тесном духовном единстве с Русской Православной Церковью возносит свои молитвы к Престолу Господа Славы, звонят ее колокола, открыты для верующих двери ее храмов, молятся о стране и о всем мире насельницы Рижского женского монастыря и приносится ежедневная бескровная Жертва в ее алтарях. Милостью Божией и спасительным промыслом Его, Православная Церковь Латвии, изолированная от безбожного большевистского строя в самые страшные годы гонений, устояла, сохранила свои святыни и дала плоды. За свои великие труды на благо Святой Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер) был удостоен Господом мученического конца и восприял на Небесах венец славы. Ныне архиепископ Иоанн, пребывающий пред престолом Всевышнего, возносит молитвы за свою маленькую Родину Латвию и за Великую Русь. [1] Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за 100 лет (1836-1936). Даугавпилс, 1936, c. 5. [2] Там же, с. 6. [3] Левитский Н. Преосвященный Филарет Гумилевский. Санкт-Петербург, 1911. [4] Архиепископ Иоанн (Поммер). Защита веры и Православной Церкви. Rīgas un visas Latvijas Arhibīskaps Jānis / Sast. J. Kalniņš. R., 1993. I daļa, с. 82. [5] Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за 100 лет, с. 19.
Глава "Исторический путь Православия в Латвии." из книги "Колокол на башне вечевой. Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)", Москва, изд-во Сретенского монастыря, 2005. 27 / 07 / 2005 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Педагогика в пустыни Жить на Земле, как потом на Небе Былой России чекан. Часть 2 Севастополь – Афины Былой России чекан Победит добрейший «В Австралии мы остаемся русскими» «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня» Русский о русских Бизнес и нравственность «Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…» «Жить так, чтобы не ранить другого человека» |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |