Русская Православная Церковь XX век 1
октября
1925 1–10 октября — Обновленцы провели в
Москве, в «3-м Доме Советов» «Третий поместный собор на территории
СССР».
Это было последнее событие такого масштаба в истории
обновленчества. На «соборе» присутствовало 334 делегата с решающим
голосом, в том числе 106 архиереев. Председателем единогласно
избрали «митрополита Ленинградского» Вениамина (Муратовского).
Участвовал в деяниях лжесобора и представитель Константинопольского
патриарха архимандрит Василий (Димопуло). В программе «собора»
стояли следующие темы: о мире в Церкви, о церковном благоустроении,
об участии Русской Церкви во Вселенском Соборе, о выборе высшего
органа церковного управления.
В своем вступительном докладе, открывающем «собор», Александр
Введенский огласил заведомо ложное письмо «епископа» Николая
Соловья о том, что будто бы в мае 1924 г. патриарх Тихон и
митрополит Петр послали с ним благословение в Париж великому князю
Кириллу Владимировичу на занятие царского престола. Введенский
обвинил местоблюстителя в содружестве с белогвардейским
политическим центром и этим отрезал возможность для переговоров.
Большинство членов «собора», поверив услышанному, было потрясено
таким сообщением и крушением надежд установить мир в Церкви. Но
часть делегатов по-прежнему считала необходимым начать переговоры.
Всеобщее внимание привлекло выступление ленинградского священника
Василия Запольского: «Мое предложение кратко: ...немедленно перейти
к обсуждению мер к скорейшей ликвидации нашей церковной распри, ибо
я убежден, что без мира церковного и без генеральной чистки в
обновленчестве вся дальнейшая работа и труды Собора будут
совершенно напрасны: никаких реформ мы провести не сможем и только
будем свидетелями нового массового отхода от нас верующего народа и
целого ряда обновленческих церквей».
После дискуссии «собор» принял постановление по докладу
Введенского и воззвание, резко осуждавшее Патриархию и ее
деятельность. В резолюции «собора» говорилось: «Собор констатирует
непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви
грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой
тихоновщины».
Торопя гражданские власти скорее разрушить патриаршее
управление, требуя от ГПУ как можно скорее уничтожить митрополита
Петра, обновленцы дали (с публикацией в прессе) такую
характеристику первоиерарха Русской Православной Церкви:
«заматерелый бюрократ саблеровского издания, который не забыл
старых методов церковного управления. Он опирается на людей,
органически связанных со старым строем, недовольных революцией:
бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с
современной властью».
«Собор» подтвердил равнозначность безбрачного и брачного
епископата, однако поставление последнего замедлилось и стало
проводиться очень осторожно; было разрешено и второбрачие, но уже с
оговоркой — «с особой осмотрительностью, с согласия местной
паствы». Стало одобряться использование старого стиля в
богослужениях. В прениях некоторые выступали против этих
отступлений от «собора» 1923 г., но даже один из основных идеологов
обновленчества протоиерей Александр Боярский одобрил осторожную
тактику, считая ее соответствующей текущему моменту. Наконец, было
принято «Положение об управлении Российской Православной Церкви»,
предусматривавшее создание митрополий, объединяющих не менее трех
епархий, определявшее порядок выборов епархиальных управлений,
настоятелей храмов и т. д.
Значительное место в программе «собора» отводилось обсуждению
участия «Русской Церкви» в планируемом Вселенском Соборе. Делегацию
от «Русской Церкви» из обновленцев, должен был возглавить
«митрополит» Вениамин (Муратовский).
На «соборе» были приняты постановления, отменившие созыв Соборов
в дальнейшем и передавшие всю полноту власти синоду навечно.
Лжесобор признал автокефалию Украинской Церкви, самочинно
провозглашенную украинскими обновленцами. На последнем заседании
был избран многочисленный синод из 35 церковных деятелей во главе с
«митрополитом» Вениамином (Муратовским).
1962 — Заместитель председателя Совета по
делам Русской Православной Церкви подготовил проект постановления
для ЦК КПСС, которое и было принято 10 октября за № 58/30 в
следующей формулировке: «Разрешить Совету по делам Русской
Православной Церкви дать согласие Московской Патриархии принять
приглашение и направить на Второй Ватиканский Собор в качестве
наблюдателей Борового В. М., Котлярова В. С., Соколовского П. С. и
одного переводчика на все время работы Собора».
В тот же день состоялось заседание Священного Синода Русской
Православной Церкви, который, получив 4 октября официальное
приглашение на Собор, посланное кардиналом Беа, решил направить на
Второй Ватиканский Собор своих наблюдателей — протоиерея Виталия
Борового и архимандрита Владимира (Котлярова).
Двумя днями раньше прозвучал официальный отказ
Константинопольского Синода от посылки своих наблюдателей на Собор.
Пребывание наших наблюдателей в Вечном городе было сопряжено со
многими трудностями и скорбями. Вовлеченная властью в очередной
круговорот, Русская Церковь сделала все возможное, чтобы
противостоять буре и со стороны государства, и со стороны Рима и
Константинополя.
1990 — Состоялось заседание Священного
Синода.
Были утверждены вопросы, выносимые на рассмотрение Архиерейского
Собора, который решено провести 25—27 октября 1990 г. в
Свято-Даниловом монастыре:
1) Просьба Украинской Православной Церкви о расширении ее
самостоятельности и самоуправлении.
2) Образование раскольнических приходов на канонической
территории Московского Патриархата.
3) Положение Русской Православной Церкви в свете нового
законодательства.
Синод утвердил состав синодальной комиссии по возрождению
религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.
1991 — Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II с сопровождавшими его лицами нанес визит
предстоятелю Коптской Церкви Шенуде III.
Высокому гостю был оказан сердечный прием.
В тот же день предстоятелей Александрийской и Русской
Православных Церквей принял Президент Арабской Республики Египет
Хосни Мубарак.
Во время встреч и бесед двух патриархов было подчеркнуто
значение братских связей между Русской и Коптской Церквами,
необходимость укрепления всеправославного единства и
сотрудничества. Со стороны Блаженнейшего предстоятеля святой
Александрийской Церкви Папы и Патриарха Парфения III была выражена
солидарность с братской Русской Православной Церковью в ее усилиях
по преодолению расколов на канонической территории Московского
Патриархата, а также в ограждении православной паствы от
посягательств на нее униатов и представителей иных конфессий,
практикующих прозелитизм.
Предстоятель Русской Православной Церкви и сопровождавшие его
лица ознакомились с достопримечательностями Александрии и
Каира.
Октябрь — В 93 епархиях Русской Православной Церкви действовало
более 12 тыс. приходов, 117 монастырей, 2 духовные академии, 7
духовных семинарий, 12 духовных училищ, 4 регентские школы, 1
аспирантура.
Быстрый рост числа приходов вызвал острую нехватку духовенства.
На названное число приходов имелось ок. 10 тыс. священников и
диаконов, поэтому в среднем в 20 из каждых 100 храмов богослужения
совершались нерегулярно.
1999 1 — 3 октября — Святейший Патриарх Алексий
IІ находился с архипастырским визитом в Пензе.
1 октября патриарх совершил молебен перед чудотворной Казанской
иконой Божией Матери в храме во имя святителя Митрофана
Воронежского.
29 / 09 / 2006
|