|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Гость сайта
|
|||||||
«Важнейшее из искусств»Интервью с одним из создателей фильма "Под Солнцем" Василием Яцкиным
Сериал «Под Солнцем» создавался с намерением поговорить с невоцерковлёнными людьми, в первую очередь, с молодёжью, о том, как гибельно жить без веры в Бога. Уже первый фильм получил награды Министерства культуры, Миссионерского отдела МП РПЦ, Киевского и Московского православных фестивалей как «лучший патриотический проект года». Ниже мы публикуем интерьвью с одним из создателей фильма, режиссером Василием Яцкиным
- Как отметил владыка Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, «фильм вызывает отклик у самой широкой аудитории и заставляет задуматься о духовном смысле нашей жизни». Создатели заранее рассчитывали на этот эффект? - Схиигумен Илий из Оптиной Пустыни, благословляя нас на съемки, указал именно на то, чтобы создавая «Под Солнцем», мы искали путь к людям, живущим вне Церкви. К сожалению, сегодня православные фильмы, в основном, создаются в утешение самим православным. Их часто невозможно показать далёкому от церкви народу, тем более молодёжи. - Соглашусь с Вами. В православных документальных фильмах, которые сегодня продаются в церковных лавках и на православных ярмарках часто мы видим медлительный рассказ, отсутствие драматургии, поток непонятных церковнославянских слов... - Не понятны не только и не столько церковнославянские слова. Даже слово «любовь» неверующие люди трактуют иначе. Выступая после показа фильма перед молодёжью, я иногда спрашиваю, знают ли зрители, чем Любовь отличается от влюблённости. Как правило, на ответ рассчитывать не приходится. - Теперь Вы имеете опыт общения с самой разнообразной аудиторией. Какие подходы удалось найти к людям, далёким от веры? - Во-первых, нужно ясно понимать, что Бог приводит людей к Себе и даёт веру, а не художник и не проповедник. И второе – предельная искренность в общении. Положим, рассказываешь о жизни человека, который без веры погибал, а обретя веру – ожил, о том, как сам без веры чуть не погиб. Сразу это могут не понять и не принять. Однако мысль заронится. И когда-нибудь всплывёт. Главное – заронить. Иногда после показа «Под Солнцем» диалог со зрителями затягивается на 2-3 часа. Задают самые разные вопросы. О музыке, о воспитании детей, об истории, о загробной жизни.
- Так о чём же повествует нам первый фильм сериала, который имеет такое интригующее название «Благословение или проклятие»? - Если кратко, это фильм о войне добра и зла за души людей. О том вызове, который стоит перед «всяким человеком, грядущим в мир». Мы ставим вопрос: почему человеческий талант в иных случаях становится благословением, а в иных – оборачивается проклятием? Кроме того, мы стремимся показать, как важно уберечь детей от негативного влияния улицы, от наркотиков, хотим побудить людей к критическому осмыслению феноменов агрессивной молодёжной субкультуры. - Знаю, что Вы не любите этот вопрос, но все-таки: почему в качестве одного из героев фильма был выбран Курт Кобейн? Необычный герой для разговора о вере, неправда ли? - Думаю, самый подходящий. Курт – яркий пример жертвы той идеологии, которая порождает популярные в современном мире «цели» и «смыслы» жизни. Сын автослесаря и домохозяйки из глубокой американской провинции, он «взял от жизни всё» – мировую славу, богатство, красавицу-жену, чудную дочку – и в возрасте двадцати семи лет в состоянии глубокой депрессии покончил с собой! Это ли не вопиющий пример «духовного банкротства»? Это ли не свидетельство того, что творческие душевные силы человека оказались инвестированными в миражи? - Известно, что Россия занимает сегодня первое место по числу самоубийств среди молодёжи. Психологи считают, это происходит оттого, что молодые особенно остро чувствуют бессмысленность жизни в мире, где главное - деньги.
Мы не предполагали, что наш сериал заденет эту страшную проблему - самоубийства среди нашей молодёжи. Однако после просмотра фильма в разных городах ко мне стали подходить некоторые юноши и девушки и признаваться, что их посещает желание покончить с собой. Тогда я специально в обсуждении фильма начал делать акцент на этой теме. Монах в фильме говорит героине Полине Осетинской о том, что «самоубийство - это самый страшный грех перед Богом и что эти мысли внушают бесы». - В фильме есть и демонический персонаж – некий Черный Человек. - Через этот персонаж удается объяснить, что подобные ему незримые твари и внушают людям греховные мысли. Главное, что власть они получают только над теми, кто теряет связь с Богом. Однажды в классе меня внимательно слушал паренёк. Он был весь бледный и тихий. Потом учительница подошла ко мне и сказала: «Он вообще-то у нас хулиган. А тут сидел не шелохнувшись. Это потому, что тема суицида его напрямую касается - у него уже две попытки были... Спасибо за ваш фильм. Теперь он, даст Бог, иначе взглянет на происходящее с ним». - Но молодёжи и открыться взрослым сейчас тяжело. Попытаешься что-то объяснить им, а в ответ можно услышать: «Не надо меня лечить»! С вами такого не случалось? - Сегодня конфликт отцов и детей разжигается целенаправленно, чтобы уничтожить преемственность, воспитать идеальных потребителей, которыми будет легко управлять. Но, как бы шоу-бизнес и молодежные субкультуры ни подогревали неприязнь к родителям, как бы ни культивировали цинизм по отношению к святым вещам, боль в душе молодых не затихает. На встречах со старшеклассниками я вижу, как им хочется поговорить серьёзно о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге. Но часто бывает не с кем. И в этом виноваты мы, православные. Когда Христос увещевает: «накормите голодного», «напоите жаждущего», «посетите сидящего в темнице» – думаю, Он говорит не только о материальном. Сегодня многие наши ближние сидят в «темнице благ» современной цивилизации, куда не проникает свет Истины, голодные от нехватки духовной пищи – Слова Божьего, жаждущие, целебной влаги – веры. А мы, православные, замыкаемся в жизни своего прихода, своей семьи, не несём Благой Вести нашим соотечественникам. Среди них 90% официально называют себя православными, но кроме Крещения ни в одном из таинств Церкви так, порой, и не участвовали. - Церковь сейчас обвиняют в отсутствии активности, а ведь далеко не в каждое учреждение сегодня пускают с проповедью. - В том-то и дело. Потому мы и снимали «Под Солнцем» как светский фильм без прямой проповеди Православия, без появления на экране батюшки, чтобы можно было проникнуть туда, где священника с проповедью могут и не пустить. Только дети в конце нашего фильма напрямую говорят о Христе. - Но в фильме есть некоторая недоговоренность. Может быть, старшеклассникам в нём не всё всегда ясно и понятно? Во-первых, это только первая серия, а значит, это всего лишь пролог к серьёзному разговору. Кроме того, секрет действенной проповеди как раз и состоит в умении воздерживаться от окончательных объяснений. Нужно сосредоточиться на том, чтобы только спровоцировать некий процесс духовного поиска. Если без труда, без интеллектуального и творческого усилия всё будет понятно, вот тогда-то и будет сказано упомянутое Вами «не нужно меня лечить!». Помню, как в Боровске ко мне подошла девушка и поблагодарила за то, что фильм не «давит», не навязывает, а показывает, куда ведет один путь, а куда другой. Не стоит и подстраиваться под тот или иной стиль «молодёжной» манеры общения, в котором сокровенное профанируется. Излишняя упрощённость и доступность отбивает вкус к сложности, отучает людей думать. Единственное, на чем мы настаиваем, это то, чтобы наш фильм был показан в хорошем качестве, желательно на экране. - Молодёжь ощутила вкус к качеству звука и изображения после «Титаника» и «Матрицы»? - Кино – это искусство. И его воздействие зависит от качества. Звукоряд фильма построен на контрасте той музыки, которую исполнял Кобейн, и музыки Баха. Поместив рядом музыку бунтаря-панка и гения-христианина, мы сами не ожидали, насколько сильный эффект это произведет. Не стоит недооценивать проповедь через произведения искусства, в частности, через кино. - А каких героев мы встретим в остальных ваших фильмах? О чём будут дальнейшие серии «Под Солнцем»? - Во второй серии мы поговорим о нашей связи с предками, с Родиной и о проблеме глобализации. Герои этой серии – руководители и участники фольклорных ансамблей "Веретёнце", "Сирин", "Измайловская слобода", которые уже четверть века собирают по деревням старинные песни, духовные стихи и сказания. Тема третьей серии – шоу-бизнес и классическая музыка, которую представляют великие музыканты: дирижер Евгений Колобов, виолончелист - Александр Князев и канадский пианист Глен Гульд. В четвертой серии мы расскажем об интересном и неожиданном открытии, которое было сделано в ходе съемок. Дабы сохранить интригу, скажу пока только то, что оно связано с величайшим русским святым, преставившимся в Америке, которого называли «Серафимом Саровским XX века». - Скажите, как связаться с Вами тем, кому хотелось бы увидеть «Под Солнцем» или устроить показ фильма с последующим обсуждением? - Можно позвонить в нашу студию «Киноконтакт» (095) 147-64-15, 147-45-27. Или послать сообщение по электронной почте на адрес kinocontact@mail.ru С В.Яцкиным беседовал Алексей Морозов
26 / 05 / 2005 |
Также в этом разделе:
Педагогика в пустыни Жить на Земле, как потом на Небе Былой России чекан. Часть 2 Севастополь – Афины Былой России чекан Победит добрейший «В Австралии мы остаемся русскими» «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня» Русский о русских Бизнес и нравственность «Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…» «Жить так, чтобы не ранить другого человека» |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |