«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Беседа с профессором А.И. Осиповым

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

    

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы захвачены чепухой и безумием» «Мы захвачены чепухой и безумием»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Мы захвачены чепухой и безумием» «Мы захвачены чепухой и безумием»
Схиархимандрит Иоаким (Парр) о миссии и монашестве в мегаполисе
Мир умирает, а мы его убиваем, потому что у нас есть Истина, есть Христос, но мы в это не веруем, а раз так, то и люди не видят Христа в мире.
Жизнь без подпорок, <br>или Зачем класть астры в чай Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

Ксения Манякова
Жизнь без подпорок, <br>или Зачем класть астры в чай Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

Ксения Манякова
Не абсурдно ли, помолившись святому, тут же идти привязывать ленточку на дерево, чтобы «желание сбылось»? Подобных суеверий даже у воцерковленных людей немало!
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
Комментарии
Алла 2 сентября 2021, 19:34
Суббота - Это не формальность, которой мы подменяем заповедь! ведь суббота, это и есть заповедь Божья! И её нужно исполнять и святить из любви и уважения к Богу. Суббота это Не суеверие, а истинное постановление Божие от самого сотворения мира! Всё хорошо в статье написали, очень понравилось, но о субботе поразмышляйте ещё, читая Библию. Спасибо!
Наталья Борджакова25 июля 2016, 09:49
Спаси, Господи.
Как же хорошо рассказано и истолковано. Простым, доступным языком, без величия и учительского наставления.
Легко стало, будто душ для души )
Спасибо.
Юлия16 марта 2016, 17:41
Здравствуйте всем. Вот и я пострадала от суеверия и лжепрограмм. В свое время насмотрелась "Битвы экстрасенсов", а потом, так получилось, что купили квартиру с "прошлым" (соседи добрые рассказали о несчастном случае или суициде в нашей квартире). Вот я и зациклилась. Сразу страшно стало, образы и мысли, навеянные передачей, о разной плохой энергетике полезли в голову. К сожалению дошла до кардионевроза.... Вот как бывает :( И рада бы выбросить все из головы, но не просто это для меня...
Денис13 марта 2016, 17:04
Спасибо дорогому Алексею Ильичу за просветительский труд! В свое время меня тоже Господь привел к вере через лекции Алексея Ильича. Да, не зря сокрушались Отцы, что русский народ в большинстве своем не знает своей веры православной, все как-то обрядность на первом месте, которая, увы, часто приводит к фарисейству (несмь якоже прочии человецы).
Татьяна Иванова13 марта 2016, 01:58
Благодарю Господа за то, что в начале воцерковления оказалась на лекции Алексея Ильича как раз на подобную тему, где уважаемый профессор все доступно и четко объяснил, очень помогло! Спасибо журналисту и редакции!
Игорь, Киев11 марта 2016, 12:42
Благодарность порталу Православие.ру за сотрудничество с Алексеем Ильичом. Учение святых Отцов и опыт духовной жизни звучат в каждом слове проф.Осипова.Спаси Христос.
Иван11 марта 2016, 00:48
Спасибо огромное! Алексей Ильич и Никита, пожалуйста не останавливайтесь, не бросайте нас.
Лия10 марта 2016, 09:01
У нас народ очень склонен к суеверию и обрядоверию. И все эти масленицы только подогревают языческие чувства. Когда пытаешься объяснить, то выглядишь как нудный морализатор. Советская власть пыталась приглушить это образованием. Но изжить склонность к язычеству в нашем народе по-моему вообще невозможно. И недоброжелатели этим пользуются.
Yekaterina Kartasheva10 марта 2016, 00:21
Наконец-то начали говорить о суевериях. Ведь проблема огромна. Сколько людей увлекаются суевериями, магизмом, колдовством, гаданиями. Это же такой грех! И такая беда! Публикуйте больше материала по этим темам, пожалуйста
Лариса Воронина 9 марта 2016, 16:20
Тот факт, что Алексея Ильича снова стали публиковать на данном сайте, это уже пусть маленькая, но - победа. У него много рабочего материала, где всё настолько доходчиво разложено по полочкам, что вопросов не остаётся. Случись встреча, я бы даже не знала, о чём спрашивать - всё необходимое развёрнуто изложено в книгах, лекциях, вопросах-ответах. Плюс, у Осипова часто звучат рекомендации, каких Отцов читать мирянам, чтоб ум за разум не зашёл. Спасибо ещё раз!
Иннокентий 9 марта 2016, 15:43
Суеверия некоторым людям помогают справиться с тревогой: "Если я сделаю так, и не сделаю так, тогда всё будет хорошо". Возможно поэтому суеверия такие живучие. При таком рассмотрении суеверие потому грех, что мы надеемся на какие-то силы, которые контролируют и управляют нашей жизнью, а не на Бога.
Татьяна 9 марта 2016, 13:35
"Как бороться со страхами " Основа этих страхов - инстинкт самосохранения, доведенный до крайности. Инстинкт, который холят, развивают, потакают ему. Вот, другой инстинкт - размножения, обычно сдерживается людьми, сдерживается нормами поведения и морали. А этот тоже основной, без него человечество не выживет, но если его не сдерживать верой в Бога, тогда и получается, как говорит Алексей Ильич - грех.
Погорелов Юрий 9 марта 2016, 12:59
Прекрасная трезвая статья. Подача текста хороша: коротко и на одну тему.
Л.К. 9 марта 2016, 12:50
Для меня очень важно, что Алексей Ильич - такой же мирянин как мы. Это доказывает, что Истина доступна каждому, а не просто посвящённому кругу лиц. Его всегда можно посоветовать послушать другим людям. Слово священника не каждый способен воспринимать объективно, но из моих знакомых еще никто не отказывался послушать профессора.
Лариса Воронина 9 марта 2016, 11:28
По поводу масленицы: каждый год напоминаю знакомым, что это неделя о Страшном суде. Пока «пробить» брешь не удаётся. Зовут в разгул, искренне считая, что это церковное мероприятие. Ярмарки куда ни шло, дело полезное. А вот сжигание чучела зимы посреди бухты, а после этого – лазерное шоу. Как по мне, так это перебор! На приходах тоже какие-то спектакли ставят, в общем, популяризируемся как можем… Рада, что Редакция прояснила вопросы с Алексеем Ильичом и стали публиковать его на сайте. Мне в своё время его лекции посоветовал священник. Даже не просто порекомендовал, а поймал меня после службы (на исповеди у меня была полная каша в голове) и дал диск с лекциями, и я за это очень благодарна! Если бы не Осипов А.И. и тот батюшка, для меня до сих пор Церковь была бы местом, где ставят свечки на желание, а болезнь случается от сглаза. Интересующимся глубже с радостью рекомендую официальный сайт А.И., сейчас он исправно работает. Уверена, что не только общие темы, но и апологетика, и сравнительное богословие будут интересны и полезны всем слушателям.
ТАТИАНА17 8 марта 2016, 16:59
Может быть,мой рассказ кому-то поможет.В прошлом году у моего мужа случился сложнейший инфаркт.Решение врачей было однозначным:только операция может продлить жизнь.Супруг мой колебался:"может,мне уже пора?" После всех нелегких "семейных дебатов" решили оперироваться.И операцию назначают на 13 марта 2015г.(пятница).8человек в Федеральном кардиологическом центре (у которых те же показания)отказываются(у всех стоят иконки на тумбочках).А у нас с мужем одно на двоих:как Бог даст!День операции.В семь утра пришла в Храм и молюсь,молюсь Господу нашему Христу!А потом происходит необъяснимое.С почти закрытыми опухшими глазами я ОКАЗАЛАСЬ перед иконой Преподобного Серафима Соровского!А в голове молотком стучит :"СЕРАФИМУШКА,РАДОСТЬ МОЯ,ХРИСТОС ВОСКРЕС!".Экстаза не было,было НАПОЛНЕНИЕ!Я даже не поняла как пролетели 7часов.Оперировать начали в 9 утра,а закончили в четыре часа дня.Хирург позвонил:"операция прошла успешно,БЛАГОДАРИТЕ БОГА".А я благодарю и Бога, и врачей (пусть пошлет им Господь здоровья).А то,что я пережила перед ЛИКОМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО,пусть останется со мной навсегда.
Дорогие мои,не верьте никаким приметам! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!
Анна 8 марта 2016, 14:33
Большое спасибо за такую нужную статью. Иногда читаешь как "легко" все желания исполняются, надо только съездить куда-нибудь, постоять несколько часов в очереди к святому и всё будет хорошо. А как же терпение скорбей? А как же вера, что на всё воля Господа? Постоянно встречаюсь с таким суеверием в храме, побольше бы таких пояснительных статей.
Александр Калашников 8 марта 2016, 14:29
Мне когда-то повезло. Объяснил сынку о суевериях ну прямо-таки лучше не бывает.
Не я, конечно, но как бы типа я, отец.

Идем мы с ним, кстати, в храм, бежит нам на встречу стройненькая черная кошечка.
Сын у меня и спросил насчет черной кошки, бегущей через дорогу.
Я ему типа "Топай-топай...".

Он засмотрелся на кошку и шмякнулся в лужу.
Хорошо, что еще снег лежал. Отчистил его снежком. Пошли дальше.

Спрашиваю: "Понял насчет кошки?".
Отвечает: "Понял. Засмотрелся на нее, а надо было под ноги смотреть."

После этого он все "приметы" через этот случай рассматривает.

Милостив Господь к детям. Мягко учит.
ТАТИАНА17 8 марта 2016, 14:29
Алексей Ильич,только не молчите!!!Просвещайте нас,невежд дремучих!Сколько раз убеждалась,что
"молчание - золото" это не Ваш случай.Пусть Господь дает Вам силы на Ваше СЛУЖЕНИЕ.
юля 8 марта 2016, 14:14
спасибо. Пишире еще, пожалуйста. Очень трезво.
Надежда 8 марта 2016, 10:03
Огромное Спасибо за статью!!! Очень доходчиво все. Как для меня человека недавно пришедшего в веру в статье все понятно. Правельно сказал профессор А.И. Осипов :"Объяснять надо". Еще раз Спасибо!
Алексей Уткин 8 марта 2016, 08:37
Спаси Господи.
Елена 8 марта 2016, 07:33
Спасибо, Алексей Ильич! Спасибо Никита! Как всё просто и понятно, и на душе становится легче от Ваших бесед. Храни Вас Бог!
Иван Х. 8 марта 2016, 07:20
Опять буду ворчать насчёт съёмки. Видео снято шикарно, но несколько ошибок не позволят ему сделать своё дело: объяснить массе верующих о вреде суеверия. 1.Широкий зритель не знает, кто такой Алексей Ильич и совершенно не готов к его медленной, многословной манере говорить, используя много сложных слов и сравнений, особенно в начале. 2.23 минуты видео! Откройте глаза! Кто будет смотреть такие продолжительные ролики? 3.Оператор и режиссёр монтажа всеми силами пытаются придать видео динамики и смотрибельности. Но монтажный метр не соответствует темпу речи, как гостя, так и интервьюера. Поэтому зритель будет быстро уставать от визуального ряда. Второй побочный эффект такого мелькания: сложнее запомнить мысли. Что делать? 1.Поставить чёткую цель: работать для зрителя, как талантливый педагог для ученика. 2.Писать сценарий и обсуждать его заранее. Я понимаю, что заслуги и уважение к гостям будет мешать этому, но главное - цель, а не придворные тонкости. 3.Исследовать обратную связь. Достигает ли наш труд Целевой Аудитории? Делать выводы и работать над ошибками. Это огромный труд, который нужно поднять. Иначе данные видео сюжеты так и останутся красивыми дорогими клипами, которые посмотрят только пара тысяч священников, семинаристов и поклонников творчества профессора. Но ведь их снимают не для этого?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×